Программа и тематическое планирование кружка "Юный юрист"
рабочая программа по теме

Данная программа разработана и выполнена в первом году обучения.  Так как группа кружка формируется из разновозрастных  учащихся (5-11 кл.), каждая возрастная подгруппа занимается по групповым образовательным маршрутам, все учащиеся имеют индивидуальный образовательный маршрут.

Итоговая работа нашего кружка  -ежегодное  участие в муниципальном этапе акции "Я - гражданин России". В 2013 учебном году мы представляли проект "Наш двор- мы хозяева в нем!", который бал отмечен благодарностью управления образования Киржачского района Владимирской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №7

КРУЖОК "ЮНЫЙ ЮРИСТ"

  • Программа кружка (на три учебных года)
  • Тематическое планирование занятий

  • 2012-13 учебный год
  • 2013-14 учебный год
  • 2014-15 учебный год

Руководитель кружка: Гонышкова О.Г.

 

МБОУ СОШ №7 города Киржача

"Согласовано»

"01".09.2012 г.     Зам. директора

 по воспитательной работе:

_______________________

Е.Н. Ивченко

Программа кружка правовой культуры "Юный юрист"

Возраст детей: от 10 до 15 лет. Срок реализации программы: 3 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Данная программа рассчитана на учащихся 1 15 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры учащихся как сплава знаний, умений. навыков с убежденностью.

К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах. упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.

Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества. Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением

от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влиянии на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением. Именно на решение этих задач и направлена данная программа.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: правовое просвещение учащихся Задачи:

1.      Познакомить учащихся с с Конституцией РФ, основами гражданского и семейного права, другими важными законами нашего государства, с номами поведения, принятыми в обществе.

2.      Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.

3.      Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.

4.      Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.

5.      Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности. нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Проводится занятия - 2 раза в неделю, по одному учебному часу. Наряду с теоретическими проходят практические занятия по изучению документов, выступления ребят на классных часах, по школьному радио, дети участвуют в конкурсах, в том числе акции «Я - гражданин России»,   и проектной деятельности. Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами, индивидуально.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(первый год обучения )

 68 час.

2012-13 учебный год.

Тема занятия                                        

Кол - во             часов

Дата проведения

Введение. Зачем нам необходимо знать законы?Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-
патриотических качеств личности воспитанников)

2

05.09, 07.09

Что такое вина? Что такое ответственность?

2

12.09,14.09

Виды юридической ответственности.

2

19.09,21.09

«Я - игра» (по подгруппам).

2

26.09, 28.09

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся        поведению»

2                      

03.10 , 05.10

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся        поведению»

2

 10.10, 12.10

О правопорядке.

2

17.10 , 19.10

Правонарушения и преступления                                                      

2

24.10, 26.10

Взыскания и наказания.

2

31.10,  07.11

Встреча с участковым. Обзор событий в районе.

2

15.11. 13.11

Викторина «Я - гражданин» (по группам)

2

22.11 24.11

Викторина «Я - гражданин». (6-7 кл.)

2

29.11, 01.12

Судебное разбирательство. Разгадывание кроссворда.

2

 06.12 08.12

Правовая игра «Большой круг».

2

13.12, 15.12

Встреча с социальным педагогом.

2

20.12,22.12

«Дети и терроризм» - беседа.

2

10.01. 12.01

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

2

 17.01,19.01

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

2

23.01.25.03

Российское гражданство. Правоспособность и        2                        
дееспособность гражданина РФ.

2

30.01,01.02

Конкурс газет: «Есть выбор - жизнь без наркотиков».

2

06.02, 08.02

Конференция «О наркотиках с разных сторон»                          

2

13.02,15.03

Конференция «О наркотиках с разных сторон»

2

20.02.22.02

Кто я? Какие мы?

2

27.02,01.03

О человеческом счастье.

2

06.03

Человек- кузнец своего счастья.

2

13.03,15.03

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

2

20.03, 22.03

Царство Закон.

2

27.03,29.03

Царство беззаконие.

2

03.04, 05.04

Закон для нас. Закон внутри нас.

10.04  12.04

Я и мы.

2

17.0419.04

Я и мы. Игра.

2

21.04, 03.05

Жизнь дается один раз.

2

08.0510.05

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права

2

14.05 16.05.

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».        

2

21.05 23.05

Всего

68 час.

Ожидаемый результат:

 За первый год занятий кружка учащиеся должны:

- знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

- усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и   порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел. прокуратуры, адвоката, нотариуса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(второй год обучения )

68 часов.

2013-14 уч. год.

Тема занятия                                    

Кол -- во час.            

Дата проведения

 Введение. Анкетирование. Тренинг групповой работы.

2

04.09, 06.09

«Власть и порядок в обществе». Практикум по теме.                          

2

11.09, 13.09

«Гражданин и собственность» (о гражданском праве).

 Практикум по теме

2

18.09, 20.09

Основы потребительских знаний.

 Интеллектуальная        
игра «5x5».

2

25.09, 27.09

Основы потребительских знаний. Интеллектуальная        1
игра «5x5».

2

02.10. 04.10

 «Преступления и наказания» (Об уголовном праве). Практикум.

2

09.10, 11.10

Викторина «Знаем ли мы законы?»      

2

16.10, 18.10

Викторина «Знаем ли мы законы?»      

2

23.10, 25.10

Экскурсия в РОВД

Виртуальное путешествие "Петровка-38".

2

30.10, 01.11

Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по        
делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др.

2

06.11, 08.11

Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия).

2

13.11, 15.11

 Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей».

2

20.11, 22.11

Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей».

2

27.11,29.11

Встреча с инспектором по охране прав детства.

2

04.12

«Социальная защита и социальное обеспечение детей -
инвалидов».

2

11.12, 13.12

«Жилищный кодекс РФ» - основные статьи.

2

18.12,20.12

 Брейн-ринг «Жизненный компас молодежи».

2

25.12

Конвенция ООП о правах ребенка. Основные статьи

2

08.01,10.01

  «Мы и наши права» - устный журнал (но материалам        
Конвенции ООН о правах ребенка).

2

15.01,17.01

 «Мы и наши права» - устный журнал (по материалам        Конвенции ООН о правах ребенка).              

2

22.01,24.01

Жизнь в неволе (рабство).        

2

29.01,31.01

Закон - один для всех

2

04.02,06.02

Мой дом - моя крепость.        

2

11.02,13.02

Честь и репутация

2

18.02,20.02

Свобода выбора: где жить и с кем жить.

2

25.02, 27.02

Дети под защитой государства.

2

04.03, 06.03

Дом. в котором я живу

2

11.03,13.03

 Беда может случиться с каждым

2

18.03, 20.03

Охрана здоровья.

2

25.03

Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение»

2

02.04,04.04

  «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» -        
ток-шоу.

2

09.04, 11.04

 «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?)
ток-шоу.

2

16.04,18.04

 Правовая игра «Умники и умницы»        

2

23.04, 25.04

Практические занятия, выступления по классам и на детской площадке.

6

06.05, 08.05,

13.05, 15. 05, 20.05, 22.05.

Всего 68 час.

 Ожидаемый результат. За второй год занятий в кружке учащиеся должны:

- знать современные правовые системы, понятие и принципы правосудия, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; основные юридические профессии; формы социальной защиты и социального обеспечения;

- объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий;

- уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(третий год обучения)

2014-15 учебный год.

Тема занятия                                          

Кол - во       часов      

Дата проведения

«Могут ли  быть права без обязанностей».  Круглый
стол.

2

Уголовная ответственность несовершеннолетних» - беседа, п/з.

2

Деловая игра «Квартет».

2

Декларация ООН о правах человека.

2

«Свободный человек в свободном мире» - диспут

2

 «Свободный человек в свободном мире» - диспут (в классе).

2

«Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних.

2

«Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и        
обязанности несовершеннолетних.

2

Конституция - договор между гражданами. Основные        
статьи.

2

10.

«Основы правового статуса человека и гражданина по        
российскому законодательству» - круглый стол
(групповое обсуждение правовых норм).

2

11

«Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм).

2

12

Правительство. Структура власти. Структура        .        2
государства

2

13

Деловая игра «Мы - законодатели».

2

14

Трудовой кодекс РФ. Основные статьи

2

Дискуссия «Право на труд: миф и реальность».

15

Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право,        
гражданское право, административное право, уголовное
право. Конституция РФ. право и свободы человека).

2

16

Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право.        2
гражданское право, административное право, уголовное
право, Конституция РФ, право и свободы человека).

2

17

Основы правовой культуры - тренинг.

2

18

Учебная игра «Правовой статус ребенка».

2

19

Практикум «Мы устаиваемся на работу»      

2

20

Устный журнал «Права и дети» (подготовка к выступлению по классам).

2

21

Устный журнал «Права и дети».

2

22

Нужны ли любовь и внимание.

2

23

Право на семью.

2

24

Дети нуждаются первоочередной помощи

2

25

Давайте понимать друг друга с полуслова

2

26

Один за всех и все за одного.

2

27

Как научиться быть ответственным за свои поступки

2

28

Практикум «Я к вам пишу...» (правильность        
составления необходимых официальных документов).

2

29

Практикум «Я к вам пишу...» (правильность        
составления необходимых официальных документов).

2

30

Итоговые диагностики - уровень патриотических и        
гражданских качеств личности, уровень воспитанности,
диагностика склонности к отклонению в поведении.

2

31

Итоговые диагностики - уровень патриотических и        
гражданских качеств личности, уровень воспитанности,
диагностика склонности к отклонению в поведении.

2

32

«Кто станет магистром права?» правовая игра (подготовка).

2

33

«Кто станет магистром права?» правовая игра  с командой школы.

2

34

Итоговое занятие, «выпускной вечер» кружка.

2

.

Всего 68 час

Ожидаемый результат

В результате реализации программы должна быть решена задача правового воспитания; формирование умений, навыков и привычек правомерного поведения. Учащиеся должны:

- знать основные правовые документы нашей страны по названию, изданию или авторству, уметь ориентироваться в поиске необходимого документа для получения представления о содержании по интересующему вопросу;

- объяснять взаимосвязь различных правовых документов с международным правом и Конституцией страны, развить гипотезу о перспективах развития правового поля нашей страны и месте и роли граждан;

- уметь приводить примеры и строить гипотезу об ответственности и порядке получения защиты в плоскости различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров.

Учитель:                                                                     Гонышкова О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование 11 класс

Рабочая программа и тематическое планирование 11 класс .УМК под редакцией В.Г.Тимофеева.Up&Up 11/...

Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.

Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...

Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01

Рабочая программа и  тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации  + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование  по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 9 кл 2 часа( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и теметическое планирование по химии 9 кл 2 часа ( по программе О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС ( по программе О.С.Габриеляна)...