Проект педагогический по теме "Мониторинг качества образования"
методическая разработка (9 класс) на тему
Данный проект предназначен для анализа и оценивания результативности обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_kachestva_obrazovaniya.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ТЕМА:
« Мониторинг качества образования »
Автор: Иванова Татьяна Викторовна
учитель математики
2013 год
1
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Мониторинг качества образования.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: Выяснить, существуют ли предпосылки для
совершенствования работы учителя с целью
повышения качества обучения.
СОСТАВ ПРЕКТНОЙ ГРУППЫ: Иванова Татьяна Викторовна.
ЦЕЛИ: а) проанализировать и оценить результативность обучения;
б) оценить эффективность учебного процесса с точки зрения
государственных стандартов образования;
в) проанализировать успешность обучения с учетом особеннос
тей детей.
ЗАДАЧИ: - отслеживание трудностей, непонимание препятствий, возни
кающих при усвоении обучающимися учебного материала;
- получение информации об уровне сформированности ОУУН, способов учебной познавательной деятельности;
- обнаружение и фиксация непредсказуемых отклонений в образовательном процессе;
- составление диагностических карт;
- применение на практике;
- анализ итогов проведения мониторинга.
СРОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:
- Подготовительный – нормативно – установочный – март, 2003 год.
- Аналитико –диагностический – апрель – сентябрь 2003 год.
- Прогностический – сентябрь, октябрь, 2003 год.
- Деятельностно - технологический – октябрь-ноябрь 2003 год.
- Итогово – диагностический – ноябрь, 2003 год.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Повышение качества знаний.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Курсовая работа.
САМООЦЕНКА: Работа позволяет выяснить механизм повышения
качества знаний и факторы, влияющие на продуктив
ность обучения в результате отслеживания и
диагностики учебного процесса.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя и успешность усвоения предмета учащимися. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Среднее количество оценок по математике на одного ученика в старших классах в месяц – 1, 2. Еще реже опрашиваются ученики на уроках литературы, химии, чуть чаще - на уроках физики. Лишь иногда учитель опрашивает учеников не от случая к случаю, а систематически и упорядоченно. Таким образом, учителя не стремятся к получению непрерывной обратной информации о ходе учебного процесса, что является необходимым условием эффективного управления познавательной деятельности учеников.
Вместе с тем во многих областях человеческой деятельности непрерывное наблюдение за изменением состояния объекта уже давно стало неотъемлемой частью механизма принятия решений.
Наше традиционное обучение основывалось на эпизодическом и выборочном контроле самого процесса и завершающем тотальном контроле конечного состояния, данные которого невозможно использовать для коррекции процесса обучения.
В своей работе я стала задумываться над такими вопросами, как достаточно ли знать только то, как протекает процесс усвоения материала или следует учитывать влияние особенностей личности на качество учебного процесса? Можно ли только изучать развитие познавательных процессов и сформированность когнитивных умений или надо исследовать аффективную ( мотивы, интересы, ценности, установки, стремления и т. п.) и психомоторную (скорость протекания нервных процессов, интенсивность возбуждения и торможения, двигательные умения, возможности зрения и слуха и т.д.) области?
Нужна ли учителю информация о состоянии здоровья школьников? Следует ли учитывать взаимоотношения детей в классе, их объединение в группы и т.д.
В теории образовательного мониторинга подробно описаны общие требования к основным качественным показателям управленческой информации: объективность, точность, полноту, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность, доступность.
Очевидно, что данные, полученные учителем при традиционном эпизодическом контроле, практически не соответствует ни одному из перечисленных критериев. Технология учебного процесса
3
нуждается в построении иной информационной базы, позволяющей решать технологические педагогические задачи.
Основной задачей управления обучением учащихся является достижение целей образования. Поэтому информация, получаемая в ходе мониторинга, должна быть такой, чтобы можно было непрерывно сравнивать достигнутое учащимися состояние с запланированными результатами.
Диагностика позволяет получить достаточную информацию о типе личности ученика, выраженную на языке общеупотребляемых понятий (тихий, скромный, агрессивный и т. д.), что дает хотя бы поверхностное понимание его учителем.
Несомненно, нужны исследования и внутригрупповых отношений, которые устанавливаются в классном коллективе. Особенно большое значение имеют эти данные для повышения качества обучения.
Как и сотни лет назад, решающую роль продолжают играть опыт и интуиция учителя – учитель оказывается один на один с учеником и может увидеть то, что доступно невооруженному глазу.
Но в настоящее время методика педагогического мониторинга позволяет получить о ребенке значительно более широкую и объективную информацию, которая играет огромную роль в управлении качеством образования.
4
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Включение педагогического мониторинга в работу учителя математики происходит по этапам:
1-й ЭТАП. Нормативно – установочный. Основные действия:
- определение целей и задач мониторинга;
- работа с учебной программой, стандартами образования;
- определение основных показателей и критериев мониторинга;
- выбор методов диагностики:
а) формализованные: тесты, анкеты-опросники, контрольные работы и др.;
б) неформализованные методы: наблюдения, беседы.
2-ой ЭТАП. Аналитико – диагностический. Основные действия:
- сбор информации;
- количественная и качественная обработка данных;
- постановка педагогического диагноза;
- сравнение результатов, полученных при обработке;
- установление и анализирование причинно-следственных зависимостей.
3-ий ЭТАП. Прогностический. Основные действия:
- прогнозирование дальнейших тенденций;
- прогнозирование возможностей развития;
- разработка планов.
4-ый ЭТАП. Деятельностно – технологический.
- осуществление коррекции педагогического процесса;
- устранение причин или отставаний.
5-ый ЭТАП. Итогово – диагностический (завершающий).
- оценка состояния объекта мониторинга;
- сопоставление полученных результатов с первоначальными;
- установление соответствия избранных целей и задач мониторинга;
- определение эффективности проведенной работы.
5
ПРОТИВОРЕЧИЯ
1. Несоответствие конечных результатов обучения с заплани- рованными результатами.
2. Имея большие потенциальные возможности учащиеся не проявляют особого старания в учебном процессе.
3. Несоответствие требований учителя к учащимся, как личности.
БЫЛО: | СТАЛО: |
1. Итоговый контроль не соответ- ствовал образовательным стандар- там. | 1. Расхождение конечных и запланированных результатов минимальное. |
2. Возникновение ситуаций, затруднений в общении с учеником. | 2. После изучения причин этих затруднений, учитель более объективно подходит к ученику. |
3. Закомплексованность некоторых учащихся. | 3. Постепенная работа по ликвидации причин, выявленных в ходе мониторинга, приведет к успешному результату. |
6
ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя и успешность освоения предмета учащимися различных групп параллели, а опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика.
Во второй половине ХХ века в почвоведении процесс постоянного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли стал называться специальным термином - мониторинг ( от английского monutor - следить, вести наблюдение). Затем понятие мониторинга стало активно использоваться в социологии, экономике, биологии, медицине. Не стала исключением и система образования. Последствия всех экспериментов, новаций должны отслеживаться и прогнозироваться. В этом и есть назначение мониторинга.
Мониторинг технологий учебного процесса – это система сбора, обработки, хранения и использования информации об учебном процессе, предназначенная для информационного обеспечения управления его ходом, позволяющая описывать состояние учащихся в любой отрезок множеством определенных свойств необходимых и достаточных для выбора адекватной модели обучения и прогнозирования дальнейшего изменения состояния учащихся.
В содержание педагогического мониторинга входит изучение:
- учебно – воспитательного потенциала педагогического коллектива;
- личности школьника;
- состояния компонентов педагогического процесса;
- единых педагогических требований;
- деятельности учителя.
Осмысление и отслеживание учебных возможностей:
- степени обученности;
- обучаемости;
- познавательных интересов;
- мотивов учения;
- установления дидактических причин слабой успеваемости;
- степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом;
- эмоционального состояния учащихся;
- характера внутришкольных взаимоотношений;
- педагогической культуры учителей;
- педагогического мастерства.
7
Основные функции педагогического мониторинга:
1. Информационная:
- выявление результативности педагогического процесса;
- получение сведений о состоянии объекта;
- обеспечение обратной связи;
- выявление самого образовательного процесса, его трудностей, искажений.
Требования к собираемой информации:
- полнота;
- корректность;
- объективность;
- своевременность.
2. Побудительная (мотивационная):
- интерес к воспитанию, обучению;
- побуждение к более глубокому изучению детей;
- самоанализ своего педагогического труда;
- исследовательская установка учителей.
3. Формирующая:
- воздействие на «зону ближайшего развития»;
- выявление сильных и слабых сторон личности ученика;
- индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого ученика;
- исключение возможности выпадения учеников из зоны внимания.
4. Коррекционная:
- обнаружение и фиксирование непрогнозируемых и неожиданных результатов;
- принятие мер по усилению отрицательного воздействия на учеников.
Все функции подчинены цели повышения качества обучения и воспитания.
Существенной особенностью мониторинга является определение общей обученности школьников. Обученность - это характеристика личности учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности. Обученность определяет обучаемость школьника.
С позиции информационной теории обучаемость - это способность человека с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и преобразовывать информацию.
Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении обученности и обучаемости школьников, что позволяет оценивать и прогнозировать результативность обучения.
Остановлюсь более подробно на этих аспектах педагогического мониторинга.
8
Ставя перед собой вопрос выяснения причин слабой успеваемости и неуспеваемости учащихся, я провела диагностику результатов обучения за прошедший учебный год.
Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости учащихся, который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса. Другим показателем является процент качества знаний учащихся (на «4» и «5»). Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса является показатель СОК - степень обученности класса (формула В.П. Смирнова): СОК =
5\п · 100% + 4\п · 64% + 3\п ·36% + 2\п · 16%
п |
где 5\п – количество пятерок;
4\п – количество четверок;
3\п – количество троек;
2\п - количество двоек;
п - общее количество учащихся.
Все эти сведения каждый год подвожу и заполняю следующий отчет учителя.
В этой таблице предстает сразу картина качества знаний. В какой четверти более высокое, а где недоработки качества.
Отчет учителя – предметника МАТЕМАТИКА, 5 б класс, 28 обучающихся
четверти | оценки | % качества | % успе ваемости | СОК | прохождение программы (час) | примечание | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | по прогр. | факт. дано | |||||
1 | 5 | 9 | 14 | - | 50 | 100 | 56 | 45 | 44 | метод.день |
11 | 7 | 11 | 9 | 1 | 64 | 96 | 46 | 35 | 35 |
|
111 | 7 | 11 | 10 | - | 64 | 100 | 52 | 51 | 50 | метод.день |
1У | 8 | 9 | 11 | - | 61 | 100 | 65 | 39 | 39 |
|
год | 8 | 9 | 11 | - | 61 | 100 | 65 | 170 | 168 |
Традиционным в школе становится отслеживание состояния качества обучения при помощи графиков по 3-ем показателям: - процент успеваемости, - качество знаний (процент качества знаний), - степень обученности класса. Все три показателя отражают состояние обученности учащихся по одному предмету у одного учителя по итогам года и четверти.
Приведу пример таких диагностических графиков.
9
2002 – 2003 учебный год.
5б класс %
65 | 64 | 65 СОК | ||
60 | 61 | 61 качество | ||
55 | 56 | |||
50 | 50 | |||
45 | 46 | 46 | ||
40 | ||||
1 четверть | 11 четверть | 111 четверть | 1У четверть |
СОК - степень обученности класса.
% качества знаний.
Качество знаний 8 в класс %
65 | ||||
60 | 56 2001-2002 | |||
55 | 56 52 | 56 | 52 | 52 52 2000-2001 2002-2003 |
50 | 52 | 48 | ||
45 | 44 | 44 | ||
40 | 40 | |||
1 четверть | 11 четверть | 111 четверть | 1У четверть |
2000 - 2001 учебный год.
2001 – 2002 учебный год.
2002 – 2003 учебный год.
При проведении такой работы отслеживаю, когда и почему наблюдаются «спады» и «взлеты». Педагогический мониторинг в этом случае позволяет проконтролировать свою объективность в выставлении оценок и стиль собственной деятельности.
В качестве одного из средств проведения мониторинга предлагается система виртуального мониторинга, способствующая унификации контроля знаний учащихся и созданию единой информационной базы результатов образовательного процесса.
Система мониторинга представляет собой инструментарий, предназначенный для формирования рейтинговой оценки знаний как отдельного субъекта процесса обучения, так и коллектива обучающихся в целом на протяженном интервале времени.
Эта задача решается путем проведения нулевого, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. Результаты срезов оцениваются с помощью рейтинговой оценки. Введение рейтинговой оценки наряду с расширением оценочного диапазона позволяет попутно решить и психологическую задачу:
10
снимает негативное восприятие учащимися неуспешного результата обучения.
Виртуальный мониторинг предполагает свободный выбор учащимися разноуровневых заданий и позволяет выявить:
а) текущие результаты учебного процесса и возможность его корректировки.
б) реальный уровень квалификации педагогических кадров.
Кроме оценки знаний учащихся и применяемых педагогических методик, виртуальный мониторинг способствует формированию у преподавателей способности к рефлексии собственной деятельности в системе общих контрольных точек.
