В.А. Богданова Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы
материал по теме

Лабикова Марина Николаевна

      Современное общество ставит перед образовательным учреждением  задачу подготовки обучающегося знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования педагогами осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. В современных программах и концепции курсов, в методических разработках подчеркивается, что для достижения цели максимального развития ребенка необходимо строить ход урока в виде поиска нового знания, то есть проводить исследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы

Богданова В.А., учитель начальных классов

КОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»,

г.Тара, Омская область

Природа – есть неисчерпаемый источник

для детских наблюдений и экспериментов.

Внутреннее стремление ребенка к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Под основными умениями и навыками исследовательского поведения подразумеваются умения:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать наблюдения;

и навыки:

  • проведения экспериментов;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • работать с текстом

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Для развития у учеников моего класса умений и навыков исследовательского поведения я использовала, рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых занятий, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребенка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы.

1. Игра «Угадай, о чём спросили». Ученик выходит к доске и прочитывает вопрос с карточки про себя. Например, на карточке написано: «Вы любите музыку?» Ребёнок отвечает: «Я люблю музыку». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов:

Вы любите музыку?

В какое время года идет снег?

Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

Где живут белые медведи?

Сколько дней в одной недели?

Условие игры: вопросы не должны повторяться при ответе.

2. Задание: показываю своим ученикам картинки с изображениями сказочных героев, людей, животных или растений и предлагаю задать им вопросы либо какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.

3. Задание: «Найди причину события с помощью вопросов».

Я предлагаю детям ситуацию. Например: Девочка вышла из класса до окончания урока.

Как вы думаете, что произошло?

Серёжа готовился к уроку, но когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?

Мимо меня стремглав промчалась машина. Но ещё издалека была слышна её сирена. Как вы считаете, почему?

Такие задания предпочитаем выполнять в группах или коллективно, чтобы каждый смог высказать свою точку зрения.

Еще мы учились наблюдать. На развитие умений наблюдать я использовала такие задания: найти два одинаковых квадрата; Найди подходящую развертку для кубика, парные картинки, содержащие различия, задание «Найти, какие предметы изображены на этих рисунках».

Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками «Найдите ошибки художника». Более сложный вариант: Найди соответствующую тень цветка, покажите и расскажите, кто, где спит и др.

Учились проводить эксперименты. Проведение экспериментов дают ребенку возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего. Все проводимые опыты можно условно разделить на следующие группы: «живые» опыты, познавательные опыты, научные фокусы, занимательные опыты, опыты на кухне и т.д.

Научные фокусы.

Снежные цветы (этот опыт показывает, как образуются снежинки). Нужно только в сильный мороз выйти и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Живая тень. Дети знают, как может появиться тень. А этот фокус показывает как сделать так, чтобы у тени появились и глаза, и рот, которые будут то открываться, то закрываться.

Висит без веревки. Для проведения этого фокуса необходимо смочить нитку в крепком растворе соли. Подвесить на этой нитке легкое проволочное колечко. Подожгем нитку, огонь пройдет снизу доверху, и к удивлению зрителей кольцо преспокойно будет висеть на тонком шнурке золы!

Занимательные опыты.

Делаем облако (этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков). Необходимо налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Башня плотности. В этом опыте разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне в зависимости от их плотности, т.е. вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ. Например, спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода – вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей.

Вареное или сырое? На столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Объяснение: в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Опыты на кухне. Как приготовить мороженое? Для мороженого вам понадобится: какао, сахар, молоко, сметана. Можно в него добавить тертого шоколада, вафельные крошки или мелкие кусочки печенья. Когда все ингредиенты готовы его надо охладить. Возьмите миску побольше, положите в нее лед, посыпьте его солью, перемешайте. На лед поставьте мисочку с мороженым и через 30 минут мороженое загустеет и его можно будет попробовать.

Познавательные опыты. Невидимые чернила. Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги. 1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды. 2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой. 3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Немаловажную роль в развитии исследовательский умений у учащихся осуществляют задания, направленные на развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Например, невербальные задачи по нахождению закономерности в расположении фигур. Задание: найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте фигуру вместо точек.

Задачи для выявления оригинальности и гибкости мышления. Задание: закончите рисунки, превратив каждую линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог.

Задачи на выявление уровня развития объемно пространственного мышления. Сворачиваю листок бумаги в четыре раза, делаю вырезы. Как вы думаете, что должно получиться, если листок развернуть?

Эти и другие виды заданий позволяют сформировать умения для создания исследовательской деятельности во 2-4 классах.

На первых порах мною составлялся план-график выполнения учебного исследования, где определялись временные рамки, объём работы и этапы её выполнения.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская работа ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, – наличие у них потребности узнавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся начальной школы

Проект книга-малышка "Загадки о животных". Данная работа позволяет развивать интерес ребенка, способность к анализированию и синтезированию полученной информации....

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...

Статья для журнала "Северная Двина" "Проектно-исследовательская деятельность по физическому воспитанию с обучающимися начальной школы"

В статье рассмотрены вопросы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся  в области физической культуры и спорта....

"Весеннее настроение" - внеурочная деятельность в начальной школе (обучающиеся с умственной отсталостью)

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 1-4 классов школы VIII типа.«ВЕСЕННЕЕ  НАСТРОЕНИЕ».Праздник, посвященный  женщинам!...

"Сенсомоторное развитие" Программа внеурочной деятельности: коррекционно-развивающая область обучающихся начальной школы с умственной отсталостью

Актуальность программы заключается в том, что сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их ...

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы (составитель: учитель музыки Отрохов А. И.) Сказка - опера "Волк и семеро козлят"

Разработка  мероприятия по внеурочной деятельности для обучающихся  начальной школы(составитель: учитель музыки Отрохов А. И.)Сказка - опера "Волк и семеро козлят"...

УУД при проектной деятельности в начальной школе с обучающимися с ОВЗ

Таблица "Формирование УУД при работе над проектами в  начальной школе"...