Доклад "Липецкий опыт в современной школе"
статья по теме

В докладе раскрывается Липецкий опыт преподавания (К.Москаленко) и его использование в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_lipetskiy_opyt_v_sovremenooy_shkole.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Учитель русского языка и литературы

                                        МБОУ СОШ с.Дубовое

Чаплыгинского района

Клыкова Е.В.

с.Дубовое

2009 г.

         Липецкий опыт – это идеи, рождённые и выстраданные К. А. Москаленко. Именно его рукой в историю отечественной педагогики вписана эта славная страница, получившая название города, в котором он жил, работал, удивляясь и радуясь тому, что о блестящих результатах эксперимента  стало известно и в стране, и за рубежом.

К. А. Москаленко предложил (а затем и доказал), что структура урока  может и должна быть изменена. Открытие состояло в том, что детей необходимо учить на уроке, не рассчитывая, что они «доучатся» потом, при выполнении домашней работы. Москаленко  смело «сворачивает» годичный учебный материал по русскому языку и математике в крупные комплексы, добивается сознательного и заинтересованного усвоения знаний детьми. Он предлагает настоящий фейерверк методических приёмов и решений, создающих новую мотивацию учения, новую атмосферу работы.

В октябре 1959 года в московском журнале «Народное образование» была напечатана статья К. А. Москаленко  «Как должен строиться урок». Эта публикация и стала началом феномена, получившего название Липецкий опыт. Москаленко приходит к идее ускоренного, интенсивного обучения. Работа по его методике показала, что дети свободно усваивают недельную программу за 5 дней. Шестой день при этом отводится работе с учениками, не справившимися с программой. Идеи, изложенные Москаленко, составляли тот способ обучения, который активизировал деятельность учащихся, поддерживал их работоспособность на уроке, интерес к обучению.

К. А. Москаленко смело разрушил традиционный комбинированный урок, заменив его новым типом урока, названным «объединённым» или «бесструктурным», где усвоение, выявление знаний интегрируется в единый учебный процесс формирования знаний, умений и навыков. Многообразие видов деятельности на уроке, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы позволило учащимся выполнять значительный объём работы на уроке, что снимало вопросы дисциплины, и тем самым  намечался реальный путь к сокращению времени на выполнение домашней  работы. Особое место в концепции Москаленко занимает «поурочный балл», оказавшийся важным стимулом успешной  работы  как для ученика, так и для учителя. Оценка работы учащихся на всех этапах урока позволила даже самому слабому ученику получить положительную оценку за активную работу на уроке, что формировало положительное отношение ученика к учебной деятельности. Ведущее место в арсенале педагогических открытий  Москаленко занимает  предложенное им комментированное письмо. Развивая основные концепции по перестройке структуры  урока, в результате экспериментов, К. А. Москаленко пришёл к выводу о необходимости изменения способов изложения и усвоения учебного материала, то есть выделения «дидактических укрупнённых единиц», «пучков правил» и организации на этой основе обучения русскому языку. Предложенные технологии учитывают творческие возможности и учителя, и ученика: открывают педагогу пути работы как на уровне ремесла ,  так и на уровне мастерства и искусства.

 Липецкий опыт, несомненно, интересен и сегодня, и прежде всего – с точки зрения стремления к творческому поиску, поиску способов совершенствования организации и содержания образовательного процесса в связи с требованиями общества к школе. Идеи Липецкого опыта творчески используются педагогами нашей школы.

Липецкий опыт, родившийся в начале шестидесятых годов 20 века из потребностей школы, в современных условиях развит и дополнен. Москаленко приложил свои идеи и опробовал на уроках русского языка в начальной школе. Сегодня этот опыт применим  к любому предмету.

Новаторские идеи  Москаленко были использованы в работе известных педагогов современности. В его опыте корни и конспектов Шаталова, и безотметочное обучение Амоношвили, и ускоренного развития детей  Лысенковой, и творческих подходов Волкова, Ильина, Щетинина.

Ищущий учитель в Липецком опыте, в идеях К. А. Москаленко  всегда  найдёт ответ на вопрос , как учить и учиться успешно, стабильно, радостно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования современных технических средств обучения в условиях реализации ФГОС ООО

Обобщение опыта работы педагога с техническими средствами обучения, обеспечивающими интерактивность урока. Среди них: интерактивная доска, планшеты, пульты экспресс тестирования, документ - камера....

Статья «По страницам школьных учебников» (из книги по материалам республиканской научно-практической конференции «Современная школа. Внедрение ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы»).

Статья «По страницам школьных учебников» (из книги по материалам республиканской научно-практической конференции «Современная школа. Внедрение ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы»...

Статья .Современная школа: Внедрение ФГОС (опыт, проблемы, перспективы) .Материалы республиканской НПК

В сборнике представлены материалы конференции, посвященные актуальным проблемам внедрения и реализации стандартов второго поколения....

Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе.

Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе....