Статья "Система оценивания в МКОУ «Нижнеомская средняя общеобразовательная школа №2» в условиях перехода на ФГОС"
статья по теме
Данная статья опубликована в журнале "ОБРАЗОВАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ", №3 (32), 2013 г.
Над обновлением системы оценивания образовательных достижений наш коллектив работает 12 лет. Начинали внедрять новую систему оценивания с начальной школы. Вся деятельность была обеспечена научно-методическим сопровождением. В школе был создан научно-методический совет из числа руководителей методических объединений, творческих групп и педагогов вспомогательной службы. НМС занимался повышением мотивации учителей на участие в экспериментальной деятельности, координировал инновационные процессы в школе, разрабатывал нормативные документы, обеспечивающие инновационную деятельность. Была проведена серия обучающих семинаров и педсоветов.
В результате была разработана и апробирована технология оценочной деятельности, которая основывается на принципах технологичности и критериальности, осуществляется через тематический учёт знаний и умений, оценку творческой деятельности по системе «портфолио».
По итогам работы был создан банк данных экспериментального опыта, в который вошли разработки уроков, технологические карты, Сборники требований к усвоению стандарта по всем классам, методические рекомендации по подготовке и проведению ППК, критерии оценивания. Сегодня этот банк востребован, так как за 12 лет выстроена целостная система оценивания, которая нашла подтверждение в федеральных государственных образовательных стандартах. Это — системно деятельностный, критериальный подход при оценивании образовательных достижений обучающихся, тематический учёт знаний, Портфолио достижений ученика, Диагностическая тетрадь учителя (в новых стандартах называется Дневник учителя), ЛИДы (таблица достижений), Сборники планируемых результатов и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shults_s.v.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ • №3 (32) • 2013
Система оценивания в МКОУ «Нижнеомская средняя общеобразовательная школа №2» в условиях перехода на ФГОС
С.В. Шульц, директор МКОУ «Нижнеомская СОШ № 2» Нижнеомского MP
Над обновлением системы оценивания образовательных достижений наш коллектив работает 12 лет. Вначале школа являлась экспериментальной площадкой РАО по теме: «Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья», а в настоящее время работает в режиме функционирования.
Начинали внедрять новую систему оценивания с начальной школы. Вся деятельность была обеспечена научно-методическим сопровождением. В школе был создан научно-методический совет из числа руководителей методических объединений, творческих групп и педагогов вспомогательной службы. НМС занимался повышением мотивации учителей на участие в экспериментальной деятельности, координировал инновационные процессы в школе, разрабатывал нормативные документы, обеспечивающие инновационную деятельность. Была проведена серия обучающих семинаров и педсоветов.
В результате была разработана и апробирована технология оценочной деятельности, которая основывается на принципах технологичности и критериальности, осуществляется через тематический учёт знаний и умений, оценку творческой деятельности по системе «портфолио».
По итогам работы был создан банк данных экспериментального опыта, в который вошли разработки уроков, технологические карты, Сборники требований к усвоению стандарта по всем классам, методические рекомендации по подготовке и проведению ППК, критерии оценивания. Сегодня этот банк востребован, так как за 12 лет выстроена целостная система оценивания, которая нашла подтверждение в федеральных государственных образовательных стандартах. Это — системно деятельностный, критериальный подход при оценивании образовательных достижений обучающихся, тематический учёт знаний, Портфолио достижений ученика, Диагностическая тетрадь учителя (в новых стандартах называется Дневник учителя), ЛИДы (таблица достижений), Сборники планируемых результатов и др.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две оценки: внешнюю, осуществляемую внешними по отношению к школе службами, и внутреннюю оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией. Согласованность внутренней и внешней оценки повышает доверие к внутренней оценке.
Система внутренней оценки предметных планируемых результатов в начальной школе разработана на основе Стандартов второго поколения и результатов эксперимента, проведенного в Нижнеомской школе № 2 по новой системе оценивания, и в соответствии с принципами критериальности, открытости, вариативности, бесконфликтности, технологичности, научности.
Отобраны эффективные способы, приемы, средства и формы организации оценивания образовательных достижений, влияющих на сохранение психологического здоровья школьников на всех ступенях обучения. Среди них Сборники с перечнем планируемых результатов обучения, диагностическая тетрадь учителя, портфолио обучающегося и учителя, листы индивидуальных достижений обучающегося, критерии оценивания различных видов деятельности, модифицированные технологические карты.
Внешняя оценка системы оценки достижения планируемых результатов осуществляется через мониторинговые исследования качества образования, проводимые БОУ ДПО «ИРООО» (1-3, 5 классы), где обучающиеся нашей школы показывают высокие результаты.
Аттестация педагогов школы как внешняя оценка ОУ стоит на внутришкольном контроле. Систематическая работа с кадрами даёт положительные результаты: 76 процентов педагогических работников имеют первую и высшую квалификационные категории.
В процессе введения Стандарта нового поколения школа была вынуждена решать проблемы различного характера: неполное соответствие материально-технической базы кабинетов требованиям ФГОС (учителю необходимо иметь не только компьютер, но и множительную технику, выход в Интернет), недостаточное количество учебной литературы, экранно-звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов.
Определённую сложность у педагогов, приступающих к реализации ФГОС, вызвала новизна контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня, промежуточного и итогового образовательного результата обучающихся. Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, состоящих из компетентностных заданий и требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.
Вызывает трудности организация проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Творческая группа учителей, работающая в 5 классах, занимается данной проблемой. Проведён семинар «Реализация проектной технологии на уроке и внеурочное время». Учителями, работающими в 5 классах, даны открытые уроки по проектной технологии. Уроки прошли успешно, был проведён их подробный анализ. Рабочей группой в рамках ИнКО был разработан Коучинг-проект по решению данной проблемы. В ближайшее время он будет доработан и реализован для учителей района и нашей школы.
Ещё одной проблемой является недостаточное психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, нужен высококвалифицированный специалист.
Проблемы есть, но они решаемы. Перед администрацией и педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
Произвести корректировку ООП НОО, ООП ООО и рабочих программ по предметам.
В 2013-2014 учебном году осуществлять переход на ФГОС в 1- 6 классах.
Методическим объединениям учителей - предметников способствовать изучению и накоплению опыта по формированию УУД через проектную деятельность.
При разработке уроков учитывать требования, предъявляемые к стандартом второго поколения.
Обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение ФГОС.
Подводя итог работы учителей в условиях введения ФГОС, можно сказать, что было больше положительных моментов, чем отрицательных. Ведь ключевой фигурой в решении проблем является учитель. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, нecoмнeнно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм - главный ресурс, без которого невозможно внедрение новых стандартов школьного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа военно-патриотического клуба «Русичи» МКОУ "Павловская средняя общеобразовательная школа"
В целях реализации программы «Патриотическое воспитание учащихся МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» в школе функционирует объединение военно-прикладного дела «Русичи».Программа ...
Характеристика (Образец) на студентку _____, ФФ (ИЯ), ___ группы, Ф.И.О., проходившую педагогическую практику на базе МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2, с. Венгерово, Венгеровского района, Новосибирской области
Характеристика, составленная мною на студентку,проходившую педагогическую практику на базе МКОУ ВСОШ № 2....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ «НАРЫШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»: ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ: «НЕТ!»
ПРОГРАММА ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ, РАЗНОУРОВНЕВОЙ, РАСЧИТАНННОЙ НА ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ ОТ 13 ДО ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя русского языка и литературыМКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....
ПРОГРАММА: «Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»
В рамках реализации программы определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовател...
Система оценки качества образования в МКОУ "Озерская средняя общеобразовательная школа"
Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя....
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"
Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...