Создание ситуации успеха на уроке истории
статья по теме
Обобщение и систематизация накопленных знаний и практических методов в работе с учащимися по созданию ситуации ученического успеха на уроке с целью:
1. создать условия для вовлечения учащихся в процесс управления качеством своего образования;
2. осознание школьниками своего статуса как учащегося, который имеет право на ошибку в процессе обучения;
3. формировать сознание об обоюдной ответственности за результаты обучения;
4. реализовать одну из системообразующих педагогических идей о субъект-субъктных отношений в процессе обучения.
А если просто: что удалось и неудалось в процессе работы и к чму хотелось бы стремиться...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_situatsii_uspekha_na_uroke_istoriia.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание ситуации успеха на уроке истории»
Обобщение и систематизация накопленных знаний и практических методов в работе с учащимися по созданию ситуации ученического успеха на уроке с целью:
1. создать условия для вовлечения учащихся в процесс управления качеством своего образования;
2. осознание школьниками своего статуса как учащегося, который имеет право на ошибку в процессе обучения;
3. формировать сознание об обоюдной ответственности за результаты обучения;
4. реализовать одну из системообразующих педагогических идей о субъект-субъктных отношений в процессе обучения.
А если просто: что удалось и неудалось в процессе работы и к чму хотелось бы стремиться...
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В.А.Сухомлинский
Для начала предлагаю разобраться с терминологией.
СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают достижение цели.
УСПЕХ - это положительный результат деятельности.
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Итак, как же создать на уроке ситуацию успеха? Основная парадигма в работе учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя». Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет создании ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте (истории, или другой предмет) его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.
Исходя из этого учителю необходимо продумать так свою деятельность, чтобы обеспечить на уроке:
• снятие тревожности,
• высокую мотивацию,
• авансирование достоинств ученика
• преобладание скрытой инструкции,
• поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,
• объективность и доброжелательность педагогического внушения,
• высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника
И если «научить истории» всех детей практически невозможно, то научить не бояться истории, научить любить её - это цель, которую можно реализовать.
Именно этой цели и подчиняется моя деятельность на уроке. В чем же конкретно это проявляется?
В создании ситуации успеха я выделяю две основных составляющих с точки зрения ученика, во-первых, «внешние» условия на уроке, которые задаются учителем, во-вторых, «внутренние» условия ,которые зависят от учащегося. Иначе говоря на уроке необходимо обеспечить снятие тревожности и высокую мотивацию. Исходя из этой идеи я и подбираю средства достижения ситуации успеха, которые можно разбить на четыре блока:
1. средства организации сотрудничества учителя и ученика;
2. средства организации комфорта для ученика в учебном классе и дома, при подготовке к уроку;
3. средства контроля усвоения знаний, умений и навыков;
4. создание такого алгоритма урока, который позволял бы реализовать все эти средства на практике.
В схематичном виде, это может выглядеть ТАК:
ТАК – тематически акцентированный конспект.
I. От чего зависит сотрудничество на уроке?
На мой взгляд, первостепенное значение имеет доброжелательный климат на уроке, решающую роль в создании которого играет учитель. Во-первых, это лидер образовательного процесса. Во-вторых, это то на что он безусловно может влиять. Связан он с психологической обстановкой на уроке, которую определяют:
- внешний вид учителя;
- жесты и мимика;
- стиль общения учителя;
- стиль руководства классом и т.д.
Кажется странным, что я поставил на первое место внешний вид, какое отношение он имеет к обучению? Давайте вспомним известное высказывание, что театр начинается с вешалки. Так и урок начинается с того, что ученики встречают нас по одежке, которая им сообщает информацию о нашем самочувствии, настроении, усталости… Но урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом и с каждым учеником в отдельности, а значит мы должны минимизировать личное начало в этом процессе, либо «сообщать» детям, что у нас все нормально, мы бодры и готовы к занятиям, тем самым, побуждая их следовать нашему примеру. Кроме того известно, что благоприятные отношения учителей с учениками определяют аккуратность и внешняя привлекательность учеников, их успехи в учебе, исполнительность и дисциплинированность. Так почему мы думаем, что ученики подходят к нам с иной меркой? Учитель воспитывает своим примером и через свой внешний вид он подает сигнал ученикам, с кем ему приятно сотрудничать.
