Активные методы обучения
методическая разработка по теме
Вводный семинар-тренинг для педагогов «Технология АМО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablonmo_seminar_komanda_2_courser.docx | 124.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Программа подготовки методистов-модераторов
Дистанционный семинар-тренинг «Технология АМО»
- Вводный семинар-тренинг для педагогов «Технология АМО».
Организационная информация | |
Название команды | Команда № 2 «COURSER» |
Авторы образовательного мероприятия | Кудаева Нариннэ Борисовна Резвых Александра Владиславовна Тимофеенкова Галина Алексеевна |
Группа, количество человек | 15-20 педагогов ОУ |
Продолжительность мероприятия - общая продолжительность семинара-тренинга (часов\дней) - время работы семинара тренинга (количество часов в день) | Однодневный семинар-тренинг, продолжительностью 3,5 часа |
Методическая информация | |
Характеристика группы | Педагоги образовательных учреждений |
Цели мероприятия | Знакомство с технологией АМО и мотивирование педагогов на применение технологии АМО в условиях реализации стандартов нового поколения. |
Задачи мероприятия | 1.Рассмотреть основные принципы технологии с позиции требований ФГОС. 2.Познакомить со структурой и содержанием технологии. 3.Показать, как технология АМО решает задачи, поставленные ФГОС. 4. Выявить дополнительные образовательные эффекты, достигаемые за счет применения технологии. 5. Привлечь слушателей на серию семинаров по дальнейшему изучению технологии АМО. 6.Содействовать популяризации технологии активных методов обучения в образовательном процессе. |
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия | Овладеют знаниями о двух составляющих технологии АМО: структуре и содержании, о возможностях технологии. Приобретут умения определять цели АМО, подбирать методы, позволяющие решать конкретные задачи этапа урока. Усовершенствуют следующие компетенции: - информационную; - познавательную; - коммуникативную; - социальную. Будут иметь возможность повысить свою профессиональную компетентность в области технологии Активных Методов Обучения, как технологии реализующей стандарты нового поколения. Получат новые ценностные ориентиры в образовательной деятельности, навыки создания условий для всестороннего развития способностей ребенка. |
Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Требования ФГОС, УУД, структура технологии АМО, ее образовательные возможности а условиях реализации ФГОС. |
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия | |||||||
Этап мероприятия | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Познавательная - Коммуникативная - Социальная | |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие/знакомство/инициация | 10 мин | «Счастливый билет» | Авторский | Цели задачи использования метода: - поприветствовать друг друга и «растопить лед» Необходимые материалы:
Предварительная подготовка:
Технология проведения: Учитель (модератор) делит участников на две группы (цвет или форма наклеек-билетов определяют две образовавшиеся группы для внешнего и внутреннего кругов). Одна группа должна образовать внешний круг, вторая внутренний, так, чтобы участники оказались лицом друг к другу. Организатор сообщает инструкцию выполнения АМО. Участники приветствуют друг друга, затем, по сигналу модератора, внешний круг сдвигается на одного человека по часовой стрелке. Ситуация повторяется до тех пор, пока участники обоих кругов не поприветствуют друг друга. Примечание: Основное преимущество этой игры состоит в том, что каждый ее участник может установить эмоциональный контакт со всеми членами группы. Это задание снимает барьеры, раскрепощает, сближает всех участников. | «Сегодня у нас необычная встреча. Мы совершим путешествие в страну АМО. Путешествовать удобнее в группах, поэтому я предлагаю Вам приобрести билеты и отправиться в путь. Чтобы в дороге не скучать, нужно познакомиться друг с другом. Для этого, займите свои места, образовав два круга: внешний и внутренний. Вам нужно придумать жест - «Приветствие» и назвать свое имя участнику напротив. Первым начинает движение участник, которому достался «счастливый билет». | - Информационная: участники знакомятся друг с другом. - Коммуникативная: участники проявляют коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. - Социальная: взаимодействие в роли партнеров. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие/знакомство/инициация | 25 мин | Репортаж | Авторский | Цели и задачи метода: - Знакомство участников - создание дружественной, благоприятной атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей участников и появлению чувства сплоченности при подготовке репортажа о другой команде Необходимые материалы:
Предварительная подготовка:
Технология проведения: Метод разбивается на два этапа: 1 этап
2 этап
Примечание: Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет расслабиться, включиться в работу и начать получать удовольствие от того, чем занимаешься. Выполнение второго этапа дает возможность участником раскрыть свой творческий потенциал.
Количество времени, отведенного на подготовку, модератор может изменить, ориентируясь на аудиторию. | А сейчас у вас будет прекрасная возможность узнать друг друга поближе! Мы попытаемся выяснить, какие увлечения есть у участников сегодняшнего семинара. Первый этап Вам нужно встать в круг и бросить мяч любому понравившемуся человеку из другой команды. Узнать участника другой команды вы сможете по наклейке - билету. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы получить полный ответ. Второй этап А теперь, вспомнив все услышанное, вам нужно подготовить репортаж о другой команде в виде сценки, монолога, плаката и т.д. На выполнение задания вам отводится 5 минут. | - Информационная: участники знакомятся друг с другом. - Коммуникативная: участники проявляют коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. - Социальная: представление друг друга. |
Целеполагание или погружение в тему | 15 мин | Звездопад | Авторский | Цели и задачи метода: - Определение целей образовательного мероприятия самими участниками. - Обозначение личностного смысла предстоящей работы. - Повышение мотивации участников. Необходимые материалы:
Предварительная подготовка: вырезать из цветной бумаги звезды. Технология проведения: Участники работают в командах, которые образовались на предыдущем этапе АМО «Знакомство» и АМО «Репортаж». Команды получают задание: - в течение нескольких минут, исходя из темы образовательного мероприятия, необходимо сформулировать свои личные цели на предстоящую работу; -обсудить их в командах; - выделить основные и записать их на звездах, предложенных участникам; - дать название своей звезде. По истечении отведенного времени звезды прикрепляются на доску. После этого участники знакомятся с целями остальных команд. Схожие собирают в созвездие и придумывают ему название. Примечание: Если участники испытывают затруднения, от того, что им предлагают написать о том, что в дальнейшем нужно будет озвучить на всю аудиторию, следует напомнить, что это позволит каждому четко обозначить личностный смысл предстоящей работы и поможет организаторам эффективно построить работу по достижению запланированных результатов. Варианты проведения: После того, как все закончат работу по формулировке целей и прикрепят звезды, можно предложить озвучить свои записи по желанию. Для тех, кто не называет свои цели вслух, предложить запомнить их и вернуться к ним через некоторое время, в ходе дальнейшей работы. Этим усиливается осознание собственной ответственности за результат. | «Уважаемые коллеги, несомненно, каждый из вас пришел на наше мероприятие с определенными целями. Попробуйте их определить, выбрать 1-2 особенно важные для вас. Поскольку цель часто ассоциируют со звездой, мы тоже создадим звездные цели. Возьмите звезды и запишите каждую цель на отдельной звезде, кратко и крупно, творчески. На работу вам дается 3 минуты». «Коллеги, приглашаю вас по одному к нашему символическому стремлению ввысь – комете. Расскажите о ваших целях, совпали ли они с целями коллег и прикрепите звезды на лучи кометы, начиная с нижнего ряда. Если у кого-то цели совпадут, то звезду с повтором следует прикрепить над имеющейся звездой, на ряд выше. Остальные участники поправляют выступающего, если он допустил ошибки в наличии или отсутствии совпадений». «Итак, самая звездная наша цель … Она станет основной целью нашего мероприятия» | - Коммуникативная: способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. -Социальная: способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. - Познавательная: умение учиться и оперировать знаниями | |
Формирование ожиданий/образовательных эффектов | 15-20 мин | Мелодия | Авторский | Цели и задачи метода: - выявить ожидания участников и определить опасения, для того, чтобы процесс был эффективен; - обратить внимание модератора на опасения участников, принять их и предусмотреть в ходе семинара; - ознакомить участников с ожиданиями и опасениями друг друга; - обозначить личностный смысл обучения; - инициировать процесс рефлексии. Необходимые материалы:
Предварительная подготовка: рисунок нотного стана со скрипичным ключом, «нотки» - шаблоны, подбор мелодии. Технология проведения: Модератор предлагает участникам взять по две ноты (белую и серую). Написать на нотках белого цвета свои ожидания от предстоящего путешествия в загадочную страну АМО, на серых - опасения, затем расположить «нотки» на нотном стане. Если превалируют опасения над ожиданиями, то их можно располагать на верхних строках нотного стана, или наоборот. После того, как все участники напишут и расположат свои нотки, они под музыку знакомятся с ожиданиями и опасениями друг друга. Затем участники объединяют свои нотки в «аккорды» по схожести или близости ожиданий или опасений, располагая их на нотном стане друг над другом Таким образом, участники получают возможность связать свои собственные ожидания и опасения с ожиданиями и опасениями остальных членов группы. Примечание: Этот метод хорошо использовать после проведения подвижных игр и тренингов, он служит переходом к спокойным фазам образовательного мероприятия. Варианты проведения: Можно попросить участников просто озвучить свои ожидания и опасения и на этом остановиться - без объединения в «аккорды». Это позволит модератору сократить время на проведение АМО. | Уважаемые участники, как мы поняли из нашего знакомства, каждый из нас уникален, у каждого человека неповторимое звучание, которое можно сравнить с мелодией. Какая она, давайте позволим ей зазвучать! Наверняка, у Вас есть свои ожидания и опасения от предстоящего путешествия в загадочную страну АМО. Перед Вами лежат две ноты: белая и серая. На белой ноте напишите свои ожидания от сегодняшнего семинара, а на серой – свои опасения. На работу отводится 3-5 минут. (Во время работы звучит тихая спокойная музыка). А теперь давайте представим нашу общую мелодию. Перед вами нотный стан. Расположите свои нотки на нём. На высоких строках нотного стана можно расположить ту, из нот, которая на данный момент является «сильной», т.е. по состоянию она превалирует (преобладает) над другой. (Во время работы играет тихая спокойная музыка). Давайте ознакомимся с нашей мелодией, ведь от каждого из нас сегодня зависит её звучание. Найдите ожидания или опасения участников, схожие с Вашими, и объедините свои нотки в единый аккорд. Обсудите свой выбор в образовавшихся «аккордах» . Ничего страшного, если кто-то не сможет объединиться в аккорд, в мелодии не бывает лишних нот, каждая – важна по-своему. Спасибо Вам за прекрасную музыку! Надеюсь, Ваши ожидания исполнятся, а опасения развеются. | Информационная: участники узнают ожидания и опасения друг друга. - Коммуникативная: Сравнивают и обсуждают в группах схожие ожидания и опасения | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивна я лекция | 15-20 мин | Фемида | Авторский | Цели и задачи метода - представление и структурирование нового материала, - активизация внимания участников семинара. Необходимые материалы:
Предварительная подготовка Заранее подготовить презентацию ppt.;
Технология проведения Модератор сообщает вступительное слово и делит с помощью жеребьёвки картинок участников на две группы. Одна группа работает с планетой ФГОС, а другая с планетой «АМО» По мере изучения в двух группах теоретического материала участники записывают ключевые фразы или слова в соответствующие секторы, формулируя ответы на вопросы, выведенные на экран:
Теоретический материал представлен наглядно и четко в строго структурированном виде. | Уважаемые коллеги! Как Вам известно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Зачем нужен стандарт?
