Папка руководителя проекта.
консультация по теме

Пушина Анна Владимировна

Данный материал представляетсобой подборку наиболее востребованных методических материалов, памяток, справочных таблиц и прочих полезных в работе инструкций, которые помогут сделать ПИД доступной и понятной. А главное создание данной методической папки по руководству в проектно исследовательской деятельности значительно упростит, систематизирует, а значит сделает более результативной работу педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКУМЕНТАЦИЯ

ПО ПРОЕКТНО  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Титульный лист.
  2. Содержание папки руководителя проекта.
  3. Планирование проектной деятельности на год учителя предметника /классного руководителя/.
  4. Сведения об учащихся - участниках проектов /контакты/.
  5. Урочно-тематическое планирование (для ведущих ПИД).
  6. Программа реализации проекта
  7. Методический (кие) паспорт (та) проекта (тов).
  8. Справочные и  методические материалы.
  9. Памятки для учащихся.
  10. Заметки по  индивидуальной деятельности.
  11. Паспорта проектов.
  12. Аннотации.
  13. Рецензии.

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА

Этап

Содержание

Этап 1. «Начальный»

Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска, выработка плана работы

Этап 2. «Поисковый»

Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная переработка собранной информации

Этап 3. «Исследовательский»

Проведение исследования, решение поставленной проблемы

Этап 4. «Обработка результатов»

Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных результатов в виде продукта проекта

Этап 5. «Заключительный»

Подведение итогов работы, коллективное обсуждение, составление письменного отчёта, подготовка к публичной защите проекта, рефлексия проделанной работы

ФОРМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Название этапа

Количество часов

Теоретические занятия

(количество часов)

Практические занятия

(количество часов)

Экскурсии

(количество часов)

Этап 1. «Начальный»

Этап 2. «Поисковый»

Этап 3. «Исследовательский»

Этап 4. «Обработка результатов»

Этап 5. «Заключительный»

ИТОГО

ФОРМА УРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

№ занятия

Тема занятия

1.

……………….

2.

……………….

…………

……………….

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 2009 (ФИЛИАЛ 1979)

                                                                                                                             

УРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ___ КЛАССА

(34 ЧАСА)

Учитель ____________________

__________________________

МОСКВА 2013-2014

                



Предварительный просмотр:

*********************

ПАПКА

РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА

*********************



Предварительный просмотр:

В словарь начинающего исследователя.

АКТУАЛЬНОСТЬ- исследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью в новых методах; потребностью практики. Обосновать актуальность - значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

ОБЪЕКТ исследования - это процесс или явление, сопрождающее проблемную ситуацию.

ПРЕДМЕТ исследавания - это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в  целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

ЦЕЛЬ исследования - это его  желаемый конечный результат. Наиболее типичны следующие цели:

  • Определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;
  • Выявление взаимосвязи явлений;
  • Изучение динамики явлений;
  • Описание нового эффекта, явления;
  • Открытие новой природы явлений;
  • Обобщение, выявление общих закономерностей;
  • Создание классификаций, типологий;
  • Создание методики;
  • Адаптация методик.

ГИПОТЕЗА -предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

ЗАДАЧА исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

МЕТОДЫ - основные способы, с помощью которых проводится исследование.

ЭТАПЫ исследования - основные периоды работы исследователя.

СТРУКТУРА исследования -  колличество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА- впервые полученные результаты, материалл, не исследованный другими.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ- на какую область науки могут оказывать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ- определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.

НЕТ НИЧЕГО ТРУДНОГО, ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

ГРАФИК ЗАНЯТИЙ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

занятия

число

Тема занятия

Содержание работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА  С  УЧАЩИМИСЯ

 /проектно-исследовательская деятельность/

число

Ф.и. учащегося

Содержание работы



Предварительный просмотр:

Метод учебных проектов (опорный конспект по Гузееву В.В.)

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта.

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Планирование

а) Определение источников информации;

б)Определение способов сбора и анализа информации;

в) Определение способа представления результатов (формы отчета);

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д.) Распределение задач (обязанностей)

между членами команды.  

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные инструменты:

интервью, опросы, наблюдения,

эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.  

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Результаты исследования или выводы

Анализ информации. Формулирование

выводов.

Анализируют информацию.

Наблюдает, советует,

Представление или отчет.

Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией

материалов, письменный отчет.

Отчитываются, обсуждают.

