Образовательная программа "Волшебная иголочка"
рабочая программа по теме

Куксова Любовь Александровна

Праграмма " Волшебная иголочка",  по которой я работаю, для дополнительного образования. Разработана на двух годичное обучение, возраст 7-11лет.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_7-11_volshebnaya_igolochka.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

  ДОМ   ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА

КАВКАЗСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД ДДТ

Кавказского района

__________ Л.П. Зорина

«_____» ________ 2013г.

Утвержден Советом Учреждения

Протокол № __ от ____________2010г.

                                                                            ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА      

«Волшебная иголочка»

Автор программы:  педагог  д/о  

                                  Куксова Любовь Александровна

Возраст  учащихся:  7-11 лет

Срок  реализации:  2  года

Место  и год  создания:  ст. Дмитриевская, 2013год

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа «Волшебная иголочка»  художественно-эстетической направленности.

Образовательная программа «Волшебная иголочка» предназначена для ознакомления и обучения  детей 7-11 лет  различным видам рукоделия: швейное искусство, пошив одежды для куклу,  ручная вышивка, аппликация из ткани.

      Новизна программы «Волшебная иголочка»   для  детей данной группы  заключается в решении проблем  дополнительного образования и занятости   свободного времени.

Из всего многообразия, декоративно-прикладное творчество является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вышивали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появилось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда. Актуальность данной  программы состоит именно в потребности продуктивной деятельности детей   по  возрождению забытых ремесел.

На начало обучения дети имеют знания, приобретенные в общеобразовательной школе по трудовому обучению, а программа расширяет и углубляет ЗУН детей.

Данная программа вдохновит участников на собственный творческий поиск, научит видеть красоту окружающего мира, как отражение собственной красоты. Она должна привить каждому ребенку эстетический вкус, для того чтобы он смог создать свои поделки, воплотить вы них красоту и эстетику, мастерство и талант. В этом и есть педагогическая целесообразность программы.

В результате научных исследований доказано, что при занятии шитьем достигается наибольшее расслабление, работа над изделиями приносит удовлетворение, все хлопоты и заботы уходят на задний план. Творчество наполняет душу и разум величайшим счастьем и спокойствием. Следовательно, данная программа позволит ребенку стать более раскрепощенным, освободиться от комплексов, научиться труду и терпению, приучить к хорошему вкусу.

Цель: развитие личности ребенка по средствам занятий рукоделием (кройка и шитье, пошив одежды на куклу, ручная вышивка,  аппликация из ткани).

Задачи:

  • познакомить детей с историей швейного искусства;
  • научить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия и шитья;
  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • развивать художественный вкус и творческие способности учащихся;
  • создавать комфортную обстановку на занятиях, доброжелательную атмосферу взаимоотношений;

Срок реализации программы: на 2 года обучения.

Обучение ведется с детьми 7-11 лет, потому что в этом возрасте они способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задачи: шить, рукодельничать, вышивать, создавать свои придуманные изделия.

Занятия проходят 1 год обучения 2 раза по 2 часа в неделю; 2 год обучения- 3 раза по 2 часа в неделю. Наполняемость учебной группы – 8 человек. Это связано с опасностью работы с колющими и режущими  инструментами.

Программа содержит темы, дающие детям знания, умения, навыки швейного мастерства и рукоделия. В программу входят:  вводное занятие, швейное искусство, одежда для куклы, ручная вышивка, аппликация из ткани, итоговое занятие, выставки, экскурсии.

Объем содержания программы позволит последовательно овладеть новыми уровнями знаний на базе полученных сведений, постепенно осуществляя переход от простого к более сложному. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу изучения, повторения и расширения объема знаний и навыков.

Этапы педагогического контроля

1 года обучения

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Формы проведения

сентябрь

 

Знание основных понятий швейного искусства

Опрос-беседа

Декабрь

 Навыки выполнения швов. Умения выполнять игольницы, салфетки, футляры для швейных принадлежностей.

 Просмотр изготовленных изделий

Май

 Навыки выполнения вышивки. Умение выполнять   аппликации.

 

Игра. Наблюдение.

Педагогический  результат   1 год обучения

К концу 1 года обучения по программе «Волшебная иголочка» обучающиеся:

  • познакомились с историей швейного искусства;

       -    научились мастерству изготовления изделий: выполнение швов, изготовление выкроек,

    снятие мерок;

  • привиты трудовые и практические навыки;
  • научились вести себя в коллективе, создавая дружескую, доброжелательную обстановку.

