Компетентностный подход в преподавании математики
статья по теме
Я работаю учителем в общеобразовательной школе в классах с углубленным изучением математики муниципального образования Новый Уренгой и участвую в процессе педагогического эксперимента, опытной проверки научного исследования и в своей статье выскажу аргументацию полезности проделанной работы, так как считаю профессиональную педагогику в этом отношении наиболее благодатным участком научного знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Компетентностный подход в преподавании математики | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф. В. Столбова, учитель математики МАОУ «Земля родная» г. Новый Уренгой ЯНАО
Компетентностный подход в преподавании математики
Я работаю учителем в общеобразовательной школе в классах с углубленным изучением математики муниципального образования Новый Уренгой и участвую в процессе педагогического эксперимента, опытной проверки научного исследования и в своей статье выскажу аргументацию полезности проделанной работы, так как считаю профессиональную педагогику в этом отношении наиболее благодатным участком научного знания.
Известно, что источники педагогической проблематики постоянно расширяются за счет сферы педагогической практики. Само педагогическое исследование приобретает характер творческого поиска. Творческой деятельностью в этом случае является и сам процесс обучения, который протекает в определенных организационных формах с помощью подобранных в педагогических целях средств и методов. Обучение математике с помощью научной информации в урочное и внеурочное время развивает и воспитывает. Актуализируется необходимость обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве основы такого интегрального социально-личностно-поведенческого результата образования в совокупности с мотивационно-ценностными и когнитивными составляющим выступает компетентностный подход в преподавании математики, так как обладает интегративной природой, объединяет знания, навыковую, социальную, духовную и интеллектуальную составляющую образования.
Сегодня ведущая цель школы - формирование ключевых компетентностей, под которыми понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Ядром компетенции являются деятельностные способности. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Из пяти групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение, остановимся на персональных компетенциях, которые рассматриваются как готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые может предоставить школа и которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности. Известна мысль о том, что задачи возникают тогда, когда складываются условия для их решения.
Так возникла потребность в создании в муниципальном образовательном пространстве г.Новый Уренгой новой институциональной формы реализации общеобразовательных программ физики, математики и информационных технологий повышенного уровня - Малой физико-математической школы, такой «клеточки», целостно отражающей в себе цель, содержание, методы, средства решения учебно-воспитательной задачи в ее наиболее конкретной форме организации деятельности по достижению желаемого результата при минимальных затратах времени.
В связи с этим повышается роль и значение профессиональной грамотности и компетентности самого учителя, ответственного за последствия своей деятельности. Успешному решению педагогических задач сегодняшнего дня в педагогике, я считаю, способствуют курсы повышения квалификации, особенно если они касаются опытно-экспериментальной работы «Компетентностный подход к образованию: актуальные вопросы теории и практики» в рамках IX-ой Всероссийской детской конференции «Первые шаги в науке», проходившей 25-27.04.2012 г. В ГБУ «Непецино» УД Президента РФ. Курсы во многом определяют направления движения педагогического знания.
Важное значение приобретает и систематизация знаний учителя, обобщение опыта как движение в практике осуществления педагогического процесса. В современных условиях накопления весьма широкой фактической информации, что свойственно данному этапу развития педагогической науки, ощущается острая потребность в отыскании способов ее сбора и обработки. В своей практике я использую сводные обзоры, конспекты, записи информации на различных носителях и т.д. В настоящее время школа широко информирует общественность и управленческие структуры о результатах творческого поиска, передает опыт другим образовательным учреждениям города. Для заместителей директоров по УВР, НМР, членов Экспертного совета Управления образования, учителей физики и математики общеобразовательных учреждений были проведены семинары по теме «МФМШ как средство развития физико-математического образования школьников», «Малая физико-математическая школа (МФМШ) как действенный проект реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Такие семинары - сочетание теории и практики – помогают систематизировать знания о процессе обучения в малой физико-математической школе, раскрывают сущность изучаемых педагогическим коллективом явлений, определенных программой эксперимента.
Очень важным является количественное измерение информации в педагогической системе деятельности и учителя, и учащихся, результаты обучения в соответствии с Государственными образовательными стандартами. 11% (112 обучающихся II ступени образования) обучающихся осваивают программы повышенного уровня по физике и математике в системе основного и дополнительного образования; 100 % обучающихся МФМШ являются призерами олимпиад и интеллектуальных конкурсов по физико-математическому направлению, начиная со школьного уровня и заканчивая Международным уровнем; 25% обучающихся включены в проектно-исследовательскую деятельность.
