Создание ситуации успеха на уроке истории
материал по истории
Статья посвящена ситуации успеха как фактору успешной учебной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_situatsii_uspeha_na_uroke_istorii.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ ИСТОРИИ
(выступление на школьном методическом объединении)
О.В. Бурбыга, учитель истории и обществознания |
Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
- повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
- стимулировать работоспособность;
- корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
- развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
- поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.
Похвала является одним из самых мощных инструментов учителя. Еще А. Камю заметил: «Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ».
То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность, закрепить эмоцию позитива, заинтересовать лично, позволить порадоваться даже незначительному успеху. Также способом утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников является коллективная похвала. Можно, например, аплодисментами встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.
Использование приема «Эврика» заключается в том, что учитель создает ситуацию, в которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ исторического деятеля любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей.
Метод анонсирования заключается в том, что учитель заранее предупреждает школьников о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет обучающийся сделать: повторить даты, терминологию, повторить темы, обсудить непонятный материал. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
Предлагая обучающимся разноуровневые задания (метод дифференцированного обучения), учитель позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом даже самые слабые обучающиеся получат удовлетворение от выполненного задания. Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на «сильных», «средних» и «слабых» обучающихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Характер творческих заданий может быть различным: на установление межпредметных связей, ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения, на сравнение и сопоставление, исследовательского характера, на расширение кругозора. Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы умения работать самостоятельно, во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей. Данный прием формирует у учеников навык не теряться в ситуации выбора и приучает к адекватной оценке своих сил и способностей.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, которые рекомендуется использовать в педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах, работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).
Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.
Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает развитыми способностями к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Произвольность познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетание педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Использование проектного метода в обучении школьников. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке: развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности; воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей; повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения; построение учебного процесса с опорой на интересы детей.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Таким образом, создание ситуации успеха для обучающихся является одним из факторов, определяющих их высокие образовательные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"
Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...
Создание ситуации успеха на уроке истории
Обобщение и систематизация накопленных знаний и практических методов в работе с учащимися по созданию ситуации ученического успеха на уроке с целью:1. создать условия для...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...
Статья "Создание ситуации успеха на уроке истории"
Создание ситуации успеха на уроке историиАннотация: в статье рассматривается актуальный вопрос создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания в современной школе, предлагаются методы и пр...
Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания как основы для активизации учебной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС.
laquo;Как решить вопрос успеваемости?» Именно такой вопрос стоит перед каждым учителем и администратором школы в конце каждой учебной четверти....
Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания.
В презентации предлагаются приемы и методы для создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания....
«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»
выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»...