Слушает, задает

целесообразные вопросы в роли рядового участника.

 

Оценка результатов и процесса.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.  



Предварительный просмотр:

Некоторые советы по использованию метода учебных проектов

  1. Для использования этого метода учитель должен быть сам в первую очередь творческим человеком, увлеченным своим предметом, иметь хорошие организаторские способности, добрые и открытые  отношения с учениками.

  1. Нужно уметь работать с большим объемом методической, популярной литературы и обучать этому детей, чтобы там найти ту «изюминку», которая украсит ваш учебный проект.

  1. Необходимо владеть методами исследовательской деятельности, чтобы в доступной форме донести их до учащихся.

  1. Нужно работать в содружестве с другими учителями школы, использовать межпредметные связи в подготовке учебных проектов.

  1. Современному учителю необходимо владеть информационно-коммуникативными технологиями и учить этому детей, так как учебный проект предусматривает презентацию своей деятельности, которую можно представить в виде электронной версии.

  1. Необходимо владеть знаниями о современных педагогических технологиях, это повысит эффективность учительского труда и позволит активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках.

  1. Обязательно повышать свою квалификацию, так как педагогическая наука не стоит на месте, предлагая учителям новые формы и методы работы с учащимися.

  1. Больше творчества и полета мысли, вам это понравится!



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ", "МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ", "УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ".


Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Понятие "проектная деятельность школьников" находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.

Рассмотрим понятие "проектная деятельность" с точки зрения педагогики и психологии.

По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.

Попробуем сделать краткий сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности. Так В.А Моляко выделяет следующие этапы творчества:

  1. возникновение проблемы (постановка задач);
  2. подготовка к решению;
  3. формирование замысла;
  4. проверка и проработка.

Для сравнения этапов творчества с этапами проектной деятельности возьмем этапы работы над учебным проектом, предложенные Н.Ю. Пахомовой:

  1. погружение в проект;
  2. организация деятельности;
  3. осуществление деятельности;
  4. презентация результатов.

Итак, погружение в учебный проект иными словами можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества. Этап организации учебной деятельности, как полагает Н.Ю. Пахомова, представляет собой постановку цели и задач по решению проблемы проекта и осуществление исследования, а это не что иное, как подготовка к решению. На этапе осуществления деятельности учащиеся "добывают" недостающие знания, подготавливают презентацию результатов. А проверка результатов необходима и учащемуся и учителю для оценки и соответственно самооценки.

Таким образом, сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности показал значительное совпадение этапов и их направленности, что позволяет нам утверждать проектная деятельность, в целом, и учебный проект, в частности и есть процесс творчества или творческая деятельность.

К творческой деятельности учащихся надо готовить. Так, В.А. Моляко принадлежит аспект трансформации творческой деятельности, что позволяет предполагать динамику ее развития в процессе проектной деятельности школьников.

Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности.

Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед.

Так характеризует понятие "проект" Е.С. Полат : "Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия".

По мнению автора книги "Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования" Н.В. Матяш термин "проект" пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случае6в понятие "проект" подразумевает неявное расширение - "технический проект". Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении.

По К. М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию". Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конституирующей всякий трудовой процесс.

Процесс создания проекта называется проектирование. ДЖ. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых "проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде". В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. В. С. Кузнецов определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса, служащего для создания новых понятий и концепций.

В психологическом знании понятие проектирования в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем. В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания.

Помимо основных понятий, связанных с проблемой нашего исследования, можно обозначить еще целый ряд понятий, так или иначе имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников. В. И. Аверченков и Ю. А. Малахов употребляют понятие "проектная ситуация", не давая его точного определения, но неявное описание этого понятия позволяет предположить, что под ним понимаются проектировочная деятельность, связанная с разрешением проблемных ситуаций в процессе творческого проектирования. Проект, проектирование, проектировочная деятельность, как и ряд других понятий, релевантных понятию проектная деятельность школьников, необходимо проанализировать с точки зрения соответствия друг другу. Эта информация отражена на схеме 1.

Схема 1

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ 

В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта. Тем самым определятся основные параметры ее содержания, организации, функционирования. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить общие и частные особенности понятий (и стоящих за ними видов деятельности), связанных с проектной деятельностью школьников.

Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.

Как полагает Н. В. Матяш, методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. С этими методами можно ознакомиться, рассмотрев таблицу 2.

