Методическая разработка "Информационные технологии в процессе обучения на уроках кулинарии"
методическая разработка по теме

Кунакова Любовь Владимировна

Данная работа является методическими рекомендациями  преподавателя высшей квалификационной категории Л.В. Кунаковой по внедрению в образовательный процесс информационных технологий по предмету кулинария, а именно - собственного электронного учебного пособия «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей».

        В работе раскрыта роль компьютерных технологий при обучении учащихся профессии «Повар, кондитер», обоснована необходимость  разработки и внедрения в учебный процесс по предмету кулинария  собственного электронного продукта, показаны его преимущества перед готовыми мультимедийными и традиционными средствами обучения.

       Электронное учебное пособие содержит в себе  аналог печатного учебного пособия, озвученные слайд-шоу «Формы нарезки картофеля», «Формы нарезки моркови», «Формы нарезки перца», «Формы нарезки лука», электронные варианты схем по теме: «Механическая обработка овощей и грибов», электронные варианты кроссвордов, тестовый контроль в виде озвученных слайд–шоу по теме: «Формы нарезки картофеля», компьютерную игру «О, счастливчик» по теме: «Механическая обработка овощей и грибов»,  иллюстративный материал.

      Работа предназначена для преподавателей кулинарии, мастеров производственного обучения технологического цикла начального профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informats._tekhnologii_kulinariya.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

КГАПОУ «Уссурийский колледж технологии и управления»

Л.В. Кунакова

Преподаватель высшей квалификационной категории

по предмету «Кулинария» (по профессии «Повар, кондитер»)

             Информационные технологии

   в процессе обучения на уроках кулинарии.  

             Электронное учебное пособие

        «Механическая обработка овощей.

                 Формы нарезки овощей»

Методические рекомендации

Уссурийск

2008

         Автор-составитель Кунакова Л.В., преподаватель кулинарии высшей квалификационной категории.

Данная работа является методическими рекомендациями  преподавателя высшей квалификационной категории Л.В. Кунаковой по внедрению в образовательный процесс информационных технологий по предмету кулинария, а именно - собственного электронного учебного пособия «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей».

        В работе раскрыта роль компьютерных технологий при обучении учащихся профессии «Повар, кондитер», обоснована необходимость  разработки и внедрения в учебный процесс по предмету кулинария  собственного электронного продукта, показаны его преимущества перед готовыми мультимедийными и традиционными средствами обучения.

       Электронное учебное пособие содержит в себе  аналог печатного учебного пособия, озвученные слайд-шоу «Формы нарезки картофеля», «Формы нарезки моркови», «Формы нарезки перца», «Формы нарезки лука», электронные варианты схем по теме: «Механическая обработка овощей и грибов», электронные варианты кроссвордов, тестовый контроль в виде озвученных слайд–шоу по теме: «Формы нарезки картофеля», компьютерную игру «О, счастливчик» по теме: «Механическая обработка овощей и грибов»,  иллюстративный материал.

      Работа предназначена для преподавателей кулинарии, мастеров производственного обучения технологического цикла начального профессионального образования.

@ Кунакова Л.В.

@ КГАПОУ «УКТУ»

Адрес: 692519,  г. Уссурийск, ул. Чичерина 46

Тел.: 32-23-82  (8-4234)

Факс: 32 -23-82  (8-4234)

Предисловие.

Современный этап развития общества поставил перед системой образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых особо выделены необходимость повышения качества и доступности образования, усиление связи между разными уровнями образования, интеграция в современное научно-образовательное пространство. В решении этих проблем определяющее значение придаётся информатизации общества.

Информатизация начального профессионального образования – веление времени, которое диктует необходимость внедрения информационных технологий в повседневную практику жизни специалистов любой профессии. Специалист должен, помимо профессиональных знаний, иметь знания и навыки работы с информационными технологиями, обладать информационной культурой. Современные учащиеся хотят получать актуальные знания, уметь применять полученные знания, обладать деловыми навыками, устроиться на хорошую работу, получать информацию в комфортных условиях и в короткое время и др. Реализовать эти потребности учащиеся НПО смогут, овладев современными информационными технологиями и научившись применять их в учебном процессе.

Существенным минусом в организации учебного процесса является недостаток современных учебных материалов  по специальным предметам. В связи с этим все преподаватели училища ведут работу по созданию своих электронных пособий по специальным предметам, проводят экспертную оценку их соответствия образовательным стандартам, педагогическим методикам, правилам и приёмам изготовления электронных учебных пособий на заседаниях методических комиссий и методического совета; размещают изготовленные электронные учебные пособия в кабинетах теоретического обучения и используют данные пособия на уроках спецпредметов и на занятиях по производственному обучению как наглядный материал, обеспечивающий более полную информацию об изучаемом объекте или процессе. Учащиеся могут пользоваться электронным пособием при подготовке к лабораторной или контрольной работе, при отработке пропущенных тем. Компьютерные методы обучения не вызывают непреодолимых трудностей у учащихся, повышают уровень познавательного интереса к предмету

Применение новых информационных технологий на занятиях позволяет эффективно решать многие трудные задачи традиционной педагогики: обеспечение творческой, самостоятельной работы учащихся над учебным материалом в интерактивном, диалоговом режиме; возможность реализации дифференцированного и индивидуального подхода к обучаемым; высокую информативность; высокоуровневую помощь и консультирование, что позволяет решить чрезвычайно важную задачу обучения – задачу самообразования.

Содержание:

  1. Введение                                                                                                   6
  2. Информационные технологии в процессе обучения

    на уроках кулинарии. Электронное учебное пособие

   «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей».             7

  1. Заключение.                                                                                            14
  2. Приложения.                                                                                           16
  3. Список литературы.                                                                               28

I. Введение

Экономические условия нашей страны способствуют активному развитию сферы общественного питания. Появляются разнообразные по своему меню, технологиям, кухням кафе, рестораны, бары, чайные и т.п., что приводит к конкуренции на рынке труда, поэтому перед учреждениями НПО стоит задача подготовки конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда, обладающего высоким уровнем профессиональной подготовки в соответствии с  требованиями современного производства.

Наряду с базовыми знаниями конкурентоспособный выпускник должен владеть  современными технологиями, применять их при изготовлении блюд:  уметь работать с сырьем, новым оборудованием, быть легко обучаемым, включаться в производственный процесс с первого дня выхода на рабочее место.

Высокие требования, предъявляемые к уровню квалификации работников на всех ступенях производственного процесса, диктуют необходимость внедрения в учебный процесс  информационных технологий.  Присутствие современных образовательных технологий в образовательном процессе предоставляет возможность своевременного получения нужной информации, а также ее применения не только в профессиональной сфере, но и во всех областях жизни, что в конечном итоге способствует расширению возможностей для повышения квалификации, карьерному росту молодых специалистов.

Применение  в обучении   информационных технологий  является

перспективным направлением системы профессионального образования,  изменяются роль и значение  учебной литературы в образовательном процессе. Происходит перераспределение объема учебного материала между учебной литературой и информационным банком данных, находящихся на электронных носителях. Новым элементом системы обучения является представление учебного материала в электронном виде.

II. Информационные технологии в процессе обучения на уроках кулинарии. Электронное учебное пособие «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей»

Обучение  предмету кулинария строится следующим образом:

  1. теоретическая часть, где учащиеся получают теоретические знания по предмету;
  2. лабораторно-практические занятия, на которых учащиеся закрепляют теоретические знания и приобретают практические умения и навыки.

Полученные знания, умения и навыки на уроках  кулинарии (теоретических и  лабораторно-практических занятиях) учащиеся будут применять  во время производственного обучения и производственной практики, совершенствуя своё мастерство.

Таким образом,  успешное овладение теоретическими знаниями на уроках кулинарии становится одним из важнейших условий качественного усвоения  учащимися профессиональных умений и навыков по профессии. Внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, а именно - информационных технологий является залогом успешного обучения  профессии «Повар».

        Современный рынок  предлагает широкий выбор мультимедийной продукции по кулинарии. Однако в большинстве случаев   ее содержание  не соответствует требованиям государственного стандарта программы по кулинарии: нарушена технология приготовления блюд, указаны неправильные формы нарезки, не рассматриваются технологии приготовления блюд, предусмотренных для изучения  по программе.  Использование такого мультимедийного продукта возможно лишь в качестве дополнительного материала по предмету, поэтому возникает необходимость создания собственных электронных учебных пособий, озвученных слайд- шоу,  видео роликов, текстов для компьютерного тестирования изученного материала.

Одной из первых тем, изучаемых по предмету кулинария, является тема «Механическая обработка овощей и грибов». Знания, полученные при изучении данной темы,  будут нужны учащимся на протяжении  изучения всего курса кулинарии.

Таблица №1

№ п/п

Раздел, тема программы по кулинарии

Вопросы, изучаемые по теме «Механическая обработка овощей и грибов»

1.

Способы тепловой обработки

Механическая кулинарная обработка овощей

2

Супы

Механическая кулинарная обработка овощей. Простые и сложные формы нарезки овощей.

3

Соусы

Механическая кулинарная обработка овощей. Простые формы нарезки овощей.

4

Блюда из овощей и грибов

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей.

5

Блюда из рыбы

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей (простые и сложные). Оформление блюд с использование овощей.

6

Блюда из мяса

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей (простые и сложные). Оформление блюд с использование овощей.

7

Блюда из птицы и дичи

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей (простые и сложные). Оформление блюд с использование овощей.

8

Холодные блюда и закуски

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей (простые и сложные). Оформление блюд с использование овощей.