Сегодня мы с Вами попытаемся ответить на вопрос, отвечает ли Технология АМО требованиям ФГОС? А поможет нам в поисках решения справедливая и беспристрастная ФЕМИДА. (на экране Фемида и весы) Вы видите чаши весов. Я предлагаю Вам на одну чашу весов поместить требования, которые предъявляет ФГОС, а на другую характеристики технологии АМО. И вместе мы постараемся найти ответ на наш сегодняшний вопрос: «Отвечает ли Технология АМО требованиям ФГОС?» Давайте разделимся на две группы. Предлагаю вам вытянуть жребий (картинки - планеты ФГОС и АМО). Одной группе предстоит изучить вопросы, связанные с требованиями ФГОС на уровне государства, ученика и учителя, а другой - вопросы, связанные с характеристиками АМО, предъявляемыми к технологии, ученику и учителю. Выпишите ключевые слова или фразы в соответствующий сектор, опираясь на вопросы выведенные на экран. (См. Приложение 1 и Приложение 2 в файле Фаза 2 «ИНПУТ»). Вам даётся 7 минут на изучение вашего материала и поиска ответов на вопросы:
По мере изучения теоретического материала записывайте ключевые фразы или слова в соответствующие секторы, формулируя ответы на вопросы, выведенные на экран. Теперь давайте попытаемся «взвесить» обе чаши. (слайд) Давайте сравним «цель», которую ставит перед нами Стандарт и АМО. (слайд «ЦЕЛЬ»)
| -Информационная: участники узнают особенности технологии АМО. -Коммуникативная: Обсуждение в группах вопросов, заданных модератором. -Социальная: умение договариваться, убеждать. |
Затем группы высказываются, «взвешивая чаши весов», сравнивая оба круга, попеременно добавляя аргументы, как с одной, так и с другой стороны. Модератор называет по очереди критерии, например – «цель». Группа, изучавшая материал ФГОС сообщает цель Стандарта и группа, изучавшая АМО сообщает цель технологии АМО. Происходит сравнение, насколько они схожи или отличны друг от друга. Следующая характеристика для сравнения: «задачи», затем «ученик», «учитель». В ходе работы участники делают вывод. Примечание Совет модератору: следите за своими позами, жестами, мимикой и модуляцией голоса. Их грамотное использование поможет вам привлекать внимание участников. Инпут сопровождается мультимедийной презентацией. Варианты проведения метода Учитель может не раздавать материал для изучения в группах, а преподать его в виде лекции (сопровождая презентацией), во время которой участники записывают основные понятия в соответствующий сектор на своём листе. Вместо ватмана использовать интерактивную доску, на которой изображены планеты и записывать аргументы сразу на доску. | Участники группы высказываются, опираясь на свои шаблоны. Группа, изучавшая материал ФГОС, сообщает цель Стандарта и группа, изучавшая АМО, сообщает цель технологии АМО и записывают их на планетах ФГОС и АМО перед всей аудиторией. Под руководством модератора участники приходят к выводу: и ФГОС и АМО преследуют одну и ту же цель – овладение обучающимися не только предметными, но и метапредметными, личностными навыками, т.е. формирование новой модели выпускника школы. А теперь давайте посмотрим, какие задачи ставит перед нами стандарт, а какие АМО? (слайд заголовок «Задачи») (Высказывания участников) Участники приходят к выводу: чтобы «научить учиться» и стандарт и АМО предполагают деятельностный и личностно-ориентированный подход. Какие же требования ФГОС предъявляет к ученику и помогает ли технология АМО выполнить эти требования?(слайд заголовок «Ученик») (Высказывания участников) Отвечая на вопросы модератора, участники приходят к выводу: технология АМО позволяет ученику перейти из роли объекта в роль субъекта, что полностью соответствует требованию ФГОС. Какие же требования ФГОС предъявляет к учителю и помогает ли технология АМО выполнить эти требования? (слайд заголовок «Учитель»). (Высказывания участников). Отвечая на вопросы, участники приходят к выводу: технология АМО полностью соответствует требованиям ФГОС и формирует у учителя основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта. | ||||||
Учитель играет роль консультанта, направляющего: он, в первую очередь, помощник, сотрудник. Кроме того технологии АМО позволяют проводить занятия в нетрадиционной форме, повышают мотивацию, а значит и повышается уровень образования. Сам процесс обучения переходит на новый уровень коммуникации и интерактивности. Учитель становится профессионалом, владеющим современными технологиями обучения. В конце модератор поводит итог: Итак, мы начали с вопроса: «Зачем нужен стандарт?», а закончить мы можем, ответив в на вопрос: «Зачем нужны АМО?». Под руководством модератора участники приходят к общему выводу:
| |||||||
Кофе-пауза | 15 мин. | Кофе-пауза | Кофе-пауза | Дорогие участники, мы предлагаем Вам отдохнуть: выпить божественные напитки, имя которым чай и кофе. Почувствуйте энергию нового вкуса, энергию новых открытий! | |||
Проработка содержания темы обучающимися | 12 мин. | «Путаница» | Авторский | Цели и задачи метода: - Акцентирование внимания на ключевых моментах ИНПУТа. - Актуализация имеющихся у обучающихся знаний и умений по теме и проверка степени их усвоения. - Развитие универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных. Необходимые материалы:
распечатанные мини-тексты для каждой команды (См. Приложение шаблон АМО «Путаница»)
Предварительная подготовка:
Технология проведения: Модератор делит участников на 4 группы и предлагает «распутать» тексты. Деление на группы происходит с помощью листочков бумаги, на которых проставлены цифры от 1 до 4. Участники тянут бумажки с номерами из шляпы, выясняют номер свой команды, после чего рассаживаются за столы с соответствующим номером и начинают работать с текстом. Задача участников: найти и исправить ошибки в тексте (каждая группа получает свой мини – текст). Затем команды выбирают представителей, которые озвучивают результат своей команды другим участникам. Команды выступают по очереди (группа 1,2,3,4). Модератор инициирует обсуждение ответа участниками других команд. В участники под руководством модератора делают вывод.. | Итак, перед перерывом, мы выяснили, что технология АМО полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым ФГОС. За основу мы брали следующие критерии: Цель / Задачи / Ученик / Учитель Давайте посмотрим, сможете ли Вы вспомнить, какие аргументы мы приводили по каждому из этих параметров? Для этого мы предлагаем Вам сыграть в игру «Путаница». Все мы прекрасно помним сказку Корнея Ивановича Чуковского: Замяукали котята: Прежде чем мы начнём работу, давайте разделимся на команды. Прошу вас вытянуть бумажку с номером своей команды и занять место за соответствующим столом. На столах перед Вами находятся мини-тексты. Сейчас в своих группах Вам предстоит найти исправить ошибки в тексте. На всю работу у вас – 3-4 минуты. А теперь выберите представителей от каждой команды, которым нужно будет ознакомить другие команды с решением. Помните, у вас есть ровно одна минута, чтобы представить свой материал. Итак, послушаем представителя команды № 1 и выясним цель АМО и ФГОС. - Все ли согласны? Приглашается команда №2, которая расскажет о задачи, которую ставит перед собой АМО и ФГОС. - Какие будут добавления и предложения? Приглашается участник команды № 3, которая обсуждала роль ученика в АМО и ФГОС. | -Познавательная: участники анализируют, сравнивают, проводят аналогию в полученных ранее знаниях. -Коммуникативная: Обсуждение в группах вопросов, заданных модератором. -Социальная: развитие универсальных учебных действий: регулятивных, личностных. | |
Примечание: В этом методе актуализируются основные моменты ИНПУТа, представленного в АМО «Фемида». Модератору необходимо строго следить за временем и поддерживать высокий темп работы на протяжении всего этапа: Вступительное слово модератора – 1 минута Деление на группы – 1-2 минуты Выполнение заданий в группах – 3-4 минуты Проверка выполненного задания – 4 минуты (отчет групп по 1 минуте на каждую группу) Вывод: 1 минута ИТОГО: 12 минут Варианты проведения метода:
А потом обменяться с другой группой своими ответами. По следующей схеме: четыре группы А B C D Работают с материалом. Затем группы A – B и C – D обсуждают свои результаты приходят к общему мнению и представляют свои результаты противоположной стороне.
| - Есть ли у вас предложения, замечания по поводу выступления команды № 3? И в заключении послушаем о роли учителя, описанной в технологии АМО и ФГОС. - Все ли ошибки на, ваш взгляд, удалось найти команде № 4? Отвечая на вопросы модератора, участники приходят к выводу:
| -Познавательная: участники анализируют, сравнивают, проводят аналогию в полученных ранее знаниях. -Коммуникативная: Обсуждение в группах вопросов, заданных модератором. -Социальная: развитие универсальных учебных действий: регулятивных, личностных. | |||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Разминка | 10-12 мин | РАДУГА | Авторский | Цели задачи использования метода: - снять напряжение от проделанной работы, создать положительный эмоциональный настрой, - активизировать мышление. Необходимые материалы:
Предварительная подготовка:
Подробная технология проведения: I этап - Деление на команды. Участники тянут полоски, после чего модератор медленно проговаривает акростих: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Услышав слово, которое они вытянули, участники бегут к модератору и выстраиваются от него по левую и правую сторону (направление модератор задает руками). Модератор должен следить, чтобы участники распределились, по возможности, равномерно (при неравном количестве). |
Предлагаю вам сейчас немного отвлечься и подумать о прекрасном… Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления. Человечество связало его с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, это дорога между небом и землей, а в Китае считали, что это небесный дракон, союз Неба и Земли. В славянских мифах и легендах его считают волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Как вы думаете, о каком природном явлении идет речь? Да, вы правы, речь идет о радуге, которую мы сегодня создадим. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге люди придумали простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов, например: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Мы используем с вами это предложение, чтобы поделиться на две команды (все тянут полоски со словами из акростиха). По моей команде, услышав слово, которое вы вытянули, вам нужно быстро занять место слева или справа от меня. Модератор медленно произносит слова из акростиха: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
А теперь вам предстоит создать радугу из участников своей команды, учитывая, например, цвет одежды, а также из окружающих вас предметов, например, мебели, занавесок, доски (если есть) и любых других предметов, которые вы найдете в аудитории. На это вам отводится 5 минут! По истечении 5 минут вы услышите звук колокольчиков. | -Коммуникативная: группой создают «живую» радугу. -Социальная: умение договориться, вовлечение всех участников.
|
II этап – сбор РАДУГИ. За 5 минут командам нужно «собрать» радугу из самих участников и любых окружающих их предметов. Во время выполнения задания фоном звучит песня о радуге (на усмотрение модератора). Участники могут увлечься и перестать следить за временем, поэтому модератору нужно напомнить командам о том, что время, отведенное на это задание, подходит к концу (примерно за 1 минуту). По окончании 5 минут, подается звуковой сигнал «колокольчики» (на усмотрение модератора). III этап - ФОТО Модератор делает фотографии на память. Примечание:
(Неравное деление участников не должно вас смущать. На наш взгляд так даже интересней)
Варианты проведения: Для деления на группы можно использовать предложение: Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь. Не забудьте подготовить полоски со словами «как», «однажды», «Жак», «звонарь», «головой», «сломал», «фонарь», если вы выберете этот вариант. | Модератор: «Пусть ваше настроение остается таким же прекрасным как ваша радуга, которая станет мостиком к новым свершениям! Чтобы Ваше прекрасное настроение осталось с вами надолго, предлагаю запечатлеть этот момент. Это фотография будет не просто напоминать Вам о сегодняшнем семинаре, но и поможет поднять настроение, если вдруг Вам станет грустно». | ||||||
Подведение итогов | 25-30 мин | ОРКЕСТР | Авторский | Цели и задачи использования метода: - подведение итогов семинара, - выяснение впечатлений от семинара, - определение степени достижения ожиданий участников. Необходимые материалы:
4-х цветов
Предварительная подготовка:
Подробная технология проведения: 1 этап - определение мини-оркестров. Участники делятся на мини-оркестры – ( команды) согласно цвету шаблона музыкального инструмента, который участник вытягивает из шкатулки (см. Приложение 4):