Указанные Н. В. Матящ методы кардинально меняют технологию обучения. Они пробуждают познавательную активность учащихся, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности. Методы развития опыта творческой проектной деятельности многообразны, что с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на уроке, с другой стороны требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащиеся класса, так как многие методы имеют возрастные ограничения.

Таблица 2

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 

 

Традиционные методы

Вербальные методы;
Демонстрация;
Практические методы;
Наблюдения;
Самостоятельная работа с литературой;
Метод упражнений;
Исторический метод

Нетрадиционные
методы

Метод проектов;
Дизайн-анализ;
Морфологический анализ;
Метод фокальных объект;
Функционально-стоимостный анализ;
Алгоритмический метод;
Метод абсурда;
Метод информационной недостаточности;
Метод информационной избыточности;
Метод информационной поддержки;
Конкурсы творческих проектов.

 

Ведущим методом проектного обучения является метод проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность.

Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя. Учебные творческие проекты выполняются лицами, обучающимися как в общеобразовательных школах, так и в профессиональных учебных заведениях. По мнению Н. В. Матяш учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.

Попробуем понять, что такое учебный проект.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Учебные проекты настолько разные, что задача кратко и односложно ответить на вопрос в чем сущность понятия "учебный проект" кажется невыполнимой. Тем не менее, мы постараемся это сделать.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается автор книги "Метод учебного проекта в образовательном учреждении" Н. Ю. Пахомова].

Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но завуалированы от учащихся. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Как полагает Каганов Е. Г. в своей книге "Метод проектов в трудовой школе", в основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта, по мнению того же автора, обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы. Здесь автор приводит таблицу этапов работы над учебным проектом:

Таблица 3 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ 

 

Учебный проект

Проблема проекта

Почему?

Актуальность проблемы

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Планирование

Результат

Что получится?

Ожидаемый результат

Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.

На разных этапах проекта, как полагает Дж. К. Джононс , от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Итак, мы рассмотрели два основных подхода к пониманию базовых категорий, принадлежащих отечественным исследователям Н.Ю. Пахомовой и Н.В. Матяш. Их взгляды на определение данных понятий значительно отличаются друг от друга. Так , Н.В. Матяш не разделяет понятие "проектная деятельность", "метод учебных проектов", и "учебный проект" с понятием "творчество" и рассматривает учебный творческий проект, как самостоятельно разработанное и специально изготовленное изделие (услугу) от идеи до ее воплощения в совместной деятельности с учителем. В свою очередь, "метод учебных проектов", трактуется Н.Ю. Пахомовой, как учение через деятельность, а "учебный проект", рассматривается с точки зрения учителя и учащегося, в виде средства, позволяющего обучать и возможности сделать что-то особенное и интересное, соответственно. На одном аспекте исследователи сходятся. По мнению и того и другого "учебный проект" и "метод учебных проектов" входят в объем понятия "проектная деятельность". А как любая деятельность, проектная деятельность имеет свои психологические особенности и располагает различными возможностями для развития личности.

Азарова Л.Н., Оленева Н.А., июнь 2006 года 



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПРОЕКТАМ.

  1. Работа должна быть выполнена и защищена.

  1. Поощряется использование современных методов работы с информацией (интернет и другие телекоммуникационные технологии).

  1. При поиске фактического материала учащиеся обращаются за помощью, консультациями к преподавателям различных дисциплин и друг к другу.

  1. Выполнятся работа может как индивидуально, так и авторскими группами.

  1. Работа представляется в напечатанном  виде, с приложением диска, на котором  указаны:имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы.

  1. Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, единый стиль).

  1. Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (то есть написана хорошим ясным языком).

  1. Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски)  должен  быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами.

«НИЧЕГО НЕ ДОКАЗЫВАЕТ ТОТ, КТО ДОКАЗЫВАЕТ СЛИШКОМ МНОГО

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА.

  1. Титульный лист.

  1. Оглавление: перечень основных частей проекта.

  1. Краткая аннотация, содержащая изложение основных положений проекта.

  1. Эпиграф.

  1. Основная часть.

  1. Заключение.

  1. Библиография (в соответствии с принятыми стандартами).

  1. Сведения об авторах проекта.

  1. Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации и прочее.

  1. Приложения: карты, таблицы, графики.

«ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ХОРОШИ НЕ КОЛИЧЕСТВОМ, А КАЧЕСТВОМ.»

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Метод проектов, известный также как метод проблем, возник еще в 1920-е годы в США. Обычно его связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагогаДж.Дьюри, а также его ученика В.Х.Килпатрика. Дью предлагал  строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно сразработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике довольно широко, но они недостаточно продуманно и последовательно внедряются в школу; в результате  постановлением ЦК ВКП9б0 в 1931 году метод проектов был осужлен. С тех пор и до недавнего времени в России не предпринималость сколько-нибудь серьезных попыток возродить его в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Гремании, Италии и дрю метод проектов нашел широкое применение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их  практического применения для решения конкретных проблем.  

Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить.- вот основной тезис современного понимания метода проектов.



Предварительный просмотр:

СВЕДЕНИЯ   О  УЧАЩИХСЯ  -  УЧАСТНИКАХ   ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ «Декады здоровья -2011»

Ф.И.

класс

Тема работы

Руководитель проекта



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ  ПРОЕКТНЫХ  РАБОТ

  1. КРИТЕРИЙ

«Обоснование и постановка цели».

Цель не сформулирована

0

Цель определена, но план ее достижения не достигнут

1-2

Цель определена, но план ее достижения дан схематично

3

Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения

4

Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом

5

  1. КРИТЕРИЙ

«Соответствие выбранных средств и содержания работы».

Заявленные в проекте цели не достигнуты

0

Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства

1-2

В основном заявленные цели проекта достигнуты, выбранные средства в целом подходящие, но не достаточные

3-4

Работа целостная, выбранные средства достаточны и использованы уместно и эффективно

5

  1. КРИТЕРИЙ

«Полнота использованной  информации, разнообразие источников».

Использована минимальная информация

1

Большая часть представленной информации не относится к сути работы

2

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного количества соответствующих источников

3-4

Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников

5

  1. КРИТЕРИЙ

«Творческий подход к работе».

Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта

1

Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

2

В работе предпринята серьезная попытка к размышлению и представлен личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества, но нет серьезного анализа

3

Работа отличается творческим подходом, содержит глубокие размышления с элементами аналитических выводов, но предпринятый анализ недостаточно глубок

4

Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

5

  1. КРИТЕРИЙ

«Анализ процесса и результата работы».

Не предприняты попытки проанализировать процесс и результат работы

0

Анализ процесса и результата работы заменен простым описанием хода и порядка работы

1-2

Представлен последовательный обзор хода работы по достижению заявленных в ней целей

3-4

Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывающихся ситуаций

5

  1. КРИТЕРИЙ

«Личная заинтересованность автора и вовлеченность его в работу».

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Работа не самостоятельная, демонстрирующая незначительный интерес автора к теме проекта

1-2

Работа самостоятельная, демонстрирующая определенный интерес автора к работе

3-4

Работа полностью самостоятельная, демонстрирующая подлинную заинтересованность и вовлеченность автора

5

  1. КРИТЕРИЙ

«Качество проведения презентации проекта (выступления)».

Презентация не проведена

0

Материал изложен без учета регламента и автору не удалось вызвать интерес аудитории

1

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

3-4

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

5

  1. КРИТЕРИЙ

«Качество печатной работы».

Печатная работа отсутствует

0

Печатная работа не соответствует требованиям оформления

1

Печатная работа не полностью соответствует требованиям оформления

2-3

Печатная работа  полностью соответствует требованиям оформления, но не содержит аннотацию

4

Печатная работа  полностью соответствует требованиям оформления и содержит аннотацию

5

  1. КРИТЕРИЙ

«Логичность и завершенность».

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1-2

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

3-4

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания по теме проекта

5

     Приведенный перечень критериев, с моей точки зрения, является оптимальным. Он не только показывает эффективность работы учащегося и учителя. Он позволяет оценить педагогическую эффективность проектной деятельности в целом.

     Критерии оценивания должны быть «прозрачны» и  для учителя, и для ученика, и для родителей: формулировки четкие и ясные, на языке, доступном для школьников данного возраста и взрослых, не являющихся специалистами в данной области.

     Надеюсь, что критериальное оценивание проектной деятельности решает задачу формирования адекватной самооценки ребенка через создание «внутреннего» эталона «идеальной работы». В этом случае анализ достигнутого в результате работы над проектом осуществляется через сравнение с самим собой, а не только с лучшим учеником класса.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА №1

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ.

Этапы работы

Содержание этапов

1.

Общее ознакомление.

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.

2.

Внимательное чтение по главам и разделам.

Выделение наиболее важного текста.

3.

