ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по теме

Афанасьева Наталья Сергеевна

В данной статье описываются трудности развития монологической речи на уроках математики, я расскажу о своем опыте работы с данной проблемой, а так же поделюсь своим педагогическим опытом в данном вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Афанасьева Наталья Сергеевна

учитель математики

МБОУ «СОШ №50», город Новокузнецк, РФ

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Другими словами, от школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Государство нуждается, прежде всего, в грамотных людях, которые смогут не только быть укомплектованы в конкретной области, но и преподать себя работодателю [2]. 

При написании статьи я основывалась на данные проекта «Обобщенный образ выпускника российской школы», который реализуется компанией WikiVote при участии и поддержке Фонда «Общественное Мнение» и Администрации президента РФ.

В качестве исходных категорий выбраны области, которые отмечены как ключевые в российских и международных проектах компетенции, необходимые людям в современном мире. Данные категории распределились следующим образом:

  1. «познание»;
  2. «язык и общение»;
  3. «мышление»;
  4. «семья и общество»;
  5. «наука и технология»;
  6.  «взаимодействие».

Категория «Язык и общение» включает свойства, необходимые выпускнику для того, чтобы понимать других людей, излагать свои мысли, формулировать проблемы для обсуждения [3].

Данная статья осветит трудности развития монологической речи обучающихся в процессе обучения математики и раскроет некоторые методы решения данной проблемы.

Развитие монологической речи обучающихся – актуальная проблема в современном обществе, так как связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой монологической речью, ученики могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников и т.д. [3].

Работая в 7-х и 10-х классах, я пришла к выводу, что у современных школьников слабо развита монологическая речь. Ученики с трудом способны сформулировать свой вопрос к учителю, дать ответ на поставленную задачу. С чем же связано такое резкое ухудшение культуры речи? Ни для кого не секрет, что современный мир трудно представить без компьютера и Интернета. Учителя стараются использовать компьютерные технологии на уроках, чтоб таким способом привлечь внимание обучающихся.

За компьютер дети садятся в самом раннем возрасте, еще до того, как пойдут в школу. Во всемирной паутине школьники проводят большую часть своего времени, причем не только свободного. Их невозможно оторвать от телефонов, планшетов и прочих современных гаджетов даже во время урока. Общение в интернете предполагает свободный стиль, не соблюдение пунктуационных, орфографических правил и даже не логично построенные предложения – это норма, которую дети переносят в свою реальную жизнь. Современные дети, которые ежедневно болтают в сети, не способны написать пространное официальное письмо или выразить свои мысли в полной мере. Грамотно выражать свои мысли – это и сохранение целостности личности, и показатель образованности и воспитанности этой личности, внутренней культуры и достоинства. Это сохранение языка и передача знаний, информации, обмен опытом, да и просто приятно [2].

Для монологической речи типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную стройность и относительную смысловую завершенность. Критерии монологической речи: основные (связность, цельность), дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств).

Задача говорящего сводится к тому, чтобы представить материал в логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой [3].

Свои уроки я стараюсь строить таким образом, чтобы монологическая речь обучающихся имела сложное строение, являлась видом устного высказывания, которое может быть оформлено как лекция, доклад, проект, объяснение и т.д. Неполноту своего монолога ученики заполняют невербальными средствами.

Одной из моих задач является задача создания реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке математики, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Часто на уроках я использую различные дидактические игры. Так, например, в 5 – 6 классах я организую игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки, с помощью которых увеличивается словарный запас учеников. Для старших классов я прибегаю к таким видам игр, как игры – путешествия, в которых активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах; сюжетная (ролевая) игра, отличающейся тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а обучающиеся играют определенные роли; а так же игра – соревнование, в которую могут быть включены все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы [1]. Вот некоторые игры, которые я периодически использую на своих уроках: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Рыцарский турнир», «Математическое лото» и другие. Все эти игры включают в себя, как диалогическую, так и монологическую речи. Игры я стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить свои знания, показать владение математическим языком или набраться опыта в данном направлении. В результате я получаю результат – речь характеризуется убедительностью и эмоциональным воздействием, синтаксической усложнённостью.

В целом, всё обучение монологической речи должно быть направленно на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключение, что способствует повышению культуры общения и вносит вклад в образование. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний обучающихся. Все виды работ, применяемых при обучении монологической речи на уроках математики, должны представлять собой единое целое. Важно добиться стремления учеников к работе и дать почувствовать свои возможности, своё продвижение вперед. А это, в свою очередь, повысит интерес к изучению предмета.

Литература

  1. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: Кн. для учителя / В. Г.Коваленко. – Москва: Просвещение, 1990.– 96 с.
  2. Кондрашова, А.А. Развитие монологической речи учащихся [электронный ресурс]. Режим доступа: http://schoolseven.ucoz.ru.
  3. Проект «Обобщенный образ выпускника российской школы»  [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.letopisi.ru.
  4. Темкина, В.Л. Роль монологической и диалогической речи в формировании лингвокоммуникативной культуры [электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема формирования монологической речи обучающихся на уроках математики Афанасьева Н.С. МБОУ «СОШ №50»

Слайд 2

Какие выпускники нужны современному государству? Иметь прочные основы знаний, умений и навыков Быть конкурентоспособным Уметь выстраивать отношения с разными людьми Уметь формулировать жизненную цель и строить пути ее достижения Нести индивидуальную и социальную ответственность Уметь находить нестандартные решения

Слайд 3

Данные проекта «Обобщенный образ выпускника российской школы» Данные по результатам работы компании WikiVote при участии и поддержке Фонда «Общественное мнение» и администрации президента РФ

Слайд 4

Проблема развития монологической речи Монологическая речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин.

Слайд 5

Что дает монологическая речь?

Слайд 6

С чем связано ухудшение культуры речи? ИНТЕРНЕТ Грамматические и пунктуационные ошибки Ограниченный словарный запас Отличия по фонетике от устной речи Упрощенные языковые конструкции

Слайд 7

Методы развития монологической речи на уроках математики

Слайд 8

Дидактические игры Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки. Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах. Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы.

Слайд 9

Игра «Угадай - ка » Смысл игры состоит в следующем: один из учеников (лучше “слабый”) выходит за дверь, он – угадывающий. С остальными ребятами выбирается объект для обсуждения (геометрическая фигура, элемент и т.д.), о котором они должны вспомнить все, что знают, не называя “объект” своим именем, а заменяя его просто словами “она, “он”, “это” и т.д., что больше подходит по смыслу. Определение дается в последнюю очередь. Другими словами, ребята пишут устное математическое сочинение о данном “объекте”. После быстрого обсуждения “угадывающий” приглашается в класс, и учащиеся описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое, что не помнит никто о данном «объекте». Конечно, после 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все учащиеся класса. Это задание позволяет повторить в полном объеме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят.

Слайд 10

Результаты Речь характеризуется убедительностью и эмоциональным воздействием; Речь характеризуется синтаксической усложнённостью; Умение логически раскрыть мысль; Умение выделять главное; Умение делать выводы или заключение

Слайд 11

Афанасьева Наталья Сергеевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50» Кемеровская область, г. Новокузнецк улица Шункова,26 е- mail : nataly_afanaseva@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"

Работа была представлена на Областной научно-практической конференции  "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики

предложены методы работы по формированию  ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики...

Творческий отчет по методической проблеме «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики»

Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотива­ции, которую способны создавать различные формы организации обучения.«Формировать мотива­цию, - пишет А. К. Марков...

Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках математики

Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых...

Формирование общих компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Совр...

Формирование творческого мышления обучающихся на уроках математики в медицинском колледже

В статье рассматриваются творческие задания для обучающихся в медицинском колледже на уроках математики. Авторы описывают креативный урок математики по теме «Применение математики в медицине&raq...