Модель развития учебной самостоятельности
учебно-методический материал (6 класс) по теме
отчет по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_razvitiya_uchebnoy_samostoyatelnosti.zip | 214.87 КБ |
Подписи к слайдам:
Мы предлагаем обучающимся перед каждой практической работой повторить теоретический материал, развивая умения работать с различными источниками информацию
Проведение каждой практической работы следует тщательно планировать. Должны быть четко сформулированы цели каждой работы, определен ее объем и формы фиксации результатов в соответствии с требованиями нормализации учебной нагрузки, а также определены необходимые для выполнения работы источники географической информации. Чтобы практические работы были органично включены в процесс обучения, целесообразно планировать их проведение на разных этапах урока – и при изучении нового, и на этапе закрепления знаний и умений, и при контроле за результатами обучения.
Тренировочные работы чаще всего проводятся в форме проверки материала, изученного ранее, когда учащиеся действуют по образцу, на первом или втором уровне самостоятельности. Работы такого характера целесообразно также рекомендовать для домашнего задания.
Выбор той или иной формы проведения во многом зависит от учителя.
Самую серьёзную, с точки зрения содержания, практическую работу
«Составление полного описания географического комплекса своей
местности» можно провести в виде деловой игры по защите
проектов освоения тех или иных территорий страны.
Сборник практических работ
начального курса географии содержит:
задания, выполнение которых
способствует более глубокому
пониманию темы;
описание заданий;
список вопросов, предназначенных
для самоконтроля учащихся;
список дополнительной литературы;
список электронных образовательных
ресурсов для проведения
практических работ;
Сборник практических работ начального курса географии
презентации
к практическим работам начального
курса географии)
методическое описание
двадцати практических работ;
теоретический материал;
Актуальность работы
1
Педагогические условия развития учебной самостоятельности
2
Средства развития учебной самостоятельности
3
Условия проведения практических работ
Сборник практических работ
4
Содержание
5
Цель-
выявление психолого-педагогических условий развития учебной самостоятельности школьников в процессе выполнения практических работ на уроках географии.
Задачи:
1) изучить теоретические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности школьников;
2) определить место практических работ в начальном курсе физической географии;
3) разработать сборник практических работ начального курса географии;
4) апробировать сборник практических работ начального курса географии;
«Сборник практических работ начального курса географии»
как модель, направленная на развитие учебной самостоятельности.
Разрабатывая сборник практических работ, мы старались разнообразить их по содержанию, сделать их многофункциональными, т.е. мы ставили задачу – не только закреплять знания, но и
взаимоувязывать
их, заставлять размышлять, приобретать необходимые умения и навыки.
При определении объектов изучения на практических работах, учитывали региональный компонент содержания образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа№3»
Модель развития учебной самостоятельности учащихся при реализации практических работ начального курса географии
(
презентация сборника практических работ начального курса географии
)
Золотарева Ирина Геннадьевна,
учитель МБОУ «ООШ №3»
zolot.irina2011@yandex.ru
Мариинск, 2012
Средства развития учебной самостоятельности
Выбор практических методов в качестве средства развития самостоятельности обусловлен следующими особенностями:
практические методы интегрируют знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера;
практические методы позволяют максимально стимулировать познавательную активность учащихся, обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно раскрыть действие географических законов в практике;
в процессе практических работ возможно проведение эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся.
Практическая работа № 10
«Определение горных пород и минералов своей местности по образцам»
Личностные
-
смыслообразование
, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные
общеучебные
универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнения,
сериации
, классификации объектов;
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Формирование УУД при реализации практических работ
Педагогические условия развития учебной самостоятельности
наличие организующего внешнего стимула в задании, который намечает цель предстоящей деятельности, ставит новые вопросы, подлежащие исследованию, определяет приемы самоконтроля.
использование накопленных ЗУН учащихся, обеспечивающих возможность осуществления действий, адекватных содержанию задания и способствующих его успешному осуществлению.
мотивированность
задания (для чего, чему способствует).
знание школьником алгоритма, метода выполнения работы.
методические указания, инструктаж, консультации.
знание учащимися критериев оценки, видов и форм контроля и ориентация на самостоятельные поиски решения поставленных задач.
реализация индивидуально-дифференцированного
подхода.
Золотарева Ирина Геннадьевна, учитель биологии, географии
Место работы МБОУ «ООШ №3» г. Мариинска
Контактная информация:
тел. рабочий 8- 384 (43) 5-88-70
тел. сотовый 8-923-490-46-29
e- mail:
zolot.irina2011@yandex.ru
Личный сайт:
http://nsportal.ru/zolotareva-irina-gennadevna
Проблема развития учебной самостоятельности является достаточно актуальной в настоящее время.
Мы предложили один из путей ее решения, понимая необходимость других направлений.
Условия проведения практических работ
Организуя практические работы, мы помним, что программа задает лишь общее направление работы, а мы, как учителя, конкретизируем содержание, определяем конкретную территорию, объем задания.
Все практические работы мы оцениваем. Причем оценки за работу всему классу ставим сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности её у разных обучающихся.
Кроме того, по окончании каждой практической работы мы предлагаем задания для самоконтроля. Задания могут быть разных видов: репродуктивные (например, закрытые тесты); развивающие, направленные на применение полученных умений и навыков в новой учебной ситуации; творческого и поискового характера.
При проведении практических работ мы всегда стараемся дать не только программные знания и умения, но и такие,
которые значительно дополняют кругозор
обучающихся, заинтересовывают новым
содержанием.
Актуальность работы
Задача развития самостоятельности содержится в требованиях ФГОС к
метапредметным
результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
В подростковой школе наука рассматривает учебную самостоятельность как способность осуществлять выбор, как движение по разным образовательным траекториям. Основы учебной самостоятельности лежат в освоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в умении учиться.
Задача педагога – ориентируясь на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться, создать условия для вариативности образования учащихся и помочь им овладеть основами учебной самостоятельности.
Чтобы избежать у учеников перегрузки, низкой успеваемости по предмету, мы выдвигаем следующие требования:
Знакомим школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
Предлагаем различные источники информации (ссылки на дополнительную литературу, электронные ресурсы) для повторения теоретического материала по теме практической работы.
Используем инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
Создаем творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели.
Используем игровые элементы, репродуктивные и творческие задания различного уровня сложности, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию ученика).
Практическая работа № 13 (а).
Тема: «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер течения, использование человеком»
Цели работы:
1. Научить характеризовать реку по карте.
2. Установить зависимость между рельефом, направлением и характером течения.
1.Для выполнения практической работы прочитай теоретический материал учебника стр.87-94., изучи материал презентации «Гидросфера и ее части» на рабочем столе компьютера.
2. Для выполнения творческих заданий и заданий повышенной сложности ты можешь воспользоваться дополнительной литературой, атласом, ресурсами сети Интернет.
Список дополнительной литературы
Еремина В.А.,
Притула
Т.Ю.
–
Физическая география. Интересные факты.- М.:
Илекса
, 2008.
Кофман
М.В. Океаны, моря и их обитатели
–
М.: Муравей, 1996.
Майорова
Т.С. География: справочник школьника
–
М.: Слово, АСТ, 1996.
Список ссылок на Интернет ресурсы
Название ресурса
Ссылка
Все реки мира
www.1000mest.ru/
river.htm
Реки России: изучаем и охраняем
www.1000mest.ru/
river.htm
Край в котором мы живем: реки.
krai.myschool44.edu.ru/
vodoyomy
/
reki
3. Выполни практическую работу
Ход работы:
1. Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек, указанных учителем, по предложенному плану.
План определения географического положения реки
Назвать и показать реку.
На каком материке и в какой его части расположена река.
Между какими меридианами и параллелями.
Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится.
Ответьте на вопрос: как река используется человеком?
4. После выполнения практической работы ответь на вопросы самоконтроля:
1. Проведите классификацию: Обь, Кама, Онежское, Дон, Алтай, Байкал, Памир, Черского, Кавказ,
Верхоянский
.
2.Выбери лишнее и объясни свой выбор:
А) Нигер, Замбези,
Игуасу
, Конго, Сенегал.
Б) Ганг, Замбези, Инд, Янцзы,
Мегонг
.
В) Миссисипи, Ниагара, Ориноко, Колорадо, Огайо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование приемов и методов обучения, обеспечивающих мотивацию учебного труда в результате развития навыков самостоятельной деятельности учащихся.
В материале анализируется самостоятельная работа учащихся, ее значение и основы, представлены виды самостоятельной работы и методика ее проведения, даются конкретные методические рекомендациии по прив...
модель развития учебной самостоятельности на уроках начального курса географии
Представлены материалы, которые могут быть использованы на уроках географии. Самостоятельные работы для 6 класса....
Тема : "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности"
Итоговая работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности" по программе "Исследовательски ориентированная деятельность - услов...
Развитие учебной самостоятельности при реализации практических работ
содержит модель реализации апрктических работ начального курса географии...
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Как удивить человека, когда он профессионал. Учителя - мастера, который посещает с тобой одинаковые курсы, читает одну и ту же методическую литературу. Да практически невозможно. Тогда дав...
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике. Как удивить человека, когда он профессион...