Разработка методики самостоятельной работы учащихся
методическая разработка (8 класс) по теме
Инструкция по организации работы в группе
Самостоятельная работа на уроках
Самостоятельная работа с учебником
Правила ведения дискуссии
Лист планирования работы в группе
Методическая разработка урока по теме "Металлы и неметаллы"
Методическая разработка урока по теме "История открытия водорода, получение, физические свойства"
Методическая разработка урока по теме "Кристаллические решётки"
Методическая разработка урока по теме "Решение экспериментальных задач по теме: Свойства основных классов соединений"
Методическая разработка урока по теме "Химическая формула. Валентность"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инструкции по организации работы в группе
Главными признаками групповой работы учащихся являются:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Предварительный просмотр:
Как слушать объяснение учителя
- Перед прослушиванием материала подготовьте всё необходимое (тетрадь, карандаш, ручку …)
- Отбрось все посторонние мысли, думая только о том, что излагает преподаватель.
- Думай вместе с преподавателем.
- Зрительно представляй себе предметы, действия, о которых говорит преподаватель, следи за его мыслями.
- Основные положения в ходе изложения зафиксируй в тетради в виде схем, таблиц, зарисовок, конспектов.
- Слушая, записывая, конспектируя, старайся всё понять и удержать в памяти.
- Непонятное сразу же после изложения спроси.
Правила запоминания
- Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
- Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивная, чем логическая.
- Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана последовательность его изложения.
- Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
- Произнеси несколько раз новые слова, даты.
- Проговори вслух формулировки выводов, законов.
- Воспроизведи весь материал по плану.
Основная часть учебника – его текст. Поэтому необходимо научиться анализировать содержание. Мысленно разделите параграф на части и определите главное содержание каждой из них, при этом лучше сравнивать изучаемый материал с другим, уже известным, это поможет при пересказе. Перед параграфом и в его конце помещены задания и вопросы.
Учись правильно выражать свои мысли
- Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
- Читая, не только вникай в смысл написанного. Но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
- Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
- Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай примеры построения.
- Следи за тем, чтобы в пересказе не повстречались слова-паразиты, не допускай ненужных поворотов – это обедняет речь.
- Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
- Ежедневно читай вслух по 15-20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.
Правила ведения рабочей тетради
- Рабочая тетрадь подписывается на обложке (указывается предмет, класс, номер школы, фамилия, имя).
- Поля проводятся по краям тетради (5 клеток).
- На полях пишется число.
- Название темы выделяется.
- Тетрадь ведётся синими чернилами.
- при ведении тетради пользуйся линейкой и простым карандашом.
Правила работы с картами атласа
Атлас – сборник карт, необходимый источник информации.
- Прочитай название карты в атласе.
- Внимательно рассмотри условные знаки.
- Найди обозначения условных знаков на карте.
- Ответь на поставленные вопросы, пользуясь картой атласа.
Правила работы с контурной картой
- Контурная карта раскрашивается цветными карандашами.
- Надписи делаются ручкой (названия рек, гор, равнин и других географических объектов). Подписываются в том же направлении, как и в атласе.
- Задания на контурных картах выполняй полностью и аккуратно.
Как работать с учебником
- Внимательно прочитать весь текст.
- Определить тип текста (описательный, теоретический, производственный).
- Выделить логически законченные части.
- Определить, о чём говорить в каждой части, выделить главное.
- Найти трудные места в каждой части и разобрать их.
- Записать кратко содержание каждой части (если есть необходимые правила следует выписать полностью и подчеркнуть).
- Сопоставить новый материал с ранее изученным, уяснить, что узнали нового, сделать выводы и обобщения.
План – краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающий содержание изучаемого материала. В нём нет конкретного изложения материала, но есть структура, определяющая содержание.
Как надо составлять простой план
- Внимательно прочитай изучаемый материал.
- Раздели его на основные части и выдели в каждой главную мысль.
- Озаглавь каждую часть (пункты плана).
