Социально значимый проект "Наш парк Победы"
проект по теме
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В МБОУ ДОД - ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ, представляет собой мультипроект т.е. комплексный проект, состоящий из трех монопроектов и требующий применения многопроектного управления. Первый монопроект - экологический, он направлен на благоустройство клумб и цветников в парке, второй монопроект - краеведческий, он направлен на поисковую и экскурсионную деятельность в отношении боевой техники, памятников и обелисков, расположенных в парке, третий монопроект - организационно - досуговый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социально значимый проект "Наш парк Победы" | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ –
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
НАШ ПАРК ПОБЕДЫ
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В МОУ ДОД -ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
ТОПКИ 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. Психологические особенности подросткового возраста………………….5
2. Сущность социального проектирования и его значение в
социализации личности…………………… ………………………………… 11
3. Применение метода социального проектирования в
МБОУ ДОД – ДТДиМ – проект «Наш парк Победы»………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ А Глоссарий…………………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях модернизации системы Российского образования на период до 2020 года появляется новая модель личности гражданина Российской Федерации – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Национальная доктрина образования до 2025 года в Российской Федерации среди ключевых задач общего образования выделяет:
личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное, коммуникативное развитие личности.
Эти способности востребованы они становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Государство желает получить личность не только грамотную и образованную, но в тоже время творческую, мобильную, легко ориентирующуюся в окружающем мире, способную креативно мыслить, созидать, самостоятельно решать встающие перед нею новые задачи. Такая позиция не случайна. Это связано с постоянно возрастающим уровнем научно-технического прогресса во всем мире, с изменениями в социально-экономической политике нашего государства и многими другими причинами. Обновленному государству нужен «новый» человек, гражданин.
Не секрет, что многие молодые люди, да и более зрелые граждане нашей страны на сегодняшний день являются социально пассивными, безразличными ко всему происходящему вокруг. Являясь социально не зрелыми, они не способны к продуктивному творческому труду. Поэтому формирование социальной активности молодого поколения и активная её социализация в современных условиях является одной из важнейших задач дополнительного образования уже сегодня. Если рассматривать весь период развития ребенка, то наибольшая восприимчивость в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, появляется в подростковом периоде, в этом заключается специфическая социальная активность подростка.
К числу технологий социального воспитания подростков относится социальное проектирование. Главный педагогический смысл этой технологии заключается в создании условий для социальных проб личности; необходимых механизмов для участия подростков в принятии решений; создание ситуации выбора, в которых они должны найти способ решения той или иной проблемы на основе сформированных у них ценностей, нравственных установок и социального опыта.
Таким образом, целью моей работы является: определение возможности внедрения социального проектирования в работу с подростками в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования детей через изучение особенностей проектной деятельности и психологии подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
2.Изучить сущность социального проектирования и его значение в социализации личности подростка;
3.Разработать примерный социальный проект для обучающихся
МБОУ ДОД – ДТДиМ.
Работа представлена тремя разделами. Тематика каждого раздела соответствует одной из задач, рассмотренных в заявленном порядке. В приложение вынесен глоссарий по теме.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Для осуществления какой-либо деятельности ребенком любого возраста принципиально важным становится уровень сформированности психофизиологических особенностей его организма, уровень готовности к различным видам деятельности.
Подростковый возраст (11-15 лет) занимает особое место в психологии. Подростковый – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этот период все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является резкий скачок в процессе формирования Я-концепции. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребёнком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознавать себя как личность. Л.С. Выготский утверждал, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. Самосознание является ключевым, но только одним из компонент Я-концепции, а именно когнитивным - образ собственных психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности, степени заинтересованности другими людьми и т.д.
Не менее важна эмоциональная сторона - самоуважение, любовь к себе, принятие либо непринятие себя, самолюбие, самоуничижение и т.д. Наконец, выделяют третью составляющую Я-концепции - оценочно-волевую. Ее содержанием является стремление человека повысить свою самооценку, к самоутверждению, завоеванию уважения, вырабатыванию у себя качеств, соответствующих его представлению о том, каким он или она должен или должна быть.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать слабые и сильные стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым. Стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но зато есть огромная потребность в познании его взрослости окружающими.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка. Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Подросток потенциально готов к освоению морали, так как он уже переживает необходимость в интегративных механизмах, позволяющих сохранить его Я от воздействия других людей. У него уже есть готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни, недаром мировоззрение подростков часто называют идеологизированным; он еще только определяет свое место среди людей, свое место в обществе, с которым он уже может общаться на равных. Он готов к воплощению идей лучшей организации жизни, можно сказать, что он готов к подвигу.
Подростковый возраст - это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям.
Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 11-15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.
Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.
Непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенность, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл.
Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним.
Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у подростка возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, том более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интерес, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, и, следовательно, внутренне более собранным и организованным.
С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И. Божович, «Выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для
него ситуациях.
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается том, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.
Таким образом, определенные новообразования подросткового возраста позволяют педагогу использовать их как одно из условий реализации проекта и успешно достигать планируемых результатов, а в том числе и своих педагогических целей в развитии личности подростка.
2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г.М.Андреева). Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Социализация возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощников в соответствующие занятия взрослых. Одним из наилучших способов такого включения является организация социального проектирования.
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса в УДОД. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Педагогическая цель социального проектирования:
- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение подростков в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем своими силами.
Основные педагогические задачи социального проектирования:
- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
- закрепление навыков командной работы.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения или организации.
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Множество разнообразных проектов может быть классифицировано в зависимости от различных признаков. С точки зрения общего подхода к классификации проектов можно выделить следующие признаки:
Тип — технический, организационный, экономический, социальный, смешанный. Также выделяют информационные, интегрированные и другие.
Класс — монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).
Масштаб — мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты. Такое разделение проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Длительность — краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Сложность — простые, сложные, очень сложные.
Вид — инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.
Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в УДОД:
1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих, созидательных по своей сути приемов[0].
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.
Субъектами проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знания и умения, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития - те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой - базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения. Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
Признаками проекта являются:
- наличие цели, которая направлена на изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового;
- задачи, как поэтапные действия для достижения цели;
- установленные сроки начала и завершения;
- управление и кадры;
- определенные ресурсы;
- измеряемый продукт или результат.
Методики социального проектирования
Социальное проектирование использует специальные методики. Методики - это способы достижения цели; построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.
Методика матрицы идей – это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решении. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:
- чем больше известно общих признаков (Р1, Р2,...., Рп) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;
- чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
- чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.
Метод ассоциации - При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.
С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е, затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.
Методика мозгового штурма - связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Методика синектики - Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Последовательность работы над проектом:
ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
ШАГ №3. Определение целей и задач социального проекта.
ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
ШАГ №5. Составление детального плана работы.
ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.
Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.
ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
Два последних шага №№2 0, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации
Важно заметить, что составление графика работ – это отдельный пункт плана, это свидетельствует о важности согласования по времени всех мероприятий плана. От четкости и согласованности действий всей команды, каждого ее члена во многом зависит успех всего социального проекта. Чтобы было достаточно времени на планирование каждого мероприятия, нужно их распределить. При этом следует иметь в виду, что на подготовку различных мероприятий плана требуется различное время. Каждый пункт должен иметь сроки выполнения и ответственных исполнителей. Соблюдение последовательности и сроков работ строго контролируется организаторами проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
3. Реальный вклад обучающихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
4.Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.
5. Наличие у членов проектных групп сформированных
навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными
силами реального социально полезного дела.
6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Типичные ошибки социального проектирования:
- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;
- переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;
- провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;
- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
Роль педагога дополнительного образования в социальном проектировании. Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.
- ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В
МБОУ ДОД – ДТДиМ г. Топки
Проект «Наш парк Победы»
Тип – социальный
Класс – комплексный (мультипроектный, многопроектное управление)
Масштаб – средний
Длительность – краткосрочный
Сложность – среднесложный
Вид – смешанный: экологический, краеведческий, досуговый,
(поисковый, созидательный, творческий)
№ | Компонент | Описание компонента |
1 | Проблема | Отношение подростков к состоянию парка Победы в связи с низким уровнем культуры и морально-нравственных качеств, низкой социальной активностью подростков |
2 | Актуальность | Формирование социальной активности подростков, развитие культурных и морально-нравственных качеств подростков |
3 | Цель | Создание условий для изменения отношения подростков к состоянию парка Победы через общественно-полезную деятельность и коллективный труд |
4 | Задачи | 1.Организовать экологическую деятельность по благоустройству социального ландшафта парка Победы (создание клумб, уход за ними). 2.Организовать поисково-краеведческую, экскурсионную деятельность, связанную с историческими объектами парка Победы. 3.Организовать культурный досуг детей, отдыхающих в парке Победы. |
5 | Объект | Социальная среда (место отдыха) парк Победы г. Топки |
6 | Субъект | Волонтерские подростковые отряды обучающихся МБОУ ДОД - ДТДиМ (экологический, краеведческий, досуговый - не менее 10 человек каждый) |
7 | Методы | Методика мозгового штурма Методы: анкетирование и опрос, интервьюирование, беседа, наблюдение, исследовательский, поисковый, работа с источниками информации, проектирование, анализ, самоанализ, синтез, обобщение, рефлексия. |
8 | Ожидаемые результаты | Повышение социальной активности подростков; наличие сформированных навыков общественно-полезной коллективной деятельности; культурное, морально-нравственное развитие подростков. Изменение отношения подростков к парку Победы» |
9 | Сроки реализации | Октябрь 2013 г. – октябрь 2015 г. (реализация продукта проекта с 9 мая 2015, годовщины Великой Победы) |
10 | Ответственные | Какуева О.А.,зав. досуговым отделом ДТДиМ, Перелыгин А.В., методист военно – патриотической направленности ДТДиМ, Ефимова О.А., методист эколого-биологической направленности ДТДиМ |
11 | Руководитель проекта | Рябикова Е.А., зам.директора по УВР |
12 | Источник финансирования | Администрация МО «г. Топки и Топкинский район», ООО «Топкинский цемент» |
13 | Стоимость проекта | 1. Канцелярские товары 1500.00 руб. (бумага, ручки, краска для принтера, линейки) 2. Садовый инвентарь 10000.00 руб. (лопаты, грабли, тяпки, лейки, шланги, ведра, резиновые перчатки) 3. Посадочный материал 3000.00 руб. (семена, рассада) 4.Компьютерная, цифровая техника 10000.00 р (фотоаппарат, принтер, диски, флешки) 5. Радиомикрофоны, батарейки 20000.00 руб. 6. Микшер 20000.00 руб. 7. Колонки – усилители 10000.00 руб. 8. Костюмы аниматоров 10000.00 руб. 9. Игровые принадлежности 3000.00 руб. 10. Призовой материал 5000.00 руб. Итого: 92500.00 руб.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами рассмотрены ряд аспектов педагогической деятельности, оказывающих непосредственное влияние на формирование социальной активности современных подростков. Материалы исследования показали, что общими для всех подростков независимо от различий в их социализации являются те психологические особенности в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. В подростковом возрасте формируются психофизиологические особенности, составляющие готовность к участию в проектной деятельности, и в частности в социальных проектах. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощников в соответствующие занятия взрослых.
Таким образом, социальное проектирование это технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с окружающим миром.
Обучающиеся творческих объединений МБОУ ДОД - ДТДиМ могут принять участие в социальном проекте «Наш Парк Победы». Реализация данного проекта позволит им приобрести навыки общественно-полезной коллективной деятельности, будет способствовать их культурному и морально-нравственному развитию, и, конечно, повышению социальной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, А.Д. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / А.Д. Андреева. - М.: Просвещение, 1987. – 208 с.
2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
3. Викторова, Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие [Текст] / Т.Б. Викторова //Дополнительное образование. 2006. – № 1. - С. 51-53.
4. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского.- М.,1979. - С. 101-145.
5. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст]: Проблема возраста/ Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М.: Просвещение, 1984. - т. 3.
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. – М.: Просвещение, 1967. – 360 с.
7. Колчина М.С., Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся [Текст] / М.С. Колчина //Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.
8. Кон, И. С. "Психология старшеклассника [Текст]: Пособие для учителя / И.С. Кон - М. Просвещение, 1980 – 192 с.
9. Курбатов, В.И., Курбатова, О.В. Социальное проектирование[Текст]: Учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416. - С. 6-68.
10. Мухина, С.В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. Вузов / С.В Мухина. - . - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
11. Носакова, Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности [Текст] / Т.В. Носакова //Дополнительное образование. - 2005. - № 3 – С. 41-42.
12. Рукавишникова, Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников [Текст] //Дополнительное образование. - 2005. - № 10 – С. 26-29.
13. Корнетов К.Б. Феномен общественно активной школы в контексте развития демократической педагогики. – АСОУ, 2009. – 264 с. ISBN 978-5-204-01937-5. Режим доступа: [Электронный ресурс] http://www.cs-network.ru/library/?content=doc&id=32.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ГЛОССАРИЙ
Задачи – шаги по достижению данной цели.
Задача – это частная цель или миницель.
Задача – это конкретизация общей цели.
Задача – означает «поручение, задание».
Задача - «вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий».
Задача – это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать.
Задача – это действие, которое предпринимается во имя достижения цели проекта.
Метод - способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности
Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания) - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.
Общество - в широком смысле слова – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей
Общество - в узком смысле слова – определенный этап развития человеческой истории
Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Проект – представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.
Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземлённая, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Проект – есть способ выражения идей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи.
Проектирование - способ инновационной деятельности, использующий схему «пошагового» разворачивания программы от общего замысла к программированию деятельности (конкретному выбору способов и средств действия), от него - к конструированию или реконструированию объектов и процессов, с постоянной рефлексией и корректировкой эффективности выполненного «шага».
Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого явления или процесса посредством специальных методов.
Развитие личностное – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств.
Развитие социальное – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.
Развитие общекультурное – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.
Развитие интеллектуальное – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.
Развитие коммуникативное – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях.
Социальное проектирование – это специфическая созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития социальных процессов и явлений, а также по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов. Фактически проектировать означает заниматься перебором вариантов и схем будущего действия (выработкой механизма и форм реализации социального прогноза).
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в УДОД. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении
Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Социальная группа - относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности, нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.
Фактор- существенное условие развития какого-либо процесса, явления.
Функция - 1) способ деятельности, 2) проявление свойств предмета в данной системе отношений. 3) обязанность, крут деятельности, назначение, роль.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.
Цели - результаты, на достижение которых деятельность направлена. Цели осознанны. Цель может выступать и как образ, и как образ-представление, и как определенная «логическая конструкция».
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Цель – это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку.
Цель – это то, что возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата.
Цель – это осознанное представление результата деятельности по проекту.
Цель – общий итог проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально значимый проект "Наш парк Победы"
мультипроект (комплексный проект, состоящий из трех монопроектов и требующий применения многопроектного управления)...
Социальный проект "Парк Победы-территория чистоты".
Проект составлен членами отряда "Виктория" 5в класса МОУ Кесовогорская СОШ в рамках ДСП "Важное дело"....
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект по гражданско-патриотическому воспитанию: "Весна Победы" на 2016-2018 гг.
Материал для преподавателей ДМШ и ДШИ...
Социально значимый проект по военно-патриотическому воспитанию "Победа деда - моя победа" 2021 г.
Социально значимый проект по военно-патриотическому воспитанию "Победа деда - моя победа" 2021 г....
методическая разработка СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ БАЛ «ВАЛЬС ПОБЕДЫ»
Для познания мира и формирования личности, содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, патриотических, нравственных ценностей и норм, нами предлагается п...
Социально-значимый проект по патриотическому воспитанию«Великий день Победы» в подготовительной группе
Социально-значимый проект по патриотическому воспитанию«Великий день Победы» в подготовительной группе...