Описание системы опыта работы с приложениями .
статья по русскому языку по теме

Мельникова Татьяна Владимировна

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология встречных усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_raboty.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология встречных усилий.

                                                                                        Плохой учитель преподносит истину,

                                                                                         хороший учит ее находить.

 А. Дистервег

      Нам выпало жить в очень непростое время, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмыслены и даже утрачены, поэтому современному учителю на порядок труднее работать в такой ситуации, а особенно сложно учителю русского языка и литературы.

      Каким должен быть педагог сегодня? На мой взгляд,  современный учитель-словесник не должен нести только своё видение предмета – он должен помочь каждому ученику построить свой взгляд на мир. Основная задача уроков русского языка и литературы – не только научить  грамотно писать, не только развить у ребят интерес к чтению, а главное, пробудить в сердце каждого ученика «чувства добрые». Именно эту задачу ставлю  перед собой я как педагог. Мне нравится слушать мнения ребят, пусть отличное от моего, но если это осмысленный , аргументированный вывод, никогда не переубеждаю.

      Кто же для меня ученик на уроке? Это личность со своим видением мира, со своими особенностями и возможностями. И, конечно же, талантами. Известный учитель- словесник Е.Ильин сказал: « Горькая минута урока – пустые глаза ученика!» Действительно, нет ничего важнее  индивидуального роста ученика и эффективности урока.

 Сегодня в условиях внедрения ФГОС  перед  учителем стоит еще одна  непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

      Приоритетной целью  становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Таким образом, деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе,  если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение учениками  определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

      Кроме знания основных нормативных документов ФГОС,  методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии  следует использовать в учебном процессе.

        Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей,  подготовленности и готовности учителя   и т.д. Без сомнения,  приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать:

  •  технологию проблемного обучения,
  • технологию проектной деятельности,
  • информационно-коммуникативные технологии,
  • технологию дифференцированного обучения,
  • технологию сотрудничества,
  • игровые технологии: деловые, ролевые игры.

Я  стараюсь давать детям больше заданий творческого, проблемного характера, стимулировать их самостоятельную поисковую работу, обязательно провожу уроки с применением ИКТ и интернет- ресурсов.

Но более подробно в своей работе хотела бы рассказать о  педагогике сотрудничества, которая формирует условия для доверительных отношений, позволяет создать ту атмосферу сотворчества, которая вовлекает каждого - и педагога, и ученика - в созидательную деятельность на развитие личности. Центром учебного процесса становится взаимодействие — «учитель - ученики», их общее дело.

     С полной характеристикой педагогики сотрудничества я по знакомилась в книге И.П. и Подласого «Продуктивная педагогика». Автор отмечает возможности «более совершенной организации учебной работы на уроке, продуманной и мастерски реализованной, гибкой и разнообразной, динамичной и эмоциональной тактики управления учебно-воспитательным процессом, формы, методы и приемы которого разные». В процессе организованной деятельности под руководством учителя формируется активная личность, которая становится не объектом, а субъектом обучения. Урок проводится не для учеников, а вместе с ними, организуется с учетом их потребностей и интересов.

     Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный,  «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания: «отсроченная отгадка», «погружение», «эпиграф ;  «лови ошибку», «опрос-кроссворд», «согласен - не согласен»; «цель и цели», «вопросы к тексту», «знаю -не  знаю»; деловые игры, «театрализация», «кластер»; «возврат к началу», «эссе», «синквейн»; «три уровня домашнего задания».

   Примером такого урока, построенного по принципам   технологии встречных усилий, является мой  урок, проведенный в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

« Разогрев» учебной группы.

    На этом этапе применялся прием «эпиграф». Отличие от традиционного применения состоит в том, что эпиграф не раскрывает темы, которая будет изучаться. Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, пока еще неизвестной ученикам темой. В конце урока проверяются гипотезы учащихся, дается оценка их воображению. Цель данного приема – эмоционально настроить ребят на совместную работу. Этот прием:

а) развивает речь, логическое мышление учащихся;

б) настраивает на дальнейшую работу;

в) способствует появлению заинтересованности в раскрытии темы.                                

