«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Тарасова Ольга Николаевна

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

     В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

      Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

     Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.       Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

     Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно - ориентированного обучения, к которому относят некоторые программы основной школы, например, программу М. М. Разумовской по русскому языку. Учителя знают, что именно эта программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяет успешно решать использование на уроках развития речи технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

        Как же можно определить критическое мышление?

Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:

1. критическое мышление есть мышление самостоятельное;

2. информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;

3. критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;

4. критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

5. критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

      Главной отличительной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не отвергает традиционную систему обучения, а преобразовывает, дополняет её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей, так необходимых в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metodov_i_priemov.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

по курсам повышения квалификации ИОЧ

ВБ «Современный урок русского языка»

(Сроки прохождения обучения 10-14.11.2014 г.)

«Использование методов и приемов

технологии развития критического мышления

посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

Выполнила:

Тарасова Ольга Николаевна,

учитель русского языка

и литературы,

МБОУ СОШ № 47

Автозаводского района

г. Тольятти

Тольятти, 2014

Введение

     Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

     В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

      Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

     Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.       Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

     Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно - ориентированного обучения, к которому относят некоторые программы основной школы, например, программу М. М. Разумовской по русскому языку. Учителя знают, что именно эта программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяет успешно решать использование на уроках развития речи технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

        Как же можно определить критическое мышление?

Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:

1. критическое мышление есть мышление самостоятельное;

2. информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;

3. критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;

4. критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

5. критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

      Главной отличительной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не отвергает традиционную систему обучения, а преобразовывает, дополняет её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей, так необходимых в современном обществе.

Актуальность опыта

     Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это делает предмет для многих нелюбимым, а его изучение – трудным. Поэтому русский язык для многих учащихся остается скучной школьной дисциплиной.

     Технологией, способной пересмотреть способы мотивации школьников к получению знания, и является технология развития критического мышления.

В результате применения данного опыта у учащихся:

•        формируется новый стиль мышления

•        развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

•        формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации

•        стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации.

Данная технология способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи.

Степень новизны опыта

     Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому что, применяя его в учебном процессе, можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе технологию развития критического мышления, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

 Новизна предусматривает:

•        расширение представлений учащихся о возможности использования          информационных текстов в учебной работе;

•        развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной   деятельности в условиях современного общества;

•        развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

•        развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

•        формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;

•        формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности;

Технология опыта

     Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

     Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1) введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную программу изучения предмета, стимулирующую самообучаемость школьника, его способность к  критическому мышлению и рефлексии;

2) осуществлять переносы уже имеющихся знаний и способов действий в новую ситуацию;

3) создание условий для приобретения учащимися  коммуникативных компетенций, необходимых для дальнейшего образования;

4) использование способов и приёмов, направленных на становление активной позиции школьника.

5) применяя технологию развития критического мышления, обеспечить дифференцированный подход к обучению детей; повысить качество выполняемой на уроке работы;

6) развивать навыки самообразования и самоконтроля учащихся;

     Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой  систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

     Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

1.        Стадия вызова.

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

2. Стадия осмысления.

Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

3. Стадия рефлексии.

Учащиеся сравнивают  полученную  информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно - следственные связи.

     Для того чтобы уроки были интересными, разнообразными, иформационно насыщенными, я стараюсь использовать различные методические приемы данной технологии:

Инсерт

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка» (то, что уже известно)        знак «минус» (то, что противоречит представлению)        + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)        ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Мозговая атака

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Кластеры

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

 «Ромашка Блума»

Достаточно популярна в мире современного образования «ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

 простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);

уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);

интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);

творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);

оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);

практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).

     Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах). В качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.

     Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора.

После восстановления последовательности действий обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

«Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Результативность опыта

      Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, активизирует их деятельность, снижает утомляемость, перенапряжение. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность для самовыражения и творчества обучаемых.

   По моему мнению, технология РКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.

    Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, производить анализ.

    Оценивая результаты, полученные в опыте, можно сделать вывод, что у учащихся повышается мотивация при изучении нового материала, развиваются творческие способности.

      Постепенно у моих учеников возрастает уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразование, повысилась творческая активность учащихся, изменился характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность в самореализации в процессе учения).

Результаты итоговой аттестации (ГИА) в 9 классах:

2009-2010

Класс

Уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

% успеваемости

% качества

Средний балл

21

4

14

3

0

100

86

4

28

14

10

4

0

100

86

4,4

28

5

19

4

0

100

86

4

2013-2014

24

13

7

4

0

100

83

4,4

36

50

15

0

100

85

4,2

Заключение

     Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  такие умения, как:

умение работать в группе;

умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  

формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

     Приемы и методы данной технологии помогают ученику работать с большими объемами информации, анализировать текст, сформировать собственную позицию, развить навыки работы с источниками и справочниками.  Самое главное – самостоятельно добывать знания, готовить себя к продуктивному решению жизненных проблем в современном, постоянно меняющемся мире.

Список литературы

1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

4. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008..

6. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

    Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.

Данная статья посвящена одной из инновационных технологий, способной решить задачи, поставленные в ФГОС нового поколения, технологии развития критического мышления чтения и письма (ТРКМЧП). Ее особенн...