Из приведенной выше таблицы наглядно видено, что наиболее важный для усвоения вопрос: «Форма нарезки овощей», -  является сквозным в курсе предмета «Кулинария». Соответственно  основной упор преподаватель кулинарии должен сделать на усвоение форм нарезки (простой и сложной), применение разнообразных форм нарезки  при приготовлении и оформлении блюд. Это и  станет основным содержанием электронного учебного пособия «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей» (приложение №1). Электронное учебное пособие (приложение №2) включает в себя:

  • электронный аналог  печатного учебного пособия «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей»;
  • озвученное слайд–шоу, раскрывающее пошаговые  технологические операции  при нарезке овощей простыми и сложными формами;
  • электронный аналог схем по теме: «Механическая обработка овощей»;
  • электронные варианты печатных форм кроссвордов;
  • тестовый контроль по теме: «Формы нарезки картофеля», выполненного в виде озвученного слайд- шоу;
  • компьютерную игру «О, счастливчик» по теме: «Механическая обработка овощей и грибов»;
  • электронный вариант наглядного иллюстративного материала по теме «Механическая обработка овощей и грибов».

Пособие состоит из 4-х разделов: «Картофель», «Морковь», «Лук», «Перец».

Каждый раздел самостоятелен и строится по следующему плану:

  1. Историческая справка представляет собой небольшой экскурс в историю появления овоща в питании человека.
  2. Пищевая ценность  содержит сведения о витаминах и питательных веществах, содержащихся в овоще.
  3. Формы нарезки овощей:

а) простые формы нарезки – раскрывает поэтапные действия при простых формах нарезки овощей;

б) сложные формы нарезки – раскрывает поэтапные действия при сложных формах нарезки овощей.

Разделы пособия  содержат иллюстрации блюд с изображением простых  и сложных форм нарезки овощей, видами оформления блюд с использованием овощей, а  также представляют использование современных технологий в нарезке овощей – карвинг.

Карвинг (англ.) – «вырезание»; это слово в международном употреблении   обозначает  художественную резьбу по самым разным материалам.

Искусство карвинга по фруктам и овощам возникло на Дальнем Востоке и стало частью национальных традиций. Китайская и японские техники очень похожи – там однозначно видна тенденция к вырезанию изображений животных, людей и иероглифов. Тайские мастера вырезают из овощей и фруктов цветочные композиции.  В Приморском крае широко распространена мода на восточную кухню, поэтому и оформление блюд с использованием карвинга, обучение  искусству  художественной нарезки  овощей  является актуальным вопросом при изучении кулинарии.  В разделах  раскрыто  поэтапное выполнение способов художественной нарезки овощей, представлено  современное оборудование, используемое при выполнении карвинга.

Известно, что человек запоминает 15% информации, если только слышит её, 25 % - если видит. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, то человек может воспринять до 65% содержания информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения, в частности - озвученных слайд-шоу.

Учебная информация, передаваемая с помощью озвученного слайд-шоу, характеризуется динамичностью, так как объекты, явления и процессы показываются  в движении. При этом динамика событий на экране существенно влияет на раскрытие и усвоение изучаемых процессов, явлений, помогает сделать содержание более наглядным, упорядочить факты и выделить главные аспекты. Озвученное слайд-шоу «Формы нарезки картофеля», «Формы нарезки моркови», «Формы нарезки лука», Формы нарезки перца»  позволяют при изучении темы на уроках теоретического обучения  наглядно показать  современные технологические процессы нарезки овощей, приемы оформления блюд, современное оборудование, применяемое при  нарезке овощей.  

Схемы, представленные в электронном виде, могут быть спроецированы на большой экран  с помощью мультимедийного проектора,  выведены на экран телевизора, компьютера, если урок проходит в компьютерном классе.  Такой способ представления схем значительно экономит время преподавателя, позволяет более наглядно предоставить материал учащимся.

Кроссворды, представленные в электронном виде, как правило, предназначены для индивидуальной работы  при  повторении, закреплении, контроле знаний. В клетки электронного кроссворда легко  вписываются ответы. После того как преподаватель проверит правильность заполнения кроссворда, ответы удаляются, а кроссворд готов  к последующему использованию.

После изучения вопроса «Формы нарезки картофеля» на уроке эффективно использовать тестовый контроль в виде озвученного слайд –шоу «Формы нарезки картофеля».   Учащимся предлагается ответить на вопросы и выбрать правильный вариант ответа. Варианты ответов сопровождаются иллюстрациями.  После того как учащиеся выполнят задание,  они имеют возможность проверить себя – слайд- шоу  озвучивает правильные варианты ответов, также сопровождая их иллюстрациями. Таким образом, учащиеся имеют возможность не только проверить себя, но и закрепить пройденный материал, включая в работу и зрительную, и слуховую память, что способствует более прочному, качественному запоминанию.  

Компьютерная игра «О, счастливчик» по предмету «Кулинария» разработана на основе промышленной компьютерной игры «О, счастливчик» и является аналогом  популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».

Компьютерная игра представляет собой программированное тестирование. В начале игры на экране компьютера появляется вопрос и к нему 4 варианта ответа, из них только один – правильный. При выборе правильного варианта ответа поле окрашивается в зеленый цвет,  и игра продолжается (на экране появляется следующий вопрос). При выборе неправильного варианта ответа поле окрашивается в красный цвет,  и игрок может начать игру сначала. Вопросы, предъявляемые игроку, компьютер выбирает сам в произвольном порядке (приложение №3)  Для прохождения игры необходимо  правильно ответить на 15 вопросов. С правой стороны поля имеется табло, на котором обозначается количество правильных ответов и сумма, присваиваемая  игроку за правильный ответ. Как и в телевизионной игре,  игрок может воспользоваться тремя подсказками: «звонок другу», «помощь зала», «50 х 50». Однако и друг, и зал могут ошибаться!  

        Компьютерная игра «О, счастливчик» по теме «Формы нарезки овощей» является хорошим средством для закрепления и повторения изученного материала. Если учащийся  не ответил на вопрос правильно, ему приходится начинать игру сначала, запоминать правильные варианты ответов, для того чтобы пройти игру до конца, или воспользоваться материалом электронного учебного пособия, учебника и найти правильный вариант ответа. В игровой форме знания усваиваются лучше и легче.

        Игру  можно использовать  как средство контроля знаний учащихся (при условии проведения урока в компьютерном классе). Учащимся объявляется критерий выставления оценок, при котором учитывается количество правильных ответов, использование подсказок и т.п.

         Игра помещается на  дискету и  может быть использована как средство повторения материала при выполнении домашнего задания.    

III.  Заключение

Разработка, создание и внедрение в учебный процесс  по предмету кулинария собственного мультимедийного обеспечения, в частности - электронных пособий,   имеет ряд преимуществ перед готовым мультимедийным продуктом и традиционными печатными средствами обучения:

  1. Создание и применение  электронных учебных пособий  позволяет преподавателю  дать  учащимся необходимый материал  в соответствии с темой, целью, типом, видом урока, не изменяя содержание программы.
  2. Собственные электронные учебные пособия  позволяют показать на уроках теоретического обучения поэтапную технологию приготовления блюд, формы нарезки овощей, способы украшения готовых блюд, использование нового оборудования  и сырья при приготовлении блюд,  и т.п.
  3. Собственные электронные пособия  позволяют более качественно внедрять в учебный процесс региональный компонент, например, при изучении приготовления блюд национальных кухонь, представленных в сфере общественного питания Приморского края.
  4. В создании электронных пособий  могут участвовать сами учащиеся, что способствует более качественному его усвоению, активизации познавательной деятельности учащихся .
  5. Применение собственных электронных учебных пособий  позволяет более эффективно использовать межпредметные связи (например,  с такими предметами как товароведение пищевых продуктов, оборудование, история, география и т.д.).
  6. Собственная электронная продукция  легко переписывается на СD, DVD диски, доступна для воспроизведения как на компьютере, так и на DVD.
  7. Как правило, качественно выполненные книги по кулинарии достаточно дорогие и недоступны большему количеству учащихся. Собственная электронная продукция позволяет сделать доступной необходимую информацию по предмету для каждого учащегося.

 Учебное электронное пособие «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей»  может быть использовано для повторения и закрепления материала по многим темам предмета (смотри таб. №1), что способствует повышению качества знаний учащихся по  всему курсу предмета «Кулинария», оно помогает педагогу в подготовке конкурентоспособного выпускника, обеспечивая более высокий уровень профессиональных умений и  навыков  обучающихся по профессии «Повар, кондитер».

     

   

V. ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение №1- электронное учебное пособие «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей»
  2. Приложение №2-  печатное учебное пособие «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей»
  3. Приложение №3 – список вопросов компьютерной игры «О, счастливчик» по теме «Механическая обработка овощей и грибов»
  4. Приложение №4 – разработка урока по теме «Первичная обработка клубнеплодов. Формы нарезки картофеля»

Приложение №3

Варианты вопросов к игре «О, счастливчик»

по теме «Форма нарезки овощей и грибов»

1. При обработке каких грибов с их шляпок снимают кожицу?

  • белые
  • сыроежки*
  • лисички
  • подберезовики

2. Какая форма нарезки соленых огурцов используется для приготовления рассольника?

  • кубики
  • крошка
  • соломка*
  • ромбики

3. Какая форма нарезки моркови используется для приготовления рагу?

  • брусочки
  • дольки*
  • кубики
  • соломка

4. Какая форма нарезки капусты используется для приготовления борща флотского?

  • шашки*
  • соломка
  • дольки
  • рубка

5. Какая форма нарезки лука используется для приготовления винегрета?

  • кольца
  • дольки
  • крошки
  • полукольца*

6.Какая форма нарезки свеклы используется для приготовления свекольника?

  • соломка*
  • ломтики
  • кубики
  • гребешки

7.Какая форма нарезки картофеля используется для приготовления борщей?

  • кубики
  • дольки
  • брусочки*
  • ломтики

8.Температура в цехе по обработке овощей должна быть...?

  • не ниже 18
  • не ниже 16*
  • не ниже 20
  • не ниже 10

9.Что получают из очисток вымытого картофеля?

  • сахар
  • масло
  • крахмал*
  • патоку

10.В течение  какого времени отваривают подберезовики перед нарезкой?

  • 3-4 мин
  • 5-8 мин
  • 10 мин
  • 4-5 мин*

11.Какие сушеные грибы лучше всего использовать для приготовления бульона?

