ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (10 класс) на тему
Традиционный подход в организации образовательного процесса не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования, это и заставляет искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, которые позволят повысить эффективность учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryazantseva_o.v.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технология применения информационно-коммуникационной средств
Наука постоянно развивается, и её достижения внедряются в различные сферы нашей жизни. Поэтому знания основ науки и способов деятельности необходимы для успешной адаптации личности к изменяющимся условиям.
Таким образом, актуальные проблемы в образовании ставят перед преподавателем цель: создание учебно-методического пособия с учётом современных образовательных технологий, способствующего интенсификации, оптимизации и дифференциации учебного процесса. Для осуществления цели обозначены задачи:
• обоснованный выбор темы раздела для разработки учебно-методического пособия;
• анализ современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);
• анализ Интернет-ресурсов и электронных пособий по информатике;
• составление рабочей программы и тематического планирования по информатике с учётом стандарта;
• разработка учебно-методического комплекта (УМК), включающего методические рекомендации для проведения уроков, практических занятий и внеклассной деятельности; диагностические, дидактические, контрольно-измерительные материалы; электронное пособие; словарь терминов;
• оптимальное использование цифровых информационных средств в разработке учебно-методического пособия.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках сводится к трем основным этапам классического комбинированного урока:
- Контроль знаний;
- Объяснение нового материала;
- Обобщение и закрепление изученного материала;
- Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности.
Область применения ИКТ во внеурочной деятельности широка, это:
ИКТ при подготовке домашних заданий студентами;
ИКТ при организации исследовательской деятельности;
ИКТ в подготовке к экзаменам или олимпиадам;
ИКТ на внеклассных мероприятиях.
Таким образом, использование компьютера не только даёт возможность накопить дидактический материал в электронном виде, это даёт возможность подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование ИКТ повышает интерес студентов к учёбе, а это и есть одна из основных целей преподавателя.
Технология уровневой дифференциации обучения
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой студентов, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в учебной группе есть и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому организую уровневую дифференциацию работы этих студентов на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.
Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.
Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:
а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);
б) обеспечение определенной степени самостоятельности в учении (от постоянной помощи со стороны преподавателя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).
Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.
Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их. студент овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый студент, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, по следующей за ней программе).
Программа «В» обеспечивает овладение студентами теми общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.
Выполнение программы «А» поднимает студента на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Она вводит студента в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в знаний, даёт развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.
При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому студенту. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого студента). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачётная система, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учёт знаний по системе «зачёт-незачёт».
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Важным компонентом эмоционально-ценностного отношения студентов к процессу изучения информатики, компьютерных дисциплин и обязательным условием эффективности этого процесса является познавательный интерес. Основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у студентов – это использование на уроках идей проблемного обучения информатики и компьютерных дисциплин.
Как правило, поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у студентов ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач - пути активизации обучения на уроках информатики и компьютерных дисциплин, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации у студента, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения.
- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
- Быть доступным для студентов.
- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
- Задания должны быть таковыми, чтобы студент не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Технология программированного обучения
Б. Ф. Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил в неё следующие принципы:
- малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения;
- низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов учащегося не должна превышать 5 %;
- открытых вопросов — Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов»;
- немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;
- индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе;
-дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;
- единообразного хода инструментального учения— не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.
Цель технологии программированного обучения заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения с использованием компьютеров.
1. Повышение эффективности управления процессом обучения с использованием компьютеров.
2.Обучение новым способам учебной деятельности.
3. Расширение информационного пространства обучения.
4.Формирование навыков и умений самостоятельно изучать и проверять учебный материал при использовании технологии программированного обучения.
В своей основе технология программированного обучения подразумевает работу студента по программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психического состояния студента и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим студенты используют различные алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов (алгоритмов).
Преподаватель в процессе обучения реализуются нижеуказанные дидактические принципы технологии программированного обучения:
1. Последовательность.
2. Доступность.