Приведу несколько примеров достижений своих обучающихся.
По итогам Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» за 2011/2012 учебный год:
- МАОУ СОШ “Земля родная» включена в список 100 лучших
образовательных учреждений России (рейтинг № 17 из 100), присвоено звание «Учреждение года»;
- имена учащихся Золотова Дарья (5а класс) и Онофрийчук Евгений (5а
класс) занесены в книгу «Ими гордится Россия» в номинации «100 лучших учащихся России».
- диплом лауреата II степени с присуждением звания «Интеллектуальный лидер Всероссийского заочного конкурса «Интеллектуально-творческий марафон» с занесением имени в книгу «Ими гордится Россия» (Золотова Дарья, ученица 5 класса);
- дипломы с присуждением звания «Талант» Всероссийского заочного конкурса «Интеллектуально-творческий марафон» с занесением имён в книгу «Ими гордится Россия» (Кузнецова Анна, 7а класс; Умаханов Илдырым, 6а класс; Белкин Денис, 7а класс; Вандяк Анастасия, 8а класс; Онофрийчук Евгений,5а класс; Рязанцева Мария,6а класс; Янишевский Александр, 5а класс).
- Имена учащихся, являющимися Победителями и Призёрами конкурсов
Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» за 2011/2012 учебный год, занесены в книгу «Ими гордится Россия».
Результаты финального этапа VIII Международной Олимпиады по основам наук по предмету математика: диплом I степени – 36 учащихся, диплом II степени – 22 учащихся, диплом III степени – 9 учащихся.
Всероссийская школа математики и физики «Авангард» - диплом I степени - 9 учащихся, диплом II степени - 24 учащихся.
Международный конкурс-игра «Кенгуру-2012»: I место по ЯНАО – 1 учащийся, II место по ЯНАО – 1 учащийся, лауреаты V – IX места – 3 учащихся.
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» - 113 работ учащихся (победители, призёры и лауреаты). Всероссийский заочный конкурс «Интеллект - Экспресс» - 226 работ учащихся (победители, призёры и лауреаты).
Заочный этап Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» - 5 лауреатов. Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» - призёры – 3 учащихся. Ученица 8а класса награждена знаком отличия «Национальное Достояние России» IX Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», 2012 год и т.д.
Творческий потенциал обучающихся развивается в самом процессе обучения, для чего учитель совершенствует методы обучения, вводит систему познавательных задач, методы самостоятельного приобретения знаний, чтобы знания были не восприняты, а добыты в процессе самостоятельного постижения истины, в условиях перехода системы образования на качественно новый уровень соотносит теоретическое и практическое, использует на уроках математики различные средства обучения: графическое изображение, показ приемов работы, демонстрационный эксперимент и технологические приемы.
Педагогические явления неоднозначны, динамичны, сложны их внутренние и внешние связи. Система практических мер с теоретическими достижениями повышает эффективность решения актуальных проблем современной общей и профессиональной подготовки подрастающего поколения.
А. А. Захаренко сказал: «Я убежден: школа не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги кто оценки и считают дни до отпуска и до минуты, до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей!
Список литературы
- Кайнова Э.Б. Основы организации научного исследования в педагогике.
М., 2004.
- Новиков А.М. Методология Образования. Эгвес.М., 2004.
- Гурина Р. В. Проблемы обучения в специализированных физико
математических классах. Изд-во УпГУ, 1998. – С. 84-85.
- Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников. Методика
продуктивного обучения: Пособие для учителя /А, В, Хуторской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом
.В докладе говорится о ,что в языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...
«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»
Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Методические рекомендации и конспект урока...
Презентация "Компетентностный подход в преподавании истории"
Данная работа дает возможность познакомиться с особенностями компетентностного подхода в преподавании истории. Автор знакомит с основными компетенциями, формирующимися через преподавание дисциплины....
статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"
статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики" содержит личное отношение к реализации компетентностного подхода в образовании, основные идеи, методы и способы реализации на п...
статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"
статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики" отражает личное суждение о внедрении компетентностного подхода, его сути. приводятся приемы, формы, методы работы, пояснения по внедр...
Компетентностный подход в преподавании математики
Из опыта работы по методической теме "Компетентностный подход в преподавании математики"...