Система оценивания знаний школьников
статья по теме
В статье раскрывается проблема оценивания деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenkak.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания знаний школьников
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Поэтому важность эффективного обучения в современном обществе неоспорима. Современная школа призвана создать комфортные условия для учащихся. Проблема оценивания знаний и стремление учащихся к знаниям особенно актуальна сегодня, когда радикальные перемены охватили всё общество. Не бывает двух одинаковых ответов, как нет двух абсолютно одинаковых детей. Учителю зачастую трудно быть объективным. Проблема оценивания деятельности учащихся была и будет всегда актуальной. В свете усиления субъектной позиции учащихся в собственном образовании, помимо стандартных оценок, всё большее распространение получают альтернативные формы оценивания деятельности ученика, такие, как портфолио, рейтинг, а также самооценка. Вопросу изучения самооценки посвящено немало исследований в психологии и педагогике (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Липкина и др.), но этого всё равно недостаточно.
Между тем психологи отмечают, что самооценка – важный элемент учебной деятельности, который необходимо вырабатывать у школьника. Без контроля и самооценки невозможно говорить о формировании полноценного умения учиться. Ученики должны достаточно правильно оценивать результаты своего учения (своей деятельности).
Если школьник поймёт необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше для него.
Каждому ученику необходимо завести ЛИСТ УЧЁТА ЗНАНИЙ:
Ф.И. | Класс | Дата | Оценка за д/з | Оценка за теорию | Оценки практических заданий на уроке | Итого- вая оценка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
Сначала лучше учителю вместе с ребятами заполняли этот ЛИСТ УЧЁТА ЗНАНИЙ, затем ученики самостоятельно выставлять оценки на полях тетради с указанием вида работы.
Работа начинается дома. За домашнее задание они ставят себе оценки сами, т.е. сдают тетради с уже выставленными оценками. Требования к домашней работе: аккуратность, грамотность, обозначение орфограмм и знаков препинания (не просто вставить букву, а обязательно письменно объяснить, почему вставил эту букву, почему поставил именно этот знак препинания), должны быть выполнены все виды разбора и все дополнительные задания.
За каждое невыполненное задание снимается балл. Например, домашнее задание сделано грамотно, аккуратно, но орфограммы не объяснил – получает «4», если и дополнительное задание не сделал – получает «3», а если ещё допущена хоть одна ошибка – получает «2».
Каждый ученик в начале урока имеет право задать вопрос по домашнему заданию. Ребёнку внушается, что он пришёл учиться и имеет право чего-то не знать (если он всё знает, зачем учиться?).
Требование к работе в классе – активность и внимательность на уроке (помимо аккуратности и грамотности).
Оценка за правило выставляется на каждом уроке (по каждой теме). Рассказывают друг другу (в паре за партой) или своему консультанту. Значит, каждый обязательно проговорит правило вслух. Знают, что «5» ставится только при условии, что правило подтверждается своими примерами. И на примере каждый должен ещё раз объяснить, как действует это правило. Нет примера – минус балл, не смог объяснить действие правила – ещё минус один балл.
Учитель не может сразу у всех качественно проверить, насколько усвоен материал. Не может проверить, как занимается ученик за стенами школы. Не может сразу ликвидировать те проблемы, которые обнаружатся.
А при таком контроле знаний и развитию речи уделяется больше времени, и мышление у детей развивается, и можно сразу проверить усвоение материала.
Каждый вид работы на уроке (орфографическая пятиминутка, например, или словарный диктант) проводится с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. Проговариваем критерии выставления оценки. Проверяем. Выставляем оценки.
При проверке необходимо делать следующее: даже если ученик допустил много ошибок и поставил себе «2», но при проверке все свои ошибки увидел и исправил (ни одной ошибки не пропустил), можно ставить ему положительную оценку, т.к. он внимательно проверил работу и всё исправил. И наоборот: ученик поставил себе, например, «4», но пропустил ошибку, можно ставить ему за данный вид работы «2».
Потенциал детей часто бывает скрытым. Работа над самооценкой позволяет выявить этот скрытый потенциал. Кроме того, ученику приходится весь урок работать, чтобы получить отличную оценку, а не отвечать только на 1 – 2 вопроса и получать «5».
Таким образом, такая система оценки способствует развитию познавательного интереса: всегда считалось, что оценка зависит от учителя, сейчас школьники видят – от себя! Ребёнок знает, что он сам может изменить свою оценку в большую сторону, как следствие – домашнее задание будет делать более тщательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике
Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1. Общие положения....
Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике
Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...
Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся
Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся как альтернатива традиционной системе оценивания, существующей в современной школе....
Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе МБОУ «Славгородская СОШ" города Славгорода Алтайского края
Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании»от 29.12.2012г, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Методического письма Министерства просвещения от 1 се...
Методическая разработка урока с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания знаний
Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку французского языка в 4 классе по теме :" Магазин"...
Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса
В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....
Модульно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся
В настоящее время для оценки знаний и умений обучающихся можно использовать качественные показатели. При этом необходимо принимать во внимание полноту, глубину, прочность, оперативно...