Для систематического и качественного отслеживания результатов качества обучения на каждом его этапе с целью проведения своевременной коррекции учебного процесса в системе педагогического мониторинга используются наиболее современные дидактически обоснованные и объективно организационные формы контроля. Одной из таких форм признается тестирование, которое в рамках педагогического мониторинга, подразумевающего прогнозирование учебных возможностей, обучаемость по отдельным предметам, констатацию достигнутых результатов и т. д., реализуется как психологическое, психолого-педагогическое и педагогическое тестирование. Инструментом тестирования является тест.
В результате тестирования составляю матрицу результатов. Приведу пример матрицы результатов по математике в 6 б классе ( в предыдущем учебном году - 5 б класс).
№ | Фамилия учащихся | Количество баллов Номера тестов | Максимально возможное кол-во баллов | Полученное кол-во баллов | отметка | |||||||
6 | 8 | 9 | 5 | 12 | 16 | 10 | 8 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 74 | ||||
1 | Атаманюк А. | 5 | 6 | 8 | 4 | 12 | 14 | 8 | 6 | 74 | 63 | 4 |
2 | Барцева К. | 4 | 5 | 7 | 3 | 7 | 9 | 7 | 5 | 74 | 47 | 3 |
3 | Гордеева О. | 6 | 7 | 9 | 5 | 10 | 15 | 9 | 8 | 74 | 69 | 5 |
Суммарное кол-во баллов* | 52 60 | 70 80 | 84 90 | 45 50 | 85 120 | 145 160 | 80 100 | 75 80 | ||||
Уровень затруднений | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 1 |
* в числителе – количество полученных баллов
в знаменателе - максимальное количество баллов
Такую же матрицу результатов можно составить и по итогам контрольных работ. Проведенная таким образом диагностика позволяет сделать вывод, какая тема учащимися усвоена плохо, где какие
11
проблемы и над чем следует работать на уроках вводного повторения в начале следующего учебного года.
Итак, непрерывное отслеживание учителем качества обученности способствует более объективному оцениванию деятельности учащихся по сравнению с выставлением поурочного балла, а это позволяет учителю осуществить самоконтроль за своей педагогической деятельностью. Процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным. Отследив в процессе тестирования или выполнения контрольной работы усвоение темы, выясняю какие вопросы вызывают затруднения. Тему, по которой больше всего ошибок, разбиваю на микротемы и составляю технологические карты по отслеживанию ошибок. Приведу пример одной из них:
Технологическая карта
выявления качества обучения учащихся по теме:
«Задачи на движение» 5 класс.
№ | Содержание модулей учебного предмета | Порядковые номера учащихся класса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1. | Задачи на встречное движение | О | - | У | - | О | + | О | О | - | + |
2. | Задачи на движение в противоположном направлении | У | - | - | - | О | + | У | У | У | + |
3. | Задачи на движение в одном направлении с одновременным началом движения | У | - | У | - | О | + | У |
У | - | + |
4. | Задачи на движение в одном направлении (вдогонку) | О | У | У | - | О | + | + | У | - | + |
Условия обозначения:
« + » знания учащихся выше требуемой программы;
« О « знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе;
« У « усвоен программный минимум;
« - « программный минимум не усвоен.
Такие технологические карты позволяют сделать вывод о качестве преподавания, обученности, и о характере пробелов в знаниях учащихся. В результате проведения такого мониторинга, я выясняю пробелы в знаниях. Кажется, качество и успешность обучения и не должна по результатам учебного года беспокоить, но чувствуешь не удовлетворение, задаешься вопросом, а нельзя ли улучшить результаты; добиться того, чтобы не было неуспевающих, чтобы количество детей, имеющих удовлетворительные оценки, получили более высокие? Ответы на эти вопросы, я считаю нужно искать в мотивации учения, в потенциальных возможностях ученика и психологических условиях, в которых он находится.
Поэтому я провожу мониторинг социологического и психологического направления.
12
Причины неуспеваемости, затруднений в учебе я выяснила с помощью таблицы-опросника. Попросила детей более честно ответить по 5-ой системе на следующие вопросы ( вопросы и результаты помещены в таблице). Опрос был проведен в 6б и 8в классах. В 8-ом классе в этом году дети очень снизили успеваемость и хотелось выяснить причины таких результатов.
Причины в таблице следующие:
1) Этот предмет вызывает у меня затруднения.
2) Считаю предмет неинтересным,
3) Неинтересно предмет преподается учителем.
4) Не понимаю материал учебника.
5) Не регулярно выполняю домашние задания.
6) Не работаю сам с учебником.
7) Не умею решать задачи.
8) Имею проблемы в знаниях за прошлые годы.
9) Много пропущено уроков.
10) Не могу сосредоточиться на уроке. Что мешает?
11) Не хватает времени на подготовку к уроку.
12) Твои предложения (пожелания) учителю для улучшения качества уроков.
Диагностическая карта 8 в класс.
Вопрос Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Уровень общения |
Шамариан О. 0.9 | 4 | 0 | 0 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 5 | ОУ |
Ремнева М. 0.9 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | ОУ |
Китайцев В. 1.0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | ОУ |
Райкова Н. 1.0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 4 | 5 | 4 | 0 | 1 | 0 | ОУ |
Конилова Ю. 0.7 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 5 | 3 | 1 | 3 | 2 | ДУ |
Грачева С. 0.4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 0 | 1 | 1 | КУ |
Ятченко Е. 0.9 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | ОУ |
Глотова В. 1.0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | ОУ |
Новожилова М. 0.8 | 2 | 0 | 2 | 3 | 0 | 3 | 3 | 1 | 0 | 3 | 0 | ДУ |
Смирнова Н. 0.8 | 3 | 0 | 0 | 4 | 1 | 1 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3 | ДУ |
Нечаева А. 1.0 | 3 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 5 | 1 | 1 | 0 | 0 | ОД |
Грудяева А. 1.0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 | ОУ |
Подшивалова О. 0.7 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 0 | 5 | 3 | ДУ |
Булышко А. 0.8 | 2 | 2 | 1 | 3 | 0 | 2 | 3 | 3 | 0 | 1 | 1 | ДУ |
Киселева А. 0.7 | 5 | 0 | 1 | 3 | 2 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 2 | ДУ |
Алексеев К. 0.8 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 5 | 2 | 0 | 3 | 0 | ДУ |
Трушникова М. 0.9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 1 | 1 | 0 | 0 | ОУ |
Фомич Р. 0.8 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 4 | 4 | 1 | 3 | 2 | ДУ |
Шамаев М. 1.0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | ОУ |
Орлова Е. 1.0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | ОУ |
Шнибин А. 0.9 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | ОУ |
Рогачева О. 0.9 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | ОУ |
В % отношении | 40 | 17 | 20 | 41 | 21 | 43 | 65 | 39 | 16 | 32 | 22 |
1) Неумение решать задачи;
2) Не работаем с учебником дома;
3) Вызывает затруднения математика;
4) Проблемы за прошлые учебные года.
Провожу анализ этой анкеты-опросника и выясняю, что в этом классе предмет математика вызывает затруднения и это объясняется слабыми навыками учебной деятельности и способностями учеников. Многие не понимают материала, но в тоже время и не работают с учебником, т.е. никаких усилий, получить больше того, что дает учитель на уроке, они не хотят; проблемы с решением задач, многие ссылаются на проблемы в знаниях за прошлые годы. У многих не хватает времени на подготовку уроков.
Делаю для себя выводы: в 8-ом классе необходимо:
а) вводить на уроке задания, вызывающие интерес к математике;
б) пересмотреть формы уроков; вводить другие более разнообразные виды деятельности;
в) больше времени уделять на уроке работе с учебником;
г) включать в задания урока упражнения на повторения (за прошлый учебные года);
д) выяснить у классных руководителей, почему у детей не хватает времени на подготовку к урокам. Чем они заняты?
Такая диагностика причин неуспеваемости и затруднений конечно важна, но добиться желаемого результата сразу невозможно. Придерживаясь рекомендаций (выводов) учитель постепенно должен добиться положительных моментов.
Более подробную картину причин неуспеваемости, затруднений, пробелов можно выяснить с помощью другой анкеты-опросника «Причины пробелов в знаниях».
Причины пробелов в знаниях.
1. На каких уроках затруднений не испытываю?
2. Испытываю затруднения на уроках в связи с тем, что:
а) плохо усвоен предыдущий материал;
б) не умею выделять главное в изучаемом материале и основные признаки новых понятий;
в) не умею применять изученный теоретический материал при решении задач, выполнении упражнений;
г) не умею работать самостоятельно, так как быстро забываю ранее изученный материал;
д) другие затруднения (указать).
3. Систематически ли выполняешь домашнее задание?
а) да;
14
б) нет (указать причину):
- затрудняюсь, потому что не понял в классе;
- большой объем;
- ленюсь;
- знаю, что не спросят;
- не люблю предмет;
- другие причины (указать).
- Предметы естественно-математического цикла начинаю учить:
а) с теории;
б) с практики.
