ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по теме
Возможности дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologii_distantsionnogo_obucheniya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии дистанционного обучения.
Система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими.
В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. С распространением компьютерных телекоммуникаций и Интернет - технологий идет интенсивное внедрение новой формы обучения в высшей школе, начинает развиваться система дистанционного обучения в общем и дополнительном образовании школьников.
Востребованность новой формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последнее время:
- заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
- очевидна необходимость такой формы обучения для детей с ограниченными возможностями и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
- в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
- дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;
- наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
Сейчас в качестве средств обучения при дистанционном образовании используются: кейс - технологии, ТВ – технологии и технологии сетевого обучения.
Кейс – технологии, основаны на комплектовании наборов текстовых учебно-методических материалов и рассылки их обучающимся для самостоятельного изучения, с консультированием у преподавателей.
ТВ – технологии базируются на использовании эфирных и кабельных систем телевидения.
Сетевые технологии основаны на использовании сети Интернет как для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым.
Когда речь идет о дистанционном обучении следует четко понимать наличие в системе учителя, учебника и учащихся. Это взаимодействие! Отсюда главное при организации дистанционной формы обучения - создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Дистанционная форма - это не синоним заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами.
Схема взаимодействия участников выглядит следующим образом. Территориально сетевой педагог находится в краевом центре и проводит обучение со своего рабочего места, подключенного к сети Интернет. Учащиеся находятся в своём образовательном учреждении или дома и работают в образовательном ресурсе с использованием сети Интернет. Организацией учебного процесса в дистанционной форме в образовательном учреждении занимаются специально назначенные педагоги-кураторы. Их задача – организовать и обеспечить своевременное освоение учебного материала учащимися.
Дистанционное обучение предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Любая форма обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано.
Информационно-предметная среда дистанционного обучения включает в себя:
- курсы дистанционного обучения (электронные учебники);
- виртуальные библиотеки;
- телекоммуникационные проекты;
- виртуальные методические объединения учителей;
- телеконференции, форумы для учителей и учащихся;
- консультационные виртуальные центры для учителей, школьников и родителей;
- научные объединения школьников;
Анализ отечественной и зарубежной практики позволяет отметить характерные особенности, присущие дистанционному обучению. Среди них:
«Гибкость». Обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте, и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
«Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
«Социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания, материальных условий и ограничений здоровья.
В ноябре 2009 года в своем послании Федеральному собранию президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул важность внедрения технологий дистанционного образования.
Дистанционное обучение в Камчатском крае развивается по двум направлениям: «Дистанционное обучение школьников Камчатского края» и «Дистанционное образование детей-инвалидов Камчатского края».
Еще несколько лет назад об этом можно было только мечтать и проводимая информатизация образования, как результат реализации мероприятий краевых целевых программ и национального проекта «Образование», позволила с октября 2008 года начать внедрение проекта «Дистанционное обучение школьников Камчатского края с использованием сети Интернет».
Сегодня в Камчатском крае 360 образовательных учреждений.
Из 127 общеобразовательных школ 41 расположена в краевом центре – г. Петропавловске-Камчатском. Оставшиеся 86 школ разбросаны по огромной территории нашего края. Треть из них – малокомплектные.
Удаленность населенных пунктов, низкий объем учебной нагрузки у учителей предметников в таких школах порождают одну из самых серьезных проблем – нехватку высококвалифицированных специалистов.
Проект направлен на решение проблемы доступности качественного образования для всех учащихся труднодоступных и отдалённых местностей нашего региона за счет использования новых образовательных технологий, основанных на возможностях сети Интернет.
За четыре года реализации данного проекта количество учащихся обучающихся с использованием дистанционных технологий увеличилось в 5 раз. На сегодняшний день в проекте принимают участие 8 из 14 муниципальных образований края.
Дистанционное обучение открыло новые возможности и для детей с особыми потребностями. Именно такая форма образования, особенно актуальна в работе с детьми-инвалидами, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении полноценного и качественного образования.
Начало проекту по дистанционному обучению детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья в Камчатском крае, было положено в 2007 году в одной из школ, где дети-инвалиды обучались по программам дополнительного образования.
В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в 2010 году начал работу Центр дистанционного образования детей-инвалидов в Камчатском крае.
Сегодня в Центре обучаются 65 детей-инвалидов из 9 муниципальных образований Камчатского края.
В Центре работают 20 квалифицированных педагогов, которые ведут обучение по программам общего образования.
Обучение ведется в режиме on-line, что позволяет каждому ребенку индивидуально осваивать учебный предмет, а учителю выстроить индивидуальную траекторию обучения.
Выбор предметов осуществляется учащимся и его родителями. Ребенок может изучать отдельные учебные дисциплины, не вошедшие в индивидуальный учебный план обучения на дому, либо получать дополнительные часы по необходимым предметам для подготовки к успешной сдаче Единого государственного экзамена.
В распоряжение каждого ребенка и педагога на весь период обучения предоставляется комплект новейшего специализированного оборудования.
Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения в дистанционное обучение вовлечены разные категории детей-инвалидов. Для этого имеются специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером.
Дети получили возможность участвовать в совместных творческих проектах.
Дети, не имеющие возможности писать и говорить, в силу своих физических ограничений, теперь благодаря специализированному оборудованию могут проявлять свои способности, общаться, излагать свои мысли в электронном варианте, за прошлый учебный год четверо учащихся приобрели первоначальные навыки игры на музыкальном инструменте.
Первые результаты организации дистанционного обучения учащихся в Камчатском крае, позволяют сделать вывод о том, что в будущем такая форма обучения будет успешно конкурировать на рынке образовательных услуг.
Дальнейшее внедрение Интернет - технологий предполагает развитие дистанционного обучения школьников края по следующим направлениям:
Проведение учебных курсов для подготовки выпускников основной и средней (полной) школы к государственной (итоговой) аттестации в дистанционной форме с использованием сети Интернет;
Организация профильного обучения учащихся X-XI (XII) классов по индивидуальным учебным планам в дистанционной форме с использованием сети Интернет;
Организация взаимодействия с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования по обучению детей-инвалидов в дистанционной форме;
Проведение различных интеллектуальных и творческих состязаний для учащихся в дистанционной форме;
Конечно, компьютер не заменит живого общения ребенка с учителем и мировая практика использования новых форм обучения показывает педагогическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения школьников.
Список литературы.
Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm
Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение, каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХТЕХНОЛОГИЙ, ДИСТАНЦИОННОГООБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНГиллер О.М., учитель математикиОГОУ\'АЛГ.Современный период развития общества характеризуется сильным влиян...
Технологии дистанционного обучения
Эта методика представляет собой совокупность методов, форм (модели преподавания) и программно-технических средств обучения и администрирования учебных процедур....
Технология дистанционного обучения
Данная презентация знакомит с технологией дистанционного обучения...
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...
Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"
Ознакомление родителей с организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...
Формирование УУД с помощью технологий дистанционного обучения
С введением стандартов второго поколения процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как п...
Технология дистанционного обучения – основа для формирования личностно-ориентированной траектории обучения
Возможности и преимущества дистанционных форм обучения...