Разработка методики самостоятельной работы учащихся
методическая разработка (8 класс) по теме
Инструкция по организации работы в группе
Самостоятельная работа на уроках
Самостоятельная работа с учебником
Правила ведения дискуссии
Лист планирования работы в группе
Методическая разработка урока по теме "Металлы и неметаллы"
Методическая разработка урока по теме "История открытия водорода, получение, физические свойства"
Методическая разработка урока по теме "Кристаллические решётки"
Методическая разработка урока по теме "Решение экспериментальных задач по теме: Свойства основных классов соединений"
Методическая разработка урока по теме "Химическая формула. Валентность"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инструкции по организации работы в группе
Главными признаками групповой работы учащихся являются:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Предварительный просмотр:
Как слушать объяснение учителя
- Перед прослушиванием материала подготовьте всё необходимое (тетрадь, карандаш, ручку …)
- Отбрось все посторонние мысли, думая только о том, что излагает преподаватель.
- Думай вместе с преподавателем.
- Зрительно представляй себе предметы, действия, о которых говорит преподаватель, следи за его мыслями.
- Основные положения в ходе изложения зафиксируй в тетради в виде схем, таблиц, зарисовок, конспектов.
- Слушая, записывая, конспектируя, старайся всё понять и удержать в памяти.
- Непонятное сразу же после изложения спроси.
Правила запоминания
- Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
- Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивная, чем логическая.
- Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана последовательность его изложения.
- Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
- Произнеси несколько раз новые слова, даты.
- Проговори вслух формулировки выводов, законов.
- Воспроизведи весь материал по плану.
Основная часть учебника – его текст. Поэтому необходимо научиться анализировать содержание. Мысленно разделите параграф на части и определите главное содержание каждой из них, при этом лучше сравнивать изучаемый материал с другим, уже известным, это поможет при пересказе. Перед параграфом и в его конце помещены задания и вопросы.
Учись правильно выражать свои мысли
- Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
- Читая, не только вникай в смысл написанного. Но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
- Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
- Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай примеры построения.
- Следи за тем, чтобы в пересказе не повстречались слова-паразиты, не допускай ненужных поворотов – это обедняет речь.
- Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
- Ежедневно читай вслух по 15-20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.
Правила ведения рабочей тетради
- Рабочая тетрадь подписывается на обложке (указывается предмет, класс, номер школы, фамилия, имя).
- Поля проводятся по краям тетради (5 клеток).
- На полях пишется число.
- Название темы выделяется.
- Тетрадь ведётся синими чернилами.
- при ведении тетради пользуйся линейкой и простым карандашом.
Правила работы с картами атласа
Атлас – сборник карт, необходимый источник информации.
- Прочитай название карты в атласе.
- Внимательно рассмотри условные знаки.
- Найди обозначения условных знаков на карте.
- Ответь на поставленные вопросы, пользуясь картой атласа.
Правила работы с контурной картой
- Контурная карта раскрашивается цветными карандашами.
- Надписи делаются ручкой (названия рек, гор, равнин и других географических объектов). Подписываются в том же направлении, как и в атласе.
- Задания на контурных картах выполняй полностью и аккуратно.
Как работать с учебником
- Внимательно прочитать весь текст.
- Определить тип текста (описательный, теоретический, производственный).
- Выделить логически законченные части.
- Определить, о чём говорить в каждой части, выделить главное.
- Найти трудные места в каждой части и разобрать их.
- Записать кратко содержание каждой части (если есть необходимые правила следует выписать полностью и подчеркнуть).
- Сопоставить новый материал с ранее изученным, уяснить, что узнали нового, сделать выводы и обобщения.
План – краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающий содержание изучаемого материала. В нём нет конкретного изложения материала, но есть структура, определяющая содержание.
Как надо составлять простой план
- Внимательно прочитай изучаемый материал.
- Раздели его на основные части и выдели в каждой главную мысль.
- Озаглавь каждую часть (пункты плана).
