Исследовательская деятельность - один из двигателей реализации ФГОС.
статья на тему
Стремительные перемены, произошедшие, во всех сферах жизни поставили перед системой СПО сразу несколько острых проблем, от решения которых зависит возможность сохранения и преумножения роли российских специалистов, как на внутреннем, так и на мировом рынке труда. Для преподавателей СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность - один из двигателей реализации ФГОС.
Изменения, происходящие, на современном этапе модернизации среднего профессионального образования направлены на подготовку высококвалифицированных, мобильных, конкурентоспособных специалистов разного уровня. Стремительные перемены, произошедшие, во всех сферах жизни поставили перед системой СПО сразу несколько острых проблем, от решения которых зависит возможность сохранения и преумножения роли российских специалистов, как на внутреннем, так и на мировом рынке труда.
Главной проблемой, по сути, определившей цель модернизации отечественного образования, является проблема достижения современного качества образования, его соответствия потребностям личности, общества, государства. В современном обществе, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями, необходимы люди, способные к активному творческому овладению знаниями, умеющие быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, самостоятельно изучать большие объемы информации, эффективно использовать ее на практике.
Для решения данной проблемы необходимо создать условия, обеспечивающие повышение качества среднего профессионального образования через использование эффективных методов обучения, обеспечение дифференциации и индивидуализации образования, системы государственной оценки качества образования и др.
СПО должно подготовить студентов к активным действиям в непредвиденных профессиональных, организаторских и других проблемных ситуациях. Быстрые темпы интеллектуализации производительных сил отражают мировую тенденцию увеличения доли исследовательской деятельности в комплексе различных видов деятельности человека. Современный специалист должен быть подготовлен к тому, чтобы самостоятельно, быстро и экономно находить и использовать новые научные данные, организовывать новые исследования, пользоваться всеми современными источниками информации, а также мог видеть, понимать, теоретически обосновывать и практически решать профессиональные задачи. При этом потребности общества в специалистах с качественно новым уровнем подготовки, владеющих технологией научного исследования, будут постоянно возрастать. Научно-технический прогресс изменяет характер производственной деятельности человека, создавая благоприятные условия для развития его исследовательских умений, для формирования личности специалиста-исследователя, модернизатора. На смену лозунга «образование для жизни» приходит лозунг «образование через всю жизнь» и результатом его будет являться сформированность общих компетенций.
Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций и в задачах, непохожих на те, в которых это знание приобреталось, образовательный процесс должен быть преобразован так, чтобы для студента были созданы пробные пространства – места для осуществления основных этапов формирования компетентности. Ключевыми словами, на которые нужно будет опираться при создании таких пробных пространств, будут:
- исследование,
- поиск,
- анализ,
- самостоятельность,
- инициатива,
- практическое действие,
- эксперимент,
- совместная работа,
- противоречия,
- разные точки зрения.
Одним из эффективных способов организации именно такого образовательного пространства, по моему мнению, является включение студентов в исследовательскую деятельность. Находясь именно в этой деятельности, мы имеем возможность создавать условия для формирования профессиональных и общих компетенций. Соответственно формирование исследовательских умений является неотъемлемой частью образовательного процесса в системе СПО.
Первым этапом в формировании исследовательских умений и навыков студентов как составной части профессиональной компетенции будет являться лабораторный практикум, так как формирует навыки и умения, необходимые для организации и проведения экспериментальных исследований. Анализ литературы, посвященной организации практикумов показывает, что ученые и педагоги стремятся создать образовательную технологию, которая в отличие от традиционных способов проведения лабораторных практикумов, позволит исключить формализм в выполнении работ практикума, который неизбежен при его выполнении строго по методическим указаниям.
Исследовательская ориентация учебного процесса при выполнении, обработке, анализе результатов, вычислении погрешностей и оценки достоверности результатов эксперимента учит студента сомневаться и проверять информацию, доказывать собственное мнение и отстаивать результаты. При этом активизируются познавательные способности студентов, развиваются умения и навыки исследовательской деятельности. Виртуальные лабораторные работы и модели не дают практических навыков работы с реальным оборудованием, при их выполнении нет неизбежно возникающей особой атмосферы сотрудничества преподавателя и студента. Студенту предлагается самостоятельно подобрать оборудование, реактивы для определения качества готового изделия, предположить причины возникновения дефектов, возможные пути их устранения, дать обоснованное заключение на тот или иной вид продукции с учетом всех требований стандарта и т.д. Создание проблемной ситуаций на занятии, предполагает такие ее этапы, как:
- мотивация учебной деятельности;
- постановка проблемы исследования;
- анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу;
- экспериментирование (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического материала;
- систематизация и анализ полученного фактического материала;
- выдвижение гипотезы;
- подтверждение или опровержение гипотез (практически или теоретически);
- доказательство гипотез.
Очевидно, что различные виды исследований имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.
Формирование исследовательских умений у студентов будет протекать более эффективно, если будет, реализован комплекс педагогических условий:
- креативная организация учебного процесса, насыщение его нестандартными и даже творческими ситуациями;
- последовательное введение элементов исследовательской деятельности в процесс обучения, обеспечивающее переход от репродуктивной деятельности к продуктивной с использованием соответствующих методов в процессе подготовки будущих специалистов;
- поэтапная организация формирования исследовательских умений будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки.
Для этого необходимо разработать методическое обеспечение процесса формирования исследовательских умений будущих специалистов. Это является одной из основных профессиональных задач для преподавателя СПО. Не достаточное методическое обеспечение не позволит вам в полной мере осуществить процесс формирования исследовательских умений будущих специалистов.
- http://festival.1september.ru/articles/528226/
- http://www.dissercat.com/content/formirovanie-issledovatelskikh-umenii-budushchikh-inzhenerov-programmistov-v-protsesse-ikh--0
- http://ciot-anapa.ru/teachers/4-articles/65-razv-issl-umen-literat.html
- http://vwvw.uecs.ru/статьи-вак/sociology/основы-модернизации-современного-высшего-образования
- http://moluch.ru/conf/ped/archive/17/156/
- http://www.rae.ru/fs/?article_id=7780467&op=show_article§ion=content
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...
Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС
Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования учебных исследований в работе учителя...
Статья на тему "Сопровождение исследовательской деятельности обучающихся как условие реализации ФГОС"
С данной статьей я выступала на школьной методической конференции «ФГОС. Опыт, проблемы, перспективы» 25.05.2015...
Организация исследовательской деятельности гимназистов в условиях реализации ФГОС ОО при обучении татарскому языку русскоязычных учащихся
Стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже ...
Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".
В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...