Методическая разработка"Формирование ключевых компетенций учащихся по профессии повар при изучении кулинарии"
методическая разработка по теме

Кунакова Любовь Владимировна

Данная работа является обобщением опыта работы преподавателя Кунаковой Л.В. по формированию ключевых компетенций учащихся обучающихся по профессии повар . В работе раскрыта роль и методика использования  инновационных педагогических технологий (элементов личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, информационных технологий,  тестового контроля знаний), активизации познавательной деятельности учащихся   в процессе формирования ключевых компетенций  на уроках кулинарии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_vyssh_kat_kunakova.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Администрации Приморского края

КГА ПОУ «Уссурийский колледж технологии и управления»

Кунакова Любовь Владимировна, преподаватель кулинарии,

высшей квалификационной категории

Формирование ключевых компетенций учащихся по профессии повар  при изучении кулинарии

(методическая разработка)

Уссурийск

2013 г

Данная работа является обобщением опыта работы преподавателя Кунаковой Л.В. по формированию ключевых компетенций учащихся обучающихся по профессии повар .

В работе раскрыта роль и методика использования  инновационных педагогических технологий (элементов личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, информационных технологий,  тестового контроля знаний), активизации познавательной деятельности учащихся   в процессе формирования ключевых компетенций  на уроках кулинарии.

@ Кунакова Л.В.

@ КГАПОУ «УКТУ»  г. Уссурийск

     Адрес: 692519,  г. Уссурийск, ул. Чичерина 46

     Тел.: 32-23-82  (8-4234)

     Факс: 32 -23-82  (8-4234)

Содержание

Стр.

1.

Введение

4

2.

Формирование ключевых компетенций учащихся при изучении кулинарии

5

3.

Заключение

15

4.

Список литературы

16

5.

Приложение

17

1. Введение.

Структурные изменения в российской экономике и сфере занятости населения, возросшие требования со стороны работодателей к уровню квалификации рабочих кадров, их профессиональной мобильности, предъявляют новые требования как в общем к  организации образовательного процесса в системе НПО, так и в частности к организации образовательного процесса при изучении специальных дисциплин.  Отечественное образование требует радикальных изменений, позволяющих обучаемым адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в жизни и будущей профессиональной деятельности.         

Важным положением обновления содержания образования является компетентностный подход, цель которого – обеспечение качества подготовки специалистов. Ключевые компетенции- это интегративная система знаний, умений,  навыков, качеств личности и опыта самостоятельной работы индивида, обеспечивающая его готовность к социальной и профессиональной адаптации, к продуктивному труду в профессиональной деятельности. К ключевым компетенциям, значимым для профессиональной адаптации выпускников НПО можно отнести: социальные, правовые, информационные, коммуникативные, профессиональные и базовые. Процесс формирования ключевых компетенций учащихся является обобщенным показателем мобильности выпускников на рынке труда, условием их карьерного роста, требующим существенных изменений в содержательном, организационном и педагогическом планах.

Формирование ключевых компетенций  возможно при переходе образования как передачи знаний к образованию, когда приращивание знаний происходит в процессе создания собственных образовательных продуктов- гипотез, исследований, правил и т.п. важным становится переход от предметно- ориентированного обучения , цель которого заключается в передаче содержания предмета, к обучению, ориентированному на развитие личности  обучающегося , на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления и общеучебных умений.  Усвоение только знаний, как таковых утратило свою прежнюю значимость, и на первый план выдвигается задача развития потребности и умений человека самостоятельно накапливать и обновлять знания, культурные ценности, актуальные для профессии, личности и общества, формирование ключевых компетенций, обеспечивающих работнику эффективный труд и трудовую деятельность.

        Развитие и формирование у учащихся  при изучении кулинарии ключевых компетенций, которые помогут им успешно профессионально адаптироваться, возможно лишь при активизации образовательного процесса, познавательной деятельности учащихся, применения сочетания разнообразных форм, методов и средств обучения, инновационных педагогических технологий.

        

2.  Формирование ключевых компетенций учащихся по профессии повар   при изучении кулинарии.

Качественное формирование профессиональных компетенций при изучении кулинарии возможно лишь в том случае, если учащийся займет активную позицию в учебном процессе, рассматривая его как образовательный процесс, в котором он лично заинтересован и который для него имеет личный смысл. Успех и качество учебного процесса напрямую зависит от сознательности учащегося в процессе обучения.

Поэтому, строя образовательный процесс с ориентацией на компетентностный подход, я в первую очередь на первых же  уроках,  разъясняю цели обучения по предмету , знакомлю учащихся с требованиям к выпускникам, обозначенными в профессиональных характеристиках, называю ключевые компетенции, которые им важно приобрести в процессе овладения профессией повар на заданный и повышенный уровень квалификации для успешного трудоустройства, закрепления на рабочем месте.  Таким образом,  учащиеся получают представление о том, какого результата они смогут достигнуть по окончанию изучения предмета. Это помогает формировать сознательное отношение к обучению, активизировать познавательную деятельность, поскольку учащиеся знают, какие знания, умения им необходимы для становления конкурентноспособным специалистом.

