Проектно-исследовательская деятельность учащихся как способ решения задачи гуманизации учебного процесса в школе.
материал по английскому языку на тему

Кравчук Татьяна Анатольевна

Метод проектов в изучении иностранного языка

История и современность

Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования

Проектная методика обучения иностранным языкам в свете современных педагогических технологий

Актуальность метода проектов для современной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_pid.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт дополнительного образования

Кафедра профессионального развития педагогических работников

РЕФЕРАТ

на тему: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как способ решения задачи гуманизации учебного процесса в школе.»

 Выполнила:

слушатель курсов

Кравчук Татьяна Анатольевна,

учитель английского языка ГБОУ СОШ № 1073

Проверила:

Шевченко Наталья Ивановна,

к.п.н., доцент

Москва 2012 г.

                                     СОДЕРЖАНИЕ

 Введение………………………………………………………………………... 3

  1. Метод проектов в изучении иностранного языка; история и современность………………………………............................................ 6

1.  Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования................................................... 6

2. Проектная методика обучения иностранным языкам в свете современных педагогических технологий...........................................12

  1. Актуальность метода проектов для современной школы...................18

Заключение …........................................................................................20

Список литературы………………………………………………………..........21

Введение

Проектировать — значит создавать новую культурную норму,

а через нее новую возможность существования.

О.И. Генисаретский

        Согласно современным стандартам общего образования миссия российского образования направлена на развитие творческого потенциала личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта, формирование гражданской идентичности. Это должно обеспечить укрепление российской государственнности, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни нашей страны.

         Для реализации и развития перечисленных качеств и способностей личности учащегося необходимо активнее переходить в школьном образовании с методов репродуктивно-информационного обучения к продуктивным формам и методам, позволяющим активизировать личностный потенциал учащегося. Одним из них является метод проектов, который завоевал широкую популярность в мировой педагогической практике.

        Проектирование определяют как сложный вид деятельности, сутью которой является построение образа объекта, системы или процесса с целью его дальнейшего воплощения в жизнь. Это творческий процесс, т. к. результатом такой деятельности становится новая реальность.

        Образовательный процесс понимается сегодня как взаимодействие, сотворчество, взаимообучение, полилог. Его цель — получение нового, «живого», действенного знания. Каждый обучающийся, прокладывая свой путь к такому знанию, конструирует свое видение мира. Проект выражает намерение субъектов образовательного процесса найти собственное решение личностно важной познавательной проблемы. В педагогическом процессе проектирование — профессионально значимое педагогическое умение, которое выражается в прогнозировании, планировании свое деятельности, умении связывать этапы целеполагания и оценки конкретных результатов. Таким образом, обучение проектированию — важнейшая образовательная задача надпредметного уровня.

        Метод проектов считается наиболее эффективным из методов обучения, особенно для освоения практических навыков. В настоящее время проектом в реальной педагогической практике называют самые разные виды деятельности: самостоятельную работу учащихся под руководством учителя, исследовательскую деятельность школьников, совместную деятельность учеников, совместную трудовую деятельность по освоению определенных навыков, деятельность, предполагающую результат, и пр. Однако метод проектов синтезирует все эти виды деятельности для наиболее эффективного достижения цели, поэтому проект нельзя сводить к одному из видов деятельности, приему или методу.

        Метод проектов отражает основные принципы гуманистической педагогики и личностно ориентированного подхода, которые признаны современной педагогикой в качестве приоритетных. Личностно ориентированное образование в центр внимания педагога ставит личность ученика. Такой подход подразумевает развитие способностей учащегося и исходит из его возможностей. Это меняет весь процесс обучения и воспитания, сами отношения с учеником и подходы к оценке образовательных результатов. Показателем качественно нового образовательного процесса становится самостоятельное освоение и практическое применение знаний, а не усвоение готовых знаний о мире и обществе и их воспроизведение.

        Особенно актуальным метод проектов становится в наше время, потому что дает возможность школьнику проявлять активную позицию в познании, а учителю — осуществлять демократические формы управления процессом обучения. Проектирование необходимо для выработки у учащихся самостоятельного, критического мышления с опорой на знание фактов, формирования умения практически применять полученные знания, принимать аргументированные решения, выбирать эффективные пути достижения цели, создавать продукт.

        Совместная работа над проектом помогает воспитанию социальных навыков взаимодействия, учит работать в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности. Метод проектов формирует личностные качества, которые развиваются только в деятельности: умение работать совместно, брать ответственность за выбор решения, анализировать и беспристрастно оценивать результаты деятельности.

        Конечно, не каждый педагог профессионально готов включить в свой арсенал метод проектов. Часто учителю трудно работать с активными учащимися, строить обучение на демократических принципах, передавать свои полномочия лидеру или группе, менять ролевые позиции. Но надо понимать, что современные условия требуют от выпускника школы, вступающего в жизнь, все больше самостоятельности, мобильности, коммуникационных умений. Его успешная социализация возможна только при условии получения в школе необходимых социальных компетентностей. Поэтому применение метода проектов в образовательном процессе предполагает изменение самого учителя, повышение его профессионального уровня, творческий рост.

 I. Метод проектов в изучении иностранного языка; история и современность

1.  Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования

      В рамках анализа использования проектной  методики  в зарубежной  и  отечественной  системе   образования   в   данном   параграфе целесообразно рассмотреть:

        -     сущностную  характеристику  метода  проектов  как  предпосылки

современного проектного обучения иностранного языка;

         -   проектную  методику  как  основа  для   реализации   личностно-

деятельностного подхода к обучению английского языка.

        В  последнее  время  наблюдается   общемировая   направленность на гуманизацию  образования,   что  находит  свое  выражение   в     ориентации процесса обучения на развитие личности учащегося.

      Среди  многообразия  новых   педагогических   технологий   в   системе

образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного  подхода, наиболее характерна проектная методика обучения,  где  широко  используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий  преломление  всего  обучения  через личность учащегося, через его потребности и интересы.

      Обращение ученых и  практиков  к  проблеме  личностно-ориентированного обучения имеет  давнюю  историю.  В  конце  XIX  века  дидактические  поиски западных   педагогов   были    проникнуты    вниманием    к    эмоциональной привлекательности обучения. Идеи гуманистического направления в философии  и образовании  были  связаны  с  методом  проектов,  который  также   называли «методом проблем» или «методом целевого акта».

       Метод (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение) –

«способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического усвоения (познания) действительности. В философии метод- способ построения и обоснования системы философского знания.

       Проект (от латинского projectus- «брошенный вперед»)

  1. Совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия;
  2. Предварительный текст какого-либо документа;
  3. Замысел, план.  

      Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и  шире  идеей  трудовой  школы.  Проектное обучение  было  направлено  на  то,  чтобы  найти  способы,  пути   развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы  научить  его  не  только запоминать и воспроизводить  знания  которые  дает  школа,  но  и  уметь  их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором  базировался метод проектов, заключался в установлении  непосредственной  связи  учебного материала с жизненным  опытом  учащихся,  в  их  активной  познавательной  и творческой совместной деятельности в практических  заданиях  (проектах)  при решении одной общей проблемы.

      Метод  проектов  успешно  развивался  благодаря  педагогическим  идеям

американского педагога  и  психолога  Дж.  Дьюи,  а  также  его  учеников  и

последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса.

      Джон Дьюи (1859 -  1952),  американский  педагог,  психолог,  философ-идеалист,  подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему  за отрыв  от  жизни,  абстрактный,  схоластический  характер  всего   обучения, основанный на приобретении и усвоении знаний.  Дж.  Дьюи  предложил  реформу школьного образования, согласно которой знания должны  были  извлекаться  из практической самодеятельности и личного опыта ребенка.

      Дж. Дьюи отмечал: «… знание, которое можно назвать знанием, умственное воспитание, ведущее к какой-нибудь цели – дается лишь в процессе близкого  и реального участия в активностях социальной жизни» .

      Дж. Дьюи выдвигает  лозунг,  который  является  одним  из основных  тезисов  современного  понимания  проектного  обучения:  «Обучение посредством  деланья». При  этом  Дж.  Дьюи   выделяет   ряд  требований  к успешности обучения:

      -  проблематизация учебного материала;

      -  активность ребенка;

      -  связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

       Таким образом, Дж. Дьюи утверждает, что ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат  возникшей  у него потребности в знаниях и, следовательно,  является   активным  субъектом своего обучения.