Этапы педагогического контроля

2 года обучения

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Формы проведения

сентябрь

 

  Знания основных швов, видов тканей, сочетание цвета и пропорции,  изготовление чертежей.

 

Опрос-беседа

Декабрь

Навыки выполнения швов. Навыки выполнения вышивки

Просмотр изготовленных изделий

 

Май

Умение выполнять накладные аппликации. Умения выполнять  изделия.

 Игра. Наблюдение.

Педагогический результат

2 год обучения

К концу 2 года обучения по программе «Волшебная иголочка» обучающиеся:

      -     познакомились с историей швейного искусства;

  • научились практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
  • сформировался интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • развился художественный вкус и творческие способности учащихся;
  • научились вести себя в коллективе, создавая доброжелательную, дружескую обстановку;

 

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го года обучения (7-10 лет)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Швейное искусство

50

12

38

3

 Одежда для куклы

42

11

31

4

Ручная вышивка

22

6

16

5

Аппликация (ткань)

26

6

20

6

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

144

37

107

4. СОДЕРЖАНИЕ  1-го года обучения

1. Вводное занятие.

Знакомство с деятельностью объединения. Ознакомление с программой, режимом работы. Знакомство с техникой безопасности в рабочем кабинете.

2. Швейное искусство.

Теория:  История зарождения швейного искусства. Швейные принадлежности. Разновидность ниток. Виды тканей.  Виды швов. Сочетание цветов. Пропорции. Изготовление выкроек и чертежей к изделиям. Измерительные приборы, снятие мерок. Подбор материала. Техника безопасности при работе  с иглой и ножницами.

Практика: Выполнение швейных работ по пошиву: столовой салфетки, футляра для швейных принадлежностей, игольницы.

Материалы: нитки, ткань, синтепон.

3.Одежда для куклы

Теория: Куклы - настоящие друзья. Советы по шитью одежды. Моделирование и конструирование одежды для куклы. Снятие мерок. Изготовление выкройки и лекал на куклу Барби. Подбор материала. Крой. Сметывание деталей. Пошив. Обработка изделий. Украшение одежды. Пошив и обработка  предметов уюта . Техника безопасности при работе со швейными инструментами.

Практика: Работа над эскизом.

Материалы: ткань, нитки, картон.

3. Ручная вышивка.

Теория: Из истории русской вышивки. Орнамент. Цвет. Инструменты и принадлежности к вышивке. Вышивка и ее применение. Виды швов. Техника безопасности с ручным инструментом.

Практика: Подбор рисунка для выполнения вышивки. Перевод рисунка на бумагу и ткань. Подбор ниток, иголок, материала. Выполнение изделий с выбранным рисунком.

Материалы: нитки мулине, канва, ткань.

5. Аппликация из ткани.

Теория: Аппликация как вид декоративно-прикладного творчества. История зарождения. Материалы и принадлежности. Швы, строчки. Техника безопасности с ручным инструментом и швейной машинкой.

Практика: подбор рисунка, перевод на ткань. Изготовление панно «нам весело живется». Групповая работа.

Материалы: ткань, нитки, холстина, рамка.

6. Итоговое занятие.

Выставка-показ изготовленных изделий

                                         3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                  2-го года обучения (8-11 лет)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

4

4

-

2

Швейное искусство

52

12

40

3

 Одежда для куклы

70

9

61

4

Ручная вышивка

38

9

29

5

Аппликация (ткань)

50

9

41

6

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

216

43

173

4. СОДЕРЖАНИЕ  2-го года обучения

1. Вводное занятие.

  Знакомство с содержанием обучения. Техника безопасности в кабинете.  Организационные вопросы Виды декоративно-прикладного творчества.

2. Швейное искусство.

Теория:  История возникновения , зарождения  швейного искусства. Швейные принадлежности. Разновидность ниток. Виды тканей.  Виды швов (ручные, машинные). Сочетание цвета. Пропорции. Снятие мерок. Изготовление выкроек и чертежей к изделиям. Измерительные приборы, снятие мерок. Подбор материала. Техника безопасности при работе  с о швейными инструментами, швейной машинкой.

Практика: Выполнение швейных работ по пошиву:  игольницы, прихватки, грелки на чайник, фартука.

Материалы: нитки, ткань, синтепон.

3.Одежда для куклы

Теория: Долгая жизнь  куклы.  Одежда для куклы: важные моменты. Конструирование одежды для куклы Барби. Снятие мерок. Изготовление выкройки и лекал на куклу Барби. Подбор материала.  Украшение и аксессуары для куклы. Техника безопасности при работе с ручными швейными инструментами, швейной машинкой и электроутюгом.

Практика: Выполнение швейных работ по пошиву одежды для куклы Барби: ночная сорочка, сарафан, нарядное платье, брючной костюм, куртка с капюшоном, вечернее платье.

Материалы: нитки, ткань, бумага.

3. Ручная вышивка.

Теория:  История  вышивания. Материалы и инструменты. и принадлежности. Вышивка и ее применение. Орнамент. Цветовое сочетание. Нитки. Ткани. Виды швов. Технология  качественной вышивки. Рабочее место вышивальщицы. Перевод рисунка на ткань. Техника безопасности с инструментами для вышивания крестом.

Практика: Подбор рисунка для выполнения вышивки. Перевод рисунка на  ткань. Подбор ниток, иголок, материала. Выполнение изделий с выбранным рисунком.

Материалы: нитки мулине, канва, ткань, копирка, бумага.

5. Аппликация из ткани.

Теория: Аппликация - как декоративное лоскутное шитье. Основные виды аппликации. Приспособления и инструменты. Выбор рисунка. Подбор материала для выполнения накладной аппликации. Деление сюжета на условные слои. Обрамление и крепление изделия. Техника безопасности при работе со швейными  инструментами,  швейной машинкой, электроутюгом.

Практика: подбор материала, рисунка, перевод на ткань. Выполнение швейных работ с изделиями в технике накладная аппликация.  Обработка изделий.

Материалы: ткань, нитки, бумага, рамка.

6. Итоговое занятие.

Выставка-показ изготовленных изделий за учебный год.

5. Методическое  обеспечение программы

 

Программа «Волшебная иголочка» включает следующие технологии:

  • По видам:
  • групповые
  • По методам:
  • объяснительно-иллюстрированный
  • репродуктивный (педагог демонстрирует – воспитанник воспроизводит)
  • диагностический
  • поисковый
  • игровой
  • Метод творчества:
  • эвристический (развитие творческих способностей)
  • смысловое видение
  • придумывания
  • Метод воспитания:
  • изменение деятельности в обществе
  • Виды занятий:
  • теоретические и практические
  • обучающие
  • закрепляющие
  • импровизационные
  • игровые
  • Примерный план занятий
  • знакомство с техникой швейного дела
  • освоение материала практически

На закрепляющих занятиях дети повторяют пройденный материал.

Импровизационные – это выполнение эскизов самостоятельно для выбранных работ.

Итоговое занятие – это просмотр сделанных изделий, мини-выставка.

Материально-техническое оснащение:

  • Помещение для занятий должно быть оснащено оборудованием для занятий швейным делом: швейные машины, настольные лампы, ножницы, иглы, нитки.
  • Необходимо иметь все принадлежности для изготовления эскизов поделок и чертежей: бумагу, лекала, шаблоны, рисунки, ручки, карандаши.
  • DVD и телевизор для просмотра видеосюжетов, DVD-диски.
  • Магнитофон и диски для воспроизведения записи на занятиях.

Методическое обеспечение:

  1. Егорова Р.И., Монастырская В.Р. «Учусь шить», 1988.
  2. Мерслякова Г.Н. «Швейное дело», 1993
  3. Николкина Т.А., Гуляева Т.С., Попова Г.П. «Уроки труда», 2006
  4. Мерилин Уиб «Чудеса из лоскутков», 2008
  5. Морган «Стильные штучки для домашнего уюта        

Методическое обеспечение образовательной программы

№ п/п

Образовательные области

Название темы

Форма

занятий и форма подведения итогов по каждой теме

Знания

Умения

1

Словесность

Вводное занятие, знакомство с терминами ручные швы и материалы, машинные швы, с тканями украшение и пошив изделия. Общее определение об  инструментах утюженные работы.

Теория, рассказ, показ, беседы, опрос, практическая работа.

Иметь знания определений о швейном деле.

Уметь рассказать о шитье в разных формах исполнения.

2

Естествознание

Современное представление о швейном искусстве. Машинка, утюг, ножницы, сантиметровая лента, иголки ручные.    

Рассказ, показ, практическое занятие, наблюдение.

Знание свойств материалов и инструментов.

Умение использовать данные знания на практике.

3

Математика

Выполнение простейших расчетов, построение выкроек основы поделок и картин с аппликацией.  

Практические занятия, рассказ, собеседование.

Иметь знания, правильно рассчитать линии и расстояния.

Выполнение простейших расчетов в практической работе.

4

Искусство

Понятие о народном декоративно – прикладном творчестве, краткие сведенья о распространенных видах ДПТ на Кубани.  

Лекции, беседы, посещение выставок.

Знания об искусстве.

Умения различать, оценивать, анализировать участие в выставках.

5

Технология

Понятия об инструментах, правила техники безопасности при работе с утюгом, иглой, машинкой, проволокой, ножницами. Пошив и оформление изделий.  

Теория ,опрос, практическая работа воспитанника.

Знание понятий и правил.

Умение качественно  выполнять пошив изделий.

6

Психологическая культура

Понятие о способностях людей, качествах личностей, об особых качествах воспитанника. Понятие о правилах совместной деятельности, о конфликтах, ситуациях и правилах выхода из них.

Тренинги на формирование личностных качеств личности, лекции, беседы, индивидуальный разговор.

Знание  понятий.

Умение использовать знания в практической работе.

7

Здоровый  образ  жизни

Понятие о ЗОЖ. Тренинги по укреплению здоровья. Понятие о экологически чистых материалах. Особенности организации труда на занятиях.

Тренинги по укреплению здоровья, рассказы, физ.минутки, экскурсии, соревнования.

Знание о ЗОЖ

Умение вести  ЗОЖ

8

Социальная  практика

Понятия о правилах хорошего тона, о правилах совместного труда, права и обязанности воспитанников и педагогов.

Разбор ситуаций на занятиях, праздники, Наблюдение, коррекция.

Знания всех необходимых правил.

Умение применять на практике  полученные знания.

Литература

1. Гурбина Е.А. «Обучение мастерству рукоделия» Волгоград. «Учитель» 2008 г.

 2. Егорова Р.И., Монастырная В.Р. «Учусь шить». Москва. «Просвещение» 1989 г

3.  Журнал «Лена рукоделие» 2009 – 2010 г.

4. Журнал «Дарья» 2009 – 2010 г.

5. Журнал «Делаем сами» 2009 – 2010 г.

6. Каминская Е.А. «Лоскутное шитье». Ростов н/Д : Владис, 2010 г.

7. Мерсиянова Г.Н. «Швейное дело» Москва « Просвещение» 1993 г.

8. Николкина Т.А., Гуляева Т.С., Попова Г.П. «Уроки труда» Волгоград: Учитель, 2007 г.

            9. Мерилин Уиб «Чудеса из лоскутков» Москва. « Мир книги» 2008 г.

10. Морган, Анна «Стильные мелочи  для домашнего уюта» Москва.«Мир книги» 2007 г.

11. Наниашвили И.Н. «Вышивка крестом» Белгород. «Книжный клуб» 2010 г.

12.« Уютный дом своими руками». Белгород. «Книжный клуб» 2009 г.

13.Ч еймберз. Ш. «Азбука лоскутного шитья» Москва: Никола-пресс, 2006 г....  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебная иголочка"

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности , национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей русского народа. Декоративно-прикладное ...

Урок технологии в 5 классе «Золотошвейки и подмастерья для принцессы Иголочки»

Представлен опыт Черепановой Елены Анатольевны по организации контрольно - обощающего урока  по теме "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов"   в форме учебно -тех...

Проект "С иголочки"

Чем заниматься в деревне в свободное время? Вышивание - очень увлекательное дело. Советы для начинающих......

Программа кружка "Иголочка"

Курс кружка по обслуживающему труду "Иголочка" расчитан на 66 часов. В него входят основное содержание занятий и календарно-тематическое планирование....

План учебно-воспитательной работы объединения « Волшебная иголочка» по программе «Волшебная иголочка»

План учебно-воспитательной работы по 2 годичной образовательная программе «Волшебная иголочка», предназначен для ознакомления детей  7-11 лет с различными видами рукоделия: швейное искусство, пош...

План-конспект открытого занятия объединения «Волшебная иголочка» по теме: «Перевод рисунка на ткань. Подбор ниток, иголок».

Цель занятия - научить воспитанников переводить рисунок на ткань, подбирать нитки и  иголки для вышивки салфетки.Задачи -  научить переводить рисунок на ткань, освоить на практических з...