Журнал «Педагогические науки» №6, 2011 Статья
статья по теме
Элементы дифференцированного обучения на основе определения нейродинамического профиля в процессе формирования иноязычной компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Журнал «Педагогические науки» №6, 2011
Статья
Элементы дифференцированного обучения на основе определения нейродинамического профиля в процессе формирования иноязычной компетенции
«Без теории эксперимент слеп и глух»
(К. Левин)
«Теория есть обоснование предпринимаемых действий»
(Дефиниция менеджмента)
Целью современной средней общеобразовательной школы является способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для становления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей[15;97].
Основная задача преподавания иностранных языков в России – это обучение языку как реальному и полноценному средству общения, так как общение является первичной и доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде.
Нас волнует, что надо сделать, чтобы за 40 - 45 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, повысить интерес у учащихся, как приучить их работать. И среди огромного числа этих проблем наиболее острой является проблема дифференциации обучения, которая является наиболее актуальной на сегодняшний день.
В данной статье рассматривается возможность реализации дифференцированного подхода к обучающимся в процессе формирования иноязычной компетенции с точки зрения их индивидуальных способностей. Проблемами дифференциации учащихся занимались такие ученые и педагоги-практики, как Майкл Либо и Лесли Камерон–Бандлер, Ситников А.П., Плигин А., Павлова М.А., Майкл Гриндер, Карла Ханнафорд, Фоменко И.А., Пол Деннисон и Гей Хардгров (сейчас Гей Деннисон) и др.
Мы предлагаем в процессе обучения учитывать каналы восприятия и доминирующий профиль ребенка.
Целями данного исследования являются:
- изучить, проанализировать, выбрать и апробировать наиболее оптимальные для использования в СОШ методик определений нейродинамического профиля учащегося;
- выявить опытным путем трудностей обучающихся, принадлежащих к различным видам профилей и модальностей, в выполнении дифференцированных заданий;
- разработать практические рекомендации по организации работы с учениками, принадлежащими к тому или иному нейродинамическому профилю.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза: «организация учебного процесса на основе дифференциации учащихся в соответствии с их нейродинамическим типом позволяет активизировать процесс формирования коммуникативной компетенции».
С точки зрения нейролингвистического программирования (далее НЛП) у человека существует несколько репрезентативных систем (репсистем). С позиций указанного подхода люди различаются, в первую очередь, своими репсистемами. Репсистема - это совокупность элементов, позволяющих представлять (репрезентировать) в психике необходимую информацию. По характеру доминирующей модальности представления информации репсистемы делятся на:
1) визуальную (доминирует зрение);
2) аудиальную (доминирует слух);
3) кинестетическую (доминируют ощущения);
4) полимодальную (преобладают обобщенные представления, мыслительные процессы)[2;429].
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический[5;509]. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективней идет процесс обучения. Но, хотелось бы отметить что, кроме дифференциации в соответствии с каналом восприятия можно дифференцировать учащихся в соответствии с их доминирующим профилем.
Этот метод определения и отображения индивидуальных стилей обучения был впервые разработан доктором Полом Деннисоном и Гей Хардгров (сейчас Гей Деннисон). Доминирующие профили, описанные Деннисоном, определяют латеральное доминирование глаз, ушей и рук по отношению к ведущему полушарию мозга. Такие модели латерального доминирования в значительной степени влияют на способ, которым личность производит внутреннюю переработку информации, и, соответственно, на обучающие стратегии, которые он или она предпочитают.
Темой данного исследования является освещение вопроса дифференциации учащихся в процессе иноязычной компетенции[4;401]. Не претендуя на всесторонний охват проблемы, мы пытаемся осветить вопрос в совершенно определенных границах, а именно: дифференциация учащихся по их нейродинамическим типам. Задача раскрытия объективных закономерностей в учебно-воспитательном процессе диктует необходимость изучения педагогических и психологических явлений, и связей между ними. Установление взаимосвязи отдельных вопросов в процессе обучения детей является прочной основой сознательного усвоения знаний, начиная с самого младшего возраста.
