Описание системы опыта работы с приложениями .
статья по русскому языку по теме
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология встречных усилий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_raboty.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология встречных усилий.
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Нам выпало жить в очень непростое время, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмыслены и даже утрачены, поэтому современному учителю на порядок труднее работать в такой ситуации, а особенно сложно учителю русского языка и литературы.
Каким должен быть педагог сегодня? На мой взгляд, современный учитель-словесник не должен нести только своё видение предмета – он должен помочь каждому ученику построить свой взгляд на мир. Основная задача уроков русского языка и литературы – не только научить грамотно писать, не только развить у ребят интерес к чтению, а главное, пробудить в сердце каждого ученика «чувства добрые». Именно эту задачу ставлю перед собой я как педагог. Мне нравится слушать мнения ребят, пусть отличное от моего, но если это осмысленный , аргументированный вывод, никогда не переубеждаю.
Кто же для меня ученик на уроке? Это личность со своим видением мира, со своими особенностями и возможностями. И, конечно же, талантами. Известный учитель- словесник Е.Ильин сказал: « Горькая минута урока – пустые глаза ученика!» Действительно, нет ничего важнее индивидуального роста ученика и эффективности урока.
Сегодня в условиях внедрения ФГОС перед учителем стоит еще одна непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
Приоритетной целью становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Таким образом, деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение учениками определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе.
Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать:
- технологию проблемного обучения,
- технологию проектной деятельности,
- информационно-коммуникативные технологии,
- технологию дифференцированного обучения,
- технологию сотрудничества,
- игровые технологии: деловые, ролевые игры.
Я стараюсь давать детям больше заданий творческого, проблемного характера, стимулировать их самостоятельную поисковую работу, обязательно провожу уроки с применением ИКТ и интернет- ресурсов.
Но более подробно в своей работе хотела бы рассказать о педагогике сотрудничества, которая формирует условия для доверительных отношений, позволяет создать ту атмосферу сотворчества, которая вовлекает каждого - и педагога, и ученика - в созидательную деятельность на развитие личности. Центром учебного процесса становится взаимодействие — «учитель - ученики», их общее дело.
С полной характеристикой педагогики сотрудничества я по знакомилась в книге И.П. и Подласого «Продуктивная педагогика». Автор отмечает возможности «более совершенной организации учебной работы на уроке, продуманной и мастерски реализованной, гибкой и разнообразной, динамичной и эмоциональной тактики управления учебно-воспитательным процессом, формы, методы и приемы которого разные». В процессе организованной деятельности под руководством учителя формируется активная личность, которая становится не объектом, а субъектом обучения. Урок проводится не для учеников, а вместе с ними, организуется с учетом их потребностей и интересов.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания: «отсроченная отгадка», «погружение», «эпиграф ; «лови ошибку», «опрос-кроссворд», «согласен - не согласен»; «цель и цели», «вопросы к тексту», «знаю -не знаю»; деловые игры, «театрализация», «кластер»; «возврат к началу», «эссе», «синквейн»; «три уровня домашнего задания».
Примером такого урока, построенного по принципам технологии встречных усилий, является мой урок, проведенный в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».
« Разогрев» учебной группы.
На этом этапе применялся прием «эпиграф». Отличие от традиционного применения состоит в том, что эпиграф не раскрывает темы, которая будет изучаться. Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, пока еще неизвестной ученикам темой. В конце урока проверяются гипотезы учащихся, дается оценка их воображению. Цель данного приема – эмоционально настроить ребят на совместную работу. Этот прием:
а) развивает речь, логическое мышление учащихся;
б) настраивает на дальнейшую работу;
в) способствует появлению заинтересованности в раскрытии темы.
Контрольно- подготовительный этап
На этом этапе использовался такой новый прием , как « согласен – не согласен». Суть его состоит в том , что на дом учащимся дается задание: составить несколько тезисов (утверждений ) по конкретной теме. На уроке работа идет по цепочке. Учащийся высказывает свое утверждение и спрашивает собеседника, согласен он с ним или нет? Данный прием:
а) дает учителю видеть уровень подготовки учащихся;
б) развивает речь, мышление ;
в) тезисы учащиеся строят самостоятельно;
г) развивает интерес к изучаемой теме ;
д) учит слушать друг друга, сотрудничать;
е) позволяет ребенку чувствовать себя активным , свободным участником учебного процесса.
Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова.
Для данного класса и темы урока нам подошел прием «цель и цели».На этом этапе не только учитель ставит перед учащимися цели, но и сами ребята называли важные для них цели. Например: разобраться в сути явления, понять главное определение, составить таблицу и другие. В конце урока учитель возвращается к целям ребят. Данный прием:
а) дает почувствовать ребятам свою значимость, увидеть свое место в уроке;
б) дает учителю видеть потребности ученика;
в) развивает речь.
Сотворчество
На этом этапе ребята сами открывали новый материал с помощью учителя. Здесь использовался такой прием, как «кластер»( схема). Данный прием:
а) вырабатывает систему знаний у учащихся ;
б) развивает интерес к теме.
Рефлексия
На данном этапе использовался прием « знаю – не знаю», это таблица.
Что я знаю | В чем я затрудняюсь | Что я могу узнать |
Учащиеся заполняют таблицу в течение нескольких уроков, пока не изучат конкретный раздел или тему. Данный прием:
а) дает возможность учителю видеть пробелы в знаниях учеников;
б) развивает речь учащихся;
в) вырабатывает систему знаний;
На этапе «рефлексия» учитель возвращается к целям и эпиграфу, с учениками планирует домашнее задание. Оно трехуровневое, дифференцированное: 1-ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й – задание творческого характера. Такое домашнее задание:
а) предоставляет свободу выбора заданий;
б) распределяется по способностям и интересам;
в) учит их самостоятельности.
Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована в любой образовательной области и на уроках любого типа. Задача учителя - продумать этапы урока, методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с учениками в качестве участников образовательного процесса.
В заключение , хочу отметить, что это непростая работа, как учителя, так и учащихся, но благодаря данной технологии, встречные усилия сделают учителя и учащихся более внимательными друг к другу, помогают лучше понять себя и окружающих, более качественно осваивать знания и сделать урок интересным и успешным.
Наглядно качество знаний обучающихся может быть продемонстрировано в следующих таблицах:
Качество знаний учащихся по итогам внутреннего мониторинга за 2012-2013 учебный год.
Класс | Предмет | Уровень знаний | Качество знаний |
5А | Русский язык | 100% | 80 |
Литература | 100% | 88 | |
5Б | Русский язык | 100% | 84 |
Литература | 100% | 96,1 | |
5В | Русский язык | 100% | 81,8 |
Литература | 100% | 95,4 |
Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку в 2008-2009 учебном году.
11А | Регион | РФ |
68,3 | 60,77 | 61,1 |
Минимальное количество баллов -37.
Минимальное количество баллов в 11А- 39( Сафарова Иззат).
Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе в 2008-2009 учебном году.
Количество учащихся | Фамилия,имя | Количество баллов |
1 | Романюк Виктория | 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)
Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...
Описание инновационного опыта работы
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики....
Описание системы опыта работы
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАОписание опыта работы учителя английского и немецкого языков МБОУ СОШ №39 города ТулыМайер Виктории Александровны...
Описание собственного опыта работы " Дифференцированный подход в системе обучения".
Обобщение опыта работы по теме....
Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.
Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...
Описание системы опыта работы
Описание ситемы опыта работы учителя английского языка...