Немаловажную роль в формировании сознательного отношения к учению играет внедрение в учебный процесс регионального компонента. Связь изучаемых вопросов с реальным производством, предприятиями общественного питания города и края, экскурсии на предприятия общественного питания  ( в частности заочные  видео-экскурсии) , встречи с выпускниками училища, добившихся высоких результатов в своей профессиональной деятельности  помогают расширить знания учащихся о своей будущей профессиональной деятельности, показать перспективы будущего трудоустройства, помогает формировать основы социальной компетенции – учащиеся учатся соотносить свой профессиональный уровень с требованиями работодателей, анализировать ситуацию на рынке труда нашего города.  

Инновационные педагогические технологии в формировании профессиональных компетенций учащихся при изучении кулинарии.

С целью повышения уровня эффективности подготовки специалистов в своей работе я применяю инновационные педагогические технологии и их элементы.  

Элементы личностно-ориентированного обучения.

Используя элементы личностно ориентированного обучения,  прежде всего я преследую цель формирования активности личности учащихся в процессе обучения и воспитания, включающей такие компоненты как:

  • осознанность учащимися содержания учебного материала, форм и методов обучения;
  • проявление свободы выбора в образовательном процессе;
  • стремление личности к самореализации в образовании, что проявляется в способности к целеполаганию, самостоятельности в реализации намеченных целей, самоконтроле и самоанализе.

Элементы личностно-ориентированного обучения реализую,  применяя в своей работе таких групп методов, как:

  • создание условий для свободы выбора в учебном процессе;
  • опережающая самостоятельная работа;

Предоставление свободы выбора в учебном процессе.

        Только представление свободы выбора в отдельных аспектах изучения кулинарии создает у учащихся ощущение активного участия в организации учебной деятельности, сотрудничества с преподавателем, необходимости самостоятельно ставить цели и находить способы их решения в собственном образовательном процессе, а не в действиях, выполняемых по указанию педагога.

        Предоставление учащимся свободы выбора в учебном процессе способствует формированию профессиональной готовности будущего специалиста-повара, поскольку на своем рабочем месте он постоянно будет сталкиваться с проблемой выбора. Быстрые темпы развития предприятий общественного питания,  высокая конкуренция на рынке труда требуют от выпускника не только обладания системой знаний и умений, но и способности творчески их использовать в профессиональной деятельности, в работе по самообразованию, квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи, выбирать способы и средства их решения, ориентироваться в многообразии современных технологий общественного питания, методов приготовления и оформления блюд, особенностях национальных кухонь и современном оборудовании.

Свобода выбора   на уроках кулинарии не предполагает выбора между «сделать» или «не делать», а предусматривает возможность выбора разных вариантов изучения  содержания предмета, разнообразие форм контроля, предоставляет возможность выбрать наиболее личностно-значимые и существенные для учащегося в данный отрезок времени способы учебной работы. Например, при организации самостоятельной работы с учебником я предлагаю на выбор следующие виды работы:

  • составление конспекта;
  • составление конспекта в виде ответа на вопросы;
  • составление опорной схемы по теме;
  • составление конспекта в виде таблицы и т.п.

При выполнении домашнего задания, учащимся также предлагаю сделать выбор. Например,  даю дифференцированное домашнее задание, которое представляет собой как обязательную часть, так и дополнительную. При подготовке сообщений учащимся на выбор предлагаю несколько тем, из которых они могут выбрать наиболее интересную для них. Кроме того подготовка сообщения может быть выполнена в разных видах- в виде привычного сообщения на формате А4, в виде тематической газеты, в виде фото-сообщения, иллюстративного альбома, электронного варианта, озвученного слайд-шоу и т.д. При подготовке сообщений учащиеся могут пользоваться как литературой, предложенной мной, так и использовать дополнительную литературу по своей инициативе. При контроле знаний предлагаю учащимся на выбор несколько вариантов работы. Например :

  • письменный ответ на тестовое задание;
  • ответ на кроссворд;
  • устный ответ по опорной схеме;

Кроме этого выделяю следующие виды заданий- сложное, традиционное; сложное, творческое; легкое традиционное; легкое творческое. (Приложение №1)

        Значение выбора состоит в том, что учащиеся, осуществляя выбор, должны соотнести свои знание, интересы, умения с предлагаемыми способами изучения материала, контроля знаний, руководствуясь при этом осознанным мотивом (интересом, целеполаганием, стимулом в учении, желанием, честолюбием), проявляя инициативу.

Метод опережающей самостоятельной работы.

Самостоятельная работа на опережающей основе помогает мне построить учебный процесс таким образом, при котором часть работы по теме, выполняемая учащимися самостоятельно, предшествует совместному изучению материала в классе на уроке. Используя этот метод работы  я преследую следующую цель- вызвать у учащихся интерес к проблеме, вопросу, который предстоит изучить; овладеть информацией,  которая позволит осознанно относится к изучаемому материалу на уроке, включиться в обсуждение нового материала с конкретными дополнениями или вопросами. Для этого использую следующие виды заданий. Например:

  • подготовка сообщений по темам предмета;
  • подбор иллюстративного материала к теме;
  • подбор литературных  отрывков к теме (стихотворений, отрывков из художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок));
  • подбор художественных произведений, отрывков из исторической литературы;
  • чтение дополнительной литературы;
  • работа с электронными учебными носителями, CD дисками, электронными учебными пособиями и т.п.