                                Контрольно- подготовительный этап

     На этом этапе использовался такой новый прием ,  как « согласен – не согласен». Суть его состоит в том , что на дом учащимся дается задание: составить несколько тезисов (утверждений ) по конкретной теме. На уроке работа идет по цепочке. Учащийся высказывает свое утверждение и спрашивает собеседника, согласен он с ним или нет? Данный прием:

 а) дает учителю видеть уровень подготовки учащихся;

б) развивает речь, мышление ;

в) тезисы учащиеся строят самостоятельно;

г) развивает интерес к изучаемой теме ;

д) учит слушать друг друга, сотрудничать;

е) позволяет ребенку чувствовать себя активным , свободным участником учебного процесса.

Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова.

     Для данного класса и темы урока нам подошел прием «цель и цели».На этом этапе не только учитель ставит перед учащимися цели, но и сами ребята называли важные для них цели. Например: разобраться в сути явления, понять главное определение, составить таблицу и другие. В конце урока учитель возвращается к целям ребят. Данный прием:

а) дает почувствовать ребятам свою значимость, увидеть свое место в уроке;

б) дает учителю видеть потребности ученика;

в) развивает речь.

                                        Сотворчество

    На этом этапе ребята сами открывали новый материал с помощью учителя. Здесь использовался такой прием, как «кластер»( схема). Данный прием:

а) вырабатывает систему знаний у учащихся ;

б) развивает интерес к теме.        

Рефлексия

На данном этапе использовался прием « знаю – не знаю», это таблица.

Что я знаю

 В чем я затрудняюсь

Что я могу узнать

 Учащиеся заполняют таблицу в течение нескольких уроков, пока не изучат конкретный раздел или тему. Данный прием:

а) дает возможность учителю видеть пробелы в знаниях учеников;

б) развивает речь учащихся;

в) вырабатывает систему знаний;                                        

    На этапе «рефлексия» учитель возвращается к целям и эпиграфу,  с учениками планирует домашнее задание. Оно трехуровневое, дифференцированное: 1-ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й – задание творческого характера. Такое домашнее задание:

а) предоставляет свободу выбора заданий;

б) распределяется по способностям и интересам;

в) учит их самостоятельности.

     Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована  в любой образовательной области и  на уроках любого типа. Задача учителя - продумать этапы урока, методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с учениками в качестве участников образовательного процесса.

      В заключение , хочу отметить, что это непростая работа, как учителя, так и учащихся, но  благодаря данной технологии, встречные усилия сделают учителя и учащихся более внимательными друг к другу, помогают  лучше понять  себя и окружающих, более качественно осваивать знания и сделать урок интересным и успешным.

      Наглядно качество знаний обучающихся может быть продемонстрировано в следующих таблицах:

Качество знаний учащихся по итогам внутреннего мониторинга за 2012-2013 учебный год.

Класс

Предмет

Уровень знаний

Качество знаний

Русский язык

100%

80

Литература

100%

88

Русский язык

100%

84

Литература

100%

   96,1

Русский язык

100%

               81,8  

Литература

100%

95,4

Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку в 2008-2009 учебном году.

11А

Регион

РФ

68,3

60,77

61,1

Минимальное количество баллов -37.

Минимальное количество баллов в 11А- 39( Сафарова Иззат).

Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе в 2008-2009 учебном году.

Количество учащихся

Фамилия,имя

Количество баллов

1

Романюк Виктория

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...

Описание инновационного опыта работы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики....

Описание системы опыта работы

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАОписание опыта работы  учителя английского и немецкого языков МБОУ СОШ №39 города ТулыМайер Виктории Александровны...

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

Описание системы опыта работы

Описание ситемы опыта работы учителя английского языка...