5. При подготовке домашнего задания начинаю в первую очередь (указать предмет) так как:
а) эти предметы наиболее интересны;
б) интересует содержание предмета;
в) легко усваиваю материал;
г) радует возможность проявить свою активность;
д) увлекает коллективный поиск истины, совместная работа с товарищами;
е) радует общение с учителем;
ж) эти предметы наиболее важны;
з) эти предметы наиболее трудные;
и) другая причина (указать).
Но качество обучения зависит и от другого важного фактора: как ученики относятся к учителю и воспринимают его уроки, какой микроклимат царит на его уроках?
Этими вопросами озадачилась и я. Решила провести анкету «Аспект личностного отношения между учителем и учеником» Баллы: 0, 1, 2, 3.
Предмет математика.
- Содержание самого предмета меня интересует.
- Предмет интересно преподается.
- Вызывает уважение учитель и его эрудиция.
- Предмет имеет большое практическое значение.
- Учитель побуждает к самостоятельному поиску на уроке.
- Предмет необходим для дальнейшей учебы.
- Предмет легко дается.
По каждому предмету подсчитываются баллы:
3 + 1 + 2 + 0 + 1 + 1 + 2 - 10
7 х 3 - 21 равно 0,47.
Оптимальный уровень: 0.8 < ОУ < 1
Допустимый уровень: 0.6 < Дур < 0.8
Критический уровень: 0.3 < Кур < 0.6
0.47 - критический уровень, за счет чего, смотрим параметры. Не сложились отношения с учителем.
15
По этой схеме я подсчитала уровень взаимоотношений для каждого ученика и выяснилось, что например, в 8а классе - Оу - 15 человек; Ду - 8 человек. В 8 б классе Оу - 9 человек; Ду - 8 человек. В 8 в классе Оу - 13 человек; Ду – 8 человек; Ку – 1 ученик.
Таким образом, отношения, в основном, не влияют на качество нашего с ними обучения, т.к. дети не конфликтуют и замечаний серьезных в адрес учителя нет.
Один ученик в 8в классе требует к себе внимания (это, конечно, учителю следует учесть и наметить план действий по работе с ним).
Делаю ВЫВОД: значит дети не хотят учиться, стали взрослыми, заняты уже другими мыслями. Поэтому учителю следует увлечь их, заинтересовать, ну и конечно, работать в сотрудничестве с классным руководителем этого класса.
Диагностика школьников очень интересна в виде диагностических карт, которые составляются с целью отработки критериев личностного роста учащихся и изыскания способов дифференцированного подхода к обучению.
Диагностическая карта 6 б класса
Ф. И. | Психофизиологичес- кие характерискити | навыки | Когнитивные характерист. | Творческое мышление | ||||||||
критерии | ПМ | ВМ | М | КО | ПС | Ч | СЧ | АТ | С | П | У | СМ |
1. Атаманюк А. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | ОА |
2. Барцева Е. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НН |
3. Базанов А. | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | ЛС |
4. Беляев Е. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НН |
5. Виноградова И. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | ОА |
6. Виноградова О. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | ЛС |
7. Гордеева О. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | ОА |
8. Дюкова М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | ОА |
9. Зуев В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НН |
10. Ипполитов А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ЛС |
11. Иванов А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ОА |
12. Иванов К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | ЛС |
13. Кузнецова И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | ЛС |
14. Киселев В. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НН |
15. Коршунова А. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | ОА |
16. Лакеев А. | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ОА |
17. Лобанова А. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | ОА |
18. Мирошниченко | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ЛС |
19 Мосягин А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НН |
20. Озерянская А. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | ОА |
21Осмаев Р. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НН |
16
Ф. И. | Эмоциональноволевая сфера | Мотива- ционная | речь | Коммуникат. сфера |
сумма | |||||||
критерии | ЭС | Н | В | Р | УМ | ИП | ТР | КР | ЦКД | ХСО |
| |
1. Атаманюк А. | 2 | 2 | 2 | Р | 2 | 3 | 2 | 2 | П | Т | 37 | |
2. Барцева Е. | 1 | 1 | 1 | Р | 1 | 1 | 1 | 1 | О | Т | 18 | |
3. Базанов А. | 1 | 2 | 1 | И | 2 | 2 | 2 | 1 | П | К | 31 | |
4. Беляев Е. | 2 | 2 | 2 | Р | 2 | 2 | 1 | 1 | П | Т | 25 | |
5. Виноградова И. | 1 | 2 | 2 | Р | 2 | 2 | 2 | 2 | П | Т | 34 | |
6. Виноградова О. | 1 | 2 | 2 | Р | 2 | 2 | 2 | 1 | П | Т | 32 | |
7. Гордеева О. | 2 | 3 | 2 | Р | 3 | 3 | 2 | 2 | Л | Т | 48 | |
8. Дюкова М. | 3 | 3 | 3 | Р | 3 | 3 | 3 | 2 | П | Т | 36 | |
9. Зуев В. | 1 | 1 | 1 | И | 1 | 1 | 1 | 1 | О | Т | 18 | |
10. Ипполитов А. | 3 | 3 | 3 | Р | 3 | 3 | 3 | 3 | Л | Т | 54 | |
11. Иванов А. | 2 | 2 | 2 | Р | 2 | 1 | 2 | 2 | П | Т | 29 | |
12. Иванов К. | 2 | 3 | 2 | Р | 3 | 2 | 3 | 3 | Л | Т | 49 | |
13. Кузнецова И. | 3 | 3 | 3 | Р | 3 | 3 | 3 | 3 | Л | Т | 52 | |
14. Киселев В. | 1 | 1 | 1 | И | 1 | 1 | 1 | 2 | О | К | 20 | |
15. Коршунова А. | 2 | 3 | 2 | Р | 3 | 3 | 2 | 2 | П | Т | 40 | |
16. Лакеев А. | 1 | 1 | 1 | Н | 1 | 1 | 1 | 1 | О | А | 22 | |
17. Лобанова А. | 2 | 3 | 3 | Р | 3 | 2 | 2 | 2 | П | Т | 41 | |
18. Мирошниченко | 1 | 1 | 1 | И | 1 | 1 | 1 | 2 | Л | Т | 21 | |
19 Мосягин А. | 1 | 1 | 1 | И | 1 | 1 | 1 | 1 | П | К | 18 | |
20. Озерянская А. | 2 | 3 | 3 | Р | 3 | 3 | 2 | 2 | П | Т | 44 | |
21Осмаев Р. | 2 | 1 | 1 | Р | 1 | 1 | 1 | 1 | О | Т | 19 |
Примечание:
Диагностируемые качества:
ПМ - память;
ВМ - внимание;
М - моторика;
КО - координация, ориентировка;
ПС - письмо;
Ч - чтение;
СЧ - счет;
АТ - аккуратность, точность;
С - скорость восприятия и переработки информации;
П - способность к осуществлению операций переноса;
ЭС - эмоциональный самоконтроль;
В - волевые качества;
Н - преобладающее настроение на уроках;
У - уровень развития творческого мышления;
С - стиль мышления;
Р - реактивность;
УМ - уровень мотивации;
ИП - интерес к предмету;
ТР - техника речи;
17
КР - культура речи;
ЦКД - ценности коммуникативной деятельности: Л – лидер, П- признаный, О – отвергнутый.
ХСО - преобладающий характер стиля общения: Т - , К - , А -. .
СМ - стиль мышления: О – образный, С – синтетический, А – аналитический, Л – логический, Н – не сформировался, неустойчивый.
Такие диагностические карты, составленные для каждого ученика, на каждый год, позволяют не только определить у него психофизиологические характеристики, общеучебные умения и навыки, стиль мышления, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы, но и проследить каждый год рост личности, его навыков.
Задачей психологического мониторинга не должно быть «целенаправленное воздействие на психику индивида».
Реальная индивидуализация обучения возможна только на основе знания типа и черт личности каждого ученика, а эта информация может быть получена с помощью психологического мониторинга.
Обоснованный выбор способа и стиля общения с учеником, трудности, количества и видов предъявляемых ему заданий, времени, отведенного на их выполнение, на усвоение новой информации и формирование способов деятельности, видов поощрения и наказания, формы их предъявления, уровня критичности по отношению к ученику, уровня регламентации его деятельности - все эти и многие другие проблемы организации комфортного для ученика стиля взаимодействия с ним могут быть решены, если учитель получит и сможет воспользоваться данными психологического мониторинга.
Одним из факторов, влияющих на качество обучения является фактор межличностных отношений в коллективе. Выяснить причины помогают анкеты-опросники. Приведу пример одной из них.
Контрольный лист проблем.
Дорогие шестиклассники!
Просим вас ответить на вопросы:
1. Больше всего я боюсь ….
2. Больше всего мне в себе нравится …
3. Я хотел(а) бы быть более …
4. Когда – нибудь я надеюсь …
5. Я испытываю трудности …
6. Больше всего меня волнует …
7. Пять самых больших неприятностей в моей жизни …
8. Помогите мне …
9. Самая счастливая минута в моей жизни …
10. Я чувствую себя счастливой, когда …
18
11. Пять самых радостных событий в моей жизни …
12. Хорошо учиться мне мешает …
13. Я хочу, чтобы у нас в классе …
Проанализировав анкету, выясняю проблемы детей: отношение к учебе, трудные предметы, что мешает хорошо учиться и что хотелось бы, чтобы в классе было все благополучно.