- Название пункта плана можно придумать самому или использовать предложения текста.
Как надо составлять сложный план
- Внимательно прочитай изучаемый материал.
- Раздели его на смысловые части и озаглавь их.
- Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь (подпункты плана).
- Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них содержание учебного материала.
Как выделять главную мысль
В любом тексте есть мысли главные и поясняющие главные.
1. Прочитай текст.
Раздели текст по смыслу на части.
Выдели в каждой части самое главное.
Определи поясняющие мысли.
Учись работать над понятием
Понятие – логически оформленная мысль.
- Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
- Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
- Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
- Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
- Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.
Учись проводить сравнение
Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
- Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
- Сопоставь определение двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
- Выдели существенные признаки каждого предмета.
- Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
- Выясни все признаки сходства и различия.
Работа со справочником
- Продумать, в каком разделе могут находиться сведения о данном веществе, предмете или величине.
- Определить по оглавлению, где находится нужный раздел.
- Если сведения оформлены в виде таблицы, тщательно разобраться с ней.
- Если точно известно название вещества или явления, можно воспользоваться предметным указателем, где название всех веществ или явлений расположены в алфавитном порядке.
Памятка для изучения текущих событий
- Каковы причины события.
- В чём заключаются её характерные черты.
- Каковы его последствия, значение.
- Каковы законы (закономерности) общественного развития проявляются в этом событии?
Учись проводить анализ
Анализ – процедура мысленного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
- Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
- Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
- Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Как подготовить реферат
Реферат – краткое изложение содержание книги, статьи и т.п.
1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с её содержанием.
- Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
- Составь план реферата.
- Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение которого обязательно вырази своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
- Прочитай текст и отредактируй его.
- Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе, текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, её название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).
Учись проводить обобщение
Обобщение – мысленный процесс, который приводит к нахождению общего заданных предметах или явлениях.
- Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
- Определи их сходство.
- Установи связь между ними.
- сформулируй общий вывод.
Учись слушать лекцию
- Приведи в порядок рабочее место.
- Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело расслабляется и внимание.
- Вникни в формулировку темы лекции.
- Осознай поставленную цель.
- Изучи план лекции.
Учись вести записи с голоса
- Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми её.
- Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает её комментировать.
- Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.
- Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
- Старайся писать быстро.
- Если в лекции встречаются непонятные слова – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.
- Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.)
- В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.
Правила записи текста
- Запись должна быть конкретной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста – это улучшает его обозреваемость.
- В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
- подчёркивание и отчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом (при этом только не следует превращать текст в пёстрые картинки);
- отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);
- пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);
- нумерацию; выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).
3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
Как делать выписки
Выписать – найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.
- Вчитайся в название статьи, осмысли её.
- Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
- Стремись к краткости записи.
- Отделяй одну мысль от другой.
- Закончив работу, выпиши все данные источника.
Как составлять конспект
Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования
- Прочитай текст, отметь в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
- Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.
- Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.
- Прочитай конспект ещё раз, доработай его.
План-конспект
Это сжатый с форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы:
- Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
- Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, разбери разумную и эффективную форму записи.
- Сформулируй и запиши вывод.
Текстуальный (цитатный) конспект
Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.
Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов, используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы
- Прочитай текст, отметь в нём основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
- Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
- …(цитата);
…(цитата);
…(вывод).
- основные вопросы: доказательства (цитаты); выводы.
- прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.
- сделай общий вывод.
Свободный конспект
Это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
Этапы работы:
- Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
- Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
- Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.
Тематический конспект
Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.
Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы:
1. Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определённой теме или хронологии.
2. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
3. Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложи осознанный материал.
Как составить тезисы
Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
- Познакомься с содержанием материла, оброти внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет тебе в работе.
- Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчёркиванием).
- Определи главную мысль каждой части (можно подчёркиванием).
- Осмысли суть выделяемого, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
- Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.
- Отделяй пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.
Учись правильно наблюдать
- Осмысли цель наблюдения.
- Уточни предмет наблюдения.
- Разработай план наблюдения.
- Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).
- Наблюдение повтори два-три раза с целью повышения его объективности.
- При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
- Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.
- При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.
- Полученные результаты оформи в виде письменного отчёта или графически (в виде рисунков, схем).
Учись производить синтез
Синтез – мысленное соединение элементов, частей, признаков в единое целое.
- Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
- Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
- Найди связь между отдельными частыми явлениями, объедини их, обобщи полученные сведения.
Общий план изучения явления
Явление – это то, в чём сказывается, обнаруживается сущность. А так же вообще всякое проявление чего0либо.
- Внешние признаки явления.
- Условия, при которых оно обнаруживается.
- Сущность явления и механизм протекания.
- Связь с другими явлениями.
- Количественная характеристика (может и не быть).
- Использование в практике.
Научись разъяснять закон
Закон – связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
- Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
- Опиши пути открытия закона.
- Приведи формулировку закона.
- Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.
- Приведи доказательства в пользу существования закона.
- Назови область практического применения данного закона.
Учись разъяснять теорию
Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
- Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
- Назови основные понятия, положения теории.
- Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
- Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
- Назови области практического применения данной теории.
План проведения эксперимента и наблюдения
Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять чего-либо.
- Сформулируй цель проведения эксперимента (наблюдения).
- Сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу.
- Выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.
II. Спланируй проведение эксперимента (наблюдения).
- Выясни, какие условия, материалы необходимы для этого.
- Составь мысленно схему его проведения.
- Выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.
III. Проведи эксперимента (наблюдение).
- Последовательно осуществи все этапы эксперимента.
- Проведи необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты.
- Проверь точность изученных результатов.
IV. Обработай полученные результаты.
- Сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
- Сформулируй вывод.
- Объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами.
Аннотация – небольшое (10-20 строк) описание содержания книги или статьи, включающее иногда краткую их оценку.
Рецензия – это критическая оценка изучаемого материала. Обычно в рецензии даётся изложение существа анализируемого материала (статьи, книги, доклада, сочинения, отчёта учащегося и т.п.), разбирается его содержание форма, отмечаются достоинства и недостатки, делается обобщение.
Цитата – дословная выдержка из книги, характерно отражающая ту или иную мысль автора. Здесь же указывается автор, название его работы, место и год издания, а также страница.
Что надо знать о явлении
- Внешние признаки явления.
- Условия, при которых протекают явления.
- Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий).
- Определение явления.
- Связь данного явления с другими.
- Количественная характеристика (величины, характеризующие явление, связь между величинами, формулы, выражающие эту связь).
- Использование явления на практике.
- Способы предупреждения вредного действия явления.
Что надо знать о величинах
- Что характеризует данная величина (какое явление или свойство тел).
- Какая это величина – основная или производная.
- Определение величины.
- Определительная формула (для производной величины) – формула, выражающая связь данной величины с другими.
- Единица измерения данной величины.
- Способы измерения.
Что надо знать о технологическом процессе
- Назначение (цель осуществления) процесса.
- Народохозяйственное значение данного технологического процесса.
- Какие законы, явления положены в основу технологического процесса.
- Основные этапы технологического процесса.
- Требования к качеству получаемой продукции.
- Требование техники безопасности к осуществлению технологического процесса.
- Требования к знаниям и умениям специалистов, осуществляющих управление технологическим процессом.
Что надо знать о законе
- Связь между какими явлениями (процессами) или величинами выражает закон.
- Формулировка закона.
- Математическое выражение закона.
- Опыты, подтверждающие справедливость закона.
- Учёт и использование закона на практике.
- Границы применения закона.
Что надо знать о теории
- Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории (эмпирический базис теории).
- Основные понятия теории.
- Основные положения (принципы) теории.
- Математический аппарат теории (основные упражнения).
- Круг явлений, объясняемых данной теорией.
- Явления и свойства тел (частиц), предсказываемые теорией.
Что надо знать о приборе
- Назначение прибора.
- Принцип действия прибора.
- Схема устройства прибора (основные части прибора, их взаимодействие).
- Правила пользования прибором.
- Область применения прибора.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа с учебником
Составление конспекта
Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развёрнутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).
Прочитайте весь текст целиком.
Выделите в нём логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.
Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.
Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.
Подготовка доклада
Прочти материал учебника по заданной теме;
Составь план своего рассказа;
Подбери дополнительную литературу по данной теме;
Привлекая наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции и другое;
Подумай над выводами, соответствуют ли они приведённым фактам;
Перед началом доклада напиши план, назови литературу, которой пользовался, представь, если есть диаграммы, таблицы;
Во время выступления следи за правильностью речи;
Не забывай обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекаясь на пересказ содержания.
Предварительный просмотр:
Мы ищем не вещи, но поиск вещей.
Б.Паскаль
Правила ведения дискуссии
Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен".
У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты.
Необходимо опираться на надежную фактическую базу.
Желательно в начале выступления уточнить аргумент диспутанта, который Вы хотите оспорить.
Обсуждая тему "А" не начинайте дискуссию по теме "Б".
Формулируйте тезис в начале и / или / в конце Вашего выступления.
Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут - с Вашими аргументами что-то не так.
Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.
Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.
Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.
Каждый имеет право на молчание.
Предварительный просмотр:
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Б.Паскаль
Лист планирования работы в группе
Основополагающий вопрос__________________________________________
Вопрос (проблема)__________________________________________________
Этапы | ||||
Гипотеза: Цель: Задачи: Что знаю: Что еще нужно найти: | ||||
Что можно использовать: | ||||
Источник информации / ресурс | Вид информации | |||
Какую консультацию и у кого мы можем получить: | ||||
Координатор в группе:_______________________________ Распределение обязанностей и план работы: | ||||
1 ученик | 2 ученик | 3 ученик | … | |
Что делать | ||||
Что сделано |
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Простые вещества – металлы
- Определение – «металлы»
- Число Ме в ПСХЭ
- Заполнить таблицу:
металл | планета |
- Пластичность – это …
Самый пластичный металл - ?
- Деление металлов по твёрдости (изобразить в виде схемы, привести примеры)
- Работая с рис. 42:
Металл, имеющий самую высокую Т пл. - ?
Металл, имеющий самую низкую Т пл. - ?
Металл, имеющий самую высокую плотность - ?
Металл, имеющий самую низкую плотность - ?
- Хорошие проводники электрического тока - …
- Определение – «металлический блеск», + примеры
- Что обуславливает перечисленные свойства металлов
- Письменно выполнить упражнения 1,3 на стр. 72 -73.
Простые вещества – неметаллы
- Определение – «неметаллы»
- Число неметаллов в ПСХЭ
- В виде схемы записать информацию о агрегатных состояниях неметаллов, привести примеры
- Аллотропия - определение
- Аллотропные видоизменения или модификации - определение
- Записать текст в виде схем:
- аллотропные модификации кислорода
- аллотропные модификации углерода
- аллотропные модификации фосфора
- Таблица 3
- Уметь доказать относительность деления элементов на металлы и неметаллы
- Письменно выполнить упр.2 на стр. 78
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Приложение 1
Тема: «Металлы и неметаллы» Фамилия, имя учащихся, класс: _________________________________________________ 1. «Крестики-нолики»
Хлор | Ртуть | Золото |
Кремний | Азот | Кислород |
никель | водород | железо |
барий | кремний | кальций |
калий | магний | углерод |
фосфор | хлор | алюминий |
Найдите выигрышный путь (где его составляет либо название металлов, или название неметаллов). Укажите этот путь.