В своей практике я выбираю деловой стиль одежды, иногда называемый корпоративным, или стилем английского джентельмена начала 20 века, который с одной стороны настраивает на рабочий лад, а с другой позволяет оставить все «домашние» проблемы за порогом класса, надевая костюм, можно сказать, я надеваю новое лицо. И на уроках я принадлежу только детям.
Как жесты и мимику могут повлиять на успешность процесса обучения, спросите вы? В процессе обучения учащиеся усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. От отношения учителя к учащимся во многом зависит характер и содержание тех оценок, которые он дает ученикам, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними и осуществляется оно не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру. Поэтому то, как мы владеем собой, как используем невербальные средства коммуникации в значительной степени влияет на возможность сотрудничества с ребенком, на его доверие нам.
Поэтому учитель должен, на мой взгляд, быть постоянно виден ученикам, показывая, что ему нечего скрывать (никакого отгораживания столом от класса во время разговора). При этом не допускаются «закрытые» жесты: скрещивание рук и ног, приветствуется улыбка, а не нахмуренные брови, открытые ладони, а не сжатые кулаки… Учитель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение. Они наоборот избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
Исходя из личных качеств учитель подбирает правила общения с учениками, которые могут привести к установлению контакта с ними и созданию ситуации сотрудничества. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином, впоследствии с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:
1. Авторитарный.
2. Демократический.
3. Попустительский.
Под стилем общения понимается индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей учителя;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога.
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. На мой взгляд, первый и третий стили не приведут к сотрудничеству. Но в тоже время, очень тяжело быть демократом в авторитарном обществе, каким является школа. Поэтому выбираю вариант использования сочетания двух стилей: демократического и авторитарного. С одной стороны преподаватель определяет общие цели работы и указывает способы выполнения задания, с другой – класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Это тот идеал, которого хотелось бы достигнуть, но, увы, пока не всегда удается.
Все выше перечисленное позволяет ученику не чувствовать себя кроликом перед удавом. Он понимает, что личные проблемы не повлияют на отношение учителя, а если сами учащиеся будут доставлять неудобства, то они увидят их в жестах и мимике учителя. Учитель и ученик таким образом становятся на одну ступень, где комфорт и доброжелательное отношение зависят от обеих равных сторон, которые и формируют климат на уроке. Как говорила моя классная руководитель, заслуженный учитель России Хандыго Нина Афанасьевна: «Я не над детьми, я рядом и чуть-чуть впереди!».
Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.
«Я – КОНЦЕПЦИЯ» - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
Положительная "Я - концепция" - я нравлюсь, я способен, я значу - способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Отрицательная "Я - концепция" - я не нравлюсь, не способен - мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
В теории «Я-концепции» существует такой феномен – «Эффект Пигмалиона», который формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Проецируя на Я– концепцию ребёнка, получаем:
- Мы относимся к ребёнку как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять.
- Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился.
В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону. Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.
В практическом виде это можно сформулировать так:
1. Учитель верит, что ребёнок, в самом деле, способный, и различает в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным.
2. Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного.
3. Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку. Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы.
4. Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать способности.
И эта организация деятельности будет уже совместным творчеством учителя и ученика, где они будут выступать равными сторонами, сотрудниками.
«Закон успешности» гласит: успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха, счастливого человека может воспитать только счастливый.
Третьим китом сотрудничества ученика и учителя, является «принцип открытых перспектив». В моем понимании это набор приемов позволяющих ученику самостоятельно управлять направлением своего движения в ходе уроков, которое будет зависеть от его личных целей, самочувствия и настроения в тот или иной период времени. Он включает в себя:
- самооценку;
- планирование своей (ученической) деятельности.
Самооценка – это тот результат, к которому движется ученик в течении всего года или четверти. Его можно выбирать самостоятельно, и оповестив о цели учителя, ученик получает возможность самостоятельно решать, как ему готовиться, а учитель понимает, что не стоит пытаться вытянуть условного Петрова на четыре, если его удовлетворяет тройка. В итоге «заключается» договор о взаимных ожиданиях. Что снижает тревожность ученика с одной стороны и учителя с другой. Обычно самооценка фиксируется в начале четверти в тетради. По итогам четверти можно совместно провести рефлексию и узнать, почему полученный результат не достигнут/достигнут и можно ли ставить перед собой более высокие цели, а может нужно снизить на какое-то время планку требований к себе?
Никакая запланированная цель не может быть достигнута без представления того, какой путь предстоит пройти, для этого ученик должен знать не только, что он «выучит» весь учебник, но и какие действия ему потребуются для того чтобы этого достигнуть. здесь на помощь учителю и ученику могут придти прием «Анонсирование» и УМК-ученика. Прием «Анонсирование» - учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной контрольной работе, о проверке знаний и предварительно обсуждают то, что должен сделать ученик: например, рассмотреть план сочинения, прослушать первый вариант ответа. Чем-то он напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся такая подготовка создает психологическую подготовку на успех, дает уверенность в силах.
В УМК-ученика прописываются задания к параграфам, картам и т.д., ознакомившись с которыми ребенок может более адекватно подойти к оценке своих возможностей и распределить свои силы, а значит поможет избежать ненужных стрессовых ситуаций.
Таким образом, соблюдая все выше изложенное мы можем придти к ситуации, когда ученик — это не тот, кого учит учитель, а тот, кто у него учится. Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Это урок, на котором главным “работником” в процессе обучения является ученик, учебная деятельность которого объективно направлена на образование и формирование своей личности.
II. Второй группой средств позволяющих достичь ситуации успеха, идут те, которые позволяют организовать комфорт для ученика в учебном классе и дома, при подготовке к уроку.
Первым в этом списке идет УМК-ученика.
Каждый ребенок, идя в школу, хочет знать, что ждет его сегодня на уроке? А самое важное, что будем делать сегодня на уроке, о чем будет спрашивать учитель, какую самостоятельную или контрольную работу будем писать, каким будет домашнее задание? Ответить на эти вопросы помогает учебно-методический комплекс (УМК) для ученика. Что же это такое?
Это своего рода тематическое и поурочное планирование, но для ученика. Структура его такова:
1. Изучаемая тема.
2. Стандарт образования:
а) ученик должен знать;
б) ученик должен уметь.
3. Домашнее задание.
4. Темы для сообщений.
Указанные домашние задания носят уровневый характер и состоят из нескольких частей. Некоторые являются обязательными и при правильном выполнении учащиеся получают оценку “4”. Для получения оценки пять необходимо выполнить дополнительные задания. При желании ученик может выполнять эти задания заранее, с учетом своего времени.
Наиболее ценным в УМК представляется то, что он помогает организовать индивидуальную самостоятельную работу над изучаемой темой в соответствии со способностями, возможностями каждого.
При раскрытии каждой темы используется тематически-акцентированный конспект, в котором выделяются наиболее важные моменты темы. Это позволяет достигнуть двух целей: во-первых, предотвращает заучивание параграфа наизусть, без понимания, во-вторых, позволяет ученику выбрать необходимую для ответа информацию из текста, зная примерный план ответа, что немаловажно при огромных объемах наших учебников и таким образом помогает избежать лишней перегрузки ученика при подготовке домашнего задания. Все уроки в комплексе построены по единому алгоритму, который является фундаментом для творческой деятельности учащихся.
Также УМК поможет, если ребенок отсутствовал на уроке, в полной мере изучить пропущенную тему.
Имея комплекс, ученик, идя на урок, знает о нем все, т.е. чувствует себя комфортно. Наличие УМК полностью снимает стресс ребенка на уроке, что положительно влияет на его здоровье.
В самом УМК закладывается второе средство достижения комфорта на уроке – дифференцированный подход. При чем, относит себя к той или иной группе учащихся не учитель, а сам ученик!
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
В основе дифференцированного обучения лежит формирование разноуровневых групп учащихся. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым является контроль и проверка знаний. Это позволяет
Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает развитыми способностями к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Фактически, мы ориентированы на учеников с отменной слуховой памятью, но многие дети из слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике не в силу своей глупости, а из-за преобладания зрительной памяти. Кроме того достаточно тяжело воспринимать на слух сложные смысловые конструкции, которые используются учителем, а некоторые темы вообще не объяснить лишь словами, например, архитектурный стиль барокко. Здесь на помощь учителю приходят Информационно-Компьютерные Технологии. Без них не обходится ни один урок, поскольку позволяют задействовать сразу два типа памяти ученика: слуховой и зрительный. Позволяют «на пальцах» показать те сложные системы, которые не описать словами. Кроме того, их можно использовать в интерактивном режиме и тогда урок превращается из «работы» в увлекательную игру. Которую некоторые ученики захотят смастерить сами, что позволит им расширить спектр своих умений, глубже погрузит в изучаемый предмет, без принуждения со стороны учителя. И на выходе в ходе презентации своего продукта, дети получат так значимую для них оценку своих одноклассников.