Опережающая самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд, способствует формированию активности личности при изучении кулинарии, формирует у учащихся положительную мотивацию учения, развивает познавательные интересы и потребности.

Метод проекта

Основу современной технологии развивающего обучения составляет метод проектов. В рамках процесса обучения на уроках кулинарии проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальных задач практики, формирование у учащихся специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

        В процессе обучения по предмету кулинария применяю индивидуальные и групповые проекты.

        Индивидуальные проекты применяю в случае, когда в целях учебной дисциплины необходима глубокая и полная проработка всех аспектов поставленной задачи каждым учащимся. Например,  после изучения  темы «Блюда из рыбы», учащиеся работают по методу проекта. Каждый учащийся получает задание и работает над ним по общему для всех плану. (Приложение №2)

        Достоинствами индивидуального проектирования я считаю следующее:

  • возможность проявиться личным качествам учащихся;
  • возможность самореализоваться;
  • объективная оценка полученных знаний и практических навыков каждого учащегося;
  • возможность выявить тех учащихся, которым необходима дополнительная подготовка;
  • возможность скорректировать самооценку учащихся

Групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности. Например, проект «Национальные кухни- Китай, Корея, Япония» является примером группового проекта. Тема проекта, определенная мной,  является  актуальной для  дополнительного изучения в рамках регионального компонента предмета кулинария.  

Развитие сферы общественного питания привело к усилению конкуренции, появлению новых критериев оценки качества кулинарной продукции, к повышению требований к производственному персоналу ресторанов, кафе, закусочных. Руководители предприятий отмечают, что на сегодняшний день повар обязательно должен знать зарубежную кухню. В этой связи возникает необходимость постоянно совершенствовать и расширять знания учащихся о национальных кухнях, способах приготовления блюд. Многонациональность населения Приморского края, особенности его территориального положения оказывают своеобразное влияние на выбор и использование национальных кухонь предприятиями общественного питания города и края. Влияние корейской кухни в основном прослеживается в приготовлении и использовании салатов и закусок. В отличие от западных регионов нашей страны, где интерес к японской кухне стабильно падает, в Приморском крае блюда японской кухни только начинают находить своего потребителя. Наиболее распространенной и популярной на протяжении нескольких лет остается китайская кухня. Работа над проектом предусматривала работу учащихся по следующему плану.

1. Влияние географического положения страны на национальную кухню.

2. Особенности национальной кухни.

3. Рецепты  блюд

        По желанию учащихся в работу можно было добавить свои пункты.

Учащиеся, проходившие производственную практику на предприятиях города, предлагающих в своем меню блюда национальных кухонь ( Суши бар, кафе «Харбин», кафе «Парадиз» и др.) имели возможность не только теоретически изучить предлагаемые вопросы, но и практически ознакомиться с технологией приготовления блюд азиатской кухни.

        Результатом работы над проектом стал альбом «Национальные кухни – Китай, Корея, Япония». Защита проекта проходила в виде семинара, на котором «представители» каждой страны представляли проделанную работу, обсуждали особенности национальных  кухонь каждой страны, их достоинства и недостатки, с точки зрения российского потребителя.

        Метод проекта используется мной и при организации внеклассной работы учащихся по предмету. (Проект «Чай и чайные напитки»)

        Использование метода проекта при изучении кулинарии обеспечивает подготовку выпускника, способного к успешному вступлению в производственную сферу, к самостоятельному поиску информации, к научно- исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся жизни общества, т.е. обеспечивает формирование ключевых компетенций (социальных, коммуникативных, информационных, профессиональных и базовых) значимых для  выпускников начального профессионального образования по профессии повар.

Информационные технологии

Наряду с базовыми знаниями конкурентно способный выпускник должен обладать знаниями  современных технологий, применяемых при приготовлении блюд, а именно уметь работать с новым сырьем, новым оборудованием, быть легко обучаемым, должен включится в производственный процесс с первого дня выхода на рабочее место.

Высокие требования, предъявляемые к уровню квалификации работников на всех ступенях производственного процесса, диктуют необходимость внедрения в учебный процесс  информационных технологий.  Присутствие современных образовательных технологий в образовательном процессе предоставляет возможность не только получения информации и ее применения в своей профессиональной сфере, но и во всех областях жизни современного общества, в конечном итоге способствует расширению возможностей для повышения квалификации, карьерному росту молодых специалистов, т.е. способствует формирования информационной компетентности выпускника.

Применение  в обучении   информационных технологий  является

перспективным направлением системы профессионального образования.  В связи с чем изменяется роль и значение  учебной литературы в образовательном процессе. Происходит перераспределение объема учебного материала между учебной литературой и информационным банком данных, находящихся на электронных носителях.  

Новым элементом системы обучения является представление учебного материала в электронном виде.

Современный рынок  предлагает широкий выбор мультимедийной продукции по кулинарии. Однако, как правило,   ее содержание  не соответствует требованиям Государственного стандарта, программы по кулинарии (в частности  нарушена технология приготовления блюд, указаны неправильные формы нарезки, или  не рассматриваются технология приготовления блюд предусмотренных для изучения  программой).  Использование такого мультимедийного продукта возможно лишь частично, в качестве дополнительного материала по предмету. Поэтому возникает необходимость создания собственных электронных учебных пособий, озвученных слайд- шоу,  видео роликов, компьютерного тестирования для изучения нового материала, обобщения и повторения, контроля знаний учащихся в целях совершенствования образовательного процесса.

По теме «Механическая обработка овощей и грибов» мной  разработано электронное учебное пособие «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей»(Приложение №3). Электронное учебное пособие включает в себя :

  • электронный аналог  печатного учебного пособия «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей» ;
  • озвученное слайд–шоу, раскрывающее пошаговые  технологические операции  при нарезке овощей простыми и сложными формами;
  • электронный аналог схем по теме «Механическая обработка овощей»;
  • электронные варианты печатных форм кроссвордов;
  • тестовый контроль по теме «Формы нарезки картофеля», выполненного в виде озвученного слайд- шоу;
  • компьютерную игру «О, счастливчик» по теме «Механическая обработка овощей и грибов»
  • электронный вариант наглядного иллюстративного материала по теме «Механическая обработка овощей и грибов».

Пособие состоит из 4-х разделов: «Картофель», «Морковь», «Лук», «Перец».

Каждый раздел самостоятелен и строится по следующему плану:

  1. Историческая справка- представляет собой небольшой экскурс в историю появления овоща в питании человека.
  2. Пищевая ценность - содержит сведения о витаминах и питательных веществах, содержащихся в овоще.
  3. Формы нарезки овощей:

А) простые формы нарезки – раскрывает поэтапные действия при простых формах нарезки овощей

Б) сложные формы нарезки – раскрывает поэтапные действия при сложных формах нарезки овощей

Также разделы  содержат иллюстрации блюд, с использованием простых  и сложных форм нарезки овощей, оформления блюд с использованием овощей.  

  Дополнительно  разделы представляют использование современных технологий в нарезке овощей – карвинг  (Карвинг- по –английски означает «вырезание»; это слово в международном употреблении   обозначает  художественную резьбу по самым разным материалам).

Известно, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в

речевой форме, 25 % в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, человек может воспринять до 65% содержания информации. Отсюда вытекает роль аудио визуальных средств обучения, в частности озвученных слайд-шоу.

Учебная информация, передаваемая с помощью озвученных слайд-шоу, характеризуется динамичностью, объекты, явления и процессы показываются  в движении, развитии. При этом, динамика объектов и событий на экране существенно влияет на раскрытие и усвоение изучаемых процессов, явлений, помогает сделать содержание более наглядным, упорядочивая факты и выделяя главные аспекты. Озвученное слайд- шоу «Формы нарезки картофеля», «Формы нарезки моркови», «Формы нарезки лука», Формы нарезки перца», «Приготовление вареников» (Приложение №4)  позволяют при изучении темы на уроках теоретического обучения  наглядно показать  современные технологические процессы нарезки овощей, приемы оформления блюд, современное оборудование, применяемое при  нарезке овощей.  

Схемы, представленные в электронном виде, могут быть спроецированы на большой экран  с помощью мультимедийного проектора,  выведены на экран телевизора, компьютера, если урок проходит в компьютерном классе.  Такой способ представления схем значительно экономит время преподавателя, позволяет более наглядно предоставить материал учащимся.

Кроссворды, представленные в электронном виде, как правило, предназначены для индивидуальной работы  (при  повторении, закреплении, контроле знаний). В клетки электронного кроссворда легко  вписываются ответы. После того, как преподаватель проверит правильность заполнения кроссворда, ответы удаляются и кроссворд готов  к последующему использованию.

После изучения вопроса «Формы нарезки картофеля» на уроке эффективно использовать тестовый контроль в виде озвученного слайд –шоу «Формы нарезки картофеля».   Учащимся предлагается ответить на вопросы и выбрать правильный вариант ответа. Варианты ответов сопровождаются иллюстрациями.  После того, как учащиеся выполнят задание,  они имеют возможность проверить себя – слайд- шоу  озвучивает правильные варианты ответов, также сопровождая их иллюстрациями. Таким образом, учащиеся имеют возможность не только проверить себя, но и закрепить пройденный материал, включая в работу не только механическую, но и зрительную и слуховую память, что способствует более прочному, качественному запоминанию.  

Компьютерная игра «О, счастливчик» по кулинарии разработана на основе промышленной компьютерной игры «О, счастливчик» и представляет собой аналог популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».