  • маслята
  • подосиновики
  • подберезовики
  • белые*

12.Какая форма нарезки соленых огурцов используется для приготовления "почек по-русски"?

  • ромбики*
  • кубики
  • крошка
  • соломка

13.Какая форма нарезки свеклы используется для приготовления винегрета?

  • соломка
  • ломтики*
  • кубики
  • гребешки

14.При какой температуре сушат сырой крахмал?

  • не выше 30
  • не выше 50*
  • не выше 70
  • не выше 40

15.Какая форма нарезки моркови используется для приготовления морковных котлет?

  • кружочки
  • кубики
  • брусочки
  • соломка*

16.При какой температуре хранят замороженные овощи?

  • 18 до-12*
  • 20
  • 10 до –12
  • 2 -4

17.Какая форма нарезки моркови используется для приготовления супа крестьянского?

  • кружочки*
  • соломка
  • дольки
  • кубики

18.На какое время замачивают сушеные грибы?

  • 3-4 часа*
  • 1-2 часа
  • 5 часов
  • 4-5 часов

19.Какой вид нарезки картофеля относят к сложным формам?

  • стружка*
  • соломка
  • брусочки
  • дольки

20.Какая форма нарезки капусты  используется для приготовления салатов?

  • рубка
  • шашки
  • соломка*
  • дольки

21.Какая форма нарезки лука используется для приготовления щей суточных?

  • полукольца
  • дольки
  • крошка*
  • кольца

22.Какая форма нарезки картофеля используется для приготовления винегретов?

  • соломка
  • брусочки
  • дольки
  • ломтики*

23.Какая форма нарезки картофеля используется для приготовления супов?

  • чесночки*
  • кружочки
  • стружка
  • шарики

24.Какая форма нарезки моркови используется для приготовления борща флотского?

  • дольки
  • соломка
  • брусочки
  • ломтики*

25.На какое время кладут брюссельскую капусту в воду, чтобы освежить ее?

  • 20-30 мин*
  • 10-20 мин
  • 15-20 мин

26.Какая форма нарезки свеклы  используется для приготовления борща флотского?

  • соломка
  • кубики
  • гребешки
  • ломтики*

27.Какая форма нарезки лука используется для приготовления щей из свежей капусты?

  • дольки*
  • крошка
  • кольца
  • полукольца

28.В течение какого времени отваривают строчки перед нарезкой?

  • 20 мин
  • 10-15 мин*
  • 30 мин
  • 7-10 мин

29.При какой температуре хранят очищенные корнеплоды?

  • 0-4*
  • 0-7
  • 0-10
  • 0-2

30.Какая форма нарезки лука используется для приготовления "почек по-русски"?

  • кольца
  • дольки*
  • полукольца
  • крошка

31.Какая форма нарезки картофеля  используется для приготовления салатов?

  • соломка
  • брусочки
  • ломтики*
  • стружка

32.Топинамбур обрабатывают и нарезают, как ...?

  • морковь
  • свеклу
  • помидоры
  • картофель*

Приложение №4

План урока №10

Простые формы нарезки картофеля.

Цели урока.

  1. Обучающие: сформировать представление о формах нарезки картофеля; изучить простые формы нарезки картофеля, последовательность выполнения нарезки, практическое применение.
  2. Воспитывающие: воспитывать у учащихся аккуратность, внимательность, бережное отношение к материалам и оборудованию, обязательность соблюдения правил безопасности труда, интерес к профессии.
  3. Развивающие: развивать логику мышления, глазомер, координацию движений, кругозор, умение сравнивать, делать выводы.
  4. Методические: показать методы и приёмы формирования новых знаний учащихся: лекция учителя, работа с текстовым материалом, применение ТСО, тестирование, практическая работа учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: товароведение пищевых товаров (теория и практика), история, охрана труда, информатика.

Оборудование: учебник Анфимова «Кулинария»; выставки-стенды с информацией о картофеле; карточки-информаторы, карточки-термины;  тестовые задания, наглядные образцы;  разделочные доски, ножи, картофель; раздаточный материал; телевизор, DVD-плеер, кассета с фильмом «Девчата», диск с видами простой, сложной, художественной (карвинг)  нарезки картофеля.  

План урока.

I. Организационный момент:

- проверка готовности учащихся к уроку;

- сообщение темы, целей урока.

II. Проверка знаний учащихся по теме «Способы обработки клубнеплодов»:

- выполнение тестовых заданий по вариантам.

III. Изучение нового материала и его закрепление:

- проверка выполнения опережающего задания по теме урока (подготовка сообщений о картофеле);

- просмотр фрагмента из фильма «Девчата»;

- лекция учителя по теме урока, объяснение нового материала;

- выполнение практической части урока (закрепление полученных знаний);

- просмотр слайдов с изображением сложной и художественной (карвинг) нарезки овощей.

IV. Подведение итогов урока:

- ответы учащихся на вопросы учителя по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока.

I.  Организационный  момент.

Здравствуйте, присаживайтесь. Дежурный, кого нет в классе?

Тема сегодняшнего урока «Простые формы нарезки картофеля». На уроке мы должны научиться простым формам нарезки картофеля, последовательности выполнения нарезки, узнать, как  применяется каждая из форм в кулинарии.

II. Проверка изученной на предыдущем уроке темы.

Но сначала проверим, как вы усвоили знания, полученные на предыдущем уроке, и выполним тестовые задания по теме «Способы обработки клубнеплодов». На выполнение заданий вам отводится 5 минут. Приступайте.

(Выполнение тестовых заданий).

Сдавайте ваши работы.

III. Изучение нового материала и его закрепление.

Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из самых популярных корнеплодов -  картофеле, который стал для людей поистине вторым хлебом. А что мы знаем о картофеле? Опережающим заданием к уроку было найти интересную информацию о картофеле. Какие сообщения вы приготовили?

(Выступление учащихся с сообщениями).

Примерные тексты сообщений.

1. Кто придумал название картофеля?


Картофель  индейцы называли «папой», и именно под этим именем он впервые упоминается в книге «Хроника Перу», изданной в испанском городе Севилья в середине 16 века. Ее автор писал: «Папас - это особый вид земляных орехов. Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан. Орехи покрыты кожурой не толще кожуры трюфеля».
Так с легкой руки автора книги картофель в Европе стали называть «перуанским земляным орехом». Итальянцам его клубни напоминали гриб трюфель, плодовое тело которого развивается в земле. Они и придумали для картофеля название «тартуфолли». Потом это слово упростилось до «тартофель» и в конце концов стало русским «картофелем». Правда, некоторые ученые не согласны с такой версией происхождения слова «картофель». По их мнению, оно образовано от немецких слов «крафт» - «сила» и «тойфель» - «дьявол». Таким образом, вольный перевод слова «картофель» на русский язык звучит примерно как «дьявольская сила». Такое название можно объяснить тем, что картофель в Европе, да и в России тоже, поначалу восприняли «в штыки» и даже называли «чертовым яблоком». А потом смирились и как-то незаметно картошечка из «дьявольского продукта» превратилась в «хлеб наш насущный».

2. Трудный путь к признанию или История картофеля в Европе

Поначалу к картофелю отнеслись в Европе с большим уважением. Его привезли из Америки как редкое экзотическое растение, которому отвели почетное место в лучших ботанических садах Италии и Испании. Появился он и в некоторых частных коллекциях, где его выращивали из-за изысканной красоты цветка.
Уже к концу 16 века практичные европейцы попытались найти для картофеля какое-нибудь применение. Решили его скармливать... свиньям. Свиньи нашли вкус картофеля отменным.
В 17 веке заморский овощ начал проникать и в европейскую кухню. Англичане считают, что именно они первыми распробовали вкус картофеля и сделали его достоянием европейской кухни. Впрочем, то же самое говорят ирландцы. Уже в 17 веке ирландским беднякам картофель в значительной мере заменял хлеб, особенно в неурожайные годы.
Как ни странно, но признанию картофеля в Европе немало способствовали голодные годы, вызванные неурожаем хлебов. Каждый раз, когда ту или иную страну постигал голод, ее правители вспоминали про картошку. Ведь она более урожайна и менее зависит от капризов погоды. Следовали королевские и иные указы о принудительной посадке картофеля.
На первых порах с картофелем случалось немало печальных недоразумений. Крестьяне пытались есть его плоды, напоминающие зеленые ягоды. Увы, они были не только несъедобны, но даже ядовиты. Пробовали есть листья - результат тот же. О том, что у картофеля съедобны клубни, многие даже не догадывались.
Пытаясь сломать предубеждение крестьян по отношению к заморскому овощу, европейские правители не ограничивались одними лишь административными мерами. Прусский король Фридрих-Вильгельм приказал бесплатно раздавать крестьянам клубни картофеля. Во Франции придумали еще одну хитрость. Известно, что во всех странах и во все времена бережливые люди не проходили мимо того, что «плохо лежит». Зная это, французские власти посадили картофель на государственных землях и организовали охрану плантаций в дневное время. Ночью же караульные уходили спать, и пока они спали, картофель медленно, но неуклонно распространялся по всей Франции.
Впоследствии потомки воздвигли памятник Антуану Пармантье - французскому естествоиспытателю, посоветовавшему королю столь необычный способ популяризации картофеля. На постаменте памятника - надпись: «Благодетелю человечества». Здесь же высечены слова французского короля Людовика Пятнадцатого: «Поверьте мне, настанет время, когда Франция поблагодарит Вас за то, что Вы дали хлеб голодающему человечеству».
Так закончилась картофельная эпопея в Европе.