- Название пункта плана можно придумать самому или использовать предложения текста.
Как надо составлять сложный план
- Внимательно прочитай изучаемый материал.
- Раздели его на смысловые части и озаглавь их.
- Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь (подпункты плана).
- Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них содержание учебного материала.
Как выделять главную мысль
В любом тексте есть мысли главные и поясняющие главные.
1. Прочитай текст.
Раздели текст по смыслу на части.
Выдели в каждой части самое главное.
Определи поясняющие мысли.
Учись работать над понятием
Понятие – логически оформленная мысль.
- Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
- Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
- Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
- Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
- Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.
Учись проводить сравнение
Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
- Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
- Сопоставь определение двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
- Выдели существенные признаки каждого предмета.
- Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
- Выясни все признаки сходства и различия.
Работа со справочником
- Продумать, в каком разделе могут находиться сведения о данном веществе, предмете или величине.
- Определить по оглавлению, где находится нужный раздел.
- Если сведения оформлены в виде таблицы, тщательно разобраться с ней.
- Если точно известно название вещества или явления, можно воспользоваться предметным указателем, где название всех веществ или явлений расположены в алфавитном порядке.
Памятка для изучения текущих событий
- Каковы причины события.
- В чём заключаются её характерные черты.
- Каковы его последствия, значение.
- Каковы законы (закономерности) общественного развития проявляются в этом событии?
Учись проводить анализ
Анализ – процедура мысленного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
- Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
- Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
- Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Как подготовить реферат
Реферат – краткое изложение содержание книги, статьи и т.п.
1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с её содержанием.
- Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
- Составь план реферата.
- Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение которого обязательно вырази своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
- Прочитай текст и отредактируй его.
- Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе, текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, её название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).
Учись проводить обобщение
Обобщение – мысленный процесс, который приводит к нахождению общего заданных предметах или явлениях.
- Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
- Определи их сходство.
- Установи связь между ними.
- сформулируй общий вывод.
Учись слушать лекцию
- Приведи в порядок рабочее место.
- Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело расслабляется и внимание.
- Вникни в формулировку темы лекции.
- Осознай поставленную цель.
- Изучи план лекции.
Учись вести записи с голоса
- Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми её.
- Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает её комментировать.
- Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.
- Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
- Старайся писать быстро.
- Если в лекции встречаются непонятные слова – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.
- Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.)
- В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.
Правила записи текста
- Запись должна быть конкретной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста – это улучшает его обозреваемость.
- В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
- подчёркивание и отчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом (при этом только не следует превращать текст в пёстрые картинки);
- отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);
- пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);
- нумерацию; выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).
3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
Как делать выписки
Выписать – найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.
- Вчитайся в название статьи, осмысли её.
- Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
- Стремись к краткости записи.
- Отделяй одну мысль от другой.
- Закончив работу, выпиши все данные источника.
Как составлять конспект
Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования
- Прочитай текст, отметь в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
- Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.
- Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.
- Прочитай конспект ещё раз, доработай его.
План-конспект
Это сжатый с форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы:
- Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
- Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, разбери разумную и эффективную форму записи.
- Сформулируй и запиши вывод.
Текстуальный (цитатный) конспект
Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.
Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов, используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы
- Прочитай текст, отметь в нём основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
- Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
- …(цитата);
…(цитата);
…(вывод).
- основные вопросы: доказательства (цитаты); выводы.
- прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.
- сделай общий вывод.
Свободный конспект
Это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
Этапы работы:
- Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
- Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
- Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.
Тематический конспект
Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.
Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы:
1. Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определённой теме или хронологии.
2. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
3. Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложи осознанный материал.
Как составить тезисы
Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
- Познакомься с содержанием материла, оброти внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет тебе в работе.
- Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчёркиванием).
- Определи главную мысль каждой части (можно подчёркиванием).
- Осмысли суть выделяемого, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
- Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.
- Отделяй пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.
Учись правильно наблюдать
- Осмысли цель наблюдения.