Компьютерная игра представляет собой программированное тестирование. В начале игры на экране компьютера появляется вопрос и к нему 4 варианта ответа, из которых  только один – правильный. При выборе правильного варианта ответа поле окрашивается в зеленый цвет,  и игра продолжается (на экране появляется следующий вопрос). При выборе неправильного варианта ответа поле окрашивается в красный цвет,  и игрок может начать игру сначала. Вопросы, предъявляемые игроку, компьютер выбирает сам в произвольном порядке .  Для прохождения игры необходимо  правильно ответить на 15 вопросов. С правой стороны поля имеется табло, на котором обозначается количество правильных ответов и сумма, присваиваемая  игроку за правильный ответ. Как и в телевизионной игре,  игрок может воспользоваться тремя подсказками: «звонок другу», «помощь зала», «50 на 50». Однако, и друг и зал могут ошибаться!  

        Компьютерная игра «О, счастливчик», разработанная мной  по темам «Формы нарезки овощей», «Супы», «Тепловая кулинарная обработка» является хорошим средством для закрепления и повторения изученного материала. Ведь не ответив на вопрос правильно, приходится начинать игру сначала, запоминать правильные варианты ответов, чтобы пройти игру до конца, или воспользоваться материалом электронного учебного пособия, учебника, чтобы найти правильный вариант ответа. В игровой форме знания усваиваются лучше и легче.

        Игру  можно использовать  как средство контроля знаний учащихся (при условии проведения урока в компьютерном классе). Учащимся объявляется эталон выставления оценок, при котором учитывается количество правильных ответов, использование подсказок и т.п.

         Игра помещается на  дискету, может быть использована как средство повторения материала при выполнении домашнего задания (Приложение №5).  

         В кабинете кулинарии собрана мультимедийная библиотека из CD дисков, которые учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, сообщений, в качестве  дополнительного материала по предмету.

Тестовый контроль знаний учащихся

Одной из инновационных форм осуществления контроля знаний учащихся является использование тестовых заданий.

При компетентностном подходе наиболее важной целью контроля на уроках кулинарии является мотивирование  регулярной, напряженной  и целенаправленной работы учащихся. Как показывают мои наблюдения, интенсивность и регулярность работы учащихся непосредственно связаны с частотой и регулярностью проведения контроля. Кроме того, чем чаще осуществляется контроль, тем лучше учащиеся адаптируются к контрольной процедуре, снижается уровень тревожности.

Другая цель осуществления контроля заключается в том, чтобы учащиеся могли сопоставить свою работу с требованиями стандарта, программы по кулинарии,  выявить недочеты, недоработки и, если необходимо, внести коррективы в свою работу. Применяя тестовые дидактические материалы в своей работе я ориентируюсь  не на оценку усвоенного, а на выявление неусвоенного, причин неусвоения, непонимания и недопонимания, устранение пробелов в знаниях, т.е. прежде всего не на контроль, а на обучение и развитие. Таким образом использую контроль знаний как средство активизации деятельности учащихся в желаемых направлениях и формах.  

Основными направления использования тестовых материалов на уроках кулинарии являются:

  1. Вспомогательный контроль (корректирующий). Позволяет  мне оценить как  работу учащихся, так и свою работу по организации учебного процесса, эффективность используемых дидактических систем , методов и средств обучения и развития.
  2. Текущий и рубежный контроль, но с ведущей функцией не контроля, а обучения. Данные виды контроля нацелены в первую очередь не на выявление знаний учащихся и их оценивание, а на выявление причин незнания, устранение пробелов в знаниях.
  3. Допуск к лабораторным работам, т.е. проверка знания учащимися теоретического материала по содержанию лабораторных работ, выявление и устранение пробелов.

Для разработки тестовых заданий предварительно анализирую содержание учебного предмета, определяю цели изучения темы, раздела курса.

В своей работе я использую различные виды тестов. Тесты первого уровня предназначены  для обеспечения контроля умения выполнять простейшие операции технологического процесса, умения пользоваться оборудованием, инвентарем из предложенного набора.  Они применяются для проверки умений учащихся  выполнять деятельность с подсказкой. Такими тестами являются:

1. Тесты на опознание

То есть условие задачи требует ответа «да», «нет»  

В такие тесты добавляю дополнительные задания по развитию грамотности речи. Например,  в подчеркнутых словах теста необходимо правильно расставить ударение, дописать  или изменить окончания. (Приложение №6)

2. Тесты на различение

Определение правильности каждого из нескольких предложенных ответов

А) Тестовые задания с выбором одного ответа

В тестовое задание включены 4-5  ответов, из которых один правильный (Приложение №7)

Б) Тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов

Количество ответов увеличивается до 5-7, число правильных ответов не сообщается (Приложение №8)

В) Задания, в которых даются определения ,         использую, чтобы проверить, овладели ли учащиеся терминами и понятиями.

  1. Тесты на классификацию Решение задачи на соответствие двух множеств (Приложение №9)
  2. Тестовое задание на определение последовательности (Приложение №10)

5.Тесты  на сочетание (Приложение №11)

Тесты второго уровня составляю для проверки способностей учащихся воспроизводить и обсуждать информацию, решать задачи без опоры на подсказку в констатирующей части теста. В своей работе использую следующие виды тестов.