2. Рассмотрите кроссворд. Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: 1. С, 2. О, 3. Al, 4.N, 5. Zn, 6. I, 7. P, 8. H, 9. Pb
| 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. |
|
|
|
| 8. |
|
1. |
|
| 4. | 5. |
| 7. |
|
|
|
|
|
|
| 6. |
|
| 9. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие группы элементов мы внесли в кроссворд? (_______________________________) Какое ключевое слово образовалось? (_______________________________) Как по-другому можно назвать эти вещества? (______________________) А какие вы еще знаем вещества? (______________________) 4. Какие типы химических связей характерны для металлов и неметаллов? (___________________________________________________________________________) 5.
Из приведенного перечня выделите только те, которые характерны для металлов | Из приведенного перечня выделите только те, которые характерны для неметаллов |
1. Агрегатное состояние: твердое | 1. Агрегатное состояние: твердое |
2. Электропроводны | 2. Электропроводны |
3. Ковкие | 3. Ковкие |
4. пластичные | 4. пластичные |
5. имеют металлический блеск | 5. имеют металлический блеск |
6. не имеют металлического блеска | 6. не имеют металлического блеска |
7. нетеплопроводные | 7. нетеплопроводные |
8. газообразные | 8. газообразные |
9. в твердом состоянии - хрупкие | 9. в твердом состоянии - хрупкие |
10. Жидкие | 10. Жидкие |
6. Домашнее задание Составить простой кроссворд, основанный на физических свойствах металлов и неметаллов
7. Каждый отметьте подходящий для вас цвет:
Красный - я активен и уверен на уроке, Жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; Зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома...
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Самостоятельная работа в классе по теме:
«История открытия водорода. Получение и физические свойства водорода»
Цель:
- овладение умениями самостоятельной работы;
- приобретение новых знаний по теме: «История открытия водорода. Получение и физические свойства водорода»;
- закрепление знаний по изученной теме;
Организация – индивидуальная работа.
Вид – работа с учебником, выполнение упражнений.
Уровень – воспроизводящая самостоятельность.
История открытия водорода. Получение и физические свойства водорода.
* Прочитайте 2-5 абзац на странице 131. Запишите 2 уравнения реакции взаимодействия металла с кислотой, подчеркните выделяющийся газ. Запишите определение – «реакция замещения».
* Сделайте опыт: положите в пробирку 1 гранулу цинка, добавьте кислоту. Проследите за происходящим.
* Прочитайте 1-3 абзац на странице 132. Ответьте на вопросы (ответы запишите в тетрадь):
– дайте определение кислотам;
– что означает в переводе с латинского «водород», в скобках укажите имя учёного, который предложил название «водород»;
– запишите формулу простого вещества водорода;
* Прочитайте 4-й абзац на стр.132, запишите в тетради следующий текст, заполняя пропуски:
Физические свойства водорода.
- газ без ….., вкуса, …..;
- ….. растворим в воде;
- самый ….. из газообразных веществ;
- температура кипения ….. °С.
* Прочитай последний абзац на стр. 132 и стр. 133, заполните схему:
Получение водорода
взаимодействие металла разложением …..
с ….. в аппарате ….. 2 …..= 2Н2 + О2
* Рассмотрите рис. 56 на стр. 133.
* Прочитайте текст на стр. 134, заполните следующую схему:
Методы собирания водорода
вытеснение вытеснение
…….. …….
* Рассмотрите рис.57 на стр. 134.
* Зарисуйте рисунок собирания водорода и кислорода методом вытеснения воздуха (подпишите).
В чём разница? Укажите причину.
Задания:
- Укажите признак реакции взаимодействия металла с кислородом.
