Приемы эффективного взаимодействия с "трудными" учащимися и подростками.
статья по теме
Материал содержит рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с трудными учащимися и подростками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам для эффективного взаимодействия с трудными учащимися и подростками
Существуют следующие группы педагогических приемов:
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта:
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
- «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
- Обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;
- Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.
- Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
- Доверие.
- Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
- Вовлеченность в интересную деятельность.
- Пробуждение гуманных чувств.
- Нравственное упражнение.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.
- Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
- Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
- Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные тормозящие приемы.
- Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
- Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».
- Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
- Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
- Приказание.
- Предупреждение.
- Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
- Проявление возмущения.
Вспомогательные приемы.
- Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
- Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.
Педагог-психолог ГБОУ СОШ №556
Воскресенская Анна Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во взаимодействии которых определяется и вектор личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...
Практикум для родителей: "ПРИЁМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ"
Практикум для родителей - это второе занятие, которое вошло в курс лекториев для родителей по теме "Агрессивное поведение". Данный практикум предполагает оказание помощи, взрослым, воспитывающих...
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...
«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».
подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме...
Детская агрессия, ее причины, приемы эффективного взаимодействия родителей с агрессивным поведением ребенка
В статье освещаются причины детской агрессиии, даются практические рекомендации для родителей по совладанию с агрессивным поведением ребенка....
Рекомендации педагога-психолога родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками.
Рекомендации педагога-психолога родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками....
Приемы сказкотерапии как метод эффективного взаимодействия с детьми с РАС.
Ни для кого не секрет, что завладеть вниманием ребенка с расстройством аутистического спектра очень сложно. Насильное включение в работу ребенка с таким диагнозом может сопровождаться слезами, криком,...