Тематическая игра - "Музейная мозаика", посвящённая святыням Великой России - государственным символам страны: гербу, флагу, гимну.
методическая разработка по теме
Тематическая игра «Музейная мозаика», посвящённая Святыням Великой России – государственным символам страны: гербу, флагу, гимну.
Эта игра придумана для облегчения и более интересного усвоения важного и серьёзного материала. Полагаю, что она будет способствовать формированию познавательного интереса у школьников к изучению истории нашей страны, в том числе и к изучению истории государственной символике. Данную игру можно предлагать ребятам разного возраста. С теми, кто уже знакомился с историей государственных символов, можно играть безь подготовки. А школьникам младших классов сначала можно предложить нескольких классных часов или уроков по истории государственной символики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_o_gosudarstvennykh_simvolakh_rossii.docx | 285.77 КБ |
Праздник "Играй, гармонь! Звени, частушка" для отдыха души. | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «Музейная мозаика», посвящённая
Святыням Великой России – государственным символам страны:
гербу, флагу, гимну.
Составлена
руководителем музея «Истоки»
МОУ «СОШ № 84»
Никиенко А. А.
10 октября 2011 г.
Цель игры:
1. Изучение истории возникновения и изменения государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна.
2. Объяснение значимости символов государственной символики в настоящее время.
3. Формирование гражданско-патриотических чувств, любви, уважительного и бережного отношения к государственным символам России.
4. Развитие творческой активности учащихся и создание дружественной атмосферы в классе.
Задачи игры:
1. Формирование познавательного интереса учащихся к изучению истории нашей страны, в том числе и к изучению истории государственной символике.
2. Расширение кругозора учащихся. Расширение словарного запаса – знакомство с новыми словами: «скипетр», «держава», «стяг», «хоругвь», «вексиллология», «геральдика», «сфрагистика».
3. Развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможности для самореализации учащихся, давая возможность им выступить в роли ораторов, экскурсоводов, ведущих.
4. Организация игровой формы деятельности для облегчения и более интересного усвоения важного и серьёзного материала.
Оформление:
Объяснение условий игры:
Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о символах Российской Федерации, познакомимся с историей их возникновения, узнаем – какие изменения они претерпевали.
Но чтобы расширение нашего кругозора не было скучным, мы будем постигать историю нашей символики с помощью игры «Музейная мозаика».
В игре будут участвовать и соревноваться 3 ряда (3 команды). Все ряды будут получать одинаковые задания для выполнения.
Обратите, пожалуйста, внимание на доску, где висит изображение флага.
Как видите, флаг – бесцветный. Ваша задача – с помощью мозаики «закрасить» каждую полосу флага своим цветом.
1-ый ряд будет «закрашивать» верхнюю полосу – белую;
2-ой ряд будет «закрашивать» вторую полосу – синию;
3-ий ряд будет «закрашивать» нижнюю полосу – красную.
Ряд, первым выполнивший задание, поднимает свой флажок и соответственно, первым имеет право дать ответ.
Если ответ верный, команда получает 2 фрагмента мозаики и «закрашивает» свою полосу флага. «Фрагменты» мозаики магнитами крепятся на каждую полосу флага.
Если ответ верный, но не полный, команда получает 1 фрагмент мозаики.
Если ответ команды не верный, ответ переходит к команде, второй поднявшей свой флажок.
Команда, второй сделавшая верное дополнение, получает 1 фрагмент мозаики.
После того, как все задания игры закончатся – подведём итог, посмотрим – чья полоса флага будет наиболее полно «закрашенной».
ХОД ИГРЫ:
«Занимательные науки».
В современном мире существует большое количество разнообразных наук, кроме известной всем вам математики, физики, химии и т. д. Есть науки, которые изучают деньги, гербы, печати и т. д.
Задание «Расширь свой словарный запас!»
Учащиеся каждого ряда получают 12 одинаковых карточек.
Задача учащихся – из данных 12 карточек (слов) ВЕРНО составить три предложения. Каждое предложение состоит из 4-х карточек.
1. Сфрагистика | занимается | изучением | печатей. |
2. Наука | об изучении | гербов – | геральдика. |
3. Изучением | стягов, флагов, знамён и штандартов | занимается | вексиллология. |
Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право хором прочитать составленные предложения. Если все предложения составлены верно, команда получает 2 фрагмента мозаики.
Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.
«Русский орёл – символ государственной независимости».
Двуглавый орёл – древнейший символ, возникший на древнем Востоке.
Официальным символом на Руси двуглавый орёл стал в XV веке при Иване III.
В 1918 году орёл перестал быть гербом России. Двуглавый орёл был заменён красным щитом и солнцем – знаком перемен.
30 ноября 1993 года двуглавый орёл вновь стал гербом РФ, и как прежде охраняет западные и восточные рубежи России.
У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый!
Он – России дух свободный!
Задание «История российского герба».
Каждый ряд получает по одной таблице, в 9 клеточках которой изображены девять гербов нашей страны разных столетий и 9 карточек с датами.
Задача учащихся – в каждую клеточку с изображением герба правильно поместить карточку с датой.
Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант.
Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики.
Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.
XV век | Конец XVI – начало XVII века | 30 – 60-е годы XVIII века |
Рубеж XVIII – XIX веков | Середина XIX века | Большой Государственный герб, 1882 г. |
Герб России 1978 – 1991 | Государственный герб СССР 1924 – 1992 | Государственный герб Российской Федерации, 2000 г. |
3. | ||
4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. |
Задание «Опиши герб Российской Федерации».
Каждый ряд или команда получает карточку с описанием современного герба, но в ней пропущены некоторые слова.
Задача учащихся – очень быстро и верно вписать недостающие слова в описание флага.
Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант. Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики. Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.
Описание герба Российской Федерации. Вставьте пропущенные слова, их – 15. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с __________________________ нижними углами, ____________________ в оконечности красный геральдический ________ с золотым____________________ орлом, поднявшим вверх ___________________ крылья. Орёл __________ двумя малыми ______________ и над ними одной большой короной, соединёнными ________________. В правой лапе орла – ________________, в левой лапе ________________. На груди орла, в красном щите, – серебряный _________________ в синем ___________ на серебряном ___________, поражающий серебряным ___________ чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём ____________. |
– Как вы думаете, ребята, что означает главный элемент герба – орёл?
Главный элемент герба – орёл – означает власть, господство, верховенство и государственную прозорливость.
– Как вы думаете, ребята, что означают две головы орла?
Две головы орла свидетельствуют о единении народов, живущих в европейской и азиатской частях России.
– Как вы думаете, ребята, что обозначают три короны?
Три короны (две малые и одна большая) – можно трактовать, как символ трёх ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. Они также символизируют суверенитет союза республик, краёв и областей, из которых состоит Российская Федерация, они символизируют братство восточнославянских народов.
– И о чём свидетельствуют скипетр и держава в лапах орла?
Скипетр и держава – свидетельство незыблемости государства, олицетворяют государственную власть и единое государство.
– А как вы думаете, ребята, о чём свидетельствует всадник, поражающий копьём дракона?
Всадник, поражающий копьём дракона – один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, подтверждает готовность народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.
– Кому из вас, ребята, известно имя всадника? Его имя Георгий Победоносец.
– Какой герб украшает государственный герб России? В центре государственного герба России располагается герб столицы нашего государства.
«Гордо рей, российский флаг!»
История современного российского флага ведёт летоисчисление из далёких времён царя Алексея Михайловича, отца Петра I, прозванного Тишайшим.
В эпоху разных царей использовались флаги разных цветов. Причём, военные суда ходили под флагом одного цвета, а торговые суда под флагами другого цвета.
Во все времена цвету придавали особое значение.
Задание «Значение цветов флага».
Каждый ряд получает 7 цветных карточек (жёлтую, зелёную, белую, синюю, красную и чёрную) и 7 карточек с расшифровкой цветов флага.
Задача учащихся – соединить цвет карточки с расшифровкой обозначения цвета.
Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант. Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики. Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.
Жёлтый (золотой) | Зелёный | Белый | Синий | Красный | Чёрный |
Богатство страны, могущество и знатность рода | Плодородие полей, уравновешенность и миролюбивость, надежда, обновление, молодость. | Мир, чистота, правда, благородство, невинность, откровенность, свобода, воинская честь, вечность. | Небо, верность долгу, духовность, честность, вера, безупречность. | Отвага, героизм, мужество, смелость, огонь, кровь, великодушие, любовь. | Мудрость, осторож-ность |
Задание «История флага».
Каждый ряд получает тест с вариантами ответов.
Задача учащихся – очень быстро и выбрать и выделить верный ответ.
Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант. Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики.
Тест «История флага».
1. Укажите слова синонимы, утверждавшиеся в отечественной истории в хронологической последовательности:
а). Флаг, стяг, знамя; б). Стяг, флаг, знамя; в). Стяг, знамя, флаг.
2. Когда появился первый государственный флаг России?
а). В 1472 г. при Иване III золотое полотнище с чёрным орлом, венчанным двумя коронами;
б). В 1668 г. первым флагом России стало Гербовое знамя царя Алексея Михайловича;
в). В 1896 г. накануне коронации Николая II.
3. Какой царь изменил статус флага, собственноручно нарисовав его образец, определив порядок горизонтальных полос на флаге?
а). Михаил Фёдорович Романов (1613 – 1645);
б). Фёдор Алексеевич Романов (1676 – 1682);
в). Пётр I – 20 января 1705 г.
4. Кто в качестве государственного флага официально утвердил бело-сине-красный флаг?
а). Александр II;
б). Пётр I;
в). Николай II – 29 апреля 1896 г.
5. В апреле 1918 г. по предложению Якова Свердлова был утверждён флаг. Как он выглядел и до какого времени просуществовал?
а). Красный флаг с жёлтой каймой;
б). Красный флаг, в левом верхнем углу – золотая звезда, серп и молот. Этот флаг существовал до 1991 г.;
в). Красный флаг, в правом верхнем углу – золотая звезда.
«Они создавали главную песнь страны».
Несмотря на то, что гимны в России появились гораздо позднее, чем гербы и флаги, тем не менее, их насчитывается 12 .
Первый официальный гимн России появился в связи с победой русских над французами в Отечественной войне 1812 года.
Первый Государственный гимн Российской империи «Молитва русских» исполнялся в течение 17 лет. (1816 – 1833)
Государственный гимн Российской империи «Боже, Царя храни!» исполнялся в течение 84-х лет. (1833 – 1917)
После 1917 года государственные гимны менялись ещё несколько раз.
Гимн России, как её герб и флаг, утверждён Федеральным Конституционным законом от 8.12.2000 г.
– А сейчас, ребята, послушайте, пожалуйста, меня внимательно и попробуйте узнать авторов слов и музыки гимна.
► Автор слов гимна Российской Федерации – знаменитый писатель и драматург, годы его жизни (1913 – 2009). Он – автор весёлых песен. Его перу принадлежит «Песенка друзей», «Весёлый туман», «Овощи». Его стихи: «Дядя Стёпа», «Про мимозу», «На прививку». Пьесы этого автора шли во взрослых и детских театрах нашей страны: «Сомбреро», «Коньки», «Первая тройка», «Дорогой мальчик». Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом. Возле Московского Кремля есть Могила Неизвестного солдата, на которой выбиты слова, сочинённые этим автором: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен!»
Сергей Владимирович Михалков.
► Автор музыки гимна России – композитор, его годы жизни (1883 – 1946). Музыка его широко известна, её знает весь мир. Он написал музыку к песням: «Священная война», «Несокрушимая и легендарная». Он – организатор знаменитого во всём мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который теперь носит его имя.
Александр Васильевич Александров.
10 марта 1999 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона
«О государственном гимне Российской Федерации».
8 декабря 2000 г. Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении проект конституционного закона «О государственном гимне Российской Федерации».
20 декабря 2000 г. Совет Федерации подавляющим большинством голосов одобрил закон о государственном гимне России на музыку А. В. Александрова.
В декабре 2000 – феврале 2001 г. в Думу были внесены 5 законопроектов о тексте гимна. Президент В. В. Путин внёс текст С. В. Михалкова. Законопроект был рассмотрен Государственной Думой 7 марта 2001 года. И в качестве официального гимна РФ был принят текст С. В. Михалкова.
Задание «Звучи, торжественная песнь страны!»
Каждый ряд получает по 6 карточек, на которых – содержание куплетов (3) и припева (3) государственного гимна России.
Задача учащихся – последовательно сложить главную песню страны и под подготовленную фонограмму пропеть его. (Петь гимн команда должна стоя, и остальные участники должны встать).
Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант. Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики. Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.
Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твоё достоянье на все времена! | От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! | Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне Так было, так есть и так будет всегда! |
Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! | Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! | Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! |
«История Родины и слава народа в государственных символах» (2 задания)
1. Задание «О чём идёт речь?»
Каждому ряду очень быстро задаётся по 7 вопросов. Отвечать может любой участник команды, но на каждый вопрос отвечает только один человек. Принимаются только первые варианты ответов.
Задача учащихся – отвечать очень быстро.
Итог задания будет подведён только тогда, когда ответят все команды.
Команда, давшая большее количество правильных ответов, получает 1 фрагмент мозаики. Если команды дали одинаковое количество ответов, то ещё задаётся несколько вопросов. Если остаётся всё по-прежнему, то каждая команда получает 1 фрагмент мозаики.
Вопросы для 1-ой команды:
1. Условные, отличительные знаки (Символы)
2. Эта наука изучает историю возникновения, развития и использования гербов, их символику и правила составления (Геральдика)
3. Эта птица – одна из древнейших эмблем власти, символ могущества, мудрости. (Двуглавый орёл)
4. Старинное русское название флага (Стяг)
5. Кто ввёл бело-сине-красный флаг? (Пётр I)
6. Когда мы отмечаем День Государственного флага? (22 августа)
7. Автор слов гимна СССР и гимна России (Сергей Владимирович Михалков)
Вопросы для 2-ой команды:
1. 12 июня 1992 г. наша страна получила своё настоящее официальное наименование. Какое? (Российская Федерация)
2. Эмблема любого государства (Герб)
3. Какой Великий Московский князь в качестве символа своего государства избрал двуглавого орла? (Великий Московский князь Иван III)
4. Название трехцветного полотнища флага (Триколор)
5. В правление этого царя трёхцветный флаг стал указывать на государственную принадлежность? (Пётр I)
6. Когда можно на улицах увидеть флаги? (В праздничные дни)
7. Автор музыки гимна России (Александр Васильевич Александров)
Вопросы для 3-ей команды:
1. Что означает слово «федерация»? (Союз, объединение)
2. Геральдическая основа герба (Щит)
3. Что обозначает слово «герб»? (Наследство или наследие)
4. Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета (Флаг)
5. Стяг с лазурным крестом на белом фоне при Петре I являлся государственным флагом на морских просторах и назывался (Андреевский)
6. Когда Россия приобрела свой исторический флаг? (В 1991 г.)
7. Как автор слов гимна называет Россию? (Священная держава, любимая страна; могучая, великая; Отечество, Отчизна)
Дополнительные вопросы:
◘ Когда президент В. В. Путин подписал три закона о государственных символах государства и как они назывались? (25 декабря 2000 г. – «О государственном гербе РФ», «О государственном флаге РФ», «О государственном гимне РФ»)
◘ Назовите цвета первого официально установленного флага Российской империи. (Первый государственный флаг Российской империи имел три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов. Александр II 11 июня 1858 г. утвердил чёрно-жёлто-белый флаг, который называли «Гербовым народным флагом»)
◘ Назовите девиз герба РСФСР, который располагался на ленте, покрывавшей колосья внизу. (На ленте было написано «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»)
◘ Особый вид флага. Так раньше назывались знамёна в кавалерии и флаг императора или главы государства. Этот особый вид флага есть и у президента и у крупных военачальников. Как он называется? (Штандарт)
2. Задание «О чём свидетельствуют предметы?»
Каждой команде для просмотра выдаётся: ▪ свидетельство о рождении,
▪ паспорт, ▪ аттестат или ▪ диплом об образовании, ▪ денежные знаки, можно
▪ конверты, ▪ грамота, ▪ иллюстрация – в годы войны под знаменем солдаты идут в бой.
Задача команды – рассмотреть все лежащие перед ними предметы и сделать вывод – о чём они свидетельствуют?
Команда, которая первой поднимет свой флажок, имеет возможность первой дать ответ.
Если ответ команды удовлетворительный, то команда получает 1 фрагмент мозаики, а другие команды не отвечают.
Но если ответ команды не совсем полный или верный, то ответ имеет право дать команда, второй поднявшая свой флажок.
Примерный ответ ребят: Государственные символы России постоянно окружают нас в нашей повседневной жизни, хотя порой мы этого не замечаем. Символы шагают вместе с людьми от рождения до тризны. Государственные символы сопровождают человека от рождения и до конца его жизни. В них воплощена героическая и трагическая история страны, великие победы народа за независимость России, трудовые свершения, превратившие страну в могучую мировую державу.
– А теперь, ребята, давайте подведём итог нашей игры.
Посмотрите, пожалуйста, на флаг, который мы закрашивали фрагментами мозаики. Какая полоса флага оказалась полностью закрашенной?
Объявляется команда – победительница игры «Святыни Российской державы» .
Подводится итог всей игры.
Государственные символы Российской Федерации – очень важные элементы жизни нашего народа.
Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны. Каждый из нас должен знать символы страны и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас с вами одно – любимая Россия!
Почтительное отношение к символам означает нашу любовь к Отчизне и нашим предкам.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Антошин М. К. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов РФ в школе: методические рекомендации. М., Айрис-пресс, 2006 