Компетентностный подход в преподавании математики
статья по теме

Столбова Фаина Витальевна

 Я работаю учителем в общеобразовательной школе в классах с углубленным изучением математики муниципального образования Новый Уренгой  и участвую в процессе педагогического эксперимента, опытной проверки научного исследования и в своей статье выскажу аргументацию полезности проделанной работы, так как считаю  профессиональную педагогику в этом отношении наиболее благодатным участком научного знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф. В. Столбова, учитель математики  МАОУ «Земля родная» г. Новый Уренгой  ЯНАО

Компетентностный подход в преподавании математики

Я работаю учителем в общеобразовательной школе в классах с углубленным изучением математики муниципального образования Новый Уренгой  и участвую в процессе педагогического эксперимента, опытной проверки научного исследования и в своей статье выскажу аргументацию полезности проделанной работы, так как считаю  профессиональную педагогику в этом отношении наиболее благодатным участком научного знания.

Известно, что источники педагогической проблематики постоянно расширяются за счет сферы педагогической практики. Само педагогическое исследование приобретает характер творческого поиска. Творческой деятельностью в этом случае является и сам процесс обучения, который протекает в определенных организационных формах с помощью подобранных в педагогических целях средств и методов. Обучение математике с помощью научной информации в урочное и внеурочное время развивает и воспитывает. Актуализируется необходимость обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве основы такого интегрального социально-личностно-поведенческого результата образования в совокупности с мотивационно-ценностными и когнитивными  составляющим выступает компетентностный подход в преподавании математики, так как обладает интегративной природой, объединяет знания, навыковую, социальную, духовную и интеллектуальную составляющую образования.

Сегодня ведущая  цель школы - формирование ключевых компетентностей, под которыми  понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Ядром компетенции являются деятельностные способности. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Из пяти групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение, остановимся на персональных компетенциях, которые рассматриваются как готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые может предоставить школа и которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности. Известна мысль о том, что задачи возникают тогда, когда складываются условия для их решения.

Так возникла потребность в создании в муниципальном образовательном пространстве г.Новый Уренгой новой институциональной формы реализации общеобразовательных программ физики, математики и информационных технологий повышенного уровня - Малой физико-математической школы, такой «клеточки», целостно отражающей в себе цель, содержание, методы, средства решения учебно-воспитательной задачи в ее наиболее конкретной форме организации деятельности по достижению желаемого результата при минимальных затратах времени.

В связи с этим повышается роль и значение профессиональной грамотности и компетентности самого учителя, ответственного за последствия своей деятельности. Успешному решению педагогических задач  сегодняшнего дня в педагогике, я считаю, способствуют курсы повышения квалификации, особенно если они касаются опытно-экспериментальной работы «Компетентностный подход к образованию: актуальные вопросы теории и практики» в рамках IX-ой Всероссийской детской конференции «Первые шаги в науке», проходившей 25-27.04.2012 г. В ГБУ «Непецино» УД Президента РФ. Курсы во многом определяют  направления движения педагогического знания.

 Важное значение приобретает и систематизация знаний учителя, обобщение опыта как движение в практике осуществления педагогического процесса. В современных условиях накопления весьма широкой фактической информации, что свойственно данному этапу развития педагогической науки, ощущается острая потребность в отыскании способов ее сбора и обработки. В своей практике я использую сводные обзоры, конспекты, записи информации на различных носителях и т.д. В настоящее время школа широко информирует общественность и управленческие структуры о результатах творческого поиска, передает опыт другим образовательным учреждениям города. Для заместителей директоров по УВР, НМР, членов Экспертного совета Управления образования, учителей физики и математики общеобразовательных  учреждений были проведены семинары по теме   «МФМШ  как средство развития физико-математического образования школьников»,  «Малая физико-математическая школа (МФМШ) как действенный проект реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Такие семинары  -  сочетание теории и практики – помогают систематизировать знания о процессе обучения в малой физико-математической школе, раскрывают сущность изучаемых педагогическим коллективом явлений, определенных программой эксперимента.

Очень важным является количественное измерение информации в педагогической системе деятельности и учителя, и учащихся, результаты обучения в   соответствии с Государственными образовательными стандартами. 11% (112  обучающихся  II ступени образования) обучающихся  осваивают программы повышенного уровня по  физике и математике  в системе основного и дополнительного образования; 100 % обучающихся  МФМШ   являются   призерами олимпиад и интеллектуальных  конкурсов по  физико-математическому направлению, начиная со школьного уровня и заканчивая Международным уровнем; 25% обучающихся включены в проектно-исследовательскую  деятельность.

Приведу несколько примеров достижений своих обучающихся.

По итогам Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» за 2011/2012 учебный год:

  • МАОУ СОШ “Земля родная» включена в список 100 лучших

образовательных учреждений  России (рейтинг № 17 из 100), присвоено  звание «Учреждение года»;

  • имена учащихся Золотова Дарья (5а класс) и Онофрийчук Евгений (5а

класс) занесены в книгу «Ими гордится Россия» в номинации «100 лучших учащихся России».

  • диплом лауреата II степени с присуждением звания «Интеллектуальный лидер Всероссийского заочного конкурса «Интеллектуально-творческий марафон» с занесением имени  в книгу «Ими гордится Россия» (Золотова Дарья, ученица 5 класса);
  • дипломы с присуждением звания «Талант» Всероссийского заочного конкурса «Интеллектуально-творческий марафон» с занесением имён в книгу «Ими гордится Россия» (Кузнецова Анна, 7а класс; Умаханов Илдырым, 6а класс; Белкин Денис, 7а класс;  Вандяк Анастасия, 8а класс;  Онофрийчук Евгений,5а класс;  Рязанцева Мария,6а класс;  Янишевский Александр, 5а класс).
  • Имена учащихся, являющимися Победителями и Призёрами конкурсов

     Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» за 2011/2012 учебный год, занесены в книгу «Ими гордится Россия».

 Результаты финального этапа  VIII Международной  Олимпиады по основам наук по предмету математика: диплом I степени – 36 учащихся, диплом II степени – 22 учащихся, диплом III степени – 9 учащихся.

 Всероссийская школа математики и физики «Авангард» - диплом I степени  -  9    учащихся,  диплом II степени  - 24 учащихся.

       Международный конкурс-игра «Кенгуру-2012»:  I место по ЯНАО – 1 учащийся, II место по ЯНАО – 1 учащийся, лауреаты V – IX места – 3 учащихся.  

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» - 113 работ учащихся (победители, призёры и лауреаты). Всероссийский заочный конкурс «Интеллект - Экспресс» - 226  работ учащихся (победители, призёры и лауреаты).

Заочный этап Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» - 5 лауреатов.  Всероссийский  детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» - призёры – 3 учащихся. Ученица 8а класса награждена знаком отличия «Национальное Достояние России» IX Всероссийского  детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», 2012 год и т.д.                            

Творческий потенциал обучающихся  развивается в самом процессе обучения, для чего учитель совершенствует методы обучения, вводит систему познавательных задач, методы самостоятельного приобретения знаний, чтобы знания были не восприняты, а добыты в процессе самостоятельного постижения истины, в условиях перехода системы образования на качественно новый уровень соотносит теоретическое и практическое, использует на уроках математики различные средства обучения: графическое изображение, показ приемов работы, демонстрационный эксперимент и технологические приемы.

Педагогические явления неоднозначны, динамичны, сложны их внутренние и внешние связи. Система практических  мер с теоретическими достижениями повышает  эффективность решения актуальных проблем современной общей и профессиональной подготовки подрастающего поколения.

   А. А.  Захаренко  сказал: «Я убежден: школа  не  здание,  не кабинеты,  не образцовая наглядная  агитация.  Школа  это  возвышенный  дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа,  а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги   кто  оценки и считают дни до отпуска и до минуты, до очередного звонка…

         Учитель призван реализовывать мечты детей!

Список литературы

  1. Кайнова Э.Б. Основы организации научного исследования в педагогике.

М., 2004.

  1. Новиков А.М. Методология Образования. Эгвес.М., 2004.
  2. Гурина Р. В. Проблемы обучения в специализированных физико

математических  классах. Изд-во УпГУ, 1998. – С. 84-85.

  1. Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников. Методика

продуктивного обучения: Пособие для учителя /А, В, Хуторской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,  2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...

«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Методические рекомендации и конспект урока...

Презентация "Компетентностный подход в преподавании истории"

Данная работа дает возможность познакомиться с особенностями компетентностного подхода в преподавании истории. Автор знакомит с основными компетенциями, формирующимися через преподавание дисциплины....

статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"

статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"  содержит личное отношение к реализации компетентностного подхода в образовании, основные идеи, методы и способы реализации на п...

статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"

статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики" отражает личное суждение о внедрении компетентностного подхода, его сути. приводятся приемы, формы, методы работы, пояснения по внедр...

Компетентностный подход в преподавании математики

Из опыта работы по методической теме "Компетентностный подход в преподавании математики"...