Доклад "Липецкий опыт в современной школе"
статья по теме
В докладе раскрывается Липецкий опыт преподавания (К.Москаленко) и его использование в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_lipetskiy_opyt_v_sovremenooy_shkole.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Дубовое
Чаплыгинского района
Клыкова Е.В.
с.Дубовое
2009 г.
Липецкий опыт – это идеи, рождённые и выстраданные К. А. Москаленко. Именно его рукой в историю отечественной педагогики вписана эта славная страница, получившая название города, в котором он жил, работал, удивляясь и радуясь тому, что о блестящих результатах эксперимента стало известно и в стране, и за рубежом.
К. А. Москаленко предложил (а затем и доказал), что структура урока может и должна быть изменена. Открытие состояло в том, что детей необходимо учить на уроке, не рассчитывая, что они «доучатся» потом, при выполнении домашней работы. Москаленко смело «сворачивает» годичный учебный материал по русскому языку и математике в крупные комплексы, добивается сознательного и заинтересованного усвоения знаний детьми. Он предлагает настоящий фейерверк методических приёмов и решений, создающих новую мотивацию учения, новую атмосферу работы.
В октябре 1959 года в московском журнале «Народное образование» была напечатана статья К. А. Москаленко «Как должен строиться урок». Эта публикация и стала началом феномена, получившего название Липецкий опыт. Москаленко приходит к идее ускоренного, интенсивного обучения. Работа по его методике показала, что дети свободно усваивают недельную программу за 5 дней. Шестой день при этом отводится работе с учениками, не справившимися с программой. Идеи, изложенные Москаленко, составляли тот способ обучения, который активизировал деятельность учащихся, поддерживал их работоспособность на уроке, интерес к обучению.
К. А. Москаленко смело разрушил традиционный комбинированный урок, заменив его новым типом урока, названным «объединённым» или «бесструктурным», где усвоение, выявление знаний интегрируется в единый учебный процесс формирования знаний, умений и навыков. Многообразие видов деятельности на уроке, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы позволило учащимся выполнять значительный объём работы на уроке, что снимало вопросы дисциплины, и тем самым намечался реальный путь к сокращению времени на выполнение домашней работы. Особое место в концепции Москаленко занимает «поурочный балл», оказавшийся важным стимулом успешной работы как для ученика, так и для учителя. Оценка работы учащихся на всех этапах урока позволила даже самому слабому ученику получить положительную оценку за активную работу на уроке, что формировало положительное отношение ученика к учебной деятельности. Ведущее место в арсенале педагогических открытий Москаленко занимает предложенное им комментированное письмо. Развивая основные концепции по перестройке структуры урока, в результате экспериментов, К. А. Москаленко пришёл к выводу о необходимости изменения способов изложения и усвоения учебного материала, то есть выделения «дидактических укрупнённых единиц», «пучков правил» и организации на этой основе обучения русскому языку. Предложенные технологии учитывают творческие возможности и учителя, и ученика: открывают педагогу пути работы как на уровне ремесла , так и на уровне мастерства и искусства.
Липецкий опыт, несомненно, интересен и сегодня, и прежде всего – с точки зрения стремления к творческому поиску, поиску способов совершенствования организации и содержания образовательного процесса в связи с требованиями общества к школе. Идеи Липецкого опыта творчески используются педагогами нашей школы.
Липецкий опыт, родившийся в начале шестидесятых годов 20 века из потребностей школы, в современных условиях развит и дополнен. Москаленко приложил свои идеи и опробовал на уроках русского языка в начальной школе. Сегодня этот опыт применим к любому предмету.
Новаторские идеи Москаленко были использованы в работе известных педагогов современности. В его опыте корни и конспектов Шаталова, и безотметочное обучение Амоношвили, и ускоренного развития детей Лысенковой, и творческих подходов Волкова, Ильина, Щетинина.
Ищущий учитель в Липецком опыте, в идеях К. А. Москаленко всегда найдёт ответ на вопрос , как учить и учиться успешно, стабильно, радостно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Опыт использования современных технических средств обучения в условиях реализации ФГОС ООО
Обобщение опыта работы педагога с техническими средствами обучения, обеспечивающими интерактивность урока. Среди них: интерактивная доска, планшеты, пульты экспресс тестирования, документ - камера....
«Опыт использования современного учебно-методического обеспечения в образовательном процессе в преподавании химии»
материал подготовлен к методическому семинару...
Статья «По страницам школьных учебников» (из книги по материалам республиканской научно-практической конференции «Современная школа. Внедрение ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы»).
Статья «По страницам школьных учебников» (из книги по материалам республиканской научно-практической конференции «Современная школа. Внедрение ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы»...
Статья .Современная школа: Внедрение ФГОС (опыт, проблемы, перспективы) .Материалы республиканской НПК
В сборнике представлены материалы конференции, посвященные актуальным проблемам внедрения и реализации стандартов второго поколения....
Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе.
Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе....