Педагогическая технология и проблема ее выбора
статья по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
Итоговая работа
(реферат)
По курсам повышения квалификации
по образовательной программе «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»
на тему: «Педагогическая технология и проблема ее выбора»
Выполнила: Позднякова Оксана Григорьевна
МБОУ СОШ № 8 г. Братска
Иркутской области,
учитель английского языка
Челябинск - 2012
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….….3
1.Технологии обучения иностранному языку……………………………….. 5
2.Проблема выбора педагогической технологии в процессе обучения иностранному языку………………………………………………………………7
Заключение ……………………………………………………………………….9
Список использованной литературы …………………………………………..11
Введение
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у школьников комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах. Формы и технологии, используемые для обучения английскому языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые способствуют формированию и развитию:
- поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур;
- способностей обучающихся осуществлять различные виды деятельности, используя английский язык;
- когнитивных способностей;
- готовности к саморазвитию и самообразованию;
- повышению творческого потенциала личности;
Понятие “педагогическая технология” может рассматриваться в трех аспектах:
- научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
- деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
- Основой технологии служит четкое определение конечной цели, которая рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
- Технология, в которой цель определена очень точно, позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
- Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Технологии обучения иностранному языку
Существует большое количество обучающих технологий, которые могут успешно применяться при обучении иностранному языку:
- Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности, которая является необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
- Технология дифференцированного обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности обучающихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал.
- Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания дисциплины на разделы (модули), интегрированные в общий курс.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:
- Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы студентов и направлены на развитие грамматических и лексических навыков.
- Интернет - технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации.
- Технология индивидуализации обучения – помогает реализовывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
- Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку.
- Проектная технология – ориентирована на моделирование социального взаимодействия с целью решения задач, поставленных перед школьниками. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения английскому языку.
- Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.
- Игровая технология – позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление и раскрывая личностный потенциал каждого учащегося.
- Технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.
Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода с использованием перечисленных технологий предусматривает активные и интерактивные формы обучения, такие как деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т.д. Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения.
Проблема выбора педагогических технологий в процессе обучения иностранному языку
Цель обучения английскому языку в настоящее время – это развитие коммуникативных умений и навыков обучаемых, то есть практическое владение иностранным языком. Главную цель подготовки также составляет такое владение иностранным языком, которое позволяет использовать его для устного и письменного общения, как в процессе будущей профессиональной деятельности, так и для дальнейшего самообразования. В совокупности с другими компетенциями иноязычного общения учебная компетенция в дальнейшем даст каждому из выпускников возможность быть успешным в профессиональной сфере и полностью реализовать себя как личность. И задача преподавателя состоит в воспитании личности, способной к общению, к самообразованию. Необходимым для современного процесса обучения иностранным языкам является создание оптимальных условий для того, чтобы сделать этот процесс содержательным, эффективным и интересным для обучаемых. С этой целью преподавателями используются различные методы и приемы, которые помогают активизировать работу обучаемых. Оптимально выбранные технологии позволяют наилучшим образом решать поставленные задачи обучения за отведенное время. Выбор педагогических технологий заключается в поиске условий мотивации, управления обучением и сочетания методов, методических приемов, организационных форм обучения и дидактических средств с ориентацией на индивидуальные особенности личностей обучающихся, а также с учетом творческих возможностей педагога. В целом, основу выбора педагогических технологий для обучения составляют:
- индивидуальные особенности личностей и исходный уровень подготовленности обучающихся;
- отбор видов деятельности, адекватных целям усвоения и возрастному этапу развития обучающихся;
- квалификация педагога.
Технологии обучения иностранному языку должны отвечать нескольким требованиям, а именно:
- целям обучения, то есть развитию компетенций;
- развивать межкультурную коммуникацию, так как обучение иностранному языку – это один из компонентов поликультурного образования и воспитания;
- учитывать перспективное применение изучаемого языка в будущей профессиональной деятельности;
- при выборе нужной технологии преподаватель должен представлять конкретные цели занятия/серии занятий/курса;
- основным требованием, которое обеспечит результативность применяемых технологий, будет учет особенностей контингента обучаемых, специальная характеристика данной целевой группы.
Специфика применения технологий при обучении иностранным языкам заключается в следующем.
- Технология/несколько технологий используются при обучении иностранному языку для организации занятия (технология начала занятия, объяснения нового материала, тренировки изученного).
- В обучении каждому виду речевой деятельности может быть свой «набор» технологий.
- Деятельность преподавателя на занятии может быть описана на языке технологий (технология активизации нового материала, технология исправления ошибок, технология анализа педагогической деятельности и степени достижения целей).
Можно констатировать, что любая технология обладает комплексностью, то есть наличием нескольких приемов обучения, целью применения которых является оптимизация тренировки языкового материала или владения видами речевой деятельности.
Преподаватели нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению гармоничного развития обучаемых с учётом их индивидуальных особенностей.
Заключение
На современном этапе развития общества все больше развивается межкультурная коммуникация. Общение между гражданами различных стран становится все более тесным, следовательно, изменяются требования к образованию. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этих условиях учителю для правильного построения образовательного процесса и, в частности, каждого урока, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения. Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Таким образом, основная цель в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Доктор педагогических наук, Е.С. Полат считает, что задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Необходимо отметить, что при выборе технологии обучения нужно учитывать не только собственные предпочтения, а, прежде всего, следует ориентироваться на возраст, способности, интересы и психологические особенности обучаемых. Ориентируясь на них, педагог может выбрать наиболее приемлемый и результативный метод.
Выбор технологии каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. На определение технологии обучения иностранным языкам обязательно скажутся, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого учителя.
Использование новых технологий в обучении иностранным языкам, несомненно, несет в себе огромный педагогический потенциал, являясь одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс [7,117].
Список использованной литературы
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе [Текст]/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова - Москва,2000. - 72 c.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова - Москва,2000. – 69 c.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Е.С. Полат Москва, 2000.- C.3-10.
- Полат Е.С. "Обучение в сотрудничестве". // "Иностранные языки в школе" №6 2001.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е.И. Пассов – Москва: Просвещение, 1988. C.13-41
- Резницкая Г.И. Психолого-педагогические аспекты развития автономии учащихся и освоение иноязычной культуры//Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. Сборник научн. трудов МГЛУ. Вып. 461. М.:МГЛУ, 2001. С. 5-11.
- Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. – М.: Филоматис, 2008. – 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии на занятиях курса по выбору " Удивительные секреты головного мозга"
"Удивительные секреты головного мозга " - авторская программа , разработана для 9 - го класса....
Здоровьесбережение как основной критерий выбора педагогической технологии
Презентация на тему "Здоровьесбережение как основной критерий выбора педагогической технологии"...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогическая технология и проблема ее выбора
Одним из нововведений в нашем образовательном процессе явилось применение педагогических технологий. Сегодня педагогические технологии становятся частью современного образовательного процесса, помогаю...
Доклад на тему:"Выбор образовательной программы, педагогических технологий -залог успешного обучения учащихся"
Из опыта работы: образовательная область "Технология" является необходимым компонентом общего образования школьников, формированием трудовой и технологической культуры школьников, системы технологичес...
Обоснование выбора педагогических технологий
Обоснование выбора педагогических технологийТехнология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология &nd...
Выбор педагогических технологий при реализации ФГОС в старшей школе
Использование адекватных языковых средств в речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений. Использование метода case-study , позволяющим применить теоретические знания к решению практиче...