- Уточни предмет наблюдения.
- Разработай план наблюдения.
- Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).
- Наблюдение повтори два-три раза с целью повышения его объективности.
- При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
- Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.
- При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.
- Полученные результаты оформи в виде письменного отчёта или графически (в виде рисунков, схем).
Учись производить синтез
Синтез – мысленное соединение элементов, частей, признаков в единое целое.
- Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
- Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
- Найди связь между отдельными частыми явлениями, объедини их, обобщи полученные сведения.
Общий план изучения явления
Явление – это то, в чём сказывается, обнаруживается сущность. А так же вообще всякое проявление чего0либо.
- Внешние признаки явления.
- Условия, при которых оно обнаруживается.
- Сущность явления и механизм протекания.
- Связь с другими явлениями.
- Количественная характеристика (может и не быть).
- Использование в практике.
Научись разъяснять закон
Закон – связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
- Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
- Опиши пути открытия закона.
- Приведи формулировку закона.
- Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.
- Приведи доказательства в пользу существования закона.
- Назови область практического применения данного закона.
Учись разъяснять теорию
Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
- Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
- Назови основные понятия, положения теории.
- Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
- Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
- Назови области практического применения данной теории.
План проведения эксперимента и наблюдения
Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять чего-либо.
- Сформулируй цель проведения эксперимента (наблюдения).
- Сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу.
- Выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.
II. Спланируй проведение эксперимента (наблюдения).
- Выясни, какие условия, материалы необходимы для этого.
- Составь мысленно схему его проведения.
- Выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.
III. Проведи эксперимента (наблюдение).
- Последовательно осуществи все этапы эксперимента.
- Проведи необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты.
- Проверь точность изученных результатов.
IV. Обработай полученные результаты.
- Сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
- Сформулируй вывод.
- Объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами.
Аннотация – небольшое (10-20 строк) описание содержания книги или статьи, включающее иногда краткую их оценку.
Рецензия – это критическая оценка изучаемого материала. Обычно в рецензии даётся изложение существа анализируемого материала (статьи, книги, доклада, сочинения, отчёта учащегося и т.п.), разбирается его содержание форма, отмечаются достоинства и недостатки, делается обобщение.
Цитата – дословная выдержка из книги, характерно отражающая ту или иную мысль автора. Здесь же указывается автор, название его работы, место и год издания, а также страница.
Что надо знать о явлении
- Внешние признаки явления.
- Условия, при которых протекают явления.
- Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий).
- Определение явления.
- Связь данного явления с другими.
- Количественная характеристика (величины, характеризующие явление, связь между величинами, формулы, выражающие эту связь).
- Использование явления на практике.
- Способы предупреждения вредного действия явления.
Что надо знать о величинах
- Что характеризует данная величина (какое явление или свойство тел).
- Какая это величина – основная или производная.
- Определение величины.
- Определительная формула (для производной величины) – формула, выражающая связь данной величины с другими.
- Единица измерения данной величины.
- Способы измерения.
Что надо знать о технологическом процессе
- Назначение (цель осуществления) процесса.
- Народохозяйственное значение данного технологического процесса.
- Какие законы, явления положены в основу технологического процесса.
- Основные этапы технологического процесса.
- Требования к качеству получаемой продукции.
- Требование техники безопасности к осуществлению технологического процесса.
- Требования к знаниям и умениям специалистов, осуществляющих управление технологическим процессом.
Что надо знать о законе
- Связь между какими явлениями (процессами) или величинами выражает закон.
- Формулировка закона.
- Математическое выражение закона.
- Опыты, подтверждающие справедливость закона.
- Учёт и использование закона на практике.
- Границы применения закона.
Что надо знать о теории
- Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории (эмпирический базис теории).
- Основные понятия теории.
- Основные положения (принципы) теории.
- Математический аппарат теории (основные упражнения).
- Круг явлений, объясняемых данной теорией.
- Явления и свойства тел (частиц), предсказываемые теорией.
Что надо знать о приборе
- Назначение прибора.
- Принцип действия прибора.
- Схема устройства прибора (основные части прибора, их взаимодействие).
- Правила пользования прибором.
- Область применения прибора.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа с учебником
Составление конспекта
Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развёрнутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).
Прочитайте весь текст целиком.
Выделите в нём логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.
Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.
Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.
Подготовка доклада
Прочти материал учебника по заданной теме;
Составь план своего рассказа;
Подбери дополнительную литературу по данной теме;
Привлекая наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции и другое;
Подумай над выводами, соответствуют ли они приведённым фактам;
Перед началом доклада напиши план, назови литературу, которой пользовался, представь, если есть диаграммы, таблицы;
Во время выступления следи за правильностью речи;
Не забывай обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекаясь на пересказ содержания.
Предварительный просмотр:
Мы ищем не вещи, но поиск вещей.
Б.Паскаль
Правила ведения дискуссии
Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен".
У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты.
Необходимо опираться на надежную фактическую базу.
Желательно в начале выступления уточнить аргумент диспутанта, который Вы хотите оспорить.
Обсуждая тему "А" не начинайте дискуссию по теме "Б".
Формулируйте тезис в начале и / или / в конце Вашего выступления.
Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут - с Вашими аргументами что-то не так.
Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.
Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.
Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.
Каждый имеет право на молчание.
Предварительный просмотр:
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Б.Паскаль
Лист планирования работы в группе
Основополагающий вопрос__________________________________________
Вопрос (проблема)__________________________________________________
Этапы | ||||
Гипотеза: Цель: Задачи: Что знаю: Что еще нужно найти: | ||||
Что можно использовать: | ||||
Источник информации / ресурс | Вид информации | |||
Какую консультацию и у кого мы можем получить: | ||||
Координатор в группе:_______________________________ Распределение обязанностей и план работы: | ||||
1 ученик | 2 ученик | 3 ученик | … | |
Что делать | ||||
Что сделано |
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Простые вещества – металлы
- Определение – «металлы»
- Число Ме в ПСХЭ
- Заполнить таблицу:
металл | планета |
- Пластичность – это …
Самый пластичный металл - ?
- Деление металлов по твёрдости (изобразить в виде схемы, привести примеры)
- Работая с рис. 42:
Металл, имеющий самую высокую Т пл. - ?
Металл, имеющий самую низкую Т пл. - ?
Металл, имеющий самую высокую плотность - ?
Металл, имеющий самую низкую плотность - ?
- Хорошие проводники электрического тока - …
- Определение – «металлический блеск», + примеры
- Что обуславливает перечисленные свойства металлов
- Письменно выполнить упражнения 1,3 на стр. 72 -73.
Простые вещества – неметаллы
- Определение – «неметаллы»
- Число неметаллов в ПСХЭ
- В виде схемы записать информацию о агрегатных состояниях неметаллов, привести примеры
- Аллотропия - определение
- Аллотропные видоизменения или модификации - определение
- Записать текст в виде схем:
- аллотропные модификации кислорода
- аллотропные модификации углерода
- аллотропные модификации фосфора
- Таблица 3
- Уметь доказать относительность деления элементов на металлы и неметаллы
- Письменно выполнить упр.2 на стр. 78
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Приложение 1
Тема: «Металлы и неметаллы» Фамилия, имя учащихся, класс: _________________________________________________ 1. «Крестики-нолики»
Хлор | Ртуть | Золото |
Кремний | Азот | Кислород |
никель | водород | железо |
барий | кремний | кальций |
калий | магний | углерод |
фосфор | хлор | алюминий |
Найдите выигрышный путь (где его составляет либо название металлов, или название неметаллов). Укажите этот путь.