На начальном этапе исследований по данной проблематике необходимо было определить у учащихся их доминирующий профиль. Особенно легко определять основные доминирующие профили у детей потому, что у них нет сложившихся представлений относительно своих доминирующих паттернов, и они еще не развили стабильные компенсаторные стратегии. Дети с интересом открывают в себе что-то новое и с удовольствием определяют свои доминирующие профили с помощью одноклассников. Тестируя детей, мы можем быть уверенны, что получаем их настоящие базовые профили.
Согласно классификации К. Ханнафорд существует 32 различных доминирующих профиля[3;2]. Знание о доминирующем профиле ученика может помочь понять и предвидеть, какие трудности могут ему встретиться при получении особых задач и типов информации. Результаты тестирования показали, что в исследуемой группе были представлены пять различных доминирующих профилей: профиль А (ведущие ухо, глаз, нога и рука – правые), профиль BB (ведущие глаз и рука – правые, ухо и нога – левые), профиль C (ведущие ухо, рука и нога – правые, глаз – левый), профиль F (ведущие ухо и рука – левые, а глаз и нога – правые), профиль H (ведущие ухо, рука и глаз – левые, нога – правая). В процессе дальнейшей работы мы наблюдали, каким образом в учебной деятельности реализуются характеристики, свойственные, для данного профиля.
Результаты, полученные в процессе определения нейродинамических профилей показали, что у всех учеников экспериментальной группы есть склонность к структурированию информации, то мы рекомендуем учитывать эти особенности. Следовательно, при работе с учениками данных профилей необходимо давать информацию в виде схем, таблиц, формулировать правила в виде инструкций, а также, по возможности, сопровождать процесс обучения зрительной наглядностью.
Как уже было изложено выше в статье, мы рассматриваем не только латеральные предпочтения, но и модальности (аудиальную, визуальную, кинестетическую) человека. В группе находится 80% обучающихся с визуальной модальностью и 20% с аудиальной.
Поскольку в группе оказалось 80% обучающихся с визуальной модальностью, то обучение должно строиться с максимальным использованием наглядности. Учитель объясняет новый материал на основе наглядности, после чего учащиеся повторяют его вслух. Таким образом, при наглядном обучении учитель присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может активно направлять этот процесс. Управление данным процессом осуществляется благодаря тому, что в одних случаях наглядность является источником знаний, создающим правильное представление о предмете или явлении; в других случаях наглядность выступает как материал, конкретизирующий знания, получаемые на уроке, или приобретенные в предшествующем жизненном опыте.
Но не стоит забывать, что 20% обучающихся все же обладает аудиальной модальностью, поэтому необходимо уделять должное внимание и устной речи. Слушая словесные сообщения, изучая текст учебника, передавая воспринятое и усвоенное в своей устной речи и в форме письменных работ, ученик овладевает школьными знаниями и самим языком, являющимся средством усвоения знаний.
В целях определения основных трудностей, возникающих в процессе выполнения различного вида заданий и их корреляции с модальностью ученика, экспериментальной группе были предложены задания на использование аудиального и визуального каналов восприятия. Результаты, полученные после обработки данных эксперимента показали соответствие теоретических положений с реальными трудностями, возникающими перед конкретным учеником.
