Работа над выразительностью чтения учащихся 5 – 9 классов с нарушением интеллекта.
учебно-методический материал на тему

Егорова Елена Николаевна

Cистема планирования специальных упражнений, для выработки навыков выразительного чтения, постепенно даёт свои положительные результаты, оказывает стимулирующее влияние на работу учащихся, навыки выразительного чтения текста у обучающихся улучшаются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа  над выразительностью чтения учащихся

5 – 9 классов с нарушением интеллекта.

Выработка навыка выразительного чтения у обучающихся способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

Работа над выразительным чтением проводится в той или иной степени на всех этапах урока. Она имеет место и при подготовке к восприятию текста, и при первичном восприятии произведения, и при анализе литературного произведения.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи.

В старших классах коррекционной школы не отводится специальных уроков для развития и совершенствования навыков, связанных с общей техникой речи и навыков, связанных с произносительной культурой речи. Для развития таких навыков  я включила в уроки чтения речевую разминку. Этот этап урока занимает немного времени.

На речевой разминке учу правильно управлять дыханием, подбирать нужный темп и ритм чтения, правильно устанавливать логическое и фразовое ударение, пользоваться логическими и психологическими паузами, правильно использовать свойства голоса, выбирать нужную интонацию.

Тексты для работы беру из учебников чтения или других источников.

Материал по выработке у учащихся навыков выразительного чтения, связанных с произносительной культурой речи и навыков, связанных с общей техникой речи разделила на четыре группы:

  1. Работа над общей техникой речи.

Упражнения для чётного произношения звуков, слов, фраз, коррекция дикции, работа над дыханием.

Задача данных упражнений состоит в том, чтобы развить у учащихся фонетическую чёткость. Здесь использую загадки, заклички, народные припевки, пословицы, поговорки, стихи  (приложение 1).

Для выработки хорошей дикции применяю скороговорки.

Главное правило — не скорость произнесения, а четкость. Скорость можно наращивать постепенно.

В начале работы над скороговоркой учащиеся знакомятся с памяткой.

 Памятка «Как разучить скороговорку»  (приложение 2).

Сначала работа по произношению идёт медленно. Материал многократно повторяется, отрабатывается каждое слово. Постепенно речевой аппарат приучается выполнять это упражнение, темп проговаривания увеличивается. Когда скороговорка отработана, провожу соревнование между учащимися « Кто быстрее и без ошибок произнесёт скороговорку?»

  1. Работа над интонацией.

Упражнения для развития следующих компонентов:

тона голоса, силы голоса, тембра высказывания, ритма речи, темпа речи (убыстрение замедление).

Работа над паузами, мелодикой тона (повышение и понижение голоса), логическим ударением.

В V классе мы работаем с простым предложением и используем стихи, в которых пауза подчеркивается преимущественно концом строки. Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объем строки (предложения 2), воспитывается в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения.

Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи. Быстрое чтение или медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Но в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться соответственно содержанию.

Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Надо приучать школьников при выборе ритма исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.

Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Голос понижается в конце повествовательного предложения. Повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире.

Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полного или частичного анализа произведения. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможем разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения.

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.

Огромную роль в чтении играют паузы.

Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность (приложение № 3).

3. Чтение предложений

Упражнения для выработки умений и навыков в выразительном чтении предложений с разной интонацией.

Выразительное чтение распространенного предложения, предложения с однородными членами, переданного в прозе и в стихах.

Выразительное чтение сложного предложения ( проза Тургенева, Горького, Гоголя, Толстого)

Упражнения для выработки умений и навыков в чтении предложений с разной интонацией:

Повествовательное предложение (на доске записано предложение )

В нашей школе сегодня будет дискотека.

  1. Прочитать предложение с логическим ударением на слове «школа», обозначить паузу.

Внимательно прослушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса учителя. ( При чтении голос учителя сначала повышается, а потом понижается.) Изменение голоса учителя на схеме иллюстрируется стрелками.

В нашей школе / сегодня будет дискотека

  1. Прочитать предложение еще раз, но уже с логическим ударением на слове «сегодня». На доске обозначается логическое ударение и пауза

В нашей школе сегодня / будет дискотека.

Предложение прочитывается повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. После этого два предложения сравниваются.

В нашей школе/ сегодня будет дискотека.

В нашей школе сегодня / будет дискотека.

В повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение её вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Перелом в движении голоса происходит на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого делается пауза. Повышение и понижение голоса связано с логическим ударением и паузой.

Вопросительное предложение.

Завтра будет футбол?

По знаку в конце предложения определить, какое оно по интонации. Вспомнить, что в вопросительном предложении следует о чем-то спрашивать, узнавать, выяснять.

Прочитать предложение, сделав логическое ударение на слове завтра и проследить за движением голоса. Схематически это задание показывается на доске, на схеме стрелками показано повышение и понижение голоса.

Завтра будет футбол?

Это же предложение прочитывается с логическим ударением на слове «будет», а затем на слове «футбол». Устанавливается движение голоса и задание оформляется графически.

Из сравнения предложенных схем делается вывод о том, что вопросительное предложение произносится с понижением голоса к концу его.

Восклицательное предложение.

Ко мне сегодня придут гости!

По восклицательному знаку устанавливается, что это предложение восклицательное. Учащиеся вспоминают, что восклицательное предложение выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние и т.д.).

Прочитать предложение с выражением радости и с логическим ударением на слове «сегодня».

Прочитать предложение с логическим ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, досады. Оба задания оформляется графически на доске, при этом отмечаются логическое ударение, пауза, повышение и понижение голоса.

Ко мне сегодня/ придут гости! (радостно, громко)

Ко мне сегодня/ придут гости! (огорченно, тихо)

После выполнения задания проводится сравнительный анализ.

При проведении анализа учитель обращает внимание учащихся на то, что восклицательная интонация очень богата и разнообразна.

Восклицательная интонация позволяет передать не только радость, любовь, гордость, восхищение, торжество, счастье и ликование, но и гнев, страх, озлобление, ненависть, разочарование, горе и бешенство.

Следовательно, интонация восклицательных предложений в зависимости от ситуации бывает различной. Для того, чтобы помочь описать своё настроение, эмоциональное восприятие, можно использовать карточки со словами, описывающими палитру эмоций от негативных до восторженных.

На первых порах возможно условное разделение на три группы, которые также обозначаются символами:

  • печаль, грусть, разочарование, горе, скорбь, волнение,
  • равнодушие, спокойствие, безразличие
  • восторг, радость, удовольствие, наслаждение, гордость

Чтение предложений.

В 5 - 6 классе работаем над понятием части, абзаца и в связи с этим внимание к переходам: от громкого чтения - к более тихому, от медленного - к более быстрому, от поднятого голоса - к голосу спущенному.

В 6 и 7 классам работаем над произнесением распространенного и сложного предложения, переданного в прозе и в стихах.

В 7 классе необходимо повторять и закреплять приобретенные, но не окрепшие еще навыки в области выразительного чтения.

В 8 - 9 классах работаем над выразительным чтением распространенного предложения, предложения с однородными членами, переданного в прозе и в стихах, выразительным чтение сложного предложения ( проза Тургенева, Горького, Гоголя, Толстого). Чтение такого вида предложений позволяет работать над общей техникой и выразительным чтением текста. Внимание учащихся обращается на все знаки препинания, делаются пометки для правильного чтения. Материал отрабатывается и проводится конкурсное чтение.

4. Чтение стихотворных текстов.

При подготовке к выразительному чтению стихотворений идёт поиск нужной интонации (темпа, силы голоса, мелодии речи, расстановка пауз, постановка логического ударения). Провожу специальные индивидуальные занятия с учащимися, которые готовятся к конкурсам чтецов. Ученики 5-6 классов всегда активно принимают участие в конкурсах, подготовке школьных линеек, праздников. Поэтому я даю стихи всем учащимся этих классов, а учащимся 8-9 классов по желанию. С каждым читающим отрабатывается чтение стихотворений индивидуально. Эта работа требует большого количества времени ,но даёт положительные результаты. Первая удача служит действенным стимулом для дальнейшей работы, в процессе которой будут совершенствоваться умения в области выразительного чтения, развиваться эстетические и нравственные чувства учащихся.

Проанализировав работу в данном направлении пришла к выводу, что система планирования специальных упражнений для выработки навыков выразительного чтения постепенно даёт свои положительные результаты, оказывает стимулирующее влияние на работу учащихся, навыки выразительного чтения текста у обучающихся улучшаются.

Приложение 1.

Речевой материал для развития чёткого произношения

Загадки:

1.Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый (гребешок)

2.Две сестрички,

Две плетёнки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять –

Их надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять (варежки)

3.Для меня резинка, братцы,

Лютый враг!

Не могу я столковаться

с ней никак.

Сделал я кота и кошку –

Красота!

А она прошлась немножко –

Нет кота!

С ней хорошую картинку

Не создашь! –

Так во всю ругал резинку …(карандаш)

4.Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы

Нет под шапкой головы (гриб)

5.Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

круглые ребятки (горох)

Приложение 2

Речевой материал для выработки хорошей дикции

Памятка «Как разучить скороговорку»

1.Прочитай скороговорку медленно.

2.Подумай, о чём говориться в скороговорке.

3.Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук или сочетание звуков повторяется много раз.

4.Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.

5.Теперь повтори скороговорку шёпотом, несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.

6.Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе .

Скороговорки:

1.Бык тупо губ.

Тупо губенький бычок.

2.Привёз Пров Егорке во двор дров горку.

3.На дворе трава, на траве дрова;

Не руби дрова на траве дрова.

4.Слыхали бобы о грибах,

Пошли бобы по грибы.

А грибы забрались под дубы.

И остались бобы на бобах.

5.Ходит Люба

Возле дуба,

Нам глядеть

На Любу любо.

Прислонилась

Люба к дубу,

Любо нам

Глядеть на Любу.

Пословицы:

Умный человек говорит своими делами, глупый болтает языком.

Речи, как мёд, а дела как полынь.

Всякий мастер по – своему смастерит.

Завистливый от зависти погибает.

Шути шутки осторожно, а то в беду попасть можно.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Ученье лучше богатства.

Стихи:

На реке большая драка:

Поссорились два рака.

Рак пятится от рака

Четвёртый час подряд.

Хотят другие раки

Подраться в этой драке,

Но тоже почему- то

Все пятятся назад. (Р.Сэф)

Дождь на лужах

Ставит точки.

Мол, тепло кончается.

Словно ласточки

Листочки

Улететь пытаются.

Ходит дождь по переулку

И до самой темноты

Приглашает на прогулку

Сапоги, плащи, зонты.

Приложение 3.

Упражнения для развития умений правильно, точно делать логические ударения.

Упражнение 1.

На доске записано следующее предложение:

Сегодня ученики читали басню Крылова.

Прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка. Для этой цели дополнительно учащимся задаются следующие вопросы:

1. Кто читал сегодня басню Крылова?

2. Что читали учащиеся сегодня?

3. Что делали сегодня учащиеся?

4. Чью басню читали учащиеся сегодня?

Упражнение 2.

На доске записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым произведением. Прочитать пословицы, соблюдая логические ударения. Например:

Всему своё время.

Всему своё время.

Всему своё время.

Больше дела – меньше слов.

Упустишь минуту – потеряешь часы.

Упражнение 3.

Скоро наступит холодная зима.

Прочитать это предложение дважды таким образом, чтобы в первом случае оно отвечало на вопрос: «Когда наступит холодная зима?», а во втором случае — на вопрос: «Какая зима скоро наступит?». Затем оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

Упражнение 4.

Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Ученики внимательно слушают и называют слово, на которое сделано логическое ударение.

Упражнение 5.

Учитель выразительно читает стихотворение. Ученики внимательно слушают и называют слова, на которые сделано логическое ударение.

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста на круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами… В. Остен «Дорога»

Упражнение 6.

Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Смелость города берёт.

Дома и стены помогают.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Уговор дороже денег.

Приложение 4

Упражнения для развития умений правильно, точно делать речевые паузы.

Извозчик и лошадь (русская сказка)

Раз зимою ехали по Волге – реке извозчики. // Одна лошадь заартачилась и бросилась с дороги в сторону. // Извозчик погнался за нею / и только хотел ударить кнутом, / как она попала в полынью и пошла под лёд со всем возом.// — Ну, и моли бога, что ушла,// закричал мужик, / а то бы я нахлестал тебе бока- то!

Ласточки пропали, /

А вчера с зарёй

Всё грачи летали. /

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой. //

С вечера всё спится. /

На дворе темно. //

Лист сухой валится, /

Ночью ветер злится

И стучит в окно.

Учитель выразительно читает пословицы. Учащиеся слушают и по окончании чтения у указывают, между какими словами наблюдалась пауза. объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы.

Ум хорошо, | а два лучше.

Глупый осудит, | а умный рассудит.

Возле людей потирайся, | да ума набирайся.

Приложение 5.

Речевой материал для чтения предложений.

1. Чтение предложений с разной интонацией

Скажите, кто испортил сыр?

Кто в нём наделал столько дыр?

- Во всяком случае, не я! -

Поспешно хрюкнула свинья.

Осёл в кустах осу нашёл.

Надев очки, глядит осёл.

Кто это? Птица? Тигр? Лиса?

Осла ужалила оса!

Ты зачем, косой, зимой ходишь по лесу босой?

М. Пришвин  Осенняя роска.

Заосеняло. Мухи стучатся в потолок. Воробьи табунятся. Грачи — на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

А. Пушкин

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце младенческой весёлостью.

Шумит сосна иголками, а дуб — листвой своей. О чём они беседуют? Послушаем скорей!

День стоит сухой, хороший.

 Всё бело! Бела земля!

 Это первая пороша.

 Это к нам зима пришла!

Загадка. Радуга.

В небе выше самолёта встали круглые ворота.

 Кто их строил в вышине?

 Кто раскрасил так красиво?

Я бегу, бегу вперёд, не могу догнать ворот!

2.Чтение предложений сложных, с однородными членами…

Тёплый дождь ворвался в лес, долго топал по тропинке, в частый ельничек пролез, прошумел в густой осинке.

Упражнение

Для русского человека образ Родины немыслим без берёзовой рощи, без запаха сирени, без деревенской речки или родной городской улицы.

Упражнение

О! Светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

Многими красотами прославилась ты.

Озёрами синими славишься,

Чистыми источниками,

Живописными холмами, певчими птицами,

Зелёными дубравами, раздольными полями, городами красивыми.

Упражнение

Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось… то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. (И.Тургенев)

Упражнение

…Настоящий, сильный, где нужно – нежный. трогательный, где нужно –строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа. (Л.Н. Толстой)

Упражнение

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…

Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.

(Л.Н. Толстой)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова А.К.  Методика обучения русскому языку в коррекционной  школе М. 2002г.

2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика. М. Академия 2001г.

3. Кубасова О.В.  Учим читать.  Методические рекомендации. / Смоленск Ассоциация XXI век 2002г.

4. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения у учащихся вспомогательной школы М. 1978г.

 5. Маерова К.В. Выразительное чтение. М. 2003г.

6. Оморокова М.И.  Учимся читать выразительно. М. 2001г.

7. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей: Русский язык. М.1991г.

8.  З.Н., Гусева Г.М. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение 2001г.

 

9. Шигина С.Ю. Говорим и читаем выразительно. Владикавказ 2002г.

10. Шипицына Л.М. Социально-эмоциональные нарушения у школьников: причины, средства помощи. // Народное образование. - 1998г. № 9/10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта...

Статья "Некоторые приёмы формирования орфографической зоркости учащихся младших классов с нарушением интеллекта"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Орфографическая зоркость развивается ...

Сказка как средство познавательного развития учащихся младших классов с нарушениями интеллекта.

      В жизни поступившего в школу умственно отсталого ребенка  игровая деятельность продолжает занимать первостепенное место,  и сказка находит свое применение в ходе ...

Адаптированные тексты по истории Орловского края для учащихся 10 класса с нарушением интеллекта

В ходе преподавания краеведения в школе VIII  вида я столкнулась с рядом проблем: во первых, малое количество литературы по истории Орловского края для составления программы, во вторых - отсутств...

Рабочая программа кружка «Волшебный мир Оригами» для учащихся (5-10 классов) с нарушением интеллекта

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней...

Особенности формирования навыков осознанного чтения у школьников с нарушением интеллекта

Причины задержки развития  навыков осознанного чтения у школьников с нарушениями интеллекта и методы их формирования и развития....