- Какое утверждение НЕ относится к водороду:
А) самый распространённый элемент во Вселенной;
Б) молекула простого вещества одноатомна;
В) водород одновалентен;
Г) относительная молекулярная масса–1;
Д) входит в состав воды;
Е) получается при взаимодействии цинка с соляной кислотой;
Ж) бесцветный газ;
З) получается при разложении воды;
И) газ, тяжелее воздуха;
К) хорошо растворим в воде;
3. Укажите номер уравнения реакции замещения:
1) 2Н2 + О2 = 2Н2О 2) 2Na + 2 H2O =2NaOH + H2 3) 2H2O = 2H2 + O2 4) Zn + 2HCl= ZnCl2 + H2
4. Укажите номера формул кислот:
1) NaCl 2) Na2O 3) HCl 4) H2SO4 5) Na2SO4 6) NaOH
5. С соляной кислотой не взаимодействуют…. (см. ряд активности металлов):
1) Zn 2) Mg 3) Fe 4) Cu 5) Ag 6) Al
6. Какой объём водорода (н.у.) получится при растворении 17,28г. магния в соляной кислоте (HCl)?
7. В каком случае выделится больше водорода при взаимодействии с избытком разбавленной серной кислотой (H2SO4): а) 1г. Fe; б) 1г. Mg; в) 1г. Zn?
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Самостоятельная работа в классе по теме:
«Кристаллические решётки»
Цель:
- овладение умениями самостоятельной работы;
- приобретение новых знаний по теме: «Кристаллические решётки»;
- закрепление знаний по изученной теме;
Организация – индивидуальная работа.
Вид – работа с учебником, выполнение упражнений.
Уровень – воспроизводящая самостоятельность.
1. Какие виды частиц вы знаете?
2. Имеют ли заряды ионы, атомы и молекулы?
3. Какие виды химических связей вы знаете?
4. Какие вам известны агрегатные состояния веществ?
§ 22, стр. 114 – 120
Агрегатные состояния вещества
……… ………. …………
5. Твёрдые вещества
……….. …………
6.
Тип кристаллической решётки | Ионная | Атомная | Молекулярная | Металлическая |
В узлах …. | ||||
Тип связи | ||||
Пример |
7. Закон Пруста ………………………………………………………………….
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Самостоятельная работа в классе по теме:
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
Цель:
- овладение умениями самостоятельной работы;
- закрепление знаний по теме «Свойства основных классов веществ»;
- выработка умения применять знания на практике;
- формирование умений творческого характера, исследовательских компетенций;
Организация – групповая работа.
Вид – решение экспериментальных задач, наблюдения.
Уровень – частично поисковая самостоятельность.
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
1 вариант
1) Подтвердите, что гидроксид натрия имеет свойства основания.
2) Определите, в каких пробирках под номерами 1,2,3, содержатся растворы хлорида натрия, гидроксида натрия и соляной кислоты.
Оформление работы:
№ задания | Что делали | Уравнение реакции | Вывод |
Приборы:
Реактивы:
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
2 вариант
1) Исходя из гидроксида натрия, получите и выделите сульфат натрия.
2) Определите, в каких пробирках под номерами 4,5,6 содержатся растворы хлорида калия, гидроксида калия и соляной кислоты.
Оформление работы:
№ задания | Что делали | Уравнение реакции | Вывод |
Приборы:
Реактивы:
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
3 вариант
1) Опытным путём подтвердите то, что оксид магния имеет основные свойства.
2) Определите, в каких пробирках под номерами 7,8,9 содержатся растворы сульфата калия, гидроксида калия и серной кислоты.
Оформление работы:
№ задания | Что делали | Уравнение реакции | Вывод |
Приборы:
Реактивы:
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
4 вариант
1) Опытным путём подтвердите, что соляная кислота обладает свойствами кислот.
2) Исходя из гидроксида кальция, получите и выделите карбонат кальция.
Оформление работы:
№ задания | Что делали | Уравнение реакции | Вывод |
Приборы:
Реактивы:
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Самостоятельная работа в классе по теме:
«Химическая формула вещества. Определение валентности. Составление формул по валентности»
Цель:
- овладение умениями самостоятельной работы;
- закрепление и уточнение знаний по теме: «Химическая формула вещества. Определение валентности. Составление формул по валентности»
Организация – индивидуальная работа.
