Сообщение на семинаре «Калейдоскоп педагогических идей - 2012» Васенкова Л.А., преподаватель ГБПОУ КК ГСТ "Способы активизации деятельности обучающихся на занятиях".
статья на тему
Развитие общества, науки полностью зависят от знаний, умений и навыков сегодняшних учащихся. Поэтому задачей каждого преподавателя является накопление серьезной методической базы по использованию современных технологий в учебном процессе. Нельзя не отметить, что большую роль в формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве, обществе, с постоянно меняющимися требованиями, имеют информационно- коммуникационные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_v_kaleydoskop.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на семинаре
«Калейдоскоп педагогических идей - 2012»
Васенкова Л.А., методист ГБОУ СПО ГСТ КК
Способы активизации деятельности обучающихся на занятиях.
«Следует передать студенту не только те или иные познания,
но и развивать в нем желание и способность
самостоятельно без преподавателя приобретать новые
знания. Обладая такой умственной силой,
извлекающей полезную пищу, человек будет учиться всю
жизнь, что, конечно, и составляет
одну из главнейших задач всякого преподавателя».
К.Д.Ушинский
В наш век высоких технологий все большее значение приобретают современные технологии преподавания предметов в рамках общего образования, которые предполагают более широкое использование новых форм и методик. Развитие общества, науки полностью зависят от знаний, умений и навыков сегодняшних учащихся. Поэтому задачей каждого преподавателя является накопление серьезной методической базы по использованию современных технологий в учебном процессе. Нельзя не отметить, что большую роль в формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве, обществе, с постоянно меняющимися требованиями, имеют информационно- коммуникационные технологии.
Одной из главных задач современного образования является научить молодых людей учиться, помочь накопить каждому обучающемуся массу знаний и навыков, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего самообразования. Активизация познавательной деятельности студентов должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого педагогом.
Большое значение, например, имеет то, как учитель вводит тему урока. Тема урока не должна просто сообщаться учащимся, надо убеждаться в их логической необходимости изучения каждого следующего вопроса программы. А для этого нужно раскрывать логику развертывания темы, взаимосвязь ее отдельных вопросов и естественно подводить учащихся к необходимости изучения материала урока.
Прежде чем мы перейдем к конкретным способам необходимо разъяснить какие методы обучения существуют. К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
- Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
- Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и видеофрагментов.
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются прежде всего на основе оценки степени творческой активности обучающихся в познании новых понятий, явлений и законов.
Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой педагогом или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.
При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Те или иные методы обучения включаются в реализацию отдельных педагогических технологий. Например, метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
Для развития логического мышления учащимся в процессе обучения необходимо предоставлять возможность самостоятельно проводить анализ, синтез, обобщения, сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения и т.д. Такая возможность предоставлять учащимся при ведении урока методом беседы. Однако следует отметить, что не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Иногда учитель задает учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний.
Большое влияние на умственное развитие учащихся оказывают задания, требующие сравнения, систематизации и обобщения уже изученного материала.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, «сигнальные карточки», живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, даёт пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации познавательной деятельности факт немаловажный. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, необходимо стараться пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые я применяю на уроке. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Советы начинающим педагогам
Совет 1. Относитесь творчески к подготовке каждого урока, вносите в него «изюминку», а ее еще надо найти. Дерзайте!
Совет 2. Не бойтесь играть с обучающимися на уроке.
Совет 3. Ставьте больше проблемных вопросов и опытов!
Совет 4. Используйте принцип Ходжи Насреддина: «Пусть тот, кто знает, рассказал тому, кто не знает».
Совет 5. Предлагайте своим обучающимся больше творческих заданий.
Естественно, это не все пути, которые дают возможность систематически повышать и поддерживать интерес учащихся к урокам русского языка, творческую активность учеников и прочность их знаний.
Наиболее интенсивное развитие личности происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках немецкого языка как средство активизации деятельности обучающихся"
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в изучении немецкого языка способствует развитию активной деятельности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной ...
Выступление на семинаре "Ярмарка педагогических идей" по теме "Упражнения на формирование социального опыта"
В данном выступлении приведены примеры командных игр и упражений, классных часов....
Выступление на семинаре «Формы и приемы активизации деятельности обучающихся на занятиях по физической культуре»
С точки зрения педагогики, физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры. Воспитанием называют целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный на развитие у...
Активизация деятельности обучающихся путем использования новых образовательных технологий на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)
Использование технологии лэпбук в образовательном процессе коррекционной школы...
Способы активизации деятельности обучающих на уроках
Существуют разные способы активизации образовательной деятельности обучающихся на уроках. Одним из таких способов является творческая работа с синквейном...
Калейдоскоп педагогических идей в сфере формированияключевых компетенций на уроке ИЗО
Из опыта работы...
Активизация деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках производственного обучения.
Опыт работы мастера производственного обучения с обучающимися ограниченными возможностями здоровья на уроках производственного обучения в учебной мастерской с преминением дидактического материала....