Все то единичное и особенное, что свойственно одному учащемуся и отличает его от всех других, должно стать предметом изучения учителем, осуществляющим индивидуальный подход при проведении педагогического мониторинга.
Под этим термином имеется в виду одна из форм общения учителя и ученика, когда все усилия учитель направляет на выявление у учащихся проблем, индивидуальных особенностей, присущих ему свойств нервной системы, обеспечивает его оптимальное развитие и воспитывает у него умение находить в разных учебных и жизненных ситуациях свой индивидуальный стиль деятельности.
Индивидуальный подход стимулирует реализацию положительных потенций учащегося, и это оказывает благотворительное воздействие в целом на его учебную деятельность.
Учителю необходимо стремиться прежде всего раскрыть существенные черты личности учащегося, выявить уровень развития каждого ученика, что дает возможность определить его отношение к учебной работе, к одноклассникам, а также черты характера, личностные качества.
От того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей зависит успех обучения в целом.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, непрерывное отслеживание учителем качества обученности как целых классов, так и отдельных учащихся по всем разделам учебных программ позволяют учителю осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью.
Работа учителя и ученика при педагогическом мониторинге должна носить характер совместной аналитической деятельности, развивая прогностические умения совершенствовать и качество образования.
Таким образом, процесс обучения (преподавания и учения) становится более осмысленным и целенаправленным.
Мониторинг выступает в роли контролирующего действия в системе «учитель-ученик», позволяющего наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.
Изучая тот или иной раздел курса, учитель обычно ставит своей целью добиться, чтобы учащиеся поняли его содержание получили определенные знания и научились их применять. Но что значит «понять», «усвоить», «понимать», «применять»?
Каким образом учитель может судить о том, достигнута ли поставленная им цель? Только если есть надежный способ удостовериться в том, что цели достигнуты, учитель может быть уверен в правильности своих методов, результативности своего труда, в противном случае он получит достоверные данные о том, что его работа нуждается в поправках.
Именно этим целям и служит мониторинг качества образования.
Все факторы, о которых упомянуто в работе очень важны; отслеживать их обязательно нужно.
Но результаты мониторинга и коррекции учебного процесса - это дело времени. Только последовательная и кропотливая работа учителя по диагностике качества обучения даст положительные результаты. Цель же этой всей работы - создание комфортного микроклимата на уроке для любого ученика, только тогда он сможет учиться в силу своих потенциальных возможностей. А это играет не малую роль в повышении качества учебного процесса.
20
ЛИТЕРАТУРА
1. С.Е. Шишов, В.А. Вальней
«Мониторинг качества образования в школе».
2. В.П. Беспалько
«Мониторинг качества обучения - средство управления
образованием».
3. В.М. Антипова
«Система внутришкольного педагогического мониторинга»
1996 год.
4. А.А. Орлов
«Мониторинг инновационных процессов в образовании», 1996 год.
5. Журнал «Завуч», № 8 – 2000г., № 1 и № 4 – 2003 г., № 5 – 2001 год.
6. Журнал «Завуч» (начальная школа) № 1 – 2003 год.
7. Я.Г.Плинер, В.А. Бухвалов.
«Педагогическая экспертиза школы». Москва, Центр
«Педагогический поиск».
8. Журнал «Народное образование», № 7 – 2002 год.
9. Журнал «Математика в школе», газета «Математика в школе» ( выборочные материалы.
10. Журнал «Классный руководитель» 3 « - 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Педагогическое мастерство и качество образования"
«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение...
Мастер – класс по обмену педагогическим опытом « Повышение качества образования: опыт системно – деятельного подхода»
Мастер класс на тему "Образное развитие учащихся на уроках музыки!...
Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.
Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...
Выступление на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа». Запросы, оценки, пути достижения»
Тема: Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально - технической базы образовательной организации в процессе реализации проекта «Современна...
Педагогический совет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий"
Педсовет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий". В разработке представлена классификация педтехнологий. Цель - раскрытие роли соврем...
Выступление к семинару по теме: «Персонифицированная программа – путь к повышению педагогического мастерства и качества образования»
Развитие дополнительного образования в России перешло на новый этап. Сфера дополнительного образования детей стала одним из трёх новых напра...