Журнал «Образование. Наука. Инновации» №4, 2012 Статья
статья по теме

Носова Ольга Игоревна

Практическое применение элементов дифференцированного обучения иностранным языкам на основе определения нейродинамического профиля 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «Образование. Наука. Инновации» №4, 2012

Статья

Практическое применение элементов дифференцированного обучения иностранным языкам на основе определения нейродинамического профиля

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы повышения эффективности преподавания иностранных языков (на примере французского языка) при использовании дифференцированного подхода к обучающимся; представлены результаты изучения, анализа и апробирования оптимальных для использования в СОШ методик определений нейродинамического профиля; разработаны практические рекомендации по организации работы с учениками, принадлежащими к определенным нейродинамическим профилям.

Ключевые слова: дифференцированный подход к обучению, индивидуальные способности, нейродинамический профиль.

The practical usage of the elements of differentiated education based on the definition of neurodynamic profile

In this article, the author examines the questions of improving efficiency of teaching foreign languages (french) using differentiated approach to students; the article presents results of studies, analysis and evaluation of most effective techniques for determining student neurodynamic profiles for use in general education school; practical guidelines for organizing work with students of certain neurodynamic profiles are developed.

Key words: formation of the child’s, differentiated approach to learning, individual abilities, neurodynamic profiles.

Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей - как одновременно обучать всех по-разному? В связи с этим возникает проблема -  как организовать образование учеников в соответствии с их собственными способностями, но разным траекториям? Наиболее успешно решает эту проблему педагог, который знает и владеет набором разных форм и технологий образования, то есть опирается на концепцию, допускающую многообразие образовательных траекторий учеников. От такого учителя требуется непрерывное переориентирование своих действий и позиций. Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии.

В данной статье рассматривается дифференцированный подход к обучающимся в процессе формирования иноязычной компетенции с точки зрения их индивидуальных способностей. Проблемами дифференциации учащихся занимались такие ученые и педагоги-практики, как Майкл Либо и Лесли Камерон–Бандлер, Ситников А.П., Плигин А., Павлова М.А., Майкл Гриндер, Карла Ханнафорд, Фоменко И.А., Пол Деннисон и Гей Хардгров (сейчас Гей Деннисон) и др.

Мы предлагаем в процессе обучения учитывать каналы восприятия и доминирующий профиль ребенка.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический [6]. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективней идет процесс обучения. Но, хотелось бы отметить что, кроме дифференциации в соответствии с каналом восприятия можно дифференцировать учащихся в соответствии с их доминирующим профилем.

Этот метод определения и отображения индивидуальных стилей обучения был впервые разработан доктором Полом Деннисоном и Гей Хардгров (сейчас Гей Деннисон). Доминирующие профили, описанные Деннисоном, определяют латеральное доминирование глаз, ушей и рук по отношению к ведущему полушарию мозга. Такие модели латерального доминирования в значительной степени влияют на способ, которым личность производит внутреннюю переработку информации, и, соответственно, на обучающие стратегии, которые он или она предпочитают.

Согласно классификации К. Ханнафорд существует 32 различных доминирующих профиля [5]. Знание о доминирующем профиле ученика может помочь понять и предвидеть, какие трудности могут ему встретиться при получении особых задач и типов информации. Результаты тестирования показали, что в исследуемой группе были представлены пять различных доминирующих профилей: профиль А (ведущие ухо, глаз, нога и рука – правые), профиль BB (ведущие глаз и рука – правые, ухо и нога – левые), профиль C (ведущие ухо, рука и нога – правые, глаз – левый), профиль F (ведущие ухо и рука – левые, а глаз и нога – правые), профиль H (ведущие ухо, рука и глаз – левые, нога – правая).  В процессе дальнейшей работы мы наблюдали, каким образом в учебной деятельности реализуются характеристики, свойственные для данного профиля.

Мы рассматриваем не только латеральные предпочтения, но и модальности (аудиальную, визуальную, кинестетическую) человека. В группе находится 80% обучающихся с визуальной модальностью и 20% с аудиальной.

Поскольку исследования показали, что в экспериментальной группе присутствуют ученики профилей A, BB, C, F, H (правополушарники и левополушарники, визуалы и аудиалы), то при формировании упражнений мы опирались на их склонность к структурированию информации. При работе с учениками данных профилей мы давали информацию в виде схем, таблиц, формулировали правила в виде инструкций, сопровождали процесс обучения зрительной наглядностью, уделяли должное внимание устной речи.

При изучении темы «Les vacances d’été» перед нами так же стояли следующие задачи:

1) закрепление Futur Simple глаголов третьей группы (devoir, apercevoir, courir, savoir, tenir,venir,vouloir);

2) описание тематических картинок с обязательным употреблением изученных единиц;

3) составление рассказов по темам: «летние виды спорта», «мои каникулы», «летний лагерь», «досуг».

Все упражнения, предложенные ученикам, подбирались с учетом их принадлежности к определенному нейродинамическому профилю.

В рамках данной статьи мы рассмотрим пример преподавания иностранных языков при использовании дифференцированного подхода к обучающимся - упражнения для обучения грамматике, лексике, говорению, выявим, какие из них вызывают трудности, а какие выполняются легко.

Упражнения на формирование грамматических навыков

При формировании грамматических навыков нами были подготовлены специальные упражнения с учетом нейродинамических особенностей учеников. Перед нами стояла задача закрепления будущего времени глаголов третьей группы. Были выбраны следующие упражнения:

1) повторение правила использования Futur Simple в виде таблице;

Futur Simple = infinitif + -ai, -as, -a, -ons, -ez, -ont

I-er groupe

II-e groupe

III-e groupe

Je parler-ai

Je finir-ai

Je écrir-ai

Tu parler-as

Tu finir-as

Tu écrir-as

Il parler-a

Il finir-a

Il écrir-a

Nous parler-ons

Nous finir- ons

Nous écrir- ons

Vous parler-ez

Vous finir- ez

Vous écrir- ez

Ils parler-ont

Ils finir- ont

Ils écrir- ont

Данная таблица была представлена на доске и записана в тетрадь по грамматике каждым учеником. Затем ПРОИЗВОДИЛСЯ детальный разбор. Каждому ученику был назван глагол в инфинитиве и местоимение, он должен был поставить глагол в Futur Simple, используя правильную форму и верное окончание, соответствующее данному местоимению. Упражнение не вызвало сложностей, так как оно полностью соответствует рекомендациям по работе с выявленными нами нейродинамическими профилями. Данное задание, по нашему мнению, наиболее соответствует особенностям восприятия информации аудиалами и визуалами, так как им свойственно воспринимать информацию в виде схем, таблиц.

2) были вслух прочитаны предложения с использованием данного времени, ученики должны были поднять руку, когда услышат глагол, стоящий в нужной форме: Levez la main quand voue entendez un verbe au futur simple (фразы читаются в быстром темпе). J’ai arrosé les plantes. J’arroserai les plantes. J’ai annoncé cette nouvelle. J’assisterai à ce spectacle. Je continuerai le récit. J’ai frappé à la porte. Je féliciterai mes parents. J’ai renversé la tasse. J’irai au théâtre.

Данный вид упражнений в основном нацелен на правополушарных и левополушарных аудиалов. Им свойственно воспринимать информацию на слух. В экспериментальной группе присутствовал только один аудиал (Света, профиль С), поэтому данное упражнение вызвало трудности у большинства учащихся. Но следует отметить, что ученики с профилями A (Артем и Нора) и F (Олег) тоже справились.

3) были даны карточки с предложениями, ученики по очереди выходили к доске и писали предложения, ставя глагол в скобках в Futur Simple;

Mettez au futur simple les verbes entre parentheses :

Elle ne (vouloir) pas le voir.

Tu (devoir) les accompagner.

Elles ne le (savoir) jamais.

Ils (courir) à leur rencontre.

Il (falloir) attendre.

(Aller)-tu au cinémas ?

Quand le (voir)-vous ?

Данный вид упражнений свойственен в большей степени для учеников-правополушарников. Таким образом, трудности возникли у учеников профилей BB (Кирилл), A (Артем, Нора), F (Олег). Легко справились с поставленной задачей ученики принадлежащие профилям C (Света), H (Лиля). Данное задание подходит для учеников визуалов и аудиалов. Оно включает в себя как зрительную наглядность, так и восприятие на слух при чтении данных предложений, перед тем как написать правильный вариант.

4) необходимо было придумать собственное предложение с глаголом в Futur Simple.

Данный вид работы проще дается ученикам-левополушарникам. У данного типа учеников хорошо развито логическое мышление. По итогам проведения данного упражнения можно сделать вывод о том, что сложности возникли у учеников профилей BB (Кирилл), A (Артем, Нора), F (Олег). Ученики с профилями C (Света), H (Лиля) легко справились с заданием.

Из полученных результатов видно, что профиль BB (Кирилл) столкнулся с трудностями в упражнениях на восприятие информации на слух, при работе на доске и при составлении собственных фраз; у профиля А (Артем, Нора) вызвали трудности упражнения при работе на доске и при составлении собственных фраз; у профиля F (Олег) сложности возникли с упражнениями при работе на доске и при составлении собственных фраз; профиль H (Лиля) плохо справился с упражнением на восприятия информации на слух; для профиля С (Света) все упражнения оказались легко выполнимыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что упражнения были подобраны для всех нейродинамических профилей, присутствующих в экспериментальной группе. Упражнения полностью соответствуют требованиям изучения данной грамматической темы и соответствуют рекомендациям по работе с данными учениками, так же они направлены на расширение знаний, на детальную проработку изучаемой темы и на закрепление изучаемого материала.

Упражнения на формирование лексических навыков

При формировании лексических навыков нами были подобраны специальные упражнения с учетом нейродинамических особенностей учеников.

Необходимо было ввести новую лексику по теме «Les vacances d’été». Были предложены следующие упражнения:

1) необходимо было ученикам догадаться о чем идет речь;

Dites de quoi s’agit-il.

1) c’est une personne qui joue (un joueur)

2) c’est le repos après le dîner (une sieste)

3) ce que les élèves mangent à la récréation (un gouter)

4) c’est une personne qui fait du camping (un campeur)

Для  правополушарных учеников ввод новой лексики должен сопровождаться их способностью догадываться по контексту о значении слова. Данное задание, по нашему мнению, подходит визуалам и аудиалам с хорошо развитым творческим полушарием. Трудности возникли у учеников профилей BB (Кирилл), A (Артем и нора), F (Олег). Ученики с профилями C (Света), H (Лиля) легко справились с заданием.

2) ученики должны были сказать синоним или антоним предлагаемого слова;

Trouvez les antonymes.

1) froid (chaud)

2) un bruit (un silence)

3) aîné (cadet)

4) petit (enorme)

Для левополушарных учеников ввод новой лексики необходимо осуществлять путем подбора синонимов или антонимов. В данном упражнении задействовано в большей степени логическое полушарие. Трудности возникли у учеников профилей C (света), H (Лиля). Легко справились с заданием ученики с профилями BB (Кирилл), A (Артем, Нора), F (Олег).

3) были подобраны картинки; необходимо было представить, что они возьмут с собой на пляж и в горы;

Vous partez en vacances. Dites ce que vous emportez pour la plage et pour les montagnes.

plage

montagne

chapeau de paille

une masque et les palmes

gourde

les lunettes de soleil

les chaussurs de marche

écharpe

сasquette

pantalon

maillot de bain

imperméable

Данный вид работы свойственен правополушарным ученикам. Данное задание свойственно в большей степени визуалам, так как задействован визуальный канал восприятия. Поэтому профилям C (Света), H (Лиля) легко удалось справиться, а ученикам с профилями BB (Кирилл), A (Артем, Нора), F (Олег) не удалось безошибочно выполнить предложенное упражнение.

4)  было дано слово на русском языке, необходимо было его перевести на французский язык и составить с ним предложение.

1) старательно

2) непромокаемый плащ

3) купальник

4) ведро

5) тень

6) соломенная шляпа

Данный вид работы подходит для учеников-левополушарников. Задействовано логическое полушарие головного мозга. Ученики с профилями BB (Кирилл), A (Артем, Нора), F(Олег)  легко справились с заданием, а ученики с профилями C (Света), H (Лиля) столкнулись со сложностями.

По итогам проведения упражнений для обучения лексике, мы можем сказать, что у профиля BB (Кирилл) трудности возникли с упражнениями на творческое мышление и при работе с картинками; у профиля А (Артем, Нора) трудности возникли с упражнениями на творческое мышление и при работе с картинками; профилю С (Света) не удалось хорошо справиться с упражнениями на подбор синонимов или антонимов, на составление предложения с указанным словом; профиль F (Олег) плохо выполнил упражнения на творческое мышление и при работе с картинками; у профиля Н (Лиля) возникли трудности с упражнениями на подбор синонимов или антонимов, на составление предложения с указанным словом.

При составлении представленных упражнений учитывалось, что в данной группе находились как левополушарные, так и правополушарные ученики, поэтому половина упражнений была направлена на одних, а другая - на других учеников. Все упражнения так же соответствовали уровню подготовленности учеников и отвечали требованиям изучаемого материала. При изучении лексического материала мы старались развить следующие навыки и умения: продуктивные навыки (выбор, сочетание лексических единиц), рецептивные навыки (слушание, чтение), лингвистические знания (правила словообразования), социокультурные знания и умения.

Упражнения на формирование навыков и умения говорения

При подборе упражнений для обучения говорению особое внимание уделялось принадлежности учеников к различным нейродинамическим профилям.

Необходимо было научить детей составлять рассказы по темам: «летние виды спорта», «мои каникулы», «летний лагерь», «досуг». Были выбраны следующие упражнения:

1) работа с аудиокассетой (прослушивание высказываний, составление подобного по образцу). Такие упражнения свойственны аудиалам. Восприятие информации идет через аудиальный канал восприятия. В экспериментальной группе присутствовал только один аудиал (профиль С (Света)), поэтому трудности возникли у большинства учеников. Но стоит отметить, что ученики с A (Артем, Нора), F (Олег) неплохо выполнили данное задание.

2) повторение фразы по памяти (снежный ком);

Repetez les phrases de memoire.

Je fais du camping ;

Je fais du camping avec mon frère aîné ;

Je fais du camping avec mon frère aîné et nous prenons nos sacs ;

Je fais du camping avec mon frère aîné et nous prenons nos sacs et nous allons dans la forêt.

Данный вид работы присущ ученикам-визуалам. При повторении фразы, они в голове рисуют картинку происходящего и затем повторяют ее вслух. Таким образом, почти все ученики очень хорошо справились с поставленной задачей. Трудности возникли только у ученика с профилем С (Света).

3) работа с текстом учебника, чтение с расставлением пауз, повышений и понижений тона; ответы на вопросы по тексту;

Lisez le texte, tachez de le comprendre.

Que c’est agréable, après une longue année scolaire de partire en vacances. On a bien mérité ce repos, n’est-ce pas ? Mais avez-vous déjà décidé ce que vous allez faire cet été ? Vous hésitez à répondre ? Je connais, par exemple, un garcon de votre âge qui part chaque été avec son père, un très bon chasseur, et son frère cadet pour les régions lointaines de la Sibérie. Et là, tous les trois, ils vont à la chasse. Le père est équipé d’un fusil et les garcons font des photos. Ils sont même parvenus â photographier un renard.

Un jour, ils ont vu un grand ours qui allait droit vers eux. Ils ont eu très peur et ils se sont mis â courir si fort que l’un des garcons a perdu sa chassure. Heureusement, l’ours n’était pas méchant et il ne leur a pas fait de mal......

Представленный вид работы свойственен визуалам. Данное задание сопровождается зрительной наглядностью, что необходимо при обучении визуалов.

Легко справились с заданием ученики принадлежащие профилям BB (Кирилл), H (Лиля), трудности возникли у учеников с профилями C (Света), A (Артем, Нора), F (Олег).

4) составление рассказа с подстановкой новой лексики.

Ils vont passer les vacances dans une colonie de vacances. Notre camp est très grand, il y a ...... où on organise ...... .Il y a beaucoup de bons ...... de football. D’abord ......, le petit déjeuner, ......, les jeux, le dîner et ...... . Il y a  aussi ...... dans les groupes.

(un stade, des matchs du football, joueurs, la gimnastique, les baignades, la sieste, les activités manuelles).

Упражнение выполнялось следующим образом: учитель читает вслух рассказ, а ученики на местах заполняют пропуски нужными словами в своих карточках. Это упражнение лучше проводить в группе, где преобладают аудилы, так как им свойсвенно воспринимать информацию по средствам аудиального канала восприятия. В нашем случае легко справился с заданием только один ученик (профиль С (Света)), но ученики с профилями BB (Кирилл), H (Лиля) тоже справились.

Таким образом, видно, что профиль BB (Кирилл) столкнулся с трудностями при выполнении упражнений на работу с аудиокассетой и на составление рассказа с подстановкой новой лексики; профиль А (Артем, Нора) выполнил не очень успешно упражнения на работу с аудиокассетой и на работу с текстом учебника; у профиля С (Света) вызвали затруднения упражнения на повторение фразы по памяти и на работу с текстом учебника; у профиля F (Олег) вызвали трудности упражнения на работу с аудиокассетой, на работу с текстом учебника; профиль Н (Лиля) не справился с упражнениями на  работу с аудиокассетой и на составление рассказа с подстановкой новой лексики.

Суммируя полученные данные по трем типам упражнений (упражнения для обучения грамматике, лексике, говорению), можно выявить, какие из предложенных нами заданий оказались легкими (л) или сложными (сл) у учащихся, принадлежащих к различным нейродинамическим профилям. Предлагаем ознакомиться с результатами (таблица 1).

Таблица 1. Результаты выполнения упражнений

A

BB

C

F

H

л

сл

л

сл

л

сл

л

сл

л

сл

Упражнения для обучения грамматике

1

Восприятие информации

с помощью таблиц

+

+

+

+

+

2

Восприятие информации

на слух

+

+

+

+

+

3

Работа

на доске

+

+

+

+

+

4

Составление

собственных фраз

+

+

+

+

+

Упражнения для обучения лексике

1

Упражнения

на творческое мышление

+

+

+

+

+

2

Подбор

синонимов и антонимов

+

+

+

+

+

3

Работа

с картинками

+

+

+

+

+

4

Составление предложений

с указанным словом

+

+

+

+

+

Упражнения для обучения говорению

1

Работа

с аудиокассетой

+

+

+

+

+

2

Повторение

фразы по памяти

+

+

+

+

+

3

Работа

с текстом учебника

+

+

+

+

+

4

Составление рассказа с

подстановкой новой лексики

+

+

+

+

Действительно, обучение иностранному языку - очень сложный, требующий большого труда как от обучаемого, так и от преподавателя, процесс, во многом зависящий от уровня подготовки,  возраста, образования, психологических и индивидуальных особенностей слушателя. Естественно, что при обучении иностранному языку невозможно учитывать все психолого-физиологические особенности обучаемых, однако, для достижения наибольшей эффективности учебного процесса необходимо сделать его максимально дифференцированным.

В данной статье были рассмотрены элементы дифференцированного обучения французскому языку на основе определения нейродинамического профиля. Нами были разработаны упражнения, учитывающие восприятие учебного материала. Мы рассмотрели упражнения для обучения грамматике, лексике, говорению и выявили, какие из них вызывают трудности, а какие выполняются легко. Упражнения соответствовали рекомендациям по работе с данными учениками, они направлены на детальную проработку изучаемой темы и на закрепление изучаемого материала.

Литература

  1. Агеева Е.В. Французский язык. Справочник школьника. – Москва, Изд-во Филологическое общество «Слово», 1997.
  2. Елухина Н.В., Калинина С.В., Ошанин В.Д. Французский язык. 6-е издание – Москва, Изд-во Просвещение, 1994.
  3. Елухина Н.В., Калинина С.В., Ошанин В.Д. Французский язык. 6-е издание – Москва, Изд-во Дом педагогики, АО Московские учебники, 1998.
  4. Попова И.Н., Казакова Ж.А. Грамматика французского языка (практический курс). 3-е издание – Москва, Изд-во Высшая школа, 1979.
  5. Ханнафорд К.(www.webbl.ru) Доминирующий фактор Перевод: А. Патрушев, Н. Казанцева.
  6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – Москва, Изд-во Владос, 1995.

Literature

  1. Ageeva E.V. French language. Reference book of students. – M., 1997.
  2. Eluhina N.V., Kalinina S.V., Oshanin V.D. French language. 6-th of publication – M., 1994.
  3. Eluhina N.V., Kalinina S.V., Oshanin V.D. French language. 6-th of publication – M., 1998.
  4. Popova I.N., Kazakova G.A. The grammar of the French language. 3-d of publication – M., 1979.
  5. Hannaford K. (www.webbl.ru) The dominant factor. Translation: Patrushev A., Kazantseva N.
  6. Shevandrin N.I. Social Psychology in Education. – M., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал «Культура. Наука. Интеграция» №1, 2013 Статья

Формирование иноязычной компетенции обучающихся на уроках английского языка с использованием метода дифференциации по репрезентативным системам...

Журнал «Педагогические науки» №6, 2011 Статья

Элементы дифференцированного обучения на основе определения нейродинамического профиля в процессе формирования иноязычной компетенции...

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва...

Межрегиональная с международным участием интернет-конференция «Образование. Инновации и технологии». Статья "Практическая работа на уроках литературы как условие формирования УУД обучающихся"

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается идти в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученик...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Саморазвитие личности школьника через исследовательскую деятельность" (№ 5, 2014)

В статье рассматривается исследовательская компетентность как важная составляющая учебной деятельности современного школьника. Это качество включает в себя такие компоненты, как опыт индивидуальной и ...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Педагогическая поддержка участия школьника во внеаудиторной деятельности как полноправного субъекта воспитательного процесса (№ 9, 2014)"

В статье представлен опыт создания классным руководителем системы воспитательной работы по развитию и формированию личности учащегося; рассматриваются формы и методы воспитательной работы педагогов в ...