3. Систематичность.
4. Самостоятельность.
Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения.
1. Сформированы навыки и умения самостоятельно делать презентации к выступлениям на уроках и на конференциях.
2. Сформированы навыки и умения визуальной работы, что позволяет добывать научные знания, повышая качество и собственную ответственность за результаты.
3. Сформированы навыки и умения осуществлять самоконтроль научных знаний.
Использование здоровьесберегающей технологии
Проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. По данным медицинских учреждений, проводящих обследование абитуриентов, юноши и девушки приходят учиться в учреждения профессионального образования уже с высоким уровнем заболеваемости органов зрения, системы пищеварения, нарушениями осанки - около 90% первокурсников испытывают трудности в учебной деятельности в результате ухудшения памяти, повышенной тревожности.
Особую группу составляют молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет. В подавляющем большинстве они являются учащимися школ и учреждений профессионального образования. Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идёт процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреций часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система молодого человека ещё не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.
Учебный процесс накладывает на развивающийся и формирующийся молодой организм немалые нагрузки. Поэтому целью образовательного учреждения стало создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая обеспечивает студенту условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. Успех в обучении возможен лишь в том случае, если студент здоров и физически, и психически.
Учебный план излагается студентам в доступной форме. Занятие осуществляется в условиях комфортности
а) Санитарно-гигиенических:
• свежий воздух, проветренный кабинет, соответствующее освещение.
• использование средств обучения с учётом гигиенических правил.
б) Психологических:
• создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.
• учёт психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей группы.
• стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
• использование чередования интенсивности в обучении и психологической разгрузки.
Здоровьесберегающие компоненты на занятии:
• Динамические паузы.
• Чередование поз во время занятия.
• Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила проведения занятия).
• Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
• Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности).
• Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности.
• Темп завершения занятия спокойный, студент должен иметь возможность задать вопросы.
Ежегодно ведётся просветительской работы со студентами, включающая проведение мероприятий, тематических бесед, конкурсов презентаций о здоровом образе жизни. Ребята получают необходимую информацию о пагубном влиянии вредных привычек на организм человека, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о здоровом образе жизни, о влиянии питания на организм человека. Стараюсь вовлекать студентов в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Убеждаю в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций.
Для подготовки и проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни учитываю следующие условия:
- добровольность участия студентов;
- сочетание самодеятельности и инициативы студентов с направляющей ролью преподавателя;
- чёткая организация и тщательная подготовка мероприятий;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности студентов.
Подготовка и участие студентов в таких мероприятиях обеспечивает широкую творческую деятельность, положительный эмоциональный настрой, создают ситуацию успеха. Известно, что любое внеклассное мероприятие в жизни студентов обладает свойствами увлекательности, состязательности, тем более такое, на котором ребята демонстрируют свои спортивные достижения.
Список литературы
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. в 2 т. М.: 2006. Т.1 - 816с., Т.2 - 816с.
Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет-ресурсы, используемые в педагогической деятельности
Сайты для педагогической деятельности учителя начальных классов и учителя -предметника...
Интернет - ресурсы, используемые в педагогической деятельности
Интернет - ресурсы, используемые в педагогической деятельности...
«Использование информационных технологий в моей педагогической деятельности»
выступление на педагогическом совете...
Эффективные педагогические технологии, используемые при организации деятельности школьных СМИ
В работе рассмативаются современные технологии, используемые в организации работы кружка "Школьная газета" и издании школьной газеты....
Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.
В статье содержится материал об образовательных технология ,используемых во внеурочной деятельности по английскому языку...
Презентация "Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности"
Данная презентация вкключает краткое содержание и иллюстративный материал к докладу о современных технологиях,используемых во внеурочной деятельности по английскому языку....
"Педагогические, образовательные технологии, используемые в профессиональной деятельности учителя-логопеда"
Образовательный процесс организуется с использованием современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на развитие звуковой и смысловой сторон речи, а также связан...