Т.о. все участники делятся на 4 группы по 5 человек и занимают свои места за столами. (в дальнейшем эти шаблоны используются на третьем этапе). | А сейчас вам предстоит оглянуться назад и вспомнить мелодию, которая «прозвучала» в начале нашего семинара. Это была уникальная мелодия ваших ожиданий и опасений – наши «аккорды» (АМО «Мелодия»). На протяжении всего семинара мы участвовали в создании прекрасной симфонии, которую невозможно создать в одиночку. Для этого необходим оркестр. Всем известно, что в классический оркестр входит 5 групп инструментов: струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные, и одиночные. Я прошу вас образовать свой мини-оркестр, который будет состоять из пяти человек. А помогут нам в этом музыкальные инструменты. Я предлагаю вам нашу волшебную АМО - шкатулку, из которой каждый достанет музыкальный инструмент и по цвету вашего шаблона вы сможете присоединиться к своему мини-оркестру. Оркестр начинает свою работу с настраивания инструментов. Я предлагаю вам прослушать три мелодии и выбрать ту, которая, лучше всего отражает ваши впечатления от семинара: - если вы выбираете первую мелодию, это означает, что ваши ожидания оправдались; - если вторую, то у вас еще остались невыясненными некоторые вопросы и не все опасения развеялись; - ну, а если третью, то это значит, что семинар у вас вызвал больше сомнений, чем уверенности. После прослушивания поделитесь своими впечатлениями с другими «музыкантами» вашего мини-оркестра (участниками вашей группы). На это вам отводится 3-4 мин. Теперь, когда ваши инструменты готовы давайте порепетируем. Сейчас у вас будет до 10 минут на то, чтобы вы могли заставить «играть» ваши музыкальные инструменты. Обсудите и запишите ответы на вопросы, которые вы видите на экране (см. Презентацию СЛАЙД 2) в имеющиеся у вас шаблоны. Внимание на экран:
| -Информационная: Рефлексия способов и условий действия, определение собственной самооценки и самооценки участников. - Познавательная: Выяснение и учёт различных мнений -Коммуникативная: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. - Социальная: Планирование учебного сотрудничества | |
2 этап - настройка инструментов. Задача участников: 1.прослушать три мелодии и решить, какая из них лучше всего отражает их впечатление от семинара на данном этапе; 2. обменяться впечатлениями с участниками своей группы. На выполнение задания отводится 5 минут. 3 этап - репетиция. Участникам дается 5-10 минут на обсуждение вопросов, выведенных на экран:
Команда после обсуждения и согласования или учета расхождения мнений в команде записывает ответы на соответствующий шаблон. Модератор сообщает участникам о том, что если в ходе семинара не возникало никаких проблем, ничто не мешало воспринимать и применять полученные знания, то шаблоны некоторых музыкальных инструментов, предназначенные для ответов на эти вопросы, заполнять не следует. В качестве фона используется нейтральная классическая мелодия на усмотрение модератора. (См. Приложение 2) 4 этап – генеральная репетиция. На этом этапе группам дается 5-7 мин. на то, чтобы они могли разместить свои музыкальные инструменты (шаблоны) на доске согласно схеме симфонического оркестра и познакомиться с «игрой» всех музыкальных инструментов. 5 этап – подведение итогов: концертное выступление - исполнение симфонии. Музыканты (участники) подводят итоги, опираясь на следующий перечень вопросов: 1.Какой музыкальный инструмент исполняет лидирующую партию? (Т.о.модератор обращает внимание на какой из 5 вопросов, обсуждаемых в команде дано больше всего ответов и просит участников прокомментировать содержание ответов) 2.Какой музыкальный инструмент в оркестре практически не слышен? (Т.о.модератор обращает внимание на какой из 5 вопросов, обсуждаемых в команде отсутствуют ответы или их мало и просит участников прокомментировать содержание ответов). 3.Какой инструмент хотелось бы услышать? (Т.о.модератор обращает внимание на какой из 5 вопросов, обсуждаемых в команде даны неполные ответы или мало понятные модератору, тем самым, задавая наводящие вопросы, модератор выясняет то, что ему необходимо). | Если в ходе семинара не возникало никаких проблем, ничто не мешало вам воспринимать и применять полученные знания, то шаблоны некоторых музыкальных инструментов, предназначенные для ответов на эти вопросы, заполнять не следует. Ну, а теперь настало время генеральной репетиции: я попрошу вас разместить ваши музыкальные инструменты на доске согласно схеме и создать наш симфонический оркестр. Пока играет музыка, ознакомьтесь с ответами других участников. На это вам отводится 5-7 мин. Ну, а теперь у нас концертное выступление, настал тот знаменательный момент, когда мы услышим нашу с вами симфонию. Давайте подведём итог:
Прекрасное выступление, господа! Мы здорово потрудились и с пользой провели время, позвольте в конце семинара вручить Вам маленький сувенир на память – фото с Радугой. Это фотография будет не просто напоминать Вам о сегодняшнем семинаре, но и поможет поднять настроение, если вдруг Вам станет грустно. Каждый участник получает сертификат участника семинара-тренинга. Если Вас заинтересовала технология АМО и Вы хотели бы научиться создавать активные методы, оставьте свой контактный телефон и электронный адрес, чтобы мы могли связаться с Вами в ближайшей время. Всего Вам доброго! Желаем Вам новых открытий! | ||||||
Примечание: 1. Данный АМ рассчитан на взрослую аудиторию, но при условии изменения содержания может быть использован для учащихся старших классов. 2. В этом методе актуализируются ожидания и опасения, в АМО «Мелодия» . 4.Представленные в Приложении 2 мелодии могут ассоциироваться со следующими впечатлениями:
5.В качестве фона предлагается мелодия Secret Garden (см. Приложение 3). 6.Схема расположения музыкальных инструментов в оркестре и шаблоны для деления: http://ivanovainna65.blogspot.ru/2012/11/blog-post_26.html давайте уберем, здесь шаблонов нет и http://www.razvitierebenka.com/2013/02/raskraska-musical-instruments.html#.UnvEw3DIa6M; http://www.varson.ru/music.html Варианты проведения: Модератор может заменить или добавить музыкальные инструменты-шаблоны или вопросы на своё усмотрение. На усмотрение модератора можно в заключении предложить всем послушать «Прощальную симфонию» Йозефа Гайдна. (См.Приложение 5). |
Аналитическая информация | |
Какие сложности могут встретиться при подготовке и проведении семинара-тренинга? | Нежелание: - администрации проводить семинар на базе ОУ; - педагогов учиться новым методам обучения; - нежелание участников быть вовлечённым в игрообучение. |
Что будет сделано для предупреждения этих сложностей, и что будет делаться, если они реализуются? | Проведены предварительные беседы с администрацией, до мелочей продуманное мероприятие и подбор эффективных АМ. |
Какая мотивация будет использована для привлечения педагогов и обеспечения их эффективного и качественного обучения на семинаре-тренинге? | - качественное проведение урока согласно современным требованиям ФГОС; - престиж школы по созданию ОП; - помощь учителю и документ для прохождения аттестации на категорию. |
Как будет поставлен мониторинг в течение всего семинара, как будет проводиться контроль и оценка деятельности участников? | Взаимооценка, самооценка по предложенным АМ в ходе семинара. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Метод «Мелодия»
Участники пишут на нотках белого цвета свои ожидания от предстоящего путешествия в загадочную страну АМО, на серых – опасения.
Метод «Звездопад»
Участники, исходя из своих ожиданий или опасений, формулируют цели на предстоящую работу, и записывают их на яркой стороне звезды. 2) Можно использовать одну из мелодий, перечисленных в АМО «Мелодия», во время работы по формулированию целей.
http://www.free-power-point-templates.com/justice-powerpoint-template/
Метод «Путаница»
Метод «Советы дедушки Конфуция» 1) Мини конспекты для групп (файл прилагается) 2) Карточки с примерами АМО на каждый этап урока, в которых отсутствует цель метода: (файл прилагается)
Метод «Радуга»
Метод «Оркестр»
Воспроизведение звуковых файлов этапа 2 осуществляется со слайда №1 презентации (жмете на три таких значка по очереди). Также эти мелодии выведены отдельным приложением №2 (файл прилагается).
4) Классификация инструментов для модератора:
5) Приложение 4 «Шаблоны музыкальных инструментов для деления на мини-оркестры». (файл прилагается)
|
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Метод «Счастливый билет» На своё усмотрение модератор может изменить жест, воспользовавшись материалами сайтов:
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=81&id=132626
http://kireshon.livejournal.com/8756.html Метод «Путаница» Сказка «Путаница» Корней Иванович Чуковский: http://deti-online.com/skazki/skazki-chukovskogo/putanica/ Метод «Советы дедушки Конфуции» Цитата Конфуция - http://tashtagol-chanc.ru/publ/rasskazhi_mne_i_ja_zabudu/1-1-0-40 Метод «Радуга» Информация о радуге - http://allforchildren.ru/why/whatis32.php Метод «Оркестр»
http://www.razvitierebenka.com/2013/02/raskraska-musical-instruments.html#.UoZB9HBuwvx Литература:
|
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2012
© Образовательный портал «Мой университет»
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»
Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе
Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...
Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС
Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций
Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...