3. Картофель в России

Первая попытка разведения картофеля в России была предпринята еще при Петре Первом. Правда, по некоторым данным, его выращивали на восточной окраине России еще раньше. Академик Паллас в своем сочинении, опубликованном в 1785 году, писал, что когда русские экспедиции в 18 веке достигли берегов Камчатки, они с удивлением обнаружили, что местное население издавна выращивает картофель, который считается здесь вполне обычным овощем. Если это так, то можно предположить, что камчадалы установили прямые связи с Америкой и воспользовались ими не без пользы для себя.
Как бы там ни было, но наша российская картошечка своим «рождением» все-таки обязана не Камчатке, а Западной Европе. Живя за границей, Петр Первый оценил вкус блюд, приготовленных из картофеля. Он прислал из Голландии своему сподвижнику - графу Шереметьеву - мешок картофельных клубней с наказом заняться их выращиванием. Но из этой благой затеи ничего не получилось. Уж очень неохоч русский крестьянин до всяких нововведений. Так бы и остаться в России картофелю заморским овощем, если бы за дело не взялась матушка т Екатерина! По ее распоряжению за границей была закуплена большая партия картофеля и разослана по разным российским губерниям для разведения. К делу популяризации картофеля в стране Екатерина Вторая привлекла лучших российских законодателей. И надо сказать, сделала это с дальним прицелом. Ведь гораздо лучше, если законодатели занимаются практикой разведения картофеля, а не болтают всякий вздор о правах человека. В течение двух лет, с 1765 по 1766 год, российский Сенат более 20 раз рассматривал вопрос о картофеле и издал несколько указов на сей счет. Ученые составили подробнейшие инструкции по выращиванию картофельных клубней и их употреблению в пищу и на корм скоту. Одно из таких наставлений содержало 16 разделов, где с энциклопедической точностью описывалось само растение и все известные в то время способы его выращивания, хранения и перевозки. Русский народ, примирившись с неизбежным, принялся за дело. Уже к концу 18 века посадки картофеля были широко распространены в северо-западных губерниях России и в Прибалтике. Новая культура прижилась и вскоре начала свое победное шествие по стране. Правда, у картофеля в России, сразу же появились ярые противники. Ими были старообрядцы. Они называли картофель «чертовым яблоком» и считали великим грехом, не только есть его клубни, но и выращивать их на своих огородах. На этой почве не раз возникали крестьянские волнения, получившие название картофельных бунтов.

4. Полезные свойства картофеля

Благодаря высокому содержанию углеводов у картофеля довольно высокая калорийность - почти в 2-3 раза выше, чем у других овощей. Поэтому те, кто склонен к полноте, должны ограничивать свое пристрастие к картошке. Впрочем, и всем прочим не стоит злоупотреблять картофелем. Содержащийся в нем крахмал в чистом виде не усваивается нашим организмом, а потому диетологи советуют употреблять картофель в пищу не чаще нескольких раз в неделю.


В то же время картофель очень полезен при гастритах с повышенной кислотностью и язвенных болезнях желудка и двенадцатиперстной кишки. В отличие от многих других продуктов, содержащих белок, он оказывает подщелачивающее действие на организм человека, что очень важно для людей, страдающих повышенной кислотностью. Кроме крахмала в картофеле есть белки, аскорбиновая кислота и многие витамины. И хотя их содержание не очень велико, но за счет того, что мы едим картофель приличными порциями, в наш организм поступает большое количество этих веществ. Например, суточную потребность в витамине С можно удовлетворить, съев 300 граммов картофельного пюре. Примерно столько же его потребуется и для восполнения нашей ежедневной потребности в калии. Есть в картофеле и каротин, причем его больше в сортах с желтоватой мякотью. Как видим, природа позаботилась, чтобы картофельная пища была не только вкусной, но и полезной.

5. Лечебный картофель


Если о вкусовых качествах картофеля знают все, то о его лечебных свойствах многие просто не догадываются. Благодаря высокому содержанию солей калия картофель положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы. Чтобы поддержать свое сердце, надо ежедневно съедать по 1 печеной картошке. При таком способе приготовления потери калия будут минимальны - от 3 до 6 %, тогда как после варки его содержание в картофеле может снизиться наполовину; Свежий картофельный сок применяется при гастритах с повышенной кислотностью и запорах. Этим же соком успешно излечивают язвенные болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Сок картофеля помогает и при головных болях - из-за содержащегося в нем вещества, снижающего артериальное давлёние.

Молодцы, ребята, интересную вы нашли информацию о картофеле! Вы все получаете «отлично».

Ребята, вам в выбранной вами профессии каждодневно придётся встречаться с этим овощем, готовить из него различные блюда. Вы, наверное помните, как это отлично умела делать повар Тося Кислицына из кинофильма «Девчата». Давайте посмотрим этот фрагмент!

(Просмотр фрагмента из к/ф «Девчата»)

Для того чтобы приготовить все эти вкусные блюда из картофеля, нужно знать технологию их приготовления. И всё это вы будете изучать.

Одним из элементов любой технологии приготовления овощей является форма нарезки. А так как сегодня мы говорим о картофеле, то тема нашего урока  «Простые формы нарезки картофеля». Запишем её в тетрадях.

Составим в тетрадях следующую схему:

Формы нарезки картофеля.

