Презентация "Компетентностный подход в преподавании истории"
презентация по истории по теме

Потапова Галина Николаевна

Данная работа дает возможность познакомиться с особенностями компетентностного подхода в преподавании истории. Автор знакомит с основными компетенциями, формирующимися через преподавание дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon potapova_g.n._pedchteniya_1.ppt2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кстово 20 1 2 Министерство образования Нижегородской области ГБОУ СПО «Кстовский нефтяной техникум» Доклад - презентация Компетентностный подход в преподавании истории Выполнила преподаватель Потапова Г.Н.

Слайд 2

Содержание 1 Введение Понятие компетенции и компетентности 2 Компетентностный подход в преподавании истории 2.1 Необходимые условия для реализации компетенций в преподавании дисциплины «История» 2.2 Деятельность преподавателя по формированию компетенций в рамках дисциплины «История» 2.3 Условия успешного формирования компетентностей 3 Заключение 4 Использованная литература

Слайд 3

Цель работы: обобщение опыта работы по формированию компетенций в преподавании истории Компетентность – совокупность личностных качеств студента, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере Понятие компетенции и компетентности Основу новой структуры ценностей составляют компетенция и компетентность

Слайд 4

Под компетенциями подразумевается совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. А компетентность есть "обладание знаниями, помогающими судить о чём-либо" Компетенцией можно условно обозначить совокупность того, чем человек располагает , а компетентностью - совокупность того, чем он владеет Широкое использование компетентностного подхода продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях

Слайд 5

Необходимые условия для реализации компетенций в преподавании дисциплины «История» Необходимо «вооружить» молодежь: 1Политическими и социальными компетенциями, связанными со способностью: брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решений; урегулировать конфликты ненасильственным путем; участвовать в функционировании и развитии демократических институтов. 2 Компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе: понимание различий; уважение друг друга; способность жить с людьми других культур, языков и религий.

Слайд 6

3 Компетенциями, определяющими владение устным и письменным общением. Не обладающим ими грозит изоляция от общества. 4 Компетенциями, связанными с возникновением общества информации. 5 Компетенциями, реализующими способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.

Слайд 7

Что должны уметь молодые люди для того, чтобы овладеть, а затем и реализовать ключевые компетенции? 1 Изучать уметь извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением. 2 Искать запрашивать различные базы данных; консультироваться; получать информацию (из различных источников); уметь работать с документами и классифицировать их.

Слайд 8

3 Думать организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и "выковывать" свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства. 4 Сотрудничать уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Слайд 9

5 Приниматься за дело включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приемами. 6 Адаптироваться уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения. Таким образом, необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов.

Слайд 10

Деятельность преподавателя по формированию компетенций в рамках дисциплины «История» Преподаватель истории должен подготовить студентов: к необходимости владеть большим объемом исторической и обществоведческой информации; к необходимости знать досконально понятийный аппарат; к умению критически анализировать исторические документы; к выстраиванию исторической вертикали; к способности сформулировать суждение о важнейших исторических событиях; к знанию хронологию исторического процесса.

Слайд 11

В связи со спецификой предмета деятельность преподавателя истории должна включать формирование всех ключевых компетенций. Особое внимание следует уделять: общекультурной; ценностно-смысловой; социально-трудовой компетенциям.

Слайд 12

Работа с информацией на уроках истории. Устное и письменное общение

Слайд 13

При изучении материала по истории уделяется серьезное внимание самостоятельной работе с учебным и оригинальным текстом, что позволяет: развить умение работать с проблемами; искать пути решения; развить умение действовать в неопределенной ситуации; самостоятельно добывать недостающую информацию. Перед преподавателем стоит задача - развить компетенции, то есть: сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией; овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.

Слайд 14

Материалы, подготовленные студентами –первокурсниками к конференции, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года

Слайд 15

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу: составление вопросов к тексту и ответы на них; комментированное чтение текста ; аналитическое чтение текста; разбивка текста на смысловые части; составление тезисного плана; составление конкретизирующих, сравнительных; хронологических обобщающих таблиц; подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста, составление логической схемы; преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.

Слайд 16

Тематическая газета по истории Фрагмент выставки творческих работ Идет работа над анализом текста. Формируется познавательная компетенция

Слайд 17

Условия успешного формирования компетентностей На занятиях истории формируется такая составляющая познавательной компетентности, как: способность анализировать; понимать побудительные причины социальных действий; соотносить их с исторически сложившимися системами социальных ценностей. В самом общем виде можно сказать: Компетентностным является задание, которое име­ет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызы­вает у студента безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»

Слайд 18

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, применимым в преподавании истории, можно отнести: обращение к прошлому или только что сформированному опыту студентов; открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция студентов; решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту студентов данного возраста; дискуссию студентов, столкновение субъектных по­зиций; ролевые и деловые игры; проектную деятельность; метод анализа конкретных ситуаций.

Слайд 19

Исходя из этих позиций, можно сформулировать основную идею: процесс активизации познавательной деятельности является приоритетным в формировании компетенций. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет: внедрения эффективных педагогических технологий; постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий; организации процесса личностного осмысления исторического опыта.

Слайд 20

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции. Они могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций. Образование должно быть нацелено на формирование готовности студентов эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы. Это необходимо для принятия решений и достижения поставленной цели.

Слайд 21

Использованная литература: 1.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002. 2 Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М.: АПК и ПРО, 2003. 3 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12 4 Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М., 2005. 5 Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. Журнал «Преподавание истории в школе», 2010г., № 6. 6 uchportal.ru 7 http://metodsovet.su

Слайд 22

спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

Методическая разработка " Компетентностный подход в преподавании истории"

Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её   индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного...

Обобщение опыта работы на тему: "Инновационные подходы к преподаванию истории на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий"

P { text-indent: 1.2cm; margin-bottom: 0.21cm; text-align: justify; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав...

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания

В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и м...