Формирование положительной мотивации у учащихся кпредметам история и обществознание через использование ИКТ.
статья на тему
Повышение положительной мотивации к предметам история и обществознание и качества знаний учащихся через использование ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
- Жингалиева Кунслу Имашевна, учитель истории
Разделы: Преподавание истории и обществознания
Презентации к уроку
Основная идея: повышение положительной мотивации к предметам история и обществознание и качества знаний учащихся через использование ИКТ.
Считаю, что современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся , которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно- воспитательного
процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.
Как учитель - предметник и классный руководитель я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, при этом руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:
- Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ". В этом документе говорится о том, что необходимо ":создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование:".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", в которой говорится следующее: ":В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем:". ":Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего:".
- "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года". В этом документе говорится о том, что ":В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных:".
В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность, т.к.
- В нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедиа проектор, экраны, новые компьютеры, Интернет. "Использование ИКТ" стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности, потому что в моём кабинете не компьютера. Но при необходимости обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои уроки.
- Изучение методической литературы: - Предметно-содержательные журналы "Современный урок" за 2007-2010 год. - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004 г.- №3. - Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.
- Курсы повышения квалификации. - Краткосрочное повышение квалификации при Волгоградском областном институте повышения квалификации работников образования по информационным технологиям, задачному подходу в обучении экономики, права, истории, обществознания. Дистанционные курсы Педагогического университета "Первое сентября" по теме: "Как преподавать историю в современной школе: теория и методика". На всех вышеперечисленных курсах большое внимание уделялось использованию ИКТ в учебном процессе.
- РМО учителей истории и обществознания. - Тема "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания наук социально-гуманитарного цикла" является одной из главных тем в работе РМО. Проводились, обсуждались и анализировались уроки истории и обществознания с применением ИКТ.
Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Повысить положительную мотивацию обучения, ведь в настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.
Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:
- Повышение положительной мотивации к предметам
- Использование наглядности на уроке.
- Повышение производительности труда.
- Установление межпредметных связей с информатикой.
- Учитель способствует организации проектной деятельности учащихся.
- Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
В работе есть свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:
- В классе нет компьютера.
- Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.
- В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.
- На составление презентаций уходит много времени.
Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.
Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным - это более эффективный подход, его следует использовать.
Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер "зависает", электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть "план Б", "путь к отступлению" к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.
В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:
- Всеобщая История , учебное электронное издание. История Древнего мира (V класс).
- Всеобщая История , учебное электронное издание. История Средних веков (VI класс).
- Всеобщая История , учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы)
- История России XIX века (VIII класс).
- История России XX век.
- Неизвестная война (документальный фильм - ВОВ)
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
- Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
- Учебный материал излагается в доступной форме.
- Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
- Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
- Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока "С" направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика. Просматривая фильмы о Великой Отечественной войне ребята с большим интересом воспринимают информацию и отвечают на поставленные вопросы учителя.
Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.
В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.
Мною составлены презентации по следующим темам:
История России:
- Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV.
- Реформы Петра I.
- Реформы Александра II.
- Экономические реформы 1985-1991 годов.
Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.
Обществознание:
- Глобальные проблемы современного человечества (используется при изучении нового материала).
- Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
- Экономическая сфера жизни общества (используется на повторительно- обобщающем уроке по данной теме).
- Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
- Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках традиционной технологии - "мел и доска", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.
Поделиться…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
В истории школы иностранный язык занимал всегда неоднозначное место: то он становился объектом особого внимания, то оказывался на уровне третьестепенного предмета. Объяснить такое разное отношение к и...
Формирование положительной мотивации у учащихся к истории и обществознанию через использование ИКТ.
Повышение положительной мотивации к предметам история и обществознание и качества знаний учащихся через использование ИКТ....
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...
Формирование положительной мотивации у учащихся начальной школы в процессе овладения иностранным языком
Чтобы вызвать у ученика интерес к обучению иностранного языка, сначала нужно сформировать у него мотивацию....
Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации у учащихся с ОВЗ
Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим предметом.Цель межпредметных связей состоит...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...
Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение.
Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение: игровая деятельность, критическое мышление, ИКТ - технологии, метод проблемных задач, исследовательская...