Простые         Сложные      Художественные (карвинг)

                             

                   Соломка          Спиральки      Розочки

                         

                   Брусочки         Чесночки        Башмачки золушки

                   Кубики             Кружочки

                   Дольки

                   Ломтики

                  Кружочки

                             

Более подробно познакомимся на уроке с простыми формами нарезки и выполним упражнения по нарезке картофеля. Подробно рассмотрим формы нарезки картофеля, поэтапные действия по нарезке. (Озвученное слайд-шоу «Формы нарезки картофеля)

Закрепим полученные знания. Практическую часть урока проведёт с вами мастер производственного обучения Елена Юрьевна Перенижко, которая сейчас напомнит вам о том, как организовать своё рабочее место, о технике безопасности при работе с ножом, о соблюдении санитарно-гигиенических норм.

Соломка.

Теория (Л.В. Кунакова)

Для того чтобы нарезать картофель соломкой, его режут на тонкие пластинки толщиной 2 мм, накладывают пластины одна на другую и шинкуют на соломки длиной 4-5 см, сечением 0,2 х 0,2 см. Используют для жаренья во фритюре (картофель «Пай»).

Практика (Е.Ю. Перенижко)

Брусочки.

Теория (Л.В. Кунакова)

Сырой картофель нарезают на пластинки толщиной 0,7-1,0 см и разрезают на брусочки длиной 3-4 см. используют для жаренья и приготовления борщей (кроме флотского и сибирского), рассольника, супов с макаронными изделиями и других блюд.

Практика (Е.Ю. Перенижко)

Кубики.

Теория (Л.В. Кунакова)

Картофель вначале нарезают на пластинки, затем разрезают их на брусочки, а потом режут на кубики. В зависимости от назначения кубики разрезают: крупные – 2,0-2,5 см; средние – 1,0-1,5 см; мелкие – 0,3-0,5 см. Крупными кубиками нарезают сырой картофель для тушения и приготовления супов, средними – для приготовления блюда «картофель в молоке» и для тушения, мелкими кубиками нарезают варёный картофель для гарнира к холодным блюдам и для салатов.

Практика (Е.Ю. Перенижко)

Дольки.

Теория (Л.В. Кунакова)

Сырой картофель (некрупный) разрезают пополам и по радиусу режут на дольки, которые используют для приготовления рассольника, духовой говядины, жаренья во фритюре.

Практика (Е.Ю. Перенижко)

Ломтики.

Теория (Л.В. Кунакова)

Варёный картофель мелкого или среднего размера разрезают вдоль пополам, затем ещё раз пополам и шинкуют поперёк на ломтики толщиной 1-2 мм. Крупные клубни разрезают вдоль на брусочки и шинкуют поперёк на ломтики. Используют ломтики для приготовления салатов и винегретов.

Практика (Е.Ю. Перенижко)

Кружочки.

Теория (Л.В. Кунакова)

Варёный или сырой картофель обравнивают, придавая ему форму цилиндра, затем нарезают поперёк на тонкие кружочки толщиной 1,5-2,0 мм. Кружочки сырого картофеля используют для жаренья, а варёного – для запекания рыбы и мяса.

Практика (Е.Ю. Перенижко)

Спасибо, Елена Юрьевна! Теперь, ребята, посмотрите, какие изделия у вас получились. Молодцы, вы справились с заданием! На практике вы закрепите полученные сегодня знания. В помощь я раздам вам памятки «Виды простых форм нарезки картофеля».

А сейчас я предлагаю вам посмотреть, какие есть сложные и художественные формы нарезки картофеля.

Просмотр слайдов.

 IV.  Закрепление изученного материала – устно. Тестирование учащихся (озвученное слайд- шоу «Тест по теме «Формы нарезки картофеля»)

V. Подведение итогов урока.

Ребята, что нового о картофеле  вы сегодня узнали на уроке?

                                                         Ответы учащихся.

А теперь ответьте на вопросы:

- Почему для разных видов блюд используют разные виды нарезок?

- Как режут картофель в рисовый суп и почему?

- Как режут картофель в рассольник, почему?

- Какой формой нужно нарезать картофель для жаренья во фритюре?

VI. Задание на дом. Учебник, электронное учебное пособие  (часть 1, «Картофель»). Повторить из курса товароведения пищевых продуктов виды корнеплодов, пищевую ценность корнеплодов. Творческое задание – составить мини-кроссворды  или кроссворды–«перевёртыши» (с заполненными клетками) по изученной теме.

IV.  Список литературы

  1. Кругликов Г.И. Настольная книга  мастера профессионального обучения.  Москва, издательский центр «Академия», 2006 г
  2. Мухина С.А. , Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.  Ростов–на-Дону, издательство «Феникс», 2004 г.
  3. НовиковаА.М.  Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Учебник для начального профессионального образования. Москва, издательский центр «Академия», 2006 г
  4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г.  Содержание и технология в средних специальных учебных заведениях. Москва,  «Мастерство», 2001 г.
  5. Смирнов И.П. Сборник выступлений участников конференции.   Москва,  НИИРПО, ООО «Агенство «Социальный проект»», 2006 г

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики".

Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики" к конкурсу "Учитель года-2017"...