2. Рассмотрите кроссворд. Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: 1. С, 2. О, 3. Al, 4.N, 5. Zn, 6. I, 7. P, 8. H, 9. Pb
| 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. |
|
|
|
| 8. |
|
1. |
|
| 4. | 5. |
| 7. |
|
|
|
|
|
|
| 6. |
|
| 9. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие группы элементов мы внесли в кроссворд? (_______________________________) Какое ключевое слово образовалось? (_______________________________) Как по-другому можно назвать эти вещества? (______________________) А какие вы еще знаем вещества? (______________________) 4. Какие типы химических связей характерны для металлов и неметаллов? (___________________________________________________________________________) 5.
Из приведенного перечня выделите только те, которые характерны для металлов | Из приведенного перечня выделите только те, которые характерны для неметаллов |
1. Агрегатное состояние: твердое | 1. Агрегатное состояние: твердое |
2. Электропроводны | 2. Электропроводны |
3. Ковкие | 3. Ковкие |
4. пластичные | 4. пластичные |
5. имеют металлический блеск | 5. имеют металлический блеск |
6. не имеют металлического блеска | 6. не имеют металлического блеска |
7. нетеплопроводные | 7. нетеплопроводные |
8. газообразные | 8. газообразные |
9. в твердом состоянии - хрупкие | 9. в твердом состоянии - хрупкие |
10. Жидкие | 10. Жидкие |
6. Домашнее задание Составить простой кроссворд, основанный на физических свойствах металлов и неметаллов
7. Каждый отметьте подходящий для вас цвет:
Красный - я активен и уверен на уроке, Жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; Зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома...
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Самостоятельная работа в классе по теме:
«История открытия водорода. Получение и физические свойства водорода»
Цель:
- овладение умениями самостоятельной работы;
- приобретение новых знаний по теме: «История открытия водорода. Получение и физические свойства водорода»;
- закрепление знаний по изученной теме;
Организация – индивидуальная работа.
Вид – работа с учебником, выполнение упражнений.
Уровень – воспроизводящая самостоятельность.
История открытия водорода. Получение и физические свойства водорода.
* Прочитайте 2-5 абзац на странице 131. Запишите 2 уравнения реакции взаимодействия металла с кислотой, подчеркните выделяющийся газ. Запишите определение – «реакция замещения».
* Сделайте опыт: положите в пробирку 1 гранулу цинка, добавьте кислоту. Проследите за происходящим.
* Прочитайте 1-3 абзац на странице 132. Ответьте на вопросы (ответы запишите в тетрадь):
– дайте определение кислотам;
– что означает в переводе с латинского «водород», в скобках укажите имя учёного, который предложил название «водород»;
– запишите формулу простого вещества водорода;
* Прочитайте 4-й абзац на стр.132, запишите в тетради следующий текст, заполняя пропуски:
Физические свойства водорода.
- газ без ….., вкуса, …..;
- ….. растворим в воде;
- самый ….. из газообразных веществ;
- температура кипения ….. °С.
* Прочитай последний абзац на стр. 132 и стр. 133, заполните схему:
Получение водорода
взаимодействие металла разложением …..
с ….. в аппарате ….. 2 …..= 2Н2 + О2
* Рассмотрите рис. 56 на стр. 133.
* Прочитайте текст на стр. 134, заполните следующую схему:
Методы собирания водорода
вытеснение вытеснение
…….. …….
* Рассмотрите рис.57 на стр. 134.
* Зарисуйте рисунок собирания водорода и кислорода методом вытеснения воздуха (подпишите).
В чём разница? Укажите причину.
Задания:
- Укажите признак реакции взаимодействия металла с кислородом.
- Какое утверждение НЕ относится к водороду:
А) самый распространённый элемент во Вселенной;
Б) молекула простого вещества одноатомна;
В) водород одновалентен;
Г) относительная молекулярная масса–1;
Д) входит в состав воды;
Е) получается при взаимодействии цинка с соляной кислотой;
Ж) бесцветный газ;
З) получается при разложении воды;
И) газ, тяжелее воздуха;
К) хорошо растворим в воде;
3. Укажите номер уравнения реакции замещения:
1) 2Н2 + О2 = 2Н2О 2) 2Na + 2 H2O =2NaOH + H2 3) 2H2O = 2H2 + O2 4) Zn + 2HCl= ZnCl2 + H2
4. Укажите номера формул кислот:
1) NaCl 2) Na2O 3) HCl 4) H2SO4 5) Na2SO4 6) NaOH
5. С соляной кислотой не взаимодействуют…. (см. ряд активности металлов):
1) Zn 2) Mg 3) Fe 4) Cu 5) Ag 6) Al
6. Какой объём водорода (н.у.) получится при растворении 17,28г. магния в соляной кислоте (HCl)?
7. В каком случае выделится больше водорода при взаимодействии с избытком разбавленной серной кислотой (H2SO4): а) 1г. Fe; б) 1г. Mg; в) 1г. Zn?
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Самостоятельная работа в классе по теме:
«Кристаллические решётки»
Цель:
- овладение умениями самостоятельной работы;
- приобретение новых знаний по теме: «Кристаллические решётки»;
- закрепление знаний по изученной теме;
Организация – индивидуальная работа.
Вид – работа с учебником, выполнение упражнений.
Уровень – воспроизводящая самостоятельность.
1. Какие виды частиц вы знаете?
2. Имеют ли заряды ионы, атомы и молекулы?
3. Какие виды химических связей вы знаете?
4. Какие вам известны агрегатные состояния веществ?
§ 22, стр. 114 – 120
Агрегатные состояния вещества
……… ………. …………
5. Твёрдые вещества
……….. …………
6.
Тип кристаллической решётки | Ионная | Атомная | Молекулярная | Металлическая |
В узлах …. | ||||
Тип связи | ||||
Пример |
7. Закон Пруста ………………………………………………………………….
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Самостоятельная работа в классе по теме:
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
Цель:
- овладение умениями самостоятельной работы;
- закрепление знаний по теме «Свойства основных классов веществ»;
- выработка умения применять знания на практике;
- формирование умений творческого характера, исследовательских компетенций;
Организация – групповая работа.
Вид – решение экспериментальных задач, наблюдения.
Уровень – частично поисковая самостоятельность.
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
1 вариант
1) Подтвердите, что гидроксид натрия имеет свойства основания.
2) Определите, в каких пробирках под номерами 1,2,3, содержатся растворы хлорида натрия, гидроксида натрия и соляной кислоты.
Оформление работы:
№ задания | Что делали | Уравнение реакции | Вывод |
Приборы:
Реактивы:
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
2 вариант
1) Исходя из гидроксида натрия, получите и выделите сульфат натрия.
2) Определите, в каких пробирках под номерами 4,5,6 содержатся растворы хлорида калия, гидроксида калия и соляной кислоты.
Оформление работы:
№ задания | Что делали | Уравнение реакции | Вывод |
Приборы:
Реактивы:
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
3 вариант
1) Опытным путём подтвердите то, что оксид магния имеет основные свойства.
2) Определите, в каких пробирках под номерами 7,8,9 содержатся растворы сульфата калия, гидроксида калия и серной кислоты.
Оформление работы:
№ задания | Что делали | Уравнение реакции | Вывод |
Приборы:
Реактивы:
Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства основных классов веществ»
4 вариант
1) Опытным путём подтвердите, что соляная кислота обладает свойствами кислот.
2) Исходя из гидроксида кальция, получите и выделите карбонат кальция.
Оформление работы:
№ задания | Что делали | Уравнение реакции | Вывод |
Приборы:
Реактивы:
Предварительный просмотр:
Учитель химии ГБОУ СОШ № 544 Елена Павловна Костина
Самостоятельная работа в классе по теме:
«Химическая формула вещества. Определение валентности. Составление формул по валентности»
Цель:
- овладение умениями самостоятельной работы;
- закрепление и уточнение знаний по теме: «Химическая формула вещества. Определение валентности. Составление формул по валентности»
Организация – индивидуальная работа.
