Педагогическая практика
учебно-методический материал на тему

Методические материалы для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_praktika.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент общего и профессионального образования

Брянской области

ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж»

Педагогическая практика

Методические материалы для студентов

Брянск   2012


Составители:

Козлова Л.П., к.п.н.,  зам. директора по УВР  ГБОУ СПО БППК,

Чиляева А.И., зав. педпрактикой ГБОУ СПО БППК.


Основные задачи практики

- Овладение умениями и навыками учебно-воспитательной деятельности учителя, воспитателя, классного руководителя в условиях городской и сельской школы;

- ознакомление с условиями деятельности школы, педагогическим коллективом, материальным обеспечением учебно-воспитательного процесса;

- ознакомление с системой планирования учебно-воспитательного процесса;

- психолого-педагогическое изучение учащихся (личных дел, медицинской карты, классных журналов, дневников);

- ознакомление с работой методических объединений учителей начальных классов, классных руководителей, педагогического совета.

В процессе практики закрепляются и развиваются следующие профессиональные умения:

  • разрабатывать поурочные планы учебных занятий, планировать внеклассную работу на период практики;
  • самостоятельно готовить и проводить уроки, добиваться глубокого усвоения учащимися преподаваемого материала, формировать у них научное мировоззрение, логическое мышление, культуру устной и письменной речи, интерес к предмету, проводить дополнительные занятия со школьниками, изготовлять наглядные пособия и дидактический материал;
  • проводить разнообразную внеклассную и внешкольную воспитательную работу с позиций комплексного подхода к воспитанию детей;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и их родителями;
  • владеть формами и методами организации воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства, проводить профориентационную работу.

Отчетная документация

По окончании практики студент представляет следующую  документацию:

    а) учебную:

  1. характеристики с балльной отметкой, подписанные директором школы и учителем, а также заверенные печатью  ОУ(по начальной школе и по ддп);
  2. конспекты зачетных внеклассных мероприятий с балльной отметкой (по начальной школе и по ддп), подписанные директором школы и учителем, тоже заверенные печатью ОУ;
  3. планы-конспекты уроков по начальной школе и по ддп, подписанные директором школы и учителем, заверенные печатью ОУ;
  4. табели-дневники с оценками по начальной школе и по ддп, в которых отмечается  ежедневно каждый проведённый урок;
  5. отчеты о проделанной работе (по начальной школе и по ддп);
  6. педагогический дневник, в котором кратко отмечается содержание работы за каждый день практики.

 б)  финансовую:

  1. справка, подписанная директором школы и заверенная печатью, о разрядах учителей в т.ч. эти же  сведения и о директоре;
  2. ксерокопия страниц паспорта учителей: ФИО, дата рождения, кем  и когда выдан, прописка с записью почтового индекса;
  3. ксерокопия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
  4. Номер лицевого счёта карты Сбербанка учителя.

Справку, подписанную директором школы и  заверенную печатью ОУ,

 о проведении профориентационной работы  в школе по форме:

Справка

        Выдана _____________________________________ в том, что

        он(а) действительно провел(а) профориентационную работу в

        _____________________________________________20    года

     

       Директор

       М.П.

Схема характеристики практиканта

  1. Знание программ начальной школы и умение работать в соответствии с ними.
  2. Умение определять цели и задачи, планировать уроки.
  3. Овладение практикантом методиками преподавания каждого предмета начальной школы, в том числе новейшими, современными ТСО и другими наглядными средствами.
  4. Умение осуществлять на уроке связь теории с жизнью, разрешать задачи воспитания, воздействовать на сознание, чувства и волю детей.
  5. Умение организовать детей на работу. Привлечь их внимание и активизировать их умственную деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу на уроке. Умение осуществлять индивидуальную работу с детьми, предупреждать неуспеваемость и отставание детей в учебных занятиях.
  6. Умение проводить внеклассные мероприятия, анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
  7. Умение обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решения задач обучения и воспитания и анализировать результаты работы с родителями.
  8. Умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами.
  9. Оценка за весь период практики.

Схема отчета студентов по преддипломной практике

 Ф.И.О. _______________________________

 Школа _______________________________

 Класс ________________________________

  1. Как Вы оцениваете свою подготовку по методике обучения (по пятибалльной системе).
  • анализ учебных программ по предмету;
  • анализ действующих стабильных учебников;
  • владение словесными методами обучения;
  • владение формами организации урока;
  • умение вести внеклассную работу;
  • умение применять наглядные пособия.

2.      С какими трудностями по организации учебного процесса Вы встретились:

  • подбор необходимого материала в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему учащихся;
  • правильный выбор рационального метода обучения;
  • активизация внимания учащихся;
  • создание психологического настроя на работу;
  • занимательность и доступность изложения материала;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся;
  •  вовлечение всех учащихся в работу на уроке;
  •  контроль за работой учащихся;
  •  подведение итогов урока, оценка знаний учащихся;
  •  умение распределять свое внимание;
  •  другие трудности.

3.   Чем Вы объясняете трудности, с которыми столкнулись во время прохождения педагогической практики в школе? (Отметьте три самые для Вас значимые).

  • недостатком опыта;
  • недостатком педагогической подготовки;
  • недостатком теоретической подготовки;
  • недостатком методической подготовки;
  • недостаточной помощью учителя;
  • отсутствием или низким уровнем развития педагогических способностей;
  • случайностью выбора педагогической профессии, отсутствием интереса к ней;
  • большим количеством детей в классе;
  • другими причинами.

4.    Испытываете ли Вы удовлетворение от учебной практики (подчеркните):

  • удовлетворен;
  • скорее удовлетворен, чем не удовлетворен;
  • неопределенное мнение;
  • не удовлетворен.

5.  Как Вы оцениваете свою подготовку к воспитательной работе: достаточная, недостаточная.

6.    С какими трудностями по организации воспитательного процесса Вы встретились при прохождении педагогической практики: 1 – очень трудно, 2 – трудно, 3 – не очень трудно. (поставьте номер)

  •  организация детского коллектива;
  •  воспитание сознательной дисциплины;
  •  контакт с младшими школьниками;
  •  работа со старшеклассниками;
  •  индивидуальная работа с учащимися;
  •  работа с родителями;
  •  установление оптимальных взаимоотношений с учителем и администрацией школы;
  •  другие трудности (перечислите).

7.  Ваши пожелания и конструктивные предложения в адрес колледжа по улучшению организации и проведения педагогической практики.

Основные критерии оценки результатов педпрактики:

  • объективность, всесторонний учёт выполненного объёма работы и анализ её качества;
  • учёт индивидуально – личностных особенностей каждого студента; степень сформированности профессионально-педагогических умений;
  • уровень теоретического, методического  осмысления студентами своей педагогической деятельности, ее целей, задач, содержания, методов;
  • уровень профессиональной направленности будущих учителей (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, ответственное и творческое отношение к работе, доброжелательное отношение к детям и др.)

Для оценки результатов практики используются следующие методы:

  •  наблюдения за студентами в процессе практики и анализ качества отдельных видов их работы;
  •   беседы с учителями, классными руководителями, студентами;
  •   анализ характеристик студентов, написанных учителями начальных классов и учителями-предметниками и заверенных администрацией школы;
  •   анализ качества работы студентов на консультациях, конференциях;
  •   анализ результатов творческой работы;
  •  самооценка студентами степени своей подготовленности к практической работе и качества своей работы;
  •  анализ документации студентов по практике (педагогических дневников, конспектов разных видов работы, отчетов о работе, материалов психолого-педагогического изучения школьников и т.д.)

Педагогическая практика начинается с установочной конференции, итоги практики подводятся на итоговой конференции. Студентам, успешно прошедшим преддипломную педпрактику, выставляется оценка.

Педагогический дневник

        Студент-практикант на первой странице дневника записывает свою фамилию, имя, отчество, сроки практики, номер школы, фамилии директора и его заместителей, учителей, работающих в закрепленном классе, методистов практики. 2-я страница – список учащихся класса со сведениями об их общественных поручениях, участии в кружках, состоянии здоровья.

Здесь же необходимо поместить схему размещения учеников в классе по рядам и расписание уроков.

        На следующих страницах – индивидуальный план-график работы студента на период практики,  исследовательская работа по изучению личности ученика, возможно, с использованием методики «Цветовых метафор» (цветопись).

        Таким образом, педагогический дневник содержит:

  • список учащихся со сведениями об их общественных поручениях, участии в кружках, состоянии здоровья;
  • расписание звонков в школе;
  • расписание уроков  класса;
  • записи  содержания и анализа посещенных практикантом  уроков учителей.

Цветопись

Методика «Цветовых метафор» (цветопись)  используется с целью изучения настроения, самочувствия,  уровня адаптации к процессу  обучения.

Настроение и цвет – явления взаимосвязанные. В настроении не меньше оттенков, чем в палитре красок, окружающих нас. Поэтому каждая цветовая полоса в цветописи – это условный знак настроения.

        Красный цвет – восторженное. Оранжевый – радостное, теплое. Желтый – светлое, приятное. Зеленое – спокойное, уравновешенное. Синий – неудовлетворенное, грустное. Фиолетовый – тревожное, напряженное. Черный – полный упадок, уныние.

Далее следуют ежедневные записи студента-практиканта о работе во время практики с глубоким аналитическим осмыслением. Записи должны включать по возможности теорию рассматриваемого вопроса, анализ работы учителя, классного руководителя (воспитателя), школьников; самоанализ, осмысление уровня сформированности профессиональных педагогических умений.

Структура табеля - дневника

Дата

Предмет

Краткое содержание урока, его анализ

Рекомендации учителя- методиста

Оценка

Подпись учителя

Примерная схема составления плана занятия

Наименование этапов занятия

Краткое содержание

1.  Организационная часть

Приветствие, проверка присутствующих, создание в аудитории рабочей обстановки

2.  Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос, проверочная работа, математический диктант, проверка выполнения упражнения, решения задач, опрос у доски и т.п.

3.  Сообщение темы, целей, плана урока

Указать основные цели урока

4.  Актуализация опорных знаний

Выявление взаимосвязи данной темы с ранее изученными  и с другими предметами

5.  Начальная мотивация  учебной деятельности

Вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме

6. Изложение нового и его поэтапное  закрепление

Изложение нового учебного материала должно вестись с использованием современных методов обучения

7. Обобщение и систематизация изучаемого материала

Сформулировать вопросы для закрепления с учётом заданного уровня усвоения

8. Сообщение домашнего задания

С указанием номеров заданий, страниц, параграфов

9.  Заключительная часть занятия

Оценить деятельность учащихся, сообщить достигнута ли цель занятия

        

Виды уроков и их структура

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

  • комбинированные  (смешанные);
  • уроки изучения новых знаний;
  • уроки формирования новых умений;
  • уроки обобщения и систематизации изученного;
  • уроки контроля и коррекции знаний и умений;
  • уроки практического применения знаний, умений (Г.И.Щукина, В.А. Онищук,  Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов).

От Коменского и Гербарта берёт начало классическая четырёхзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного).  Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:

Организация

работы

Повторение

изученного

(актуализация

знаний)

Изучение новых знаний, формирование новых умений

Закрепление, систематизация, применение

Задание на дом

Этапы

1

2

3

4

Нетрудно понять, почему такой тип урока  назван комбинированным – на нём учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы ( этапы) могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким  и применимым для решения очень широкого круга задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75 – 80% от общего числа всех проводимых уроков.  Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса,  динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам  большие возможности приспособления к конкретным условиям.

Нетрудно заметить, что все вышеназванные типы уроков представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура  выделенных типов урока  состоит обычно из трёх частей:

1) организации работы (1 -3 мин.);

2) главной части - (формирование,  усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35 -40 мин.);

3) подведения итогов и задания на дом (2-3 мин.).

Структура комбинированного урока чтения

  1. Подготовка к восприятию текста
  2. Первичное восприятие текста
  3. Проверка первичного восприятия текста
  4. Чтение и анализ произведения
  5. Обобщение
  6. Перечитывание произведения с новой читательской целью
  7. Творческие работы учащихся по следам прочитанного.

Литература

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. – 76 с.
  2. О производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под ред. П.Ф.Анисимова. - М.: НПЦ Профессионал, 2000.
  3. Педагогическая практика / Сост. Н.А Асташова, В.А. Случко,     Л.П. Козлова. -  Брянск: БИПК,1998. – 34 с.
  4. Педагогическая практика в начальной школе / Под. ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
  5. Подласый И.П.  Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.:  Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая практика – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу

Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической пр...

Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.

Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...

Конспект конкурсного урока, представленный на Педагогической мастерской для студентов, проходящих педагогическую практику

Конспект урока, представленного на педагогической мастерской для студентов, проходящих педагогическую практику на базе ГБОУ школа №399 по теме "Совершенствование технических элементов баскетбола ...

Педагогическая практика студентов Сургутского государственного педагогического университета

Документы подтверждающие наставничество при прохождении педагогической практики...

«Педагогическая мастерская как феномен педагогической практики»

Кейс на тему «Педагогическая мастерская как феномен педагогической практики»...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...

Презентация "Современные педагогические технологии. Педагогическая практика"

В данной презентации раскрыты пути реализации программы «Тайны природы» для детей дошкольного возраста, через  различные образовательные технологии и  педагогические приемы....