III. Какие же средства контроля усвоения знаний, умений и навыков необходимо использовать для создания ситуации успеха?
На мой взгляд важны не то, «что» использует учитель, а «как» он это использует. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности, она выполняет функции: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе. И главное здесь стимулирующая функция оценки., поскольку проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности. В работе с детьми можно использовать прием - «выделение персональной исключительности». Для его проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного/нескольких детей. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала.
Необходимым приемом деятельности является высокая оценка детали - самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию. Для этого я использую призовые баллы. Они позволяют наградить ребенка за ответ, за который нельзя поставить положительную отметку, а за урок таких ответов может накопиться несколько и ученик, считая что он заработал оценку идет к учителю в конце урока, а в ответ слышит, что ты недостаточно сегодня работал. Как он может доказать свою активность? А если это ребенок, который крайне редко поднимает руку и боится отвечать? Как его простимулировать к активности? Призовые баллы позволяют, во-первых, относительно объективно контролировать активность учащихся на уроке, во-вторых, позволяют быть смелей при ответе, не бояться ошибиться, поскольку за неправильный ответ на небольшой вопрос не поставят «два», в-третьих, позволяют задействовать большее количество детей при коррекции знаний и фронтальном опросе, в-четвертых, с их помощью можно научить отвечать ребенка step-by-step, начиная с небольших ответов и заканчивая развернутыми: формируется умение рассуждать по алгоритму: для сильных, у средних и слабых формируется умение высказываться. Кроме того на уроках, за различные действия ученик получает и накапливает бонусы в виде призовых баллов, и лишь он сам определяет на что они могут быть потрачены. В перспективе это может быть разветвленная сеть преференций, но на данный момент на практике это выливается в обмене бонусов на оценку за устный ответ. Причем оценку определяет сам ученик, поскольку каждая из них обладает разной стоимостью, которая была определена в начале года учителем совместно с учащимися. Тем самым он управляет своими достижениями и самостоятельно принимает решения.
Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является атмосфера доброжелательности на уроках и отсутствие страха перед ответом.
С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки я предоставляю ученикам шанс исправления неудовлетворительной оценки. Это может быть дополнительное занятие или время для пересдачи. Главное, что бы ребенок знал, что полученная отметка – это не конец света, есть возможность все поправить. Но есть и ограничения. Во-первых, инициатива должна исходить от ученика, тем самым он научается и самостоятельному принятию решений и ответственности за свои поступки. Во-вторых, при исправлении максимальной оценкой будет 4 (хорошо), за упущенные шансы нужно платить, и отличником постоянно исправляя свои недочеты не стать. В-третьих, для получения возможности исправить, необходимо подтвердить, например, домашним заданием, что ты готовился и не тратишь учительское время на попытку проскочить на авось.
С целью дифференциации оценивания на уроке и предоставления небольшой свободы ученику, ему предоставляется право выбора методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Некоторые дети предпочитают писать и для них более приемлемым является вариант письменной проверки, другие предпочитают устный ответ. Так почему же знания должны проверяться у всех и всегда единообразно? Кроме того есть дети, у которых медленно протекают мыслительные процессы, и для них в рамках урока мало времени, которое им может предоставить учитель на выполнение задания, таким детям можно выдавать задания на дом, чтобы они выполняли их в собственном темпе. Другие же наоборот предпочитают поработать в школе, чтобы меньше сидеть за уроками дома. Кто-то обладает хорошей образной памятью, а другие абстрактной и у этих детей могут возникнуть проблемы с выполнением заданий не своей «специализации». Конечно, при итоговом или промежуточном контроле всего не учесть, но заложить возможность выбора возможно.
Приведу один пример. При прохождении темы «Восточные славяне» ученики изучают расселение племенных союзов вдоль рек и их племенные центры. Это можно выполнить двумя способами: первый – заполнение контурной карты, второй – заполнение таблицы. Показать, как выполнять эти задания можно на уроке, а какой из вариантов сделать при подготовке дома – предложить ученикам на выбор. В итоге знания будут усвоены тем способом, который выберет ученик, что приведет к успеху. Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи.