  1. Тесты –подстановки. В них намеренно пропущены слова, словосочетания  (Приложение №12 )
  2. Конструктивные тесты - задания, предусматривающие самостоятельное

создание, конструирование ответа, т.е. от учащего требуется воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, проанализировать изученное явление, выполнить чертеж, выполнить задание по рисунку. Эталон представляет полный и правильный ответ. Каждое определение, понятие, включенное в эталон ответа, будет существенной операцией тестов.   (Приложение №13)

  1. Тест- процесс предназначен для проверки знаний содержания и

последовательности проведения технологических процессов. В таких

заданиях указываю все необходимые исходные данные, условия проведения процесса и формулирую требования к его результатам.   (Приложение №14)

        В своей работе использую тесты, которые сочетают в себе разные типы тестовых заданий. Часто к недостаткам тестовых методик относят слабое развитие внешней устной речи обучаемых. Этот недостаток я исправляю тем, что предоставляю учащимся возможность  объяснить свой ответ, свою точку зрения, обосновать свой выбор ответа.

Использование тестов позволяет более рационально использовать время

на уроке, быстро устанавливать связь с учащимися и определять результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в обучении.

         

  1. Заключение.

Основной целью, заложенной в Концепции модернизации российского

образования, является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…»

Выпускник профессионального училища должен обладать комплексом

профессиональных компетенций, наличие которых повышает профессиональную мобильность выпускника, конкурентноспособность на рынке труда.

Преподаватель,  проектируя образовательный процесс с ориентацией

на компетентностный подход , должен:

-диагностировать исходный уровень наличия ключевых компетенций;

-формулировать цель обучения, ориентируясь на конечный результат – уровень сформированности того или иного вида ключевой компетенции;

-определять содержание образовательной программы для формирования или развития ключевых компетенций;

-выделять методы активизации образовательного процесса и реализации заявленного содержания  обучения, адекватно организовывать учебно- познавательную  и трудовую деятельность учащихся;

-оценивать конечные итоги и качество обучения, фиксируя уровень сформированности ключевых компетенций.

В своей работе я опираюсь на выше перечисленные положения, что

позволяет мне повышать эффективность образовательного процесса, формировать ключевые компетенции учащихся при изучении предмета кулинария, воспитывать конкурентноспособных выпускников.  Качество знаний по предмету в   2004/2005 г составило 53,6% ,  в 2005/2006 г  54% , 2006/2007- 54, 7%

           

Список литературы.

  1. Журнал «Профессиональное образование». Приложение «Педагогическая наука-практике. Новые исследования», №4, 2004 г- академия профессионального образования,- Москва: ИСОМ, 2004 г
  2. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования».- М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004 г
  3. Кругликов Г.И.. Настольная книга  мастера профессионального обучения. – Москва: издательский центр «Академия», 2006 г
  4. Мухина С.А. , Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении- Ростов –на- Дону: Издательство «Феникс», 2004 г.
  5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г.  Содержание и технология в средних специальных учебных заведениях- Москва: Мастерство, 2001 г

6.                Смирнов И.П. Современные инновации в профессиональном образовании:  Сборник выступлений участников конференции .- Москва: НИИРПО, ООО «Агенство «Социальный проект»», 2006 г

               

Приложение №1

Вариативные карточки

Условные обозначения для вариативных карточек :

    Индивидуальное задание

                  Коллективное задание

Т        трудное;         Л – легкое

У упражнение;        ! – творческое,  нестандартное

Тема : «Борщи»

             Т    !                        Тема: «Борщи»

Составь технологическую схему приготовления борща с капустой и картофелем.

             Л    !                        Тема: «Борщи»

Составь вопросы по теме «Борщ»

             Т  У                         Тема: «Борщи»

Допиши недостающие действия  в технологической схеме «Приготовление борща»

             Л     У                       Тема: «Супы»

Ответь на вопросы теста

Тема: «Борщи»

Проверочный тест

Вопросы

ДА НЕТ

1

В состав борща обязательно входит свекла

2

Свеклу для борща флотского и сибирского нарезают ломтиками

3

Для сокращения срока приготовления и сохранения цвета свеклы добавляют уксус при тушении

4

Наиболее рациональным способом приготовления свеклы для борща является варка

5

Форма нарезки свежей капусты для борщей- соломка

6

Картофель для борща флотского и сибирского нарезают кубиками

7

При приготовлении борща в кипящий бульон прежде всего кладут тушеную свеклу

8

В состав борща московского входят фрикадельки

9

В состав борща сибирского входят окорок копчено-вареный, мясо вареное, сосиски

10

К борщу украинскому можно подать пампушки

Эталон ответа: 1 да   2да   3да   4 нет   5 да   6 да   7нет   8 нет   9 нет   10 да  

Приложение №2

Обобщенный план индивидуального проекта

по  теме «Блюда из рыбы»

  1. Материал познавательного характера о рыбе
  2. Рецептура блюда
  3. Технологическая схема приготовления блюда
  4. Рассчитать количество продуктов, необходимое для приготовления блюда     «…..»     на …… человек.

