Статья для журнала "Северная Двина" "Проектно-исследовательская деятельность по физическому воспитанию с обучающимися начальной школы"
методическая разработка по физкультуре
В статье рассмотрены вопросы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в области физической культуры и спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Планирование проектно-исследовательской деятельности по физической культуре" | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Зайкова
учитель физической культуры
МБОУ «Подюжская СШ им.В.А.Абрамова» поселок Подюга
Проектно-исследовательская деятельность по физическому
воспитанию с обучающимися начальной школы
В современный период обучения и воспитания проектно-исследовательская деятельность прочно вошла в систему образования, во все ее предметные области. Не стал исключением и предмет физическая культура. Проектный метод обучения можно использовать не только с обучающимися среднего и старшего звеньев, но и в начальной школе. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, можно с 1-го по 4-й класс успешно применять технологию учебного проектирования, которая может сочетать в себе технологию деятельностного подхода и элементы учебного исследования.
Каждый из нас понимает, насколько важна и ответственна задача формирования культуры здоровья у детей и подростков. Если подрастающее поколение будет рассматривать здоровье, как ценный ресурс, данный не только природой, но и приобретенный в течение жизни, то в дальнейшем это здоровье позволит им реализовывать свои мечты и цели, успешно строить трудовую карьеру, создать счастливую семью.
Процесс физического воспитания немыслим без сознательной и активной учебной деятельности самих обучающихся. В соответствии с Комплексной программой физического воспитания обучающихся, которая строится в рамках ФГОС, в качестве ее учебного материала включен раздел «Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы регуляции и самоконтроля». Не случайно наряду с изучением практического учебного материала Федеральным государственным образовательным стандартом и Концепцией модернизации российского образования предусмотрено получение обучающимися жизненно необходимых знаний о здоровом образе жизни, социально-психологических основах физического воспитания, физической культуре и спорте.
Проект – самостоятельная деятельность учащихся. Учитель выступает только в роли помощника и координатора. Работа над выбранной темой значительно расширяет кругозор ребенка, закладывает надежные знания в различных областях физического воспитания, формирует определенный уровень образованности в области физической культуры и спорта. Основная задача учителя – научить ребенка мыслить, рассуждать, планировать работу, разрабатывать ее этапы, обобщать или сравнивать полученные результаты и формулировать выводы.
Главная цель вовлечения обучающихся начальной школы в проектно-исследовательскую деятельность – воспитание культуры здоровья.
В основе применения проектно-исследовательской деятельности лежат несколько, как мне кажется, идей, которые являются важными для эффективного воспитания культуры детей:
- ребенку должно быть понятно, зачем нужно учиться быть здоровым;
- ребенку должно быть интересно учиться быть здоровым;
- у ребенка должна быть возможность применить полученные знания и умения в повседневной жизни [1, с.3].
Проектная деятельность включает следующие этапы:
- Выбор темы проекта, определение проблемы, которая будет исследована.
- Постановка целей и задач проекта, выдвижение гипотезы.
- Разработка плана работы над проектом.
- Реализация плана (проведение исследования).
- Формулирование выводов, проверка гипотезы проекты.
- Создание продукта проекта.
Хотя проектная деятельность основана на самостоятельной деятельности обучающихся, но младшие школьники нуждаются в постоянной помощи учителя, особенно в анализе информации и подготовке финального продукта проекта. Лучше всего предложить ребятам поработать в парах или по несколько человек. Проектную работу можно построить в рамках одного отдельного теоретического урока физической культуры. А также очень удобно данный метод использовать в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья или полностью освобожденными от практических заданий на уроке физической культуры. Тогда к такой деятельности ребенок может подключить даже родителей.
Рассмотрим отдельные этапы более подробно.
Итак, младшие школьники могут назвать много тем для исследования. Но зачастую ребята видят проект, как работу по пересказу параграфа из учебника. Важно обратить внимание, что главная задача проектной деятельности – это получение результата своей работы в виде какого-то продукта. А для его получения необходимо заняться теоретическим или практическим исследованием. Для того, чтобы его провести, нужно найти проблему в рассматриваемом вопросе и выдвинуть свою гипотезу. Это, пожалуй, на первоначальном этапе является самым сложным для обучающегося. Вот с какими темами, проблемами по ним и гипотезами можно поработать школьникам:
Тема | Проблема | Гипотеза |
«Для чего нужен завтрак?». | Многие ребята школы пренебрегают завтраком. | Завтрак – важный прием пищи, имеющий большое значение для здоровья человека. |
«Подвижная игра – занятие для здоровья и удовольствия». | Современный школьники мало играют в подвижные игры. | Подвижные игры являются неотъемлемой частью двигательного режима ребенка. |
«Жили-были лыжи…». | Снижение количества жителей поселка, занимающихся лыжным спортом. | Лыжный спорт – доступный и популярный вид спорта для укрепления здоровья. |
«Мой здоровый сон» | Часто из-за компьютерных игр ребята «забывают» вовремя ложиться спать. | Если четко следовать распорядку дня, то можно спать необходимое количество часов в сутки. |
«Что такое пульс?». | Не все ребята знают, как можно контролировать состояние своего здоровья. | Если провести тематическое занятие, то знакомство с этим понятием будет полезно для ребят. |
На следующем этапе необходимо выделить цели, задачи исследования, которые плавно перетекают в план работы над проектом. Например, по теме «Подвижная игра – занятие для здоровья и удовольствия» можно сформулировать такие цель и задачи:
Цель исследования – изучить, пользуются ли популярностью подвижные игры у современных школьников.
Задачи исследования:
1. Прочитать в книгах и учебниках о том, что такое «подвижные игры», почему в них играют люди.
2. Изучить, в какие подвижные игры играли люди старшего поколения (родители, дедушки и бабушки) в эпоху «жизни без компьютеров».
3. Изучить, играют ли в подвижные игры современные школьники. Если «да», то составить список таких игр.
4. Сделать выводы.
Важно научить ребят применять различные методы исследования, такие как: изучение литературных и Интернет-источников; проведение устного опроса и анкетирования; сравнение полученных результатов – это один, пожалуй, из самых сложных методов для младших школьников. Но данный метод учит ребенка формулировать свою точку зрения, аргументировать ее полученными данными, самостоятельно работать с информацией.
Наконец, заключительным этапом работы над проектом является формулирование выводов и представление конечного продукта проекта, например, презентации, книжки-пособия, буклета и т.д.
Серьезным для ребенка считается завершение работы над проектом – его защита, т.е. публичное выступление. Учителю необходимо вместе с детьми составить план выступления и даже предварительно выступить, если проект выносится на общешкольный уровень. Защита проекта формирует у обучающихся основные компетентности: познавательные навыки и критическое мышление; формирует целостное мировоззрение, развивает мотивы учебной деятельности, воспитывает устойчивые интересы и положительное эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность по физическому воспитанию с обучаюмися начальной школы помогает им видеть и решать проблемы в области физического воспитания, работать с информацией, применять полученные знания в целях сохранения и укрепления своего здоровья.
Список информационных источников
- Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013. – 63с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.А. Богданова Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы
Современное общество ставит перед образовательным учреждением задачу подготовки обучающегося знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знан...
Статья на тему "РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ."
Статья на тему "Развитие проектно-исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности по математике"...
Статья из опыта работы. Проектно - исследовательская деятельность по химии.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода ...
Статья из опыта работы. "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся по химии"
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование...
статья Тема войны в проектно - исследовательской деятельности школьников
Современное образование ставит целью развитие самостоятельности, способности к развитию и к сотрудничеству. Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагог...
"Сенсомоторное развитие" Программа внеурочной деятельности: коррекционно-развивающая область обучающихся начальной школы с умственной отсталостью
Актуальность программы заключается в том, что сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их ...
Статья "Практические аспекты формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся"
Статья "Практические аспекты формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся"...