IV. Основой нашей системы образования является классно-урочная система. Можно ли в её рамках эффективно создавать ситуацию успеха?
Конечно, да при условии создания такого алгоритма урока, который позволял бы реализовать все выше перечисленные средства достижения успеха на практике. Он должен состоять из трех дидактических единиц:
- коррекция знаний
- контроль знаний
- изучение нового материала
Как мы знаем, наибольшая степень мыслительной активности ребенка приходится на середину урока 15-35 минуты. Исходя из этого для создания условий успешной проверки знаний проводить её в указанное время. На первом же этапе урока проводить коррекцию знаний и так называемое «вкатывание» в урок, начиная с легких и коротких вопросов и переходя к более сложным и развернутым, чтобы мозг ребенка постепенно переключался и на новый предмет и переходил из режима отдыха на перемене в рабочее урочное состояние. Здесь уместно использовать фронтальный опрос по желанию с раздачей призовых баллов за верные ответы, задавать вопросы из домашнего задания, на которые дети готовили ответы дома. Можно использовать такие формы работы как: взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, эвристическая беседа, интервью. При этом учитель корректирует знания учащихся, может успеть выявить пробелы в знаниях и ошибки в понимании материала. Ученики, которые в силу каких-либо причин не подготовились или недостаточно подготовились к уроку могут восполнить пробелы в знаниях и подойти к контролю с большей уверенностью в успехе, а следовательно с меньшим стрессом и негативом. В итоге к моменту начала контроля дети будут готовы максимально проявить себя.
Для создания ситуации успеха, письменный контроль знаний (я использую преимущественно такой поскольку он позволяет проверить знания всех учащихся за короткое время) должен быть избыточным. Т.е. перед учениками ставится задача набрать определенное количество баллов для той или иной отметки. Баллы за каждое задание прописываются и их больше, чем необходимо для отметки «отлично». Таким образом у ученика появляется вариативность в выборе заданий и он может самостоятельно решать сколько и в каком порядке их выполнять для получения необходимой ему отметки. Поэтому ответственность за нее он несет сам, что снижает конфликтность между учеником и учителем. При этом позволяя учителю включать в работу и сложные задания для продвинутых учеников.
Второй вариант проведения контроля: учащиеся со слабой подготовкой получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Могут быть даны творческие задания с четкой инструкцией, а иногда и образцом выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении задания.
Таким образом, первые два этапа урока программируют ученика на успешность, дают почувствовать уверенность в своих силах и проявить себя.
На третьем этапе урока – объяснении нового материала – я использую ТАК для представления темы в сжатом виде, он позволяет задействовать сразу и визуальную и слуховую память, а кроме того, учащиеся с образным мышлением запоминают схему как образ, а те у кого мышление абстрактное как систему взаимосвязанных элементов. Что позволяет лучше понять новый материал. Но поскольку на последнем этапе урока мыслительная активность падает, то здесь используется моторная память при записывании конспекта и составлении схем. Кроме того, ТАК позволяет использовать его как средство навигации при составлении презентаций, и тогда он наполняется визуальными материалами, что добавляет ему яркости, образности и позволяет лучше усвоить новую тему. Кроме этого он, как я говорил выше, дает «скелет» для изучения темы, на который ученики будут «нанизывать» знания получаемые из параграфа, причем не все подряд, а выборочно – те, которые помогут дать ответ на вопрос зашифрованный в плане. Так же на этом этапе урока можно использовать приемы: публичное выступление или обмен ролями. В этих случаях слово предоставляется наиболее сильным/желающим детям, которые заранее готовят объяснение всего или части нового материала. В первом случае, выступая компаньонами учителя, а во втором - заменяя его. Что позволяет им стать вровень с ним, стать не подчиненными, но соучастниками учебного процесса.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"
Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...
Статья "Создание ситуации успеха на уроке истории"
Создание ситуации успеха на уроке историиАннотация: в статье рассматривается актуальный вопрос создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания в современной школе, предлагаются методы и пр...
Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания как основы для активизации учебной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС.
laquo;Как решить вопрос успеваемости?» Именно такой вопрос стоит перед каждым учителем и администратором школы в конце каждой учебной четверти....
Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания.
В презентации предлагаются приемы и методы для создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания....
«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»
выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»...
Создание ситуации успеха на уроке истории
Статья посвящена ситуации успеха как фактору успешной учебной деятельности учащихся....