Развитие учебной самостоятельности при реализации практических работ
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Золотарева Ирина Геннадьевна

содержит модель реализации апрктических работ начального курса географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель развития учебной самостоятельности учащихся при реализации практических работ начального курса географии.

Золотарева Ирина Геннадьевна,

учитель географии

МАНОУ «Гимназия №2»

Модель развития учебной самостоятельности учащихся при реализации практических работ начального курса географии.

       Задача развития самостоятельности содержится в требованиях ФГОС к  метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

      В подростковой школе наука рассматривает учебную самостоятельность как способность осуществлять выбор, как движение по разным образовательным траекториям. Основы учебной самостоятельности лежат в освоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в умении учиться.

      Задача педагога – ориентируясь на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться, создать условия для вариативности образования учащихся и помочь им овладеть основами учебной самостоятельности.

         Были выделены педагогические условия, при которых процесс развития учебной самостоятельности учащихся протекает наиболее эффективно и дает оптимальный результат:

-наличие организующего внешнего стимула в задании, который намечает цель предстоящей деятельности, ставит новые вопросы, подлежащие исследованию, определяет приемы самоконтроля.  

-использование накопленных ЗУН учащихся, обеспечивающих возможность осуществления действий, адекватных содержанию задания и способствующих его успешному осуществлению.

-мотивированность задания (для чего, чему способствует).

-знание школьником алгоритма, метода выполнения работы.

-методические указания, инструктаж, консультации.

-знание учащимися критериев оценки, видов и форм контроля и ориентация на самостоятельные поиски решения поставленных задач.

-реализация индивидуально-дифференцированного подхода.

Выбор практических методов в качестве средства развития самостоятельности обусловлен следующими особенностями:

- практические методы интегрируют знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера;

- практические методы позволяют максимально стимулировать познавательную активность учащихся, обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно раскрыть действие географических законов в практике;

- в процессе практических работ возможно проведение эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся.

Мы предлагаем обучающимся перед каждой практической работой повторить теоретический материал, развивая умения работать с различными источниками информацию

  Проведение каждой практической работы следует тщательно планировать. Должны быть четко сформулированы цели каждой работы, определен ее объем и формы фиксации результатов в соответствии с требованиями нормализации учебной нагрузки, а также определены необходимые для выполнения работы источники географической информации. Чтобы практические работы были органично включены в процесс обучения, целесообразно планировать их проведение на разных этапах урока – и при изучении нового, и на этапе закрепления знаний и умений, и при контроле за результатами обучения.

 Тренировочные работы чаще всего проводятся в форме проверки материала, изученного ранее, когда учащиеся действуют по образцу, на первом или втором уровне самостоятельности. Работы такого характера целесообразно также рекомендовать для домашнего задания.

Выбор той или иной формы проведения во многом зависит от учителя. Самую серьёзную, с точки зрения содержания, практическую работу «Составление полного описания географического комплекса своей местности» можно провести в виде деловой игры по защите проектов освоения тех или иных территорий страны.

       Чтобы избежать у учеников перегрузки, низкой успеваемости по предмету, мы выдвигаем следующие требования:

  1. Знакомим школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
  2. Предлагаем различные источники информации (ссылки на дополнительную литературу, электронные ресурсы) для повторения теоретического материала по теме практической работы.
  3. Используем  инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
  4. Создаем творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели.
  5. Используем игровые элементы, репродуктивные и творческие задания различного уровня сложности, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию ученика).

      Организуя практические работы, мы помним, что программа задает лишь общее направление работы, а мы, как учителя, конкретизируем содержание, определяем конкретную территорию, объем задания.

       Все практические работы мы оцениваем. Причем оценки за работу всему классу ставим сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности её у разных обучающихся.

          Кроме того, по окончании каждой практической работы мы предлагаем задания для самоконтроля. Задания могут быть разных видов: репродуктивные (например, закрытые тесты); развивающие, направленные на применение полученных умений и навыков в новой учебной ситуации; творческого и поискового характера.

    При проведении практических работ мы всегда стараемся дать не только программные знания и умения, но и такие, которые значительно дополняют кругозор обучающихся, заинтересовывают новым содержанием.

              Исходя из выше сказанного и возникла необходимость разработки «Сборника практических работ начального курса географии» как  модели, направленной на развитие учебной самостоятельности и развитие самостоятельности как качества личности и предложена на ее основе методика  проведения  практических работ начального курса географии (приложение 1). Разрабатывая сборник практических работ, мы старались разнообразить их по содержанию, сделать их многофункциональными, т.е. мы ставили задачу – не только закреплять знания, но и взаимоувязывать их, заставлять размышлять, приобретать необходимые умения и навыки.        

             Сборник практических работ начального курса географии содержит методическое описание двадцати практических работ (теоретический материал;  задания, выполнение которых способствует более глубокому пониманию темы;  описание заданий;  список вопросов, предназначенных для самоконтроля учащихся; список дополнительной литературы; список электронных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы при проведении практических работ; мультимедийные презентации к практическим работам начального курса географии).

      При  определении объектов изучения на практических работах, учитывали региональный компонент содержания образования.

      Проблема развития учебной самостоятельности является достаточно актуальной  в настоящее время. Мы предложили один из путей ее решения, понимая необходимость других направлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических работ по биологии по Пономаревой

Разработка лабораторных работ и оборудования по биологии в 6-9 классах по программе Пономаревой....

модель развития учебной самостоятельности на уроках начального курса географии

Представлены материалы, которые могут быть использованы на уроках географии. Самостоятельные работы для 6 класса....

Модель развития учебной самостоятельности

отчет по теме самообразования...

Индивидуальная тетрадь по химии для выполнения диагностических, проверочных, самостоятельных, контрольных и практических работ

Индивидуальная тетрадь для учащихся, имеющих пропуски учебных занятий, для отработки практических навыков и умений по химии по программе О.С. Габриеляна, 8 класс...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...

Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.

Как удивить человека, когда он профессионал. Учителя -   мастера, который посещает с тобой одинаковые курсы, читает одну и ту же методическую литературу. Да практически невозможно. Тогда дав...

Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.

Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.  Как удивить человека, когда он профессион...