Приложение №6

Тест

Тема: «Борщи »

1. Ответь, верны ли следующие утверждения

Вопросы

Вариант ответа

  1. Свеклу для борщей (кроме флотского и сибирского) нарезают соломкой
  2. К борщу московскому отдельно на пирожковой тарелке подают ватрушки с творогом
  3. К борщу украинскому отдельно можно подать гречневую кашу
  4. Борщи приготавливают на костном бульоне, грибном отваре, иногда на бульоне из птицы и вегетарианские
  5. К борщу с капустой и картофелем отдельно подают пампушки

ДА НЕТ

2. В подчеркнутых словах расставь ударение.

                                                                               /             /   /

Эталон ответа:1)  1 да  2 да   3нет   4 да   5нет  2) свекла , творог

Приложение №7

Тестовое задание

Тема: «Обработка рыбы »

Выберите один правильный, по вашему мнению,  ответ и запишите букву, стоящую около ответа

Вопрос

Вариант ответа

1

Тощая рыба содержит в себе жира

А)до 3%

Б)до 4%

В)до 2%

Г)до 5%

2

Большое содержание в рыбе этого элемента позволяет причислить ее к дитетическим продуктам

А)фосфор

Б)йод

В)кальций

Г)калий

3

Какая рыба при кулинарной обработке дает наименьшее количество отходов?

А)окуневые

Б)карповые

В)тресковые

Г)осетровые

4

Из какой рыбы готовят котлетную массу?

А)сом

Б)сельдь

В)сазан

Г)щука

5

В течение какого времени хранят охлажденную рыбу при температуре от -1 до 1 С

А)не более 3-х суток

Б)не более 5 суток

В)не более 7 суток

Г)не более 10 суток

6

Каким способом размораживают дальневосточную скумбрию?

А) в воде

Б)комбинированным

В)на воздухе

Г)нет правильного ответа

7

Каким способом размораживают минтай и терпуг?

А) в воде

Б)комбинированным

В)на воздухе

Г)нет правильного ответа

8

Какую рыбу перед тепловой обработкой можно не размораживать?

А)навага

Б)сом

В)ставрида

Г)сельдь

9

Каким способом размораживают все виды филе без костей?

А) в воде

Б)на воздухе

В)комбинированным

Г)нет правильного ответа

10

Какое количество соли добавляют на 1 литр воды при размораживании рыбы в воде?

А) от 10 до 20г

Б)от 30 до 40г

В)от 7 до 10 г

Г)нет правильного ответа

Эталон ответа: 1 в, 2б, 3 г, 4 б, 5 б, 6б, 7в, 8а, 9б, 10в

Приложение №8

Тестовое задание

Тема: «Форма нарезки моркови »

Выберите один правильный, по вашему мнению,  ответ и запишите букву, стоящую около ответа

Вопрос

Вариант ответа

1

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления  маринада, рассольников, морковных котлет

А) кубики

Б) брусочки

В) соломка

Г) дольки

Д) кружочки

2

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления супа с макаронами

А) кубики

Б) брусочки

В) соломка

Г) дольки

Д) кружочки

3

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления щей суточных

А) крошка

Б) брусочки

В) соломка

Г) дольки

Д) кружочки

4

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления щей из свежей капусты

А) кубики

Б) брусочки

В) соломка

Г) дольки

Д) кружочки

5

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления борща флотского

А) кубики

Б) брусочки

В) соломка

Г) ломтики

Д) кружочки

6

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления супа крестьянского

А) кубики

Б) брусочки

В) соломка

Г) дольки

Д) кружочки

7

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления супа рисового

А) крошка

Б) брусочки

В) соломка

Г) дольки

Д) кружочки

8

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления рагу

А) кубики

Б) брусочки

В) соломка

Г) дольки

Д) кружочки

9

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления рассольника

А) кубики

Б) брусочки

В) соломка

Г) дольки

Д) кружочки

10

Какую форму нарезки моркови используют для приготовления говядины духовой

А) кубики

Б) брусочки

В) соломка

Г) дольки

Д) кружочки

Приложение №9

Тест

Тема: «Супы»

К вопросам 1 колонки подбери соответствующие ответы из 2 колонки

                            1

                            2

  1. Отвар, полученный при варке в воде мяса, костей, птицы, рыбы
  2. Русское национальное блюдо. Приготавливают из белокачанной, свежей и квашенной капусты, щавеля, шпината, иногда из молодой крапивы
  3. Супы, при приготовлении которых в бульоне, грибном отваре или воде проваривают до готовности овощи, картофель, крупы, бобовые, макаронные изделия и заправляют пассероваными овощами
  4. Суп, в состав которого обязательно входит свекла
  5. Обязательной частью этого супа являются соленые огурцы, огуречный рассол и белые коренья
  6. Старинное русское национальное блюдо в состав которого входят соленые огурцы, пассерованный лук, томатное пюре, каперсы, оливки или маслины
  7. Отличительной особенностью этих супов является то, что для их приготовления продукты протирают
  8. Эти супы главным образом предназначены для возбуждения аппетита, так как содержат большое количество экстрактивных веществ
  9. Жидкой основой этих супов является фруктовый отвар
  10.  Эти супы относятся к сезонным супам, так как их приготавливают в летний период

