Опыт использования современных технических средств обучения в условиях реализации ФГОС ООО
статья по информатике и икт на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filippova.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Филиппова А.В., учитель информатики
Новые технологии и развитие интернета заставляют школу меняться очень быстро. Академик РАМН А.Асмолов утверждает «К тому времени, когда сегодняшние первоклассники завершат учебу, перечень существующих профессий заметно обновится. Изменится и наша техносфера».
В этих условиях резко возрастает значимость деятельностного аспекта образования. Формирование ИКТ-компетентности является одним из обязательных условий достижения образовательных целей XXI века. Другой важной составляющей образования является способность успешно кооперироваться, сотрудничать с другими, участвовать в групповой работе. Главными «помощниками» учителя на уроке становятся технические средства обучения.
В своем послании Федеральному собранию 01.12.2010 г. Д.А. Медведев отметил, что «использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах». В ФГОС основного общего образования, достаточно четко сформулированы требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса.
Целью работы было изучить особенности применения современных технических средств обучения в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Задачи:
- провести обзор современных ТСО;
- определить их значимость в эпоху компьютеризации;
- раскрыть возможности отдельных ТСО на разных этапах урока информатики;
- выявить наиболее эффективные средства обучения в реализации универсальных учебных действий на основе анализа собственного педагогического опыта.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. ИОС включает три составляющие: информационно-образовательные ресурсы, современные педагогические технологии и технические средства обучения. Согласно требованиям ФГОС, комплектации учебных кабинетов могут быть выполнены в форме автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя и АРМ ученика. В состав АРМов входят надпредметные средства (компьютер, интерактивная доска, проектор, МФУ, документ-камера) и предметные средства обучения.
Комплекс ТСО, предлагаемых для использования в процессе обучения, год от года становится всё сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации.
Технические средства обучения (ТСО) - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Они подразделяются на основе ведущей функции, принципу устройства, воздействию на органы чувств и прочее.
Эффективность использования компьютерной техники определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения - техническим, методическим (т.е.разработанным дидактическим приложением) и организационным (поддержанием в рабочем исправном состоянии).
В дипломе особое внимание уделено инновационным техническим средствам, имеющимся в кабинете информатике МБОУ «Гимназия №4».
Это интерактивная доска в комплекте с дистанционными графическими планшетами, документкамера, система тестирования.
Использование интерактивной доски делает изучаемый материал интересным и динамичным. Материал становится более доступным, понятным и наглядным, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты. Ученики становятся более заинтересованными и активными. Заранее подготовленные материалы задают занятию бодрый темп урока.
Использованием электронного пера отличает и такое устройство, как дистанционный графический планшет.
Интерактивные планшеты Interwrite Mobi обеспечивают следующие преимущества на уроке:
- Мобильность учителя, возможность работы в любой точке класса.
- Одновременная работа нескольких учеников.
- Поддержка групповой работы.
Фрагмент урока видео.
При преподавании самых различных школьных предметов постоянно возникают ситуации, когда необходимо демонстрировать объект всему классу (таблицу, схему, набросок и прочее). Эту проблему легко разрешит документкамера. Она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным. Например, камера позволить ученику показать всем своим товарищам выполненную домашнюю работу в тетради или только что созданный им «шедевр». Любое письменное задание с листа одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску.
Система тестирования ActivExpression позволяет учителям мгновенно оценить уровень понимания материала учениками, а также общий прогресс обучения. Получая результаты в реальном времени, учитель может отслеживать уровень понимания учеников и изменять ход урока в соответствии с потребностями класса или отдельного ученика.
Система интерактивного тестирования учеников ActivExpression – это универсальный инструмент, работающий с целыми предложениями, уравнениями или символами и содержащий разнообразные типы ответов
.
С применением современных технологий, усиливается нагрузка на организм школьника, что порождает остроту проблем здоровьесбережения. Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с техническими средствами обучения? В первую очередь необходимо обеспечить условия работы: температурный режим, влажность, проветривание и прочее. В период проведения инструктажа по технике безопасности необходимо знакомить обучающихся с правилами работы за компьютером, в частности, с правильной посадкой за компьютером (Приложение 2), правилами гигиены для глаз.
Следует на каждом уроке уделять внимание снятию нагрузки на глаза, проводить гимнастику, динамические паузы, психологическую разгрузку.
Можно сделать вывод, что курс информатики – один из основных предметов, способный сформировать умения и навыки информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. А технические средства обучения - это качественно новое орудие труда учителя на уроках информатики и на любом другом учебном предмете и в организации внеурочной деятельности.
Современное общество стремительно превращается в информационное. "Если бы авиастроение развивалось такими же темпами, как и компьютерная.отрасль, то почти каждый житель планеты Земля мог бы иметь в личном пользовании пассажирский лайнер класса Боинг 737. И в случае поломки выгоднее будет купить новый самолет, чем ремонтировать старый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий обучения в условиях реализации ФГОС»
В данной публикации расматриваются способы применения на уроках педагогических технологий обучения, методик, приемов, форм работы в условиях реализации ФГОСв условиях реализации ФГОС....
Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий
Доклад к педсовету на тему: Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий...
Возможности использования современных технических средств обучения на уроках физики
Аннотация. Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий является требованием нашего времени. Материал посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий и приме...
«Проектная деятельность как средство интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС»
С введением ФГОС образование направлено на умение находить нужную информацию, перерабатывать ее, извлекать из нее необходимые знания и применять ее на практике. Поэтому, школа должна создать условия, ...
«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»
Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...
Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...
Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
учебно-методический материал по технологии...