Технология развития критического мышления посредством чтения и письма
статья по теме
В статье дается краткое описание основных свойств критического мышления. Рассмотрены основные стадии технологии и описание наиболее распространенных приемов технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_posredstvom_chteniya_i_pisma.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология развития
критического мышления посредством чтения и письма
(ТРКМЧП).
Мы живем в 21 веке – веке огромного потока быстро меняющейся информации. Современная школа, согласно федеральным государственным стандартам второго поколения, должна научить детей учиться. Нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях. Знания, которые дети получают сегодня в школе, завтра уже устарели. ТРКМЧП является методическим инструментом в руках педагога, который поможет научить детей принимать взвешенные решения, фильтровать получаемую информацию, активно действовать и понимать, как нужно поступать с полученной информацией.
ТРКМЧП – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Центральное место в технологии развития критического мышления через чтение и письмо занимает понятие — «критическое мышление».
Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть.
Критическое мышление характеризуется следующими свойствами:
1. Осознанность – это системообразующее свойство, поскольку существенной чертой критического мышления является высокая степень осознанности собственных умственных действий, пристальное внимание к ним. Осознанность делает возможным реализацию других свойств критического мышления, опирающихся на нее и вытекающих из нее.
2. Самостоятельность - это умения человека ставить новые задачи и решать их, не пользуясь помощью других людей.
3. Рефлексивность (от позднелат. reflexio — обращение назад) — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику мира человека. Рефлексировать — это значит обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием, а потому и влиять на самого себя, это процесс самопознания субъектом внутренних актов и состояний. Рефлексия — это система ориентирования действий — «ориентирование в способе ориентирования» (системно-деятельностный подход).
4. Целенаправленность тесно связана с оценкой. Оценка является ключевым моментом критичности мышления, поскольку она всегда осуществляется согласно критериям и предполагает соотнесение реальности с неким идеалом (стандартом), установление степени их соответствия.
5. Обоснованность. Рефлексия также порождает обоснованность. Путем критического анализа знания и методов познания она рассматривает формы мышления и его основания, обнаруживает пределы достоверности и применения.
6. Контролируемость. Из рефлексии вытекает контролируемость мышления. Пристальное внимание к процессу рассуждения и соотнесение его с целями, ценностями и нормами и является контролем.
7. Самоорганизованность. Контроль в свою очередь порождает самоорганизацию, изменение собственного «я».
Возникновению и развитию критического мышления способствует ряд факторов, каждый из которых может быть пусковым механизмом, но полноценное протекание процесса обеспечивается полным комплексом условий, в который входят:
- цели обучения (мотивация) — создание проблемной ситуации;
- средства обучения, содержащие правила критического рассуждения;
- содержание обучения, представленное системой усложняющихся проблемных задач;
- метод обучения, предусматривающий систематическое создание для учащихся ситуаций выбора;
- форма обучения, обеспечивающая диалог в процессе решения ситуаций выбора (интерактивные занятия);
- метод контроля, предполагающий письменное изложение решений задач и последующую групповую и индивидуальную рефлексию;
- стиль обучения, предоставляющий учащемуся право на ошибку, моделирующий ситуации исправления ошибок.
Методика развития критического мышления включает:
- создание проблемных ситуаций в процессе обучения;
- решение проблемных задач;
- знакомство с принципами, стратегиями и процедурами критического мышления;
- регулярное создание ситуации выбора;
- организация диалога в процессе решения проблемных задач (интерактивные формы обучения);
- предложение письменного изложения рассуждений учащихся с последующей рефлексией;
- предоставление учащемуся право на ошибку и моделировать ситуации исправления ошибок.
При таких условиях мышление учащихся станет осознанным, самостоятельным, рефлексивным, обоснованным, контролируемым и самоорганизованным, то есть будет развиваться мышление второго порядка, которое называют критическим мышлением.
Структура ТРКМЧП стройна и логична, её этапы соответствуют этапам когнитивной деятельности личности:
1 стадия – стадия вызова;
2 стадия – стадия осмысления;
3 стадия – стадия рефлексии.
Дадим краткую характеристику каждой стадии.
Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приёмы и методы:
- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация
материала
(графическая):
кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы:
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (синквейны, эссе).
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Наиболее часто на уроках географии использую следующие приемы ТРКМЧП.
- Прием «Инсерт». Маркировка текста специальными значками во время чтения.
«V» - эту информацию уже знал;
«+» - для меня эта информация новая;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Во время чтения текста ученики делают на полях пометки с последующим заполнением таблицы:
«V» | «+» | «-» | «?» |
Поставьте«V» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете | Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым | Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали ил думали, что знаете | Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
- Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
? | ? |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? |
- Синквейн (от французского слова «cing» – пять). Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Правила написания синквейна:
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
4. Перепутанные логические цепочки.
В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Наиболее эффективно применение при изучении информативно-содержательных текстов.
5. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, или что нам осталось узнать |
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики
В работе "Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики" приведена теоретическая основа данной технологии: цели, задачи , методы , а также конкретны...
Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Групповое обучение: метод мозгового штурма.
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отл...
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка и литературы. ...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Мастер-класс на тему «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»
Мастер-класс на тему «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»...