Нами были разработаны упражнения, учитывающие восприятие учебного материала. Мы рассмотрели упражнения для обучения грамматике, лексике, говорению и выявили, какие из них вызывают трудности, а какие выполняются легко. Более подробные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты выполнения упражнений
A | BB | C | F | H | |||||||
л | сл | л | сл | л | сл | л | сл | л | сл | ||
Упражнения для обучения грамматике | |||||||||||
1 | Восприятие информации с помощью таблиц | + | + | + | + | + | |||||
2 | Восприятие информации на слух | + | + | + | + | + | |||||
3 | Работа на доске | + | + | + | + | + | |||||
4 | Составление собственных фраз | + | + | + | + | + | |||||
Упражнения для обучения лексике | |||||||||||
1 | Упражнения на творческое мышление | + | + | + | + | + | |||||
2 | Подбор синонимов и антонимов | + | + | + | + | + | |||||
3 | Работа с картинками | + | + | + | + | + | |||||
4 | Составление предложений с указанным словом | + | + | + | + | + | |||||
Упражнения для обучения говорению | |||||||||||
1 | Работа с аудиокассетой | + | + | + | + | + | |||||
2 | Повторение фразы по памяти | + | + | + | + | + | |||||
3 | Работа с текстом учебника | + | + | + | + | + | |||||
4 | Составление рассказа с подстановкой новой лексики | + | + | + | + |
Нами была разработана система контроля с максимальным учетом индивидуальных особенностей учащихся в экспериментальной группе. Итоговая контрольная работа рассчитана на два академических часа. Поскольку рамки учебного процесса не всегда позволяют в процессе осуществления контроля учитывать принадлежность учеников к различным нейродинамическим типам, то мы постарались, чтобы в контрольной работе были задания, которые окажутся понятными и будут соответствовать особенностям восприятия информации теми нейродинамическими типами, которые были выявлены в экспериментальном классе, а именно профили BB, A, C, F, H. В представленной нами контрольной работе, можно увидеть упражнения как для визуалов, так и для аудиалов. Контрольная работа состоит из следующих упражнений: 1) аудирование; 2) поставить глагол в предлагаемое время; 3) соотнести элементы из двух столбцов, чтобы получилось предложение; 4) работа с текстом; 5) составить фразу из предложенных слов; 6) догадаться о чем идет речь; 7) найти лишнее слово в строке; 8) составить пары слов; 9) кроссворд. Контрольная работа прошла успешно для всех учеников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что оптимальные психолого - педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны создаваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Литература
1. Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. – Москва, Изд-во Педагогика, 1975. – 153 с.
2. Столяренко А.Д. Основы психологии. – Ростов –на -Дону, Изд-во Феникс, 2000. – 642 с.
3. Ханнафорд К.(www.webbl.ru) Доминирующий фактор Перевод: А. Патрушев, Н. Казанцева – 105 с.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание – Москва, Изд-во Высшая школа, 2007. – 639 с.
5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – Москва, Изд-во Владос, 1995. – 544 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Журнал «Образование. Наука. Инновации» №4, 2012 Статья
Практическое применение элементов дифференцированного обучения иностранным языкам на основе определения нейродинамического профиля...
Журнал «Культура. Наука. Интеграция» №1, 2013 Статья
Формирование иноязычной компетенции обучающихся на уроках английского языка с использованием метода дифференциации по репрезентативным системам...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Педагогическая поддержка участия школьника во внеаудиторной деятельности как полноправного субъекта воспитательного процесса (№ 9, 2014)"
В статье представлен опыт создания классным руководителем системы воспитательной работы по развитию и формированию личности учащегося; рассматриваются формы и методы воспитательной работы педагогов в ...
статья в журнал "Педагогический совет "Анализ урока с позиций ФГОС"
Сценарий педагогического совета построен по принципу ФГОСовского урока......
Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Субъектное педагогическое общение – важный фактор саморазвития личности школьника" (№ 7-8, 2022)
В статье рассматриваются вопросы воспитания в современной школе и роль классного руководителя в создании позитивной педагогической среды и положительного психолого-педагогического климата в классе на ...
Статья для журнала Всероссийский журнал "Педагогический опыт"
Использование инновационных методических практик в дополнительном образовании детей в объединениях социально-гуманитарной направленностиАвтор: Гришкова Елена ВладимировнаОрганизация: МБОУ ДО ДД(Ю)ТНас...