      Подробное освещение  метод  проектов  получил  также  в  работах  В.Х.

Килпатрика и Э. Коллингса (США). В.Х.  Килпатрик  так  определяет  программу школы, работающую по методу проектов: «Программа есть ряд опытов,  связанных между собой таким образом, что  сведения,  приобретенные  от  одного  опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов» .

         В соответствии  с этим был сделан вывод о том, что школьная  программа должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно  с учителем  в  процессе  обучения,  основы,  которой    необходимо   брать   из окружающей действительности.

      Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще  в  начале  ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически  параллельно  с разработками  американских  педагогов.  Большое  внимание  методу   проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К.  Крупская,  профессор  Б.В.  Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские  педагоги  считали,  что  критически переработанный  метод  проектов  сможет   обеспечить   развитие   творческой инициативы и самостоятельности, учащихся в обучении  и  будет  способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением  их для решения практических задач.

      Сторонники метода проектов В.М. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в  школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и  в  связи  с трудом учащихся.

      В 1929-1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения  привели  к  составлению  и  изданию  комплексно-проектных программ. При таком построении учебного  процесса,  как  нередко  утверждали многие  педагоги-практики,   учащиеся  оказывались  в  различных   жизненных ситуациях,  сталкивались  с  затруднениями  и  преодолевали  их  с   помощью инстинктов и привычек, а также тех  знаний,  которые  нужны  для  достижения данной  цели. Однако  данная  цель  часто  носила  лишь  узко -  практический характер и не в полной  мере  способствовала  должному  развитию  учащегося.

      В основе современного понимания проектной методики, как отмечает  Е.С.Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных,  исследовательских, поисковых  методов,   ориентированных   четко   на   реальный   практический результат, значимый для ученика, с одной  стороны,  а  с  другой  разработка проблемы целостно, с учетом  различных  факторов  и  условий  ее  решения  и реализации результатов».

        «Чтобы  добиться  такого,  результата»,  -  продолжает   Е.С.   Полат,

«необходимо  научить  детей  самостоятельно  мыслить,  находить   и   решать проблемы, привлекая для этой цели знания  из  разных  областей,  способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов  решения, умения устанавливать причинно-следственные связи».

        Исходя  из  вышесказанного,  необходимо   сделать   следующий   вывод:

проектное  обучение  всегда  ориентировано   на   самостоятельную   активно- познавательную практическую деятельность  учащихся  при  решении  личностно- значимой  проблемы,   в  процессе  которой  происходит   открытие   основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.

        Подходя к данному вопросу с психологической точки  зрения,  необходимо заключить, что  в основе проектного обучения  лежит  принцип  «эго-фактора», который  предполагает такой подход к учащимся, который может быть  соотнесен с  развиваемым  в  настоящее  время  личностно-деятельностным   подходом   в методике обучения.

        Какова же сущностная характеристика личностно-деятельностного  подхода?

        В   основе   личностно-деятельностного   подхода   лежат    психолого-

педагогические положения П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.В Зимней,  А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Сформулированный личностно-деятельностный  подход был определён концепцией  общего среднего образования, выдвинутой временным научно-исследовательским коллективом  в  1988  году  в  качестве  одного  из системно- образующих факторов перестройки всего школьного  образования.  Как отмечается авторами концепции, личностно-деятельностный  подход  ориентирует не только на усвоение знаний,  но  и  на  способы  усвоения,  на  образцы  и способы  мышления  и  деятельности,  на  развитие   познавательных   сил   и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным  методам и  формам  догматической  передачи  готовой  информации,  монологичности   и обезличенности  словесного  преподавания,  пассивности  учения   школьников, наконец,  бесполезности  самих  знаний,  навыков  и   умений,   которые   не реализуются в деятельности.

        Рассматривая  проектную  методику  в  контексте  личностно-деятельного

подхода,  отметим  сначала,  что  означает  личностный,   то   есть   первый

компонент. Личность, как подчеркивает И.А.  Зимняя,  «выступает  в  качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с  другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания  этих  процессов».

        Таким образом, в центре обучения находится сам школьник,  его  мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность.

        Сущность проектной методики, рассматриваемо метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще  в  начале  ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически  параллельно  с разработками  американских  педагогов.  Большое  внимание  методу   проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К.  Крупская,  профессор  Б.В.  Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. в  контексте  личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что  цель  занятий  и  способы  ее достижения должны определяться с позиции  самого учащегося,  на  основе  его интересов, индивидуальных    особенностей,     потребностей,     мотивов, способностей.

        Далее рассмотрим деятельностный  компонент,  также  лежащий  в  основе проектного обучения. Существенной особенностью любой деятельности является  ее мотивированность. Так как объектом  обучения в  преподавании  иностранного языка,  согласно  личностно-деятельностному  подходу,   служит речевая деятельность, а  языковая  система  выступает  только  как  средство реализации  этой  деятельности,  то,  как  и  всякая  деятельность,  речевая деятельность   должна    основываться    на    коммуникативно-познавательной потребности  учащихся   высказать   свою   мысль.   Эта   потребность  входит в общую  систему  его  мотивации.

        Соответственно у  учителя  иностранного языка  возникает  педагогическая  и  психологическая проблема  первоначального  создания,   формирования   или   сохранения   уже существующей у школьника потребности общения  на  иностранном языке  и  познания  средством этого языка личностно-значимой действительности.

        Учебный  проект  является  важным  средством  формирования  мотивации изучения иностранного языка.

        Важнейшими факторами, которые  способствуют  формированию  внутреннего мотива  речевой  деятельности  при  проектном  обучении,  по  мнению  автора данного исследования, являются:

           -  связь идеи проекта с реальной  жизнью:  идея  всякого  проекта

должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения  отдельной, значимой для  учащегося  проблемы,  взятой  из  реальной  жизни  в  процессе практической деятельности;

           -  наличие интереса к выполнению  проекта  со  стороны  всех  его

участников: в процессе применения проектной методики  очень  важно  добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного  интереса  к  его реализации,   что   позволит   добиваться   успешного   его   выполнения   и эффективности его обучающего воздействия;

     - ведущая роль консультативно-координирующей функции  преподавателя: переход с позиции лидера в позицию консультанта и  координатора,  что  дает обучаемым реальную автономию  и  возможность  проявления  своей  собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения  проекта,  способствует саморазвитию личности.

        Таким  образом,  проектная  методика   реализует  личностный  подход

 к учащимся, требующий, прежде всего, отношения к ученику как  к  личности  с  ее потребностями, возможностями и устремлениями.

      2.Проектная методика обучения иностранным языкам в свете

                    современных педагогических технологий

        В данном  параграфе  целесообразно  рассмотреть  дидактические  основы использования проектной  методики  в  контексте  современных  педагогических технологий, которые включают следующие положения:

        1. ориентационные изменения в школьной системе образования;

        2. дидактическая структура проектного обучения как новой     педагогической технологии в системе образования;

        3.  сравнительная  характеристика   традиционного   классно-урочного   и

 проектного обучения.

        На  протяжении  последних  десятилетий  основные  ориентации  развития школьного образования в обществе нацелены  на  интеллектуальное  и  духовно-нравственное развитие  личности.  Сегодня  очевидным  становится  факт,  что знания  не  передаются,   а   получаются   в   процессе   личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне  определенных  навыков  и  умений  их использования, не решает проблему образования человека и  его  подготовки  к реальной деятельности вне стен учебного заведения.

        Анализ материалов международных научных конференций  убеждает  в  том, что  целью образования в настоящее время   становятся  не  просто  знания  и умения,  то  определенные  качества  личности.  Постиндустриальное  общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны  самостоятельно,  активно действовать,  принимать  решения,  гибко   адаптироваться   к   изменяющимся условиям жизни.

        Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующих задач.

        1. Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что  в зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных  областях.

        Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

        - сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

        - шире использовать рефлексивный  подход в обучении;

        - стимулировать у обучаемых не  только  умение  отвечать  на  поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;

        - усилить степень автономии учащихся;

        - пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;

        2. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении  с учетом социокультурных отличий современного мира.

        3. Развитие стремления  учиться  всю  жизнь,  обновляя  и  совершенствуя

полученные знания, умения и навыки  применительно  к  изменяющимся  условиям.

        Однако,  как  утверждает   Е.С.   Полат,   «решить   эти   задачи   не

представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий  для  выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах  обучения,  в большей степени ориентированных на классно-урочную систему  занятий».

        Задача школы, как подчеркивает Е.С. Полат,  заключается  не столько в содержании образования, сколько в использовании  новых  технологий обучения.

        Что же означает понятие «технология»?

        Технология  (от  греч.  techne  –   искусство,   мастерство,   умение)

определяется как совокупность приемов  и  способов  получения,  обработки  и переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая  и совершенствующая такие приемы и способы.

        Технология обучения - это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий,  обеспечивающих  педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные  аспекты,  направленные  на усвоение  знаний,  приобретение  профессиональных  умений  и  формирование личностных качеств обучаемых, заданных  целями  обучения.  Как  подчеркивает Д.В.  Чернилевский,   технология   обучения   предполагает управления  процессом  обучения,  включает  в   себя   два   взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

        Проектирование,  как отмечает Н.П. Сибирская,  представляет собой деятельность по созданию  образа  будущего,  предполагаемого  явления. Оно  является  одним  из  аспектов  творчества  человека   и   основано   на планировании,  прогнозировании,  принятии   решений,   разработке,   научном исследовании.

        Дж. К. Джонс, определяя понятие  «проектирование»,  отмечал: «Вот  некоторые  определения   и   формулировки   процесса   проектирования, появляющиеся в последнее время:

        1. Моделирование  предполагаемых   действий    до   их   осуществления,

      повторяемое до  тех  пор,  пока  не  появится  полная  уверенность  в

      конечном результате.

        2. Осуществление очень сложного акта интуиции .

        3. Оптимальное  удовлетворение   суммы   истинных   потребностей   при

      определенном комплексе условий.

  1. Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям

 будущего».

        Основываясь на понятиях  технологии обучения  и  проектирования,  Е.С.

Полат рассматривает  проектную   методику   как   совокупность поисковых,   проблемных   методов,   творческих   по   самой   своей   сути, представляющих  собой  дидактическое  средство  активизации   познавательной деятельности,   развития   креативности    и    одновременно    формирование определенных личностных качеств учащихся  в  процессе  создания  конкретного продукта.

        Таким образом, проектная методика  - это   педагогическая  технология,

ориентированная не на интеграцию  фактических  знаний,  а  их  применение  и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся. Исходя из  данного  определения,  рассмотрим  дидактическую  структуру

современной проектной методики.

        Как  известно,  к  области  методики,  как  частной  теории  обучения,

относится изучение цели, содержания, форм, методов  и  средств  обучения  по определенному учебному  предмету.  Метод  представляет  собой  дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной  областью практических или  теоретических  знаний,  той  или  иной  деятельности.  При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения  поставленной дидактической  цели  через  детальную  разработку   проблемы   (технологию), которая  должна  завершиться   вполне   реальным,   осязаемым   практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

        Многие педагоги  обратились к этой методике, так как при ее использовании в  учебном  процессе  решаются важные дидактические задачи:

        - занятия не ограничиваются приобретением учащимися  определенных  знаний, умений  и  навыков,  а  выходят  на  практические   действия   учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается  мотивация учащихся;

        - учащиеся получают возможность осуществлять творческую  работу  в  рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию  не  только из учебников, но и из  других  источников.  При  этом  школьники  учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая  для  этой цели знания из разных областей, прогнозировать  результаты  и  возможные последствия разных вариантов  решения,  учатся  устанавливать  причинно- следственные связи;

        - в  проекте  успешно  реализуются  различные  формы  организации  учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг  с другом и с учителем, роль  которого  меняется:  вместо  контролера  он становится равноправным партнером и консультантом;

        - в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь  прежде всего  учитываются  его  интересы,  жизненный  опыт   и   индивидуальные способности;

        - усиливается индивидуальная и коллективная  ответственность  учащихся  за конкретную работу в рамках проекта, так  как  каждый  учащийся,  работая

 индивидуально  или  в  микрогруппе,  должен  представить   всей   группе

 результаты своей деятельности;

        - совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью  для  газеты,  сообщение,  собрать  и  обработать  статистические данные,  сделать  аудио-  и  видеозапись,   оформить   альбом,   коллаж, стенгазету и т.д.

        Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой  проблемы  и  задачи  решить  ее.  Если  это теоретическая проблема – то процесс проектирования заключается в  нахождении конкретного ее  решения, если практическая – то задачей  школьника  является достижение конкретного  результата  этой  проблемы,  готового  к  внедрению. Решение   проблемы   предусматривает,   с   одной   стороны,   использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения,  а  с другой – необходимость  интегрирования  знаний,  умений  из  различных  сфер науки, техники, творческих областей.

        Необходимо  также  отметить,  что  в  условиях  проектного  личностно-

ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в  учебном процессе. Проектное обучение, с  решительностью  заменяет,  по  материалам Е.С. Полат традиционную парадигму образования «учитель  –  учебник – ученик» на новую «ученик – учебник – учитель»

        Именно так построена система образования в  лидирующих  странах  мира, что  отражает  гуманистическое  направление  в   философии,   психологии   и педагогике.

        Наиболее существенным являются  рассуждение Р.П.  Мильруд. Анализируя современные тенденции в  образовании,  Р.П.  Мильруд  подчеркивает следующее: «Если традиционно в учебной  практике  преобладает тренировочные приемы обучения, то современной  тенденцией  становится  более активное использование проектных приемов». Главное различие, как  утверждает Р.П. Мильруд, заключается  в  том,  что  «с  помощью  тренировочных приемов  обучения  школьники  усваивают  готовое  содержание,  а  с  помощью проективных заданий они учатся творчески  создавать  содержание  обучения  и усваивать его…».

        Р.П. Мильруд  действительно  оказался  прав  в  своих  рассуждениях  о

сравнении традиционной  и новой парадигмы  образования.  В  настоящее  время традиционные  школьные  программы  перегружены  учебной   информацией,   что непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой,  так как  в  этой  ситуации  не  может  быть  идти  речь  о  формировании  навыка применения. Проектное обучение при этом  является  более  продуктивным,  так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися  в процессе использования информации при решении практических задач.  Поиск  же решения практических  задач  активизирует  необходимость  добывания  знаний, познавательную деятельность.

        Таким образом, содержание проектной деятельности учащихся  усложняется по  мере  предыдущих,  более  простых  проектных   заданий.   Проектирование помогает  учащимся  осознать  роль  знаний  в  жизни  и  обучении  –  знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

  1. Актуальность метода проектов для современной школы.

        Для современной России, которая строит демократическое общество, нацелена на модернизацию экономики, культурное развитие, цели образования являются стратегическими. Школа, как базовое звено образования, выполняя важнейшую социокультурную функцию, готовит человека к активной деятельности в разных социальных сферах. Выпускник современной школы должен обладать определенными личностными качествами: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно обретать необходимые знания, умело применять их на практике, критически мыслить, уметь видеть проблемы и искать пути рационального их решения; быть способным генерировать новые идеи, мыслить креативно; грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, сопоставлять варианты решений, устанавливать закономерности, формулировать выводы);  быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации и конструктивно выходить из конфликтов; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности и культурного уровня.

        Современные подходы к образованию — личностно-деятельностный, кльтуросообразный и компетентностный — ориентируют на развитие самостоятельного мышления учащихся, освоение знаний на личностном уровне, обретение культурных ценностей в процессе проживания отношений.

        Особенно важно развивать такие интеллектуальные умения как анализ, сопоставление, сравнение, систематизирование, принятие решений, прогнозирование, соотнесение результата действия с выдвигаемой целью. Однако сами эти умения невозможно использовать, если не развивать социальную компетентность, проявляющуюся в умениях работать совместно, обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, исполнять разные социальные роли, владеть культурой общения.

        Задача педагога — обеспечение педагогических условий, максимально способствующих естественному развитию личности школьника и стимулирующих его деятельность. Познание окружающего мира должно строиться в тесном сотрудничестве учащихся и учителей.

        Метод проектов в современном школьном образовании рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Современный проект — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

        Метод проектов имеет личностную ориентацию, т. к. всегда предполагает наличие либо субъективно-, либо социально значимой проблемы. Он прагматичен по своей сути: предполагает не только рассмотрение, исследование обозначенной проблемы, поиск путей ее решения, но и практическую реализацию результатов в том или ином продукте деятельности. В работе над проектом ученик должен осознать, где и как он может применить полученные знания для решения значимой для него проблемы и для этого целенаправленно работать с информацией. Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности, самостоятельных наблюдений, экспериментальной, лабораторной работе, в сотрудничестве с другими он обретает личностно значимое знание, гуманитарное по сути. Основные образовательные задачи метода проектов имеют надпредметный уровень: развитие социальных и коммуникативных компетнтностей учащихся, познавательной и творческих способностей, самостоятельности, волевых качеств.

        Таким образом, актуальность метода обусловлена следущими концептуальными положениями современного образования:

  • смещение акцентов: от школы заучивания — к школе развития;
  • понимание значимости гуманитарного знания — востребованного, практико-ориентированного, личностно значимого знания;
  • признание ученика субъектом обучения (субъект-субъектный подход в образовании), а значит, приоритетными его личность и интересы;
  • построение отношений учителя и ученика на основе диалога — событийной формы познания (познания себя и мира через познание другого);
  • осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результаты.

Заключение

        Преимущества метода проектов в образовательной практике:

  1. Демократизация преподавания повышает ответственность обучающихся, которые принимают на себя существенную часть ответственности за процесс обучения и свой собственный успех.
  2. Обучение связано с жизнью. Тема и цель проекта определяются не извне, а соответствует интересам учащихся в рамках предлагаемой области, что помогает повысить мотивацию учащихся к обучению.
  3. Проект — форма социализации. Поэтому такие уроки — это уроки гражданского воспитания. Социальное обучение как отдельный предмет часто выпадает из практики школы, поэтому учебно-исследовательские проекты приобретают значимость социальной практики, и изучение предмета способствует социализации учащихся.

Список литературы:

  1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся  двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.
  2. Бим  И.Л.  Некоторые  актуальные   проблемы   современного   обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.
  3. Биржнёва М.А, Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста. // Начальная школа. – 2007.- №3
  4.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Под. Редакцией Т.Г. Музрукова. Москва, 2003г.
  5. Гайдаенко Е. Шаг в науку – с 1 класса. //Начальная школа. – 2006. – №10
  6.  Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. Иностранные языки в школе. – 2003. - №5.
  7. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. – 2005.-№5
  8. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд.  Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
  9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным  языкам  в  школе /И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
  10. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е.  Проектная  методика  обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
  11. Макаров Ю. Метод проектов.// Начальная школа. – 2006 - №10.
  12. Мирульд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в     школе – 2000. - №4.
  13. Полякова т. н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. // Москва, «Русское слово», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...

Проектная деятельность , как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.

Ведущее место среди  новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении , занимает метод проектной деятельности.В основу метода прое...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Организация деятельности учащихся, обеспечивающая формирование умения структурирования знания в процессе решения задач по теме «Площади фигур» в 8 классе.

Данный проект содержит систему трех задач по геометрии: олимпиадная, практико-ориентированная, исследовательская. Для каждой задачи составлена технологическая карта работы над задачей....

Технология проектно-исследовательской деятельности как средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития

Ориентация на новые цели образования – компетенции- предусматривает не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Инновационная образов...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

Никаких универсальных рецептов для выработки умения уверенно решать физические задачи не существует. Необходимые навыки приходят только в результате упорного труда по мере накопления опыта. Тем не мен...

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению

laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...

О способах решения задачи 22 ЕГЭ по информатике (2023) о вычислительных процессах

В статье разбираются различные методы решения задачи 22 ЕГЭ по информатике о вычислительных процессах: с помощью электронных таблиц, с помщью рограммы на языках Pascal и Python....