Выборочное чтение.

Перечитывание наиболее важного текста.

4.

Составление плана прочитанного материала.

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.

5.

Выписки из прочитанного.

Полные и точные (цитата+ее библиографическое описание).

6.

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.

7.

Критичекая оценка прочитанного и запись замечаний.

Обращается внимание на объективность суждений.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА №2

ВИДЫ      ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ     РАБОТ.

Форма

Структура

Доклад

  • В кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;
  • Сущность темы, обоснованные научные предложения;
  • Выводы и предложения..

Тезисы доклада

  • Основные положения доклада;
  • Основные выводы и предложения.

Научная статья

  • Заголовок;
  • Вводные замечания;
  • Краткие данные о методике исследования;
  • Анализ собственных научных результатов и их обобщение;
  • Выводы и предложения;
  • Ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет

  • Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;
  • Значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;
  • Детальная характеристика применявшихся методов;
  • Существование новых научных результатов;
  • Заключение, подводящее итоги исследавания и отмечающее нерешенные вопросы;
  • Выводы и предложения.

Реферат

  • Вводная часть;
  • Основной текст;
  • Заключительная часть;
  • Список литературы;
  • Указатели.

Монография

  • Введение;
  • Подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;
  • Выводы по каждому разделу (главе);
  • Заключение.



Предварительный просмотр:

"Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают."

Джон Дьюи

Проектная деятельность

или

Цели имеют право на существование!

Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?

Может быть, создание условий для развития личности?

А что это за условия и как их создавать?

  • Единственно реальная цель учителя - "пройти программу"

Цель ученика:

  • в лучшем случае - "стать умнее"
  • в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена
  • в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.

От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

"Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне"

Джон Дьюи

  • "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе."

"Различные предметы преподавания суть не что иное, как опыт поколений"

Джон Дьюи

Классификация учебных проектов по Коллингсу

  • Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д. 
  • Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. 
  • Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью “получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме” - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д. 
  • Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта. 

Метод проектов в советской школе
(по следам отечественных разработок 1920-х гг.)

  • "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предпримчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества"

Проф. Е.Г.Кагаров
"Метод проектов в трудовой школе" (1926г.)

Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?

Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

  • отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
  • слабую разработанность методики проектной деятельности;
  • гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;
  • сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".

"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"

Коллингс

Основные требования к учебному проекту

  • Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
  • Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
  • Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Проект - это "пять П":

  • Проблема,
  • Проектирование (планирование),
  • Поиск информации,
  • Продукт,
  • Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Структура и циклограмма УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

Этапы деятельности уч-ся

Постановка проблемы

Выдвижеиие гипотез - путей решения. Деление на группы

Планирование деят-сти. Выбор форм продукта

Подготовка продукта

Выбор формы презентации

Подготовка презентации

Презентация

Самоооценка и самоанализ

Сбор информации

Структурирование информации

Изготовление продукта

Оформление продукта

Долгосрочный (год) проект

Сентябрь - октябрь
Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

Октябрь
Составление развернутого плана работы

Ноябрь - декабрь

Декабрь - февраль
Проведение исследования

Март
Подготовка чистового варианта

Апрель
Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

Май
Защита

В течение проектной недели

До начала проектной недели

1-ый день

2-3-й дни

3-4-й дни

5-й день

Проект, выполняемый на уроках

1-ый урок

Неделя между 1-м и 2-м уроками

2-й урок

Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками

3-4-й уроки(спаренные)

-

Мини-проект

1-й урок
(в числе двух спаренных)
0 - 20-я минуты

1 - 2-й уроки
20 - 50-я минуты

2-й урок
(в числе 2-х спаренных)

50-70-я
минуты

70-80-я
минуты

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

Преимущества пресональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
  • у учащегося формируется чувство ответственности,
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,
  • формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
  • на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию и положительно.

"Где много легких дел, там много и трудных"

Лао-цзы

Распределение учащихся по проектным группам

Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп.

  • на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы,
  • на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта,
  • на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели",
  • на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы,
  • На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.

Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. 
  • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. 
  • Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. 
  • Творческий проект - проедполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. 
  • Ролевой проект.

Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

По комплексности (предметно-содержательной области):

  • Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
  • Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов: 

  • Внутриклассные,
  • Внутришкольные,
  • Региональные (в пределаходной страны),
  • Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

  • Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
  • Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
  • Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
  • Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

Формы продуктов проектной деятельности

  • Web-сайт
  • Анализ данных социологического опроса
  • Сравнительно-сопоставительный анализ
  • Атлас, карта, учебное пособие
  • Видеофильм
  • Выставка
  • Газета, журнал, справочник
  • Костюм, модель, коллекция
  • Игра, мультимидийный продукт
  • Музыкальное или художественное произведение
  • Постановка, праздник
  • Экскурсия, поход
  • Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов

  • Деловая игра
  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
  • Игра с залом
  • Научная конференция, доклад
  • Пресс-конференция
  • Путешествие, экскурсия
  • Реклама
  • Ролевая игра
  • Спектакль
  • Соревнование
  • Телепередача и т.д.

Проектная деятельность и технология

"Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений" (Дж. Питт). В реальности может быть и такая последовательность этапов: 1-7-2-4-7-9-3 и т.д.

Содержание портфолио проекта

  • Дневник работы над проектом
  • Продукт (проект)
  • Отчет (тема, цели, задачи, связь с ОВ, планирование, исследование, супервайзер, рефлексия)
  • Рецензия
  • Презентационные материалы

Критерии оценки проектных работ

  • А - Планирование и процесс реализации (4 балла)
  • В - Сбор материалов для проекта (8 баллов)
  • С - выбор технологии (4 балла)
  • Е - организация отчета (4 балла)
  • F - Анализ процесса и результатов, презентация (4 балла)
  • G - личная вовлеченность и организованность (4 балла)

"Будущее - в руках школьного учителя"

Виктор Гюго

Проектная деятельность: роль учителя

  • Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
  • Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.
  • Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
  • Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:
  • Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
  • Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
  • Консультант, помогающий организовать работу
  • Руководитель, помогающий планировать работу по времени
  • "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
  • Координатор группового процесса
  • Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности

  • Рефлексивные умения:
  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • Поисковые (исследовательские) умения:
  • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
  • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
  • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
  • Умение находить несколько вариантов решения проблемы
  • Умение выдвигать гипотезы
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:
  • Навыки коллективного планирования
  • Умение взаимодействоать с любым партнером
  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
  • Навыки делового партнерского общения
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
  • Менеджерские умения и навыки:
  • Умение проектировать процесс (изделие)
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
  • Коммуникативные умения:
  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
  • Умение вести дискуссию
  • Умение отстаивать свою точку зрения
  • Умение находить компромисс
  • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
  • Презентационные умения и навыки:
  • Навыки монологической речи
  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы

Nota Bene: ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.
  • При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику
  • Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем
  • Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты"

"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"

Дж. Герберт

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?

  • Проект - это метод обучения
  • Может применяться на уроке и во внеурочное время
  • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
  • Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
  • Проектирование - это содержание обучения
  • Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов
  • Проект - это форма организации учебного процесса
  • Может стать альтернативой классно-урочному обучению
  • Проект - это особая философия образования:
  • Философия цели и деятельности
  • Философия результатов и достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка руководителя ШМО учителей русского языка и литературы

Содержит много документов по работе ШМО....

папка руководителя мо

методическое объединение учителей предметов естественно-математического цикла- это работа единомышленников, совершенствующих свое методическое мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения сов...

Церковь Успения Божьей Матери села Печенкино Шарьинского района Костромской области. Руководители проекта: Мальцева В.П., учитель русского языка и литературы, Кононова С.С. руководитель медиацентра

Муниципальный сетевой исследовательский проект «И повернётся к памяти душа» Ислледовательский проект посвящён церкви Успения Божьей Матери....

Учебный проект к 100-летию со дня начала Первой мировой войны "Русскому отдельному экспедиционному корпусу во Франции посвящается" Руководитель проекта Биркин А.В.

Данный проект поввящен Русскому Отдельному Экспедиционному корпусу, героически сражавшемуся на Западном фронте во Франции в период Первой мировой войны.  Цель работы:Сохранение памяти о героях Ос...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Малахитовая шкатулка в подарок» Руководитель проекта Тур И.М., учитель технологии

Содержание.1.Введение1.1. Исследование потребности, актуальность и краткая формулировка   темы, целей проекта2.    Основная часть.2.1.Определение перечня дизайн-критериев изде...

электронный шаблон дизайн-папки для проекта по технологии

Электронный шаблон дизайн-папки для проекта по технологии. Для сокращения времени оформления проекта ученика я предлагаю вариант шаблона дизайн-папки. Это некое миниатюрное подобие рабочей тетради. Мо...