Традиции духовно-нравственного воспитания в российской педагогике
статья по теме
В современном мире воспитание патриотизма и гражданственности остается одной из главных задач педагогики. На выполнение этих задач и должна быть направлена вся система классной, внеклассной и внешкольной работы с обучающимися. На эту актуальную на сегодняшний день и размышляет автор статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_dukhovno-nravstvennogo_vospitaniya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции духовно-нравственного воспитания
в российской педагогике
Понимание традиции как важной формы сохранения и передачи наследия ведущих педагогов, таких как В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, позволяет утверждать, что и в современной педагогике есть место их идее - воспитанию духовно богатой, высоконравственной личности, умеющей преданно любить Родину; в ней сочетаются интеллектуальное богатство с любовью к труду, эстетическое восприятие мира с физическим совершенством.
В.А. Сухомлинский считал, например, что учитель обязан строить свою деятельность так, чтобы оказать помощь ребенку в формировании жизненных установок, в основе которых лежат такие понятия, как овладение знаниями, творческая деятельность, любовь к труду, к людям, патриотизм и гражданственность.
В современном мире воспитание патриотизма и гражданственности остается одной из главных задач педагогики. На выполнение этих задач и должна быть направлена вся система классной, внеклассной и внешкольной работы с обучающимися. Патриотическая тема в литературе имеет давние и богатые традиции, ведет начало от замечательного памятника культуры «Слово о полку Игореве» до «Войны и мира» Л. Н. Толстого. По данным многочисленных исследований читательских интересов, проведенных в нашей стране, тема Великой Отечественной войны в 21 веке является одной из наиболее предпочитаемых у читателей самых разных социальных и возрастных групп. Подростки с интересом воспринимают произведения о войне с яркой личностью героя, не обязательно сверстника, где показаны не только подвиги, но и будни фронта и тыла, читают документальную литературу о войне, в частности военные мемуары. Для качественной реализации задачи воспитания патриотизма необходима система уроков, при планировании которой важно предусмотреть:
- разнообразность проблем, выделенных в качестве основных для обсуждения (героический характер, природа подвига, война и дети, женщина на войне, преемственность поколений, память о войне, борьба за мир);
- жанрово- видовое разнообразие произведений, отбираемых для уроков литературы (художественная проза, лирика, драматические произведения, документальная проза);
- чередование форм проведения уроков (беседа, диспут, читательская конференция, конкурс, семинар, лекция, литературная композиция и т. д.), а также форм активизации читательской деятельности учащихся (различного вида групповые и индивидуальные задания, использование смежных видов искусств).
Внеклассная работа, несомненно, также является действенной формой духовно-нравственного воспитания школьников. Цикл классных часов, посвященных героям Великой Отечественной войны, часто строится на материале, найденном самими учащимися, что способствует развитию у детей навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей. Поскольку исследовательская работа – это своеобразный сплав мысли, воли, эмоций, воображения, то она дает следующие результаты: умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, чувствовать и сопереживать. Например, при проведении классного часа по теме «Памяти славной живые страницы…» обучающимся была поставлена задача: подобрать материал о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне или ставших ее свидетелями. Такая работа имеет важную нравственную ценность: ребенок утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как «живое звено в вечной цепи поколений; это звено соединяет ушедшее поколение с будущим, чем больше дорожит человек памятью своих предков, тем глубже чувствует ответственность за будущее, любовь к Родине» (В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека», с.120).Такие выводы сделали учащиеся, которые собрали материал о своих родственниках, проживающих на территории Белгородской области, испытавших тяготы и лишения военных лет: Веникове Митрофане Максимовиче (родился в с. Потудань Старооскольского района Белгородской области, попал на фронт в 1942 году, вернулся – в 1947; участвовал в боях за Ленинград, Сталинград, освобождал Смоленск, многие населенные пункты в Литве, принимал участие в военных действиях против Японии, получил орден Отечественной войны 2 степени, медаль «За боевые заслуги»), Кононовой Таисии Александровне (в 10 – летнем возрасте стала свидетелем военного вторжения фашистов в г. Старый Оскол Белгородской области, некоторое время находилась в немецком плену), Шаповалове Михаиле Никифоровиче(родился в 1936 году в с. Успенка Старооскольского района Белгородской области, в пятилетнем возрасте стал свидетелем расстрела советских воинов фашистской танковой колонной, подъехавшей со стороны деревни Дубинки). Многие по - иному увидели своих дедушек и бабушек, жизнь которых так тесно оказалась связанной с историей родного края и родной страны. Итогом классного часа стало стихотворение, которое сочинила Шаповалова Яна. В нем ученица поделилась мыслями о страшных годах войны, о том, что нужно дорожить Отечеством, гордиться славой своих дедов и отцов:
Священный гнев сердца людей зажег,
Борьба святая нашей жизнью стала:
Что дал для фронта ты?
Что сделал? Чем помог?
Пока не сломлен враг - все мало, мало..
Так будем помнить те года,
Те слезы, кровь, убийство, раны...
Чтоб сохранить мир навсегда,
Пусть помнят о войне все государства, страны.
Патриотическое служение Родине, чувство ответственности за происходящее вокруг, активная жизненная позиция, жажда познания и творческого развития – вот что лежит в основе духовно - нравственного воспитания школьников и всегда являлась одной из главных идей в российской педагогике.
Литература:
- В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека», М, «Педагогика», 1990г.
- К. Д. Ушинский. Собр. Соч. – М, 1950г, т.9.
- А. С. Макаренко «Хрестоматия по педагогике», М., «Просвещение», 1976 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся.
Традиционные духовные ценности воспитания - это фундамент нравственной личности. Это, то особенное, что характеризует определенную нацию. Для каждого народа характерна своя система национальных ценнос...
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей
Духовно-вравственное воспитание школьников посредством русской литературы....
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выс...
доклад "Традиции духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ"
Доклад о традициях работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ...
Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"
Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"...