Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей
статья по литературе на тему
Духовно-вравственное воспитание школьников посредством русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokulturnye_traditsii_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_detey.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Н.Петрова
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей
Тема народной педагогики всегда актуальна, так как она обращена, прежде всего, к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. Многие столетия решалась задача осмысления и передачи следующим поколениям испытанной духовной мудрости народной педагогики.
Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, чтобы они были опорой в будущем, несли в себе, то положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Нашу педагогическую культуру следует рассматривать и через призму этнопедагогики, а педагогам, опирающимся в воспитательном процессе на этнопедагогику, надо быть носителями национальной культуры.
Вопрос культуры поведения, даже рассматриваемой как часть общей культуры детей, очень широкий, намного выходящий за рамки проблемы формирования этого ценного нравственного качества. Однако в основе правил культуры поведения ребенка, или этикета, лежит прежде всего проявление народного обычая, уважения людей друг к другу. Толерантное, терпимое отношение всегда считалось проявлением не только доброты, но и внутренней культуры человека. В основе его лежит способность к сопереживанию, сочувствию.
Ставший приоритетным в современных условиях этнокультурологический подход к воспитанию, актуализирует проблемы изучения народной педагогики. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является самым эффективным методом, способствующим духовно-нравственному благополучию любой нации. Воспитание учащихся нуждается в постоянной новации, обогащении его методов многовековым народным опытом. Нужно помнить также, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей. Настоящая народная культура — это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.
Возрождение этнопедагогики надо начинать с восстановления памяти семейной, культурной, народной. Во все времена у всех народов знание своего прошлого служила основой чести, совести, нравственности и культуры. Необходимо использовать все духовные ценности в условиях возрождения и развития национальной культуры и самосознания народа. Школа должна развиваться на основе народной педагогики, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа — это один из главных путей духовного воспитания всех членов ее коллектива.
Обращение к духовным ценностям народа помогает педагогам в воспитании нравственно устойчивой личности в сложных условиях социального бытия. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в условиях растущего напряжения, связанного с резким изменением социальной жизни, необходимостью быстро принимать важные решения, изменять разнообразные сферы социальной жизни. В сознании детей постоянно сталкиваются различные программы и культурные традиции татарского народа.
Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием старших дошкольников и младших школьников. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает новые формы работы, побуждая искать иные подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.
Рост духовного саморазвития дошкольников и школьников можно видеть в умении их выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми по высшим общечеловеческим ценностным рамкам добра, любви и красоты, а также в умении отвечать за свои поступки, в труде не только для себя, но и для других людей.
Многими народами в процессе своего исторического развития накоплен положительный воспитательный опыт, создана качественная педагогическая культура. «Народ — живой, вечный источник педагогической мудрости, — писал Каюм Насыри, — народная педагогика — это копилка духовной жизни народа. В народной педагогике раскрывается национальный характер, «лицо народа». В основу народной педагогики входят: духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, свойственный общественному сознанию и народным обычаям. Духовность – это любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость.
Немаловажным фактором воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор отражает характер, вкусы, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его мировоззрение, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное творчество, главным образом формирует личность человека, отражает единство труда и познание объективного мира. В фольклоре опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, содержат в себе особенности различных исторических событий.
Я как учитель русского языка и литературы в национальной школе, конечно, активно использую различные фольклорные жанры на своих уроках. Уроки литературы в 5 классе начинаются с раздела «Устное народное творчество». Мы знакомимся со сказками русского народа, узнаем о классических зачинах, концовках, о присказках. Слушая фонохристоматическое чтение народной сказки, погружаемся в старину, представляем себе картину рассказываемого.
Педагогические функции фольклора многогранны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.
На примере сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Главный герой-младший сын, своим трудом и храбростью спасает родной край и братьев своих от гнета чудища. Воспитательная функция состоит в том, что труд и смекалка, независимо от возраста, приведет человека к заветным целям.
Еще на уроке литературы я проводила игру «Литературное лото». Учащимся были розданы карточки с различными текстами детского фольклора, которые они должны были угадать. Игра стала увлекательным и полезным занятием, я думаю, навсегда оставшимся в их сердцах.
Знакомство ребенка с пословицами же помогало освоить речь, украсить ее, обогатить. Пословицы — это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В пословицах была сформирована мысль в форме наставлений, поучений, предупреждений, морали. Использование в речи пословиц, обогащают ее, делают выразительной, меткой. Пословицы я использую и в качестве эпиграфов к урокам: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», «Язык мал, а великим делом ворочает», Мир освещается солнцем, а человек – знанием» и другие. Большое педагогическое значение имеет приобщение детей к народной мудрости.
Поговорки - еще одна неотъемлемая часть в помощи национального воспитания. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки, в отличие от пословиц, употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т. е. те или иные качества человека, особенности его характера: «Яблоко от яблони недалеко падает», «В добрый час молвить, в худой помолчать», «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду», «Любишь кататься – люби и саночки возить». Используя поговорки в своей речи, ребенок принимает народную мудрость, соглашается с ней, сам становится мудрее.
Широкой и разнообразной областью народного творчества можно считать исторические песни, возносящие мужество, силу, терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и деятельности лиц.
На уроке литературы в 7 классе, изучая русскую народную песню, учащиеся узнали об обрядовых, исторических и лирических песнях. О том, что песни сопровождали народ всегда, а в особенности в праздники. Песни об исторических событиях, повествуют о былинной славе конкретных исторических лиц.
Педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного огромна . Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они пронизаны надеждой на справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, жадность; представляют собой идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.
Составляющие устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) представляют духовное наследие каждого народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.
Педагогическая ценность народного творчества неоспорима. Его легкие произведения охотно воспринимаются детьми, формируют у них первые нравственные представления, развивают фантазию и учат любить творчество. Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они бесценны и отражают духовно-нравственную мудрость народа — этот важнейший источник народной педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...
Традиции духовно-нравственного воспитания в российской педагогике
В современном мире воспитание патриотизма и гражданственности остается одной из главных задач педагогики. На выполнение этих задач и должна быть направлена вс...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся.
Традиционные духовные ценности воспитания - это фундамент нравственной личности. Это, то особенное, что характеризует определенную нацию. Для каждого народа характерна своя система национальных ценнос...
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выс...
доклад "Традиции духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ"
Доклад о традициях работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ...
Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"
Доклад "Этнокультурные традиции духовно- нравственного воспитания детей"...