Программа исследовательской работы
рабочая программа по теме
Программа исследовательской работы в школе по географии, биологии, экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_issled_raboty_s_uchashchimisya.docx | 68.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ниж – Суетская средняя
общеобразовательная школа им. А. Карпенко»
Суетского района
Алтайского края
Программа исследовательской работы
Школьное научное общество
«Природа, наука, человек»
Руководитель:
учитель географии и биологии
Сидорова Татьяна Алексеевна
Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.
Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:
- Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
- Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
- Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
- Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
- Овладеть основами практического выступления с научным докладом;
В завершение курса каждый обучающийся должен составить памятку “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”. Предназначение программы интенсивной школы– выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.
Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Учебно-познавательная программа интенсивной школы “Первые шаги в науку” по направленности содержания – надпредметная, по срокам реализации – краткосрочная, состоит из 3-х тематических модулей:
1 модуль– “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”
2 модуль– “Поиск истины. От замысла к открытию”
3 модуль– “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.
Продолжительность образовательного процесса – 3 года.
Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная..
Программа предполагает использование следующих обучающих форм:
- мини-лекции.
- Научные практикумы.
- Уроки-дискуссии.
- Консультации.
- Беседы.
- Научные состязания.
- Защита исследовательских мини-проектов.
В результате освоения курса “Первые шаги в науку” учащиеся должны знать:
– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;
– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;
– источники поиска необходимой информации;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– порядок оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и представления результатов
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;
– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;
– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;
– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,
Механизм отслеживания результатов работы в интенсивной школе – на уровне экспертизы:
- освоено полностью;
- освоено частично;
- не освоено.
Формы подведения итогов реализации программы:
– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.
– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции.
– Публичное предъявление и защита памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”
Учебно-тематический план “Первые шаги в науку”
№ | Модули программы, использование почасовой теории 34 часа и сквозной практики 20 часов раскрывает педагогическую целесообразность изучаемых тем | Кол-во часов |
|
|
|
1 | 1 модуль | 1 |
1.1 | Введение в школьную жизнь. «Общие требования к исследовательской работе учащихся» Презентация курса “Первые шаги в науку” | 1 |
1.2 | Давайте познакомимся. Техники знакомства. | 1 |
1.3 | Структура учебно-исследовательской деятельности | 4 |
1.4. | Следующие шаги: | 8 |
2. | 2 модуль | 1 |
2.1. | Творческая личность. Качества творческой личности. | 1 |
| Азбука лидерства |
|
2.2. | Эксперимент и исследование. | 3 |
2.3. | Оформление работы | 2 |
3. | 3 модуль | 1 |
3.1. | Практика презентации исследовательской работы | 3 |
3.2. | Тезисы и рецензия – это тоже важно! | 1 |
3.3. | Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку”. Презентация проекта и исследования. | 1 |
3.4. | Критерии оценки научных работ. | 1 |
3.5. | Разработка памятки “Практические советы по проведениюисследования и написанию реферата исследовательской работы”, ее публичное предъявление и защита. | 1 |
3.6 | Учимся рефлексировать! | 1 |
| Резерв | 3 |
| ИТОГО: | 34 |
Содержание учебного материала
1. Введение.
Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. Презентация курса. Цели и задачи. Организация занятий и их специфика.
2. Структура учебно-исследовательской деятельности.
Как найти интересную тему. Актуальность и практическая значимость. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности выбранной темы и практической значимости исследования.
Цель и задачи исследования. Понятия: “цель работы”, “задачи работы”, “объект и предмет исследования”.
Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выполнение работы по алгоритму. Планирование исследования. Определение методов исследования.
Практическая работа: разработка замысла проекта.
Формы контроля: защита замысла проекта.
3. Этапы организации исследовательской деятельности.
Распределение ролей при работе в команде.
Шаги по разворачиванию исследовательской деятельности. Планирование исследовательской работы.
Этапы работы.
Формы контроля:защита плана проекта.
Оборудование:памятки.
4. Организация работы с информацией.
