Вопросы гуманизации образовательного процесса
статья по теме

Принципы гуманизма в педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_gumanizatsii_obrazovatelnogo_protsessa.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Байрамова Айнур Рауфкызы

                                                                           ГБОУ СОШ №2072, РФ,  г.Москва

                         Гуманизация образовательного процесса в XXI веке.

Вопросы гуманизации образовательного процесса- необходимый фактор модернизации общества в целом. Главная особенность современной России –ее устремленность в будущее, которое невозможно без высокоразвитых ее членов, людей. Необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. В настоящее время проблема гуманизации обучения является приоритетной не только для образования, но и для общества. Сегодня очень много говорится о модернизации экономики, науки, общества. Но все это невозможно без модернизации образования, ведь для развития нового, сильного государства нужны кадры, подготовленные в новой, инновационной системе образования. Первым шагом в этом процессе служит гуманизация образования.

  Принцип гуманизации образования требует: гуманного отношения к личности, уважение прав и свобод человека, создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности. Суть гуманистического подхода заключается в восприятии обучающегося как уникальной личности, для развития которой необходимо создание определенных условий. При этом образование становится развивающим, создающим новые смыслы и отношения к жизни.

Главная цель процесса обучения при гуманистическом подходе- развитие личности, влияние личности на процесс обучения.

При гуманизации обучения должны учитываться возрастные особенности обучающегося.В связи с этим мотивирующая постановка целей, выбор содержания образования, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личностные особенности каждого. Обязательным условием гуманизации обучения является взаимодействие обучающего и обучаемого, дифференцированный подход к обучаемому.Образовательный процесс осуществляется не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом потребностей, запросов и пожеланий обучающихся.Должна внедрятся вариативность содержания обучения, которая дает учащимся право выбора на различных этапах учебной деятельности. Нужно научить пользоваться научным и справочным материалом. Посоветовать в каких случаях эффективность использования того или иного пособия выше.  Учитель при этом выступает как организатор работы с литературой. Процесс обучения должен способствовать развитию личностной значимости знаний для каждого обучающегося.

Рассмотрим личностно-ориентированный подход к образованию как одному из составных частей процесса гуманизации. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных особенностей. Личность ребенка в этой технологии – субъект приоритетный, который является целью образовательной системы. Для осуществления таких технологий требуется: индивидуальные программы обучения, направленные на исследовательское мышление, внедрение метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками, организация индивидуально- групповых занятий. Одним из методов личностно-ориентированных технологий является интегральная технология, ярким представителем которой является проектная деятельность. Сущность этого метода состоит в стимулировании интереса обучающихся к определенным проблемам и возможно, решение этих проблем через полученные знания. При этом обучающийся знает для чего это ему надо и как он может все эти знания применить. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применить их на практике. Важным фактором при проектной деятельности должна быть направленность на достижение намеченного результата. При работе над проектом каждый ребенок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Таким образом,  используя личностно- ориентированные технологии, мы способствуем гуманизации образовательного процесса, которая в конечном итоге даст рост в политической, экономической и культурной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование вопросов методики информатики и архитектуры компьютера при изучении темы «Мультимедийные проекторы, интерактивные доски в образовательном процессе»

Предмет: методика обучения информатике (тип урока: комбинированный) Продолжительность: 2 урока по 45 минут. Группа: 4 курс. Технологии: мультимедийные технологии, групповая технология обучения, акт...

Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"

Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции,  посвященной 20-летию основания...

Школьная газета как средство гуманизации образовательного процесса

Выступление на конференции классных руководителей.Определены направления деятельности классного руководителя по воспитанию социально адаптированного человека. Показано использование работы в школьной ...

Геополитические вопросы в образовательном процессе

Для старшеклассников реализуется проект "Интеллектуальный клуб"...

Формирование мотивации учения на основе гуманизации образовательного процесса и использования активных методов обучения при реализации ФГОС

Гуманизация обучения математики предполагает особые отношения между учителем и учащимися, реализуя творческие начала каждого школьника. Учитель-предметник выступает не только как информатор, источник ...

Повышение профессиональных компетенций у педагогических работников в вопросах организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ

Изменение контингента обучающихся в образовательных организациях  требует формирования  педагога «нового типа», способного активно участвовать в создании условий для обучения все...

Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса

В работе говорится о технологии встречных усилий,  которая  формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе.  Одним из необходимых условий организации педагогически...