Методика работы над выразительным чтением
материал по теме
Методика работы над выразительным чтением
1. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения.
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnoe_chtenie_doklad_2_tr.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над выразительным чтением
1. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения.
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:
1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.
2. На доске записано предложение:
Скоро наступит жаркое лето.
Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
3. Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.
Серебряный туман пал на окрестность.
Я награжу тебя.
Ручьи слез покатились по бледному лицу.
4. На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Тот герой, кто за Родину горой.
Честный труд – наше богатство.
Больше дела – меньше слов.
Упустишь минуту – потеряешь часы.
5. Учитель просит учащихся прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае.
Например, чтение данного предложения предполагает такое размещение в нем логического ударения:
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учитель задает следующие вопросы:
Когда читали учащиеся повесть Пушкина?
Кто читал сегодня повесть Пушкина?
Что делали сегодня учащиеся?
Что читали учащиеся сегодня?
Чью повесть читали учащиеся сегодня?
7. Учитель раздает учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения.
Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений.
Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Например:
1. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных
Как обрадовали | его успехи отца!
Как обрадовали | его успехи | отца!
Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
Я остановился в недоумении, | оглянулся.
Я остановился, | в недоумении оглянулся.
2. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
3. Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.
Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
2. Значение интонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному чтению
Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Интонационные речевые средства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.
Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.
1. Логическое ударение – выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.
2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.
3. Темп и ритм чтения. Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется, иначе при чтении могут возникать ошибки.
4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая или психологическая, которая определяется содержанием и нашим к нему отношением.
5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полного или частичного анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона: читать весело или грустно. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможет разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.
Для формирования выразительного чтения ученики должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.
Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяют следующие: умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, а также его героев, автора; умение представлять в своем воображении картины, события, лица на основе так называемых «словесных картин»; умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним свое определенное от- ношение; умение определять задачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и читателя.
Выявление задачи чтения связано с пониманием подтекста. Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения (например, стихотворения) или понять состояние героя включает в себя определенные микроумения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. умение определять свое отношение к герою, отношение к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.
Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается, так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения. Поскольку умение осознавать задачу чтения для учащихся начальной школы сложно, процесс овладения им в начальных классах не завершается.
Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей. Эти умения формируются с помощью такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста («видение текста»), и развития у учеников определенного отношения к прочитанному. Необходимо учить давать оценку героям, их поступкам, событиям, что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст и улавливают подтекст.
Так, чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание текста, уметь выбрать в соответствии с предлагаемой темой отрывок текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить «краски»), представить ее мысленно, затем сверить с текстом (проверяя себя) и, наконец, нарисовать ее словами. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста. Задания могут выполняться как коллективно, так и самостоятельно.
В обучении выразительному чтению можно использовать памятку, которая создается самими учащимися (Приложение 3).
Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Например:
а) Упражнение «Прыжок»:
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться (рисунок 1).
Рисунок 1. Упражнение «Прыжок»
б) Упражнение «Поход»
Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх:
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
в) Упражнение «Пещера»
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.
Выразительному чтению можно и нужно обучать школьников не только в начальной и средней школе. В старших классах работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая параллельно на уроках чтения и письма работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха.
3. Примерный план урока по выразительному чтению
Тема урока: работа над двумя стихотворениями об осени: И. Бунин «Листопад», А. Фет «Ласточки пропали...».
Цель урока: обучение детей умению рисовать словом картины, передавать в чтении подтекст и общаться со слушателями.
План урока:
1. Выполнение упражнений по технике речи.
2. Произношение отдельных предложений с разными намерениями.
3. Разбор и чтение отрывков из стихотворения И. Бунина «Листопад» (на материале отрывка учащихся учатся умению находить и передавать элементы подтекстового содержания).
4. Разбор и чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали...» (на материале этого стихотворения углубляется умение вникать в подтекстовое содержание и передавать его в устном слове).
Ход урока:
Урок начинается с упражнений по технике речи. Сначала выполняются упражнения по тренировке дыхания, а затем - тренировке дикции. Произношение отдельных предложений с разными намерениями (подтекстами).
На доске пишется предложение:
«Ну, уж и денек был!»
Учитель. Прочитайте это предложение с двумя разными намерениями: а) Вы хотите сказать, что день был очень хороший: стояла теплая погода, весь день светило солнце, вы отдыхали на берегу озера, купались, ловили рыбу. б) Вы хотите сказать, что день был плохой; все время шел дождь, было слякотно, вы не выходили из палаток. «Скука!» Кое-как дождались автобуса и к вечеру уехали домой. «Зря приезжали на озеро».
На доске пишется предложение «Уж наступила осень». Прочитайте это предложение с двумя различными намерениями.
а) Вы радуетесь тому, что наступила осень (нет жары и зноя; в лесу стало красиво: стоят золотые березы и багряные осины; вы пришли в школу, встретились с товарищами, с которыми не виделись целое лето).
б) Вы не рады осени (улетели птицы, вода в речке стала холодная, нельзя купаться, дни стоят пасмурные).