Основные виды источников получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.
Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
Виды фиксирования и обобщения информации.
Составление списка литературы.
Практическая работа: составление сводных таблиц и диаграмм. Библиографическое описание.
Формы контроля:представление списка литературы, необходимой для исследовательской работы.
Оборудование: компьютеры, подключение к Интернет, памятка.
5. Эксперимент и исследование.
Общая методология выполнения исследовательской работы. Планирование, выбор методов эксперимента.
Формы организации эксперимента: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседа, интервью, наблюдение; математико-статистические.
Подтверждение гипотезы, анализ данных.
Формы контроля: Ведение дневника наблюдений.
Вид деятельности учащихся: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.
6. Оформление работы и подготовка приложений.
Размещение иллюстраций в работе.
Практическая работа:технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части исследовательской работы.
Оборудование:памятка.
7. Практика презентации исследовательской работы.
Успех презентации. Основные подходы к составлению защитной речи.
Стендовый доклад.
Основные правила написания тезисов и рецензии.
Презентация проекта и исследования.
Формы:учебно-исследовательская конференция, доклад, дискуссия.
Оборудование:компьютеры.
Формы контроля:защита докладов, фестиваль презентаций. Разработка памятки “Практические советы по презентации исследовательской работы”.
8. Критерии оценки научных работ. Экспертиза.
Оборудование: памятка.
Форма организации деятельности учащихся: групповая работа. Практическая работа: письменная экспертиза исследовательской работы.
9. Практическая работа: разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.
Форма деятельности учащихся: индивидуальная работа. Вид контроля: публичное предъявление памятки.
Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.
Сегодня школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создании устойчивой мотивации к учению. Чтобы способствовать развитию творческой личности обучающихся в нашей школе создано школьное научное общество (ШНО). Работа в ШНО включает в себя требования к развитию творческих возможностей детей: от занятия искусством до выполнения научных работ и исследовательских проектов, ориентирует на создание условий для достижения выпускниками повышенного уровня образованности. Школьное научное общество работает с 2007 года. Разработано Положение и Устав ШНО.
Положение о школьном научном обществе учащихся
Общие положения
1. Школьное научное общество учащихся (ШНО) является добровольным объединением школьников, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных знаний.
2. Непосредственное руководство школьным научным обществом учащихся осуществляет учитель биологии.
Цели и задачи школьного научного общества учащихся:
- •Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
- Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитее их творческих способностей.
- Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
- Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь членам школьного научного общества в решении следующих задач:
- овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
- почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
- научиться методам и приемам научного исследования;
- научится работать с литературой;
- стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
Устав ШНО
В школьное научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя – предметника.
Возраст вступления в ШНО – 11- 14 лет.
Ученик, участвующий в работе ШНО, имеет право:
- выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
- получить необходимую консультацию у своего руководителя;
- иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
- получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
- выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении;
- представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;
- опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, участвующий в ШНО, обязан:
- Регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
- Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
- Использовать ресурсы школьной библиотеки и сети интернет для написания исследовательской работы;
- Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
- Строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
- Строго выполнять требования к оформлению научной работы.
- Эмблема ШГНО (школьного географического научного общества)
- Эмблема ШБНО (школьного биологического научного общества)
Список литературы для учителя.
- Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. “5 за знания”. М., 2008.
- Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. “5 за знание”. 2007.
- Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. КДПиШ. Красноярск.2003.
- Добринская С.Ю. Социальное проектирование школьников. КДПиШ. Красноярск. 2004.
- Методические рекомендации. Юный исследователь: вопросы и ответы. Красноярск. 2003.
Список литературы для ученика
1. Карделл Ф. Формула успеха. ИК “Невский проспект”. СПб., 20011.
2. Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...
Программа исследовательской работы учащихся 5-6классов «Творчество исследователя».
Обучение учащихся исследованию, овладение исследовательскими навыками при работе с текстом художественного произведения и литературой разных жанров. Исследовательские навыки работы, в дальнейшем обес...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....