Информационный обмен в образовательном процессе.
методическая разработка (11 класс) по теме

Плотникова Татьяна Николаевна

Ппример Б.Шоу даёт хорошее представление об особенностях информационного обмена (творческого и эквивалентного) - обмен яблоками и обмен идеями: если у тебя есть яблоко, то при обмене у каждого остается по яблоку, а если у тебя есть идея и у меня есть идея, то при обмене у каждого остается по две идеи (цит. по М.Г.Ярошевскому).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnyy_obmen_v_obrazovatelnom_protsesse.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Плотникова Т.Н.  учитель истории

и обществознания МБОУ «Пролетарская СОШ»

Серпуховского района Московской области

     Педагогический процесс представляет собой взаимодействие педагога с обучающимися в различных формах – традиционных или современных, пассивных или активных. Это процесс обучения школьников, сообщения им знаний педагогом, которое он получил в процессе общеобразовательной или профессиональной подготовке, чтения книг, учебных пособий, методических материалов.

     Образовательный процесс – взаимодействие обучающегося с другими людьми в поисках необходимой информации, будь то учебная (доставляемая учебником или преподавателем) или полученная из иных источников – сверстники, родители, СМИ. Это процесс обретения образовательной информации под влиянием жизненных познавательных потребностей обучающегося.

    Информационный обмен (творческий и эквивалентный). Необходимо видеть специфику информационного обмена, в отличие от материального. Пример Б.Шоу дает хорошее представление об особенностях информационного обмена (творческого и эквивалентного) - обмен яблоками и обмен идеями: если у тебя есть яблоко, то при обмене у каждого остается по яблоку, а если у тебя есть идея и у меня есть идея, то при обмене у каждого остается по две идеи (цит. по М.Г.Ярошевскому).

   Следует различать простой и творческий обмен информацией. Творческий обмен информацией не является простым информационным обмен типа «вопрос-ответ». Творчество означает появление нового знания, которое не возникает при простом взаимном обмене информации. Кроме того, важно различать абсолютный и относительный прирост знаний, возникающий при обмене информаций. Прирост знаний при простом (эквивалентном) обмене идеями будет относительным, поскольку общая сумма идей остается неизменной. Но если при обмене идеями возникают новые идеи в результате их соединений, то можно говорить об абсолютном приросте знаний в ходе творческого общения, обмена информацией. Это может происходить как в образовательном, так и в педагогическом процессе, в том случае, если обучающийся задает необычный вопрос, выходящий за рамки программы и позволяющий по-новому осмыслить учебный материал.

     Творческое общение (и в формах внешнего, и в формах внутреннего диалога) при соответствующей его организации можно стать эффективным способом производства нового знания. Можно говорить и о других, не только парных, формах творческого общения, таких как «мозговой штурм» в его исходном, авторском понимании, деловые и организационно-деятельностные игры. Все они предполагают групповую, совместную деятельность, имеющую целью производство, выработку нового знания, которого нет ни у кого из участников совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов

Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) класса...

информационные технологии в образовательном процессе

Современный иновационный урок - это новый уровень урока, в котором находят отражение традиционные и нетрадиционные уроки....

WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса

В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс школы.

Значение компьютера и Интернета в жизни школы, учителей и учащихся....

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...