Можно сделать так, чтобы одни ученики произносили предложения в первом варианте, другие во втором, можно и так: чтобы некоторые из учеников произносили каждое предложение в двух вариантах.
Учитель. Сейчас у нас осень. Вы бываете в лесу. Скажите, какие картины вам больше запомнились, показались, красивыми, что вы особенного заметили в лесу?
Ученики. Я видел, как гора пожелтела. Желтая, желтая вся.
- А я заметила: березы стоят золотые, а рядом сосенки зеленые.
- А мы у речки были, вода холодная, а у берега кусты желтые и красные.
- А мне понравилось, как дорога была засыпана листьями.
Учитель. Да, ребята, осенью природа бывает очень красивой. Хорошо, что вы это заметили. А теперь посмотрим, как описывает осень поэт. Разбор и чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад». На листе бумаги вывешен текст.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной...
Учитель. Прочитайте внимательно стихотворение про себя, постарайтесь увидеть в своем воображении картины осени, которые нарисовал поэт (для чтения отводится 2-3 минуты). Мы знаем, что одно и то же предложение, например «Уж наступила осень», можно прочитать с разными намерениями: в одном случае сказать, что осень нам нравится, в другом - не нравится. А можем ли мы прочитать с разными намерениями это стихотворение?
Ученики. Нет, не можем.
Учитель. Почему?
Ученики. А тут же написано, что лес красивый, что в лесу хорошо.
- Красиво кругом... поэтому нравится.
Учитель. Правильно. Мы можем только с одним намерением прочитать стихотворение; картина нам нравится. Так ее нарисовал поэт. По-другому мы читать не можем.
Теперь будем читать вслух. Но прежде я хочу познакомить вас с одним правилом. Когда вы читаете текст про себя, то вы читаете его для себя: вы хотите понять, о чем говорится в произведении, хотите представить картины, которые там нарисованы, людей, о которых рассказывает автор, и т. д. А вот когда вы читаете вслух, в классе, то вы уже читаете для тех, кто вас слушает. Вы рисуете слушателям картины, изображенные автором, рисуете так, чтобы слушающие увидели их и правильно оценили. Читая это стихотворение, надо постараться так описать лес, чтобы слушающие хорошо его себе представили, поняли, что он очень красив и вам нравится.
Как это сделать? А сделать это можно так. Вот, например, когда вы с ребятами гуляете по лесу и вдруг найдете красивый цветок, то не только сами любуетесь им, но хотите, чтобы и другие полюбовались, показываете его и говорите: «Посмотрите, какой красивый цветок!» Или, например, когда увидите красивую поляну, то обращаете внимание и других на нее, вам хочется, чтобы и другие увидели, как она хороша. Вы говорите: «Посмотрите, какая чудесная поляна, сколько здесь цветов, как они хорошо пахнут».
Читая стихотворение, вы можете сделать то же самое: поделиться со слушающими своими впечатлениями, мыслями, чувствами. Вот, например, вы читаете строчку: «Лес, точно терем расписной», вы представили лес, похожий на расписной терем, вам понравилось такое сравнение, и у вас, конечно, появилось желание поделиться со слушателями своим впечатлением, и тогда слова поэта вы произнесете, обращаясь к слушателям с мыслью: «Посмотрите, как это красиво!».
Подумайте сами теперь, как надо произнести вторую строчку. Ученик. Я прочитаю ее так, будто показываю: «Вот лиловый лес, а вот - золотой, а там - багряный».
Учитель. Правильно. Прочитай так, как ты сказал.
Ученик читает. Могут еще два-три человека прочитать.
Учитель замечает: надо не только «показывать», но при этом так произносить слова, чтобы все поняли, что вам очень нравятся эти краски, что вы любуетесь ими.
В стихотворении говорится, что «лес стоит над светлою поляной». Как вы думаете, чтобы увидеть весь лес и поляну, над которой он стоит, откуда его можно наблюдать: близко или далеко?
Ученик. Надо подальше отойти, тогда можно увидеть весь лес. Учитель. Правильно. Вот так, представляя всю картину - и лес, и поляну, прочитайте первые четыре строчки.
Читают два-три человека.
Учитель. Прочитайте про себя вторую и третью часть стихотворения и скажите: чтобы увидеть картину, нарисованную в этих частях стихотворения, где надо быть: далеко от леса или в самом лесу?
Ученик. Надо в лесу быть. Здесь говорится: «Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой», это у них листья хорошо видны, а издалека листья не увидишь.
Учитель. А что такое лазурь?
Ученик. Это цвет такой голубой, это - небо.
Второй ученик. «Просветы в небо» можно только в лесу увидеть. Это когда стоишь и смотришь вверх, и небо видно между листьев.
Третий ученик. Здесь говорится: «Лес пахнет дубом и сосной». Это когда в лес войдешь, тогда можно заметить, что он пахнет.
Учитель. Вот видите, какая красота открылась, когда мы подошли ближе к лесу, вошли в него. Мы увидели, что и листья блестят желтою резьбой на ярко-голубом небе, и елочки, как вышки, темнеют, и просветы в небо видны, как оконца. Прочитайте эти части стихотворения, как бы обращаясь к слушателям с такой мыслью: «А лес еще красивее, если подойти к нему поближе, войти в него. Посмотрите, какие на березах листья, какие елочки стоят. Как хорошо пахнет в лесу!» Читают один-два человека.
На дом дается задание: выучить стихотворение наизусть и подготовить его выразительное чтение.
Упражнения для развития дыхания
1. Распределите правильно дыхание. Глубокий вдох через нос - спокойный выдох до конца, без перерыва чтения. Жжжжж; сссссс; рррррррр; шшшшшш; ммммммм |
2. Поставьте на стол 10 заженных свечей. Потушите свечи: а) отдельно каждую; б) все сразу. |
3. Прочитайте текст: вдох – выдох – пауза – вдох – выдох – пауза. Паузы обозначьте так: /. Лисица позвала журавля на обед / и подала похлебку на тарелке. / Журавль ничего не мог взять своим носом, / и лисица всё съела сама. (Л. Толстой). |
4. Прочитайте стихотворение. Сделайте паузы после первой и второй строки. Третью и четвертую прочитайте без пауз. Я вошел в тенистый бор / И увидел мухомор, / Сыроежку, зеленушку, Розоватую волнушку! (Ю. Могутик) |
5. Прочитайте на одном дыхании: Жил-был не царь, не король, не геройский герой, а жил-был мальчик. (Э. Мошковская) |
6. Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз. Заваривши кашу, / масла не жалеют; / Начав дело, / не останавливаются. На дворе трава, на траве дрова; Не руби дрова на траве двора. |
7. (через 30 - 40 минут после еды) И. П. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счет 1 – 5 (про себя) - глубокий вдох. На счет 1 – 3 (про себя) - задержка дыхания. На счет 1 – 5 (про себя) - выдох. |
8. И. П. то же На счет 1 - 2 (про себя) - глубокий вдох. На счет «раз» - задержка дыхания. Плавный счет от 1 до 10, от 1 до 15, 20, 25, 30 - выдох. |
9. И. П. то же На выдохе - пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Как у горки на пригорке (добор воздуха) стоят тридцать три Егорки (На выдохе идет счет от 1 до 33). Раз Егорка, два Егорка… |
10. И. П. то же На счет 1 – 3 (про себя) - глубокий вдох. На счет «раз» - задержка дыхания. Медленный плавный выдох на звуках -ф-, -с-, -ш- (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки беру разные. |
11. «Проколотый мяч». Представить, что в руках большой мяч, но он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух (звук -с-) Нажимать на мяч нужно мягко, без усилий |
Памятка
«Как разучить скороговорку»
1. Прочитай скороговорку медленно |
2. Подумай, о чем говорится в скороговорке |
3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется |
4. Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её |
5. Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее |
6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе |
7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку |
8. Выдели самое главное голосом, интонацией |
Чистоговорки, скороговорки |
1. Читайте медленно, с паузами. Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет. Осип охрип, / а Архип осип. Как у горки на пригорке / Жили тридцать три Егорки. |
2. Читайте быстро, без пауз. Поезд мчится скрежеща: Же – че – ща; Же – че – ща; Сыворотка из-под простокваши. Улов у Поликарпа - три карася, три карпа. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. На дуб не дуй губ, /Не дуй губ на дуб. |
3. Ра-Ра-Ра - начинается игра ры-ры-ры - у мальчиков шары ро-ро-ро - у нас новое ведро ру-ру-ру - продолжаем мы игру ре-ре-ре - стоит домик на горе ри-ри-ри - на ветках снегири ар-ар-ар - кипит наш самовар ор-ор-ор - созрел красный помидор Ир-ир-ир - мой папа командир Арь-арь-арь - на стене висит фонарь Са-са-са - в лесу бегает лиса Со-со-со - у Вовы колесо. |
Памятка
«Как подготовиться к выразительному чтению»
1. Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора |
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы) |
3. Мысленно представь их себе |
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения) |
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон |
6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, совсем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними |
7. Прочитай текст выразительно |
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»...
Контрольная работа Тема: «Формирование навыка выразительного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья в СКО школе-интернате VIII вида»
Цель моей работы: показать, что развитие навыка выразительного чтения является частью коррекционной работы общего раздела «Развитие речи детей с нарушением ин...
Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения.
Чтение-как вид речевой деятельности. Методы работы....
Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....
Работа над выразительностью чтения учащихся 5 – 9 классов с нарушением интеллекта.
Cистема планирования специальных упражнений, для выработки навыков выразительного чтения, постепенно даёт свои положительные результаты, оказывает стимулирующее влияние на работу учащихся, навыки выра...
О методике выразительного чтения в школе по системе К.С.Станиславского
Сложный процесс формирования гармонически развитой личности неизменно включает совершенствование чувственной природы человека. Авторы многих публикаций, появившихся в связи с реформой школы, упоминают...
Выразительные возможности и особенности выразительного чтения
Выразительные возможности и особенности выразительного чтения...