А Прозрачные супы

Б  Сладкие супы

В  Щи

Г  Борщ

Д  Бульон

Е  Солянка

Ж  Суп-пюре

З  Заправочные супы

И  Рассольник

К  Холодные супы

Эталон ответа: 1д  3а  2в  4г  5и  6е  7ж  8а  9б  10к

Приложение №10

Тест

Тема: «Обработка рыбы »

Обозначьте соответствующими номерами (1,2,3,4,5.6,7,8,9,10) последовательность разделки рыбы средних и крупных размеров на филе без кожи и костей

  1. размораживание
  2. промывка
  3. удаление плавников
  4. удаление головы
  5. удаление внутренностей через разрез в брюшке
  6. удаление позвоночной кости
  7. снятие верхнего филе с реберными костями пластованием рыбы
  8. срезание с филе реберных костей
  9. удаление с филе кожи
  10. нарезка на порционные куски

Эталон ответа: 1, 3,5.4, 2, 7, 6, 8, 9, 10

Приложение №11

Тест

Тема: «Блюда и гарниры из картофеля, овощей и грибов »

К словам первой (1) колонки подобрать слова из второй (2) колонки

1

2

  1. Сахар
  2. Жир
  3. Крахмал
  4. Белок
  5. Коллаген

А. клейстеризуется

Б) карамелизация

В) декстринизация

Г) эмульгирование

Д) глютин

Е) денатурация

Эталон ответа : 1 б  2 г  3а,в  4е  5д

Приложение №12

Тест

Тема: «Обработка рыбы »

Вставьте пропущенные слова

  1. В процессе ….  под действием кислоты набухают …..  , улучшаются ее вкус и аромат
  2. Чтобы рыба при жарке не теряла много ….. и пищевых…, подготовленную рыбу панируют.
  3. Чтобы на поверхности рыбы при жарке образовалась поджаристая корочка подготовленную рыбу….
  4. Навагу, скумбрию можно не … перед тепловой обработкой, так как в ….. виде эту рыбу легче обрабатывать
  5. При подготовке к … кости  и внутренности рыбы удаляют
  6. Чтобы получить чистое филе, удаляют …
  7. Миног не потрошат. ….. , которой покрыта рыба, может быть ядовита, поэтому ее необходимо удалить
  8. При обработке большого количества рыбы на фабриках-заготовочных …. рыб отрезают на специальных машинах
  9. Из разрезанного брюшка рыбы осторожно вынимают внутренности так, чтобы не повредить …, иначе рыба будет иметь горький вкус
  10. При размораживании в воде в рыбе происходит уменьшение количества …

Эталон ответов

1маринования, белки;

2 жидкости, пищевых веществ;

3. панируют

  1. размораживать, в замороженном виде
  2. фаршированию
  3. кожу
  4. слизь
  5. головы
  6. желчный пузырь
  7. минеральных веществ

Приложение №13

Тест

Тема: «Холодные блюда»

Какие  требования существуют  к качеству следующих блюд

А) бутерброды

Б) паштеты

В) винегреты

Г)салаты

Д) мясной студень

Эталон ответа:

А) продукты уложены ровным слоем на куске хлеба, поверхность гладкая. Вкус и запах используемых продуктов

Б) Форма разная, украшен маслом, яйцом. Цвет от светлого до темно-коричневого. Вкус и запах, свойственные используемым продуктам с ароматом пряностей. Консистенция мягкая, эластичная без крупинок

В) овощи нарезаны тонкими ломтиками. Цвет –светло-красный или ярко-розовый. Вкус острый, соответствующий используемым продуктам. Консистенция: вареных овощей-мягкая, соленых-твердая, хрустящая

Г)Овощи нарезаны аккуратно, соответствующей формой нарезки, уложены в посуду горкой, украшены свежей зеленью. Консистенция овощей упругая, вкус, запах, цвет – соответствующие используемым продуктам.

Д) Внешний вид: хорошо застывшее желе с кусочками застывшего мяса. Цвет от  светло до темно –серого. Вкус свойственный продукту, из которого приготовлен студень с ароматом чеснока и пряностей. Консистенция желе плотная, упругая, мясных продуктов – мягкая.

Приложение№14

Тест процесс

Тема: «Обработка осетровой рыбы»

  1. Напиши  недостающие действия по обработке осетровой рыбы

Схема обработки осетровой рыбы

Размораживание на воздухе

Удаление головы с грудным плавником

Удаление плавников

Деление рыбы на звенья

Очистка от боковых, брюшных и мелких жучек

Перевязывание звеньев перед варкой

Срезание хрящей и нарезка на порционные куски для жарки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.

•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать  подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.

Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....

Методическая разработка «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении математике через систему заданий»

Тема «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении математике через систему заданий»Цель системы заданий - повысить качество математического образования учащихся 8-11 классов.Задачей систем...

методическая разработка "Формирование ключевых компетенций при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Цель работы: показать, как проектная и исследовательская деятельность учащихся влияет на формирование ключевых компетенций при изучении предмета....