Вид – работа со справочным материалом, выполнение упражнений.
Уровень – воспроизводящая самостоятельность.
Валентность - свойство атомов одного химического элемента присоединять определенное число атомов другого химического элемента.
Есть элементы, которые имеют постоянную валентность:
одновалентны (I) - H,Li, Na, K, Rb, Cs, F, I
двухвалентны (II) - O, Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn, Cd
трехвалентны (III) - B, Al
Это нужно знать наизусть.
Есть еще один способ: определять валентность можно по таблице Д.И.Менделеева.
Все элементы в таблице разделены на подгруппы а) и б). Активные металлы занимают только три первые группы.
Металлы, которые стоят в первой а) группе имеют валентность I.
Металлы, которые стоят во второй а) группе имеют валентность II.
Есть металлы с переменной валентностью, тогда ее указывают в скобках, например, оксид железа(III). Это говорит нам о том, что железо - трехвалентно в данном соединении с кислородом.
Неметаллы имеют две валентности и более (тогда она указывается в скобках): низшую - вычисляют по формуле (8-Ь группы), в которой находится элемент;
высшую - равную номеру группы, в которой находится этот элемент.
Номер группы указан вверху таблицы.
Химическая формула вещества
Знаки химических элементов
2H2O
коэффициент индекс (число атомов)
(число молекул)
H2; O2 ; N2; Cl2; Br2; I2; F2; |
Определение валентности
СО2
- Поставить значение валентности над знаком элемента, проявляющего постоянную валентность СО2II
- Валентность элемента умножить на число атомов этого элемента в молекуле (2*II = 4);
- Разделить найденное значение на число атомов другого элемента (4/1 =4) – валентность другого элемента СIV
CIVO2II
Составление формулы по валентности
- Записать знаки химических элементов, указать над ними валентность (NIIIOII).
- Определить наименьшее общее кратное валентностей элементов (=6).
- Определить число атомов химического элемента в молекуле – разделить наименьшее общее кратное на валентность элемента (N = 6/3 = 2) – N2
(O = 6/2 = 3) – O3
N2O3
А) В папке «Справочные материалы» найти информацию о химической формуле вещества. Вспомнить изученный материал.
Б) В рабочей тетради выполнить следующие упражнения:
1.Определить валентность химических элементов по формуле вещества: Fe2O3, FeO, PbO3, Mn2O3, NO, N2O3, SO2, CrO3
2. Составить формулы веществ, зная валентность химических элементов:
1) цинка с углеродом, натрия с серой
(валентность серы – II, углерода – IV):
2) алюминия, калия, кальция с азотом
(валентность азота III):
3) натрия, магния с кислородом
В) Выполните самостоятельную работу
1 вариант | 2 вариант |
1.Определить валентность химических элементов по формуле вещества: Ba3P2; HCl 2. Составьте формулы следующих соединений: PxVOy ; ZnxClyI 3. Сера образует с медью соединение К2S. Составьте формулы соединений серы с кальцием, алюминием, в которых сера проявляет такое же значение валентности, как и в указанном соединении с калием. | 1.Определить валентность химических элементов по формуле вещества: AlCl3; NH3 2. Составьте формулы следующих соединений: NaxSyII; SxIVOy 3. Фосфор образует с хлором соединение PCl3 и PCl5, в которых хлор проявляет валентность, равную единице. Составьте формулы соединений фосфора с кислородом, в которых фосфор проявляет такие же значения валентности, как и в указанных соединениях с хлором. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"
В документе содержится материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах
Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....
Методическая разработка карты урока для самостоятельной работы учащихся 8 класса по теме "Круги кровообращения"
Самостоятельные работы по картам позволяют совмещать и сопоставлять учебный материал основного и длополнительных источников ( УМК - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев)...

Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.
Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная работа и деятельностный подход это...

«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной уче...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...