Приемы эффективного взаимодействия с "трудными" учащимися и подростками.
статья по теме

Воскресенская Анна Викторовна

Материал содержит рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с трудными учащимися и подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам для эффективного взаимодействия с трудными учащимися и подростками

Существуют следующие группы педагогических приемов:

Созидательные 
– содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта:

  1. проявление доброты, внимания, заботы;
  2. просьба;
  3. поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
  • поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
  • любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
  • форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
  • награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
  • поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
  • помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
  • ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
  • ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
  • всегда учитывайте состояние ребенка; 
  • не унижайте ребенка; 
  • соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил». 
  1.  «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 
  2. Обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением; 
  3. Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения. 

  1. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
  2. Доверие.
  3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
  4. Вовлеченность в интересную деятельность.
  5. Пробуждение гуманных чувств.
  6. Нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.

  1. Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
  2. Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
  3. Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы.

  1. Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
  2. Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».
  3. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
  4. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
  5. Приказание.
  6. Предупреждение.
  7. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
  8. Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы. 

  1. Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
  2. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Педагог-психолог ГБОУ СОШ №556

Воскресенская Анна Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...

Практикум для родителей: "ПРИЁМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ"

Практикум для родителей - это второе занятие, которое вошло в курс лекториев для родителей по теме "Агрессивное поведение". Данный практикум предполагает оказание  помощи, взрослым, воспитывающих...

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

«Формирование коммуникативной компетенции педагогов как средство эффективного взаимодействия с воспитанниками».

подготовка педагогов к психолого-педагогической поддержке детей, проживающих в детском доме...

Детская агрессия, ее причины, приемы эффективного взаимодействия родителей с агрессивным поведением ребенка

В статье освещаются причины детской агрессиии, даются практические рекомендации для родителей по совладанию с агрессивным поведением ребенка....

Рекомендации педагога-психолога родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками.

Рекомендации педагога-психолога родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками....

Приемы сказкотерапии как метод эффективного взаимодействия с детьми с РАС.

Ни для кого не секрет, что завладеть вниманием ребенка с расстройством аутистического спектра очень сложно. Насильное включение в работу ребенка с таким диагнозом может сопровождаться слезами, криком,...