Вид – работа со справочным материалом, выполнение упражнений.
Уровень – воспроизводящая самостоятельность.
Валентность - свойство атомов одного химического элемента присоединять определенное число атомов другого химического элемента.
Есть элементы, которые имеют постоянную валентность:
одновалентны (I) - H,Li, Na, K, Rb, Cs, F, I
двухвалентны (II) - O, Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn, Cd
трехвалентны (III) - B, Al
Это нужно знать наизусть.
Есть еще один способ: определять валентность можно по таблице Д.И.Менделеева.
Все элементы в таблице разделены на подгруппы а) и б). Активные металлы занимают только три первые группы.
Металлы, которые стоят в первой а) группе имеют валентность I.
Металлы, которые стоят во второй а) группе имеют валентность II.
Есть металлы с переменной валентностью, тогда ее указывают в скобках, например, оксид железа(III). Это говорит нам о том, что железо - трехвалентно в данном соединении с кислородом.
Неметаллы имеют две валентности и более (тогда она указывается в скобках): низшую - вычисляют по формуле (8-Ь группы), в которой находится элемент;
высшую - равную номеру группы, в которой находится этот элемент.
Номер группы указан вверху таблицы.
Химическая формула вещества
Знаки химических элементов
2H2O
коэффициент индекс (число атомов)
(число молекул)
H2; O2 ; N2; Cl2; Br2; I2; F2; |
Определение валентности
СО2
- Поставить значение валентности над знаком элемента, проявляющего постоянную валентность СО2II
- Валентность элемента умножить на число атомов этого элемента в молекуле (2*II = 4);
- Разделить найденное значение на число атомов другого элемента (4/1 =4) – валентность другого элемента СIV
CIVO2II
Составление формулы по валентности
- Записать знаки химических элементов, указать над ними валентность (NIIIOII).
- Определить наименьшее общее кратное валентностей элементов (=6).
- Определить число атомов химического элемента в молекуле – разделить наименьшее общее кратное на валентность элемента (N = 6/3 = 2) – N2
(O = 6/2 = 3) – O3
N2O3
А) В папке «Справочные материалы» найти информацию о химической формуле вещества. Вспомнить изученный материал.
Б) В рабочей тетради выполнить следующие упражнения:
1.Определить валентность химических элементов по формуле вещества: Fe2O3, FeO, PbO3, Mn2O3, NO, N2O3, SO2, CrO3
2. Составить формулы веществ, зная валентность химических элементов:
1) цинка с углеродом, натрия с серой
(валентность серы – II, углерода – IV):
2) алюминия, калия, кальция с азотом
(валентность азота III):
3) натрия, магния с кислородом
В) Выполните самостоятельную работу
1 вариант | 2 вариант |
1.Определить валентность химических элементов по формуле вещества: Ba3P2; HCl 2. Составьте формулы следующих соединений: PxVOy ; ZnxClyI 3. Сера образует с медью соединение К2S. Составьте формулы соединений серы с кальцием, алюминием, в которых сера проявляет такое же значение валентности, как и в указанном соединении с калием. | 1.Определить валентность химических элементов по формуле вещества: AlCl3; NH3 2. Составьте формулы следующих соединений: NaxSyII; SxIVOy 3. Фосфор образует с хлором соединение PCl3 и PCl5, в которых хлор проявляет валентность, равную единице. Составьте формулы соединений фосфора с кислородом, в которых фосфор проявляет такие же значения валентности, как и в указанных соединениях с хлором. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"
В документе содержится материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...
Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах
Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....
Методическая разработка карты урока для самостоятельной работы учащихся 8 класса по теме "Круги кровообращения"
Самостоятельные работы по картам позволяют совмещать и сопоставлять учебный материал основного и длополнительных источников ( УМК - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев)...
Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.
Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная работа и деятельностный подход это...
«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной уче...
Методическая разработка по самостоятельной работе учащихся
Методическая разработка...
«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...