«Мотивация педагогических кадров как важное условие повышения эффективности внедрения ФГОС в образовательном учреждении»
статья по теме
Как создать благоприятную мотивационную среду для работы кадров и их профессионального развития в образовательном учреждении?
Эта одна из важных задач администрации и методического совета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_pedagogicheskikh_kadrov.docx | 277.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска
«Мотивация педагогических кадров как важное условие повышения эффективности внедрения ФГОС в образовательном учреждении»
Борщеговский Григорий Михайлович,
директор МБОУ кадетской школы №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска
Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты вопрос о профессионализме учителя стоит наиболее остро: каждый педагог понимает необходимость овладения новыми знаниями, современными педагогическими технологиями и методиками, изменением стиля деятельности и то, что образование должно идти через всю свою жизнь. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога. Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов. Желание работать продуктивно становится ключевым фактором достижения успеха нашего учреждения. Каждый педагог школы осознает свою значимость, ведь победа педагога - это успех школы.
Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования учреждения, установить в ней самое современное оборудование, но все это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу.
Отсюда возникают вполне резонный вопрос:
— Как создать благоприятную мотивационную среду для работы кадров и их профессионального развития в образовательном учреждении?
Эта одна из важных задач администрации и методического совета в нашей школе.
Цель методической работы школы: «Освоение способов педагогической деятельности направленных на реализацию требований стандартов второго поколения».
Цели учителей: повысить свой профессиональный уровень, чтобы быть конкуретноспособным на рынке образовательных услуг.
Самое сложное в методической работе - это создать внутреннюю мотивацию. Поэтому одной из задач научно-методической работы в школе является усиление работы по мотивации учителей к разработке нового содержания и новых технологий образования. Система методической работы общепринятая, состоит из пяти компонентов. Я хочу остановиться на диагностике, потому что она тесно связана с мотивацией. Функции диагностики: установление несоответствий в имеющемся опыте работы современным требованием к образованию. Каким образом это реализуется?
Механизм развития внутренней мотивации.
Шаг 1
Определение показателей уровней педагогической деятельности
В показатели уровней педагогической деятельности заложены элементы технологии развивающего и личностно-ороиентированного обучения. Содержание представляет целостный педагогический процесс. В связи с этим была изучена теория целостного педагогического процесса и каждого элемента его содержания, в результате была составлена таблица показателей уровней педагогической деятельности, которая стала критерием проектирования анализа и самоанализа урока. Данные критерии имеются у администрации школы и у каждого педагога.
Шаг 2
Самоанализ уровней педагогической деятельности
Шаг 3
Мониторинг профессионального роста через посещение уроков
Карту профессионального роста ф.И.О. учителя
06.11 | 13.03 | 12.12 | 16.01 | 23.01 | 12.02 | итого | |
1. Мотивация учеб. деятельности школьников | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 12 |
2.Уровни целеполагания | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 10 |
3.Содержание учебного материала (СУМ) | 2,5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14,5 |
4.Методы усвоения СУМа | 2,5 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 16,5 |
5.Характер заданий | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 15 |
6.Формы организации деятельности | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
7.Контроль | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 8 |
8.Оценка результатов деятельности. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 |
Самоанализ деятельности | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 |
Итог
Самоанализ учителя и анализ посещающего лица делается по единым критериям, т.е. на основе единых ценностей.
Шаг 4
Определение проблем:
- Общих, для всего педагогического коллектива,
(внутрифирменное обучение)
- групповых (метод объединения, творческая группа, проблемная группа, главная их сущность мобильность, возникают спонтанно и существуют недолго, по мере разрешения проблем распадаются)
- индивидуальных (самообразование)
Внутрифирменное обучение (постоянно действующий семинар). Тематика семинаров:
- Трехдневный проблемный семинар «Анализ и проектирование содержания процесса обучения с позиций системно-деятельностного принципа обучения»
Освоение обеспечивается методическим сопровождением. В чем его суть? Это разработки рекомендаций, памяток, проведение индивидуальных консультаций, разработки дидактического, методического, справочного материала, приемы рефлексии, графические средства кодирования информации. Учителя надо оснастить способами, методическая работа - это поддержка.
Как это внедряется – тиражирование, это механизм саморазвития педагога (выступление на педагогических советах, семинарах), участие в профессиональных конкурсах.
Большое внимание уделяется со стороны администрации школы и внешней мотивации педагогических кадров.
Кадровый ресурс - ведущий фактор достижения качества образования, он невозможен без оказания социально-экономической поддержки учителей. Это обеспечивает заинтересованность работников школы в развитии творческой активности и инициативы при реализации поставленных перед коллективом задач. Все это помогает учителю в решении значимых личных, социально-экономических проблем, способствует повышению уровня качества образования, отсутствию текучести кадров и высокому профессионализму кадров, формированию положительного микроклимата в коллективе, повышению профессиональной и личностной готовности педагогов работать на достижение общей цели:
- премию по итогам работы или определенного периода (учебной четверти, года);
- ценный подарок (на день рождения, юбилей, семейное торжество, праздник);
- оплату бассейна или тренажерного зала;
- аттестацию на более высокую категорию;
- назначение на руководящую должность (председателем методического объединения, заместителем директора и др.);
- содействие в улучшении жилищных условий, ( в течение 2009-2011 учебных годов 3 учителя школы получили служебное жилье).
Среди педагогов распространено мнение, что повышение зарплаты — наиболее действенное средство поощрения их деятельности. Но это не совсем верно. Во-первых, те, кто превыше всего ставит уровень дохода, в образовании давно не работают. Во-вторых, экономические способы стимулирования мотивации вообще обладают ограниченной эффективностью. Поэтому мы чаще задумываемся о других, нематериальных, стимулах (интеллектуально-творческих, ресурсных, статусных).
Интеллектуально-творческие способы
Этот способ мотивации творческих кадров, способствующий их образовательному и профессиональному росту, в том числе карьерному. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно. Оно необходимо одаренному педагогу для дальнейшего саморазвития. Среди таких приемов мы используем:
- доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения урока (занятия) или мероприятия;
- проведение открытых уроков, семинаров;
- направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
- содействие в выдвижении на престижный конкурс;
- возможность представлять кадетскую школу на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), в том числе международных;
- помощь в обобщении опыта, публикаций к печати;
- содействие в разработке и утверждении авторской программы и т. д.
В школе активно работает творческая группа учителей, которая стимулирует педагогов к участию в различных проектах и конкурсах. Данная творческая группа оказывает методическую помощь, моральную и психологическую помощь на протяжении всего конкурса.
(За три последних года коллектив принял участие более чем в 20 конкурсах профессионального мастерства).
Анализ итогов участия показывает, что
- коллектив кадетской школы № 1 имени Ф.Ф.Ушакова систематически участвует в следующих окружных, городских И краевых конкурсах:
- смотр-конкурс общеобразовательных школ при подготовке к новому учебному году;
- смотр-конкурс школьных спортивных площадок;
- смотр-конкурс на лучшую организацию летнего отдыха учащихся;
- конкурс профессионального мастерства классных руководителей;
- конкурс профессионального мастерства педагогов-предметников;
- смотр-конкурс воспитательных систем школ;
- смотр-конкурс на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
- смотр-конкурс на лучшую работу родительских комитетов образовательных учреждений;
- в военно-спортивном конкурсе–игре «Патриот»;
- смотр-конкурс кабинетов;
- ежегодно педагогический коллектив участвует в 7-10 конкурсах, в 5-7 из них занимает призовые места;
Мы стремимся повысить роль педагога в коллективе, привлечь к принятию управленческих решений, В их число входят:
- публичная похвала на совещании или педсовете, общешкольном родительском собрании;
- вынесение благодарности в приказе;
- представление к грамоте или званию;
- проявление заботы об учителе и его семье;
- помещение фотографии на стенд «Лидеры в образовании».
Конечно, долгосрочные способы интеллектуально-творческой мотивации перспективнее. В них заложена концепция делегирования полномочий, благодаря чему повышается уровень квалификации педагога:
- увеличение степени трудности решаемых задач, поручение работы, которая представляет интерес в силу своей престижности и ответственности;
- направление на инновационные курсы повышения квалификации, стажировку, переподготовку с получением второго высшего образования;
- предоставление возможности работы по экспериментальной программе;
- поручение быть наставником молодых специалистов;
- привлечение к работе в составе творческой группы;
- перевод на самоконтроль.
Ресурсные способы: для рациональной организации рабочего времени педагога мы используем ресурсные способы мотивации:
- удобный график отпуска, а также его непрерывность;
- дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску); наиболее компактный (без окон) график работы;
- методические часы и дни;
- возможность выбора учебной нагрузки;
- предоставление предметного кабинета;
Современное материально-техническое оснащение школы создает дополнительные стимулы для сохранения педагогического коллектива его профессионального роста и развития.
Значительным вкладом в создание материально-технической базы школы являются победы в конкурсах различного уровня. Использование новых экономических подходов для укрепления материально-технической базы кадетской школы позволили на современном уровне оборудовать 15 предметных кабинетов, компьютерный класс, приобретено 8 мультимедийных проекторов, 11 интерактивных досок, проведена локальная сеть, в каждом кабинете оснащено автоматизированное рабочее место учителя, приобретено периферийное оборудование (принтеры, сканеры) и оборудование для военно-спортивной игры «Лазертаг», электронный тир, 5 ноутбуков, система видеонаблюдения.
Для реализации задач оборонно-спортивной подготовки в школе создан лучший в крае профильный спортивный комплекс, специально оснащенный спортивный зал и военизированный спортивный городок.
Конкурентоспособность школы определяется во многом инновационной мобильностью кадров. Тематика курсов определяется, исходя из точек роста образовательного учреждения, определенных Программой развития.
Школа победитель краевого конкурса «Школа года-2005», победители конкурса общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта "Образование", 2006г.; победители первого Всероссийского дистанционного конкурса ученического самоуправления, в номинации "Авторская модель ученического самоуправления". В 2010 году команда "Кадет" завоевала гран-при в V Всероссийском военно-патриотическом слете кадетских классов общеобразовательных учреждений в г.Санкт–Петербурге. В 2011 году команда "Кадет" – победитель VIII Всероссийского сбора воспитанников кадетских школ и корпусов России в г. Москва. В течение пяти лет в учреждении сформировался интересный опыт работы, который неоднократно представлялся на краевых и всероссийских семинарах, научно-практических конференциях в г.Москва, г.Санкт-Петербурге, г.Магадане, г.Петропавловске-Камчатском, г. Владивостоке, Хабаровске.
Опыт работы кадетской школы является востребованным в городе и крае. Сегодня кадетская школа является базовой площадкой краевой стажировочной площадки «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае», где мы делимся опытом по теме: «Развитие гражданского самосознания и идентичности россиянина-Дальневосточника».
Все это в совокупности позволяет достойно представлять кадетскую школу №1 на рынке образовательных услуг города Хабаровска, Хабаровского края, России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...
Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...
«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гума...
Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .
В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....
Методическая разработка педсовета на тему:"Расширение и углубление работы ОДОД с родителями как важнейшие условие повышения эффективности воспитательного процесса"
Цель данного педсовета: выявление и поиск оптимальных форм совместной работы ОДОД и семьи в интересах личности ребенка....
Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации учащихся и педагогов – важнейшее условие повышение качества образования »
доклад на методическое объединение учителей истории и обществознания...
Применение нестандартного спортивного оборудования- важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры
Применение нестандартного спортивного оборудования- важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры...