Информационный обмен в образовательном процессе.
методическая разработка (11 класс) по теме
Ппример Б.Шоу даёт хорошее представление об особенностях информационного обмена (творческого и эквивалентного) - обмен яблоками и обмен идеями: если у тебя есть яблоко, то при обмене у каждого остается по яблоку, а если у тебя есть идея и у меня есть идея, то при обмене у каждого остается по две идеи (цит. по М.Г.Ярошевскому).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_obmen_v_obrazovatelnom_protsesse.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Плотникова Т.Н. учитель истории
и обществознания МБОУ «Пролетарская СОШ»
Серпуховского района Московской области
Педагогический процесс представляет собой взаимодействие педагога с обучающимися в различных формах – традиционных или современных, пассивных или активных. Это процесс обучения школьников, сообщения им знаний педагогом, которое он получил в процессе общеобразовательной или профессиональной подготовке, чтения книг, учебных пособий, методических материалов.
Образовательный процесс – взаимодействие обучающегося с другими людьми в поисках необходимой информации, будь то учебная (доставляемая учебником или преподавателем) или полученная из иных источников – сверстники, родители, СМИ. Это процесс обретения образовательной информации под влиянием жизненных познавательных потребностей обучающегося.
Информационный обмен (творческий и эквивалентный). Необходимо видеть специфику информационного обмена, в отличие от материального. Пример Б.Шоу дает хорошее представление об особенностях информационного обмена (творческого и эквивалентного) - обмен яблоками и обмен идеями: если у тебя есть яблоко, то при обмене у каждого остается по яблоку, а если у тебя есть идея и у меня есть идея, то при обмене у каждого остается по две идеи (цит. по М.Г.Ярошевскому).
Следует различать простой и творческий обмен информацией. Творческий обмен информацией не является простым информационным обмен типа «вопрос-ответ». Творчество означает появление нового знания, которое не возникает при простом взаимном обмене информации. Кроме того, важно различать абсолютный и относительный прирост знаний, возникающий при обмене информаций. Прирост знаний при простом (эквивалентном) обмене идеями будет относительным, поскольку общая сумма идей остается неизменной. Но если при обмене идеями возникают новые идеи в результате их соединений, то можно говорить об абсолютном приросте знаний в ходе творческого общения, обмена информацией. Это может происходить как в образовательном, так и в педагогическом процессе, в том случае, если обучающийся задает необычный вопрос, выходящий за рамки программы и позволяющий по-новому осмыслить учебный материал.
Творческое общение (и в формах внешнего, и в формах внутреннего диалога) при соответствующей его организации можно стать эффективным способом производства нового знания. Можно говорить и о других, не только парных, формах творческого общения, таких как «мозговой штурм» в его исходном, авторском понимании, деловые и организационно-деятельностные игры. Все они предполагают групповую, совместную деятельность, имеющую целью производство, выработку нового знания, которого нет ни у кого из участников совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов
Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) класса...
информационные технологии в образовательном процессе
Современный иновационный урок - это новый уровень урока, в котором находят отражение традиционные и нетрадиционные уроки....
WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса
В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...
Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс школы.
Значение компьютера и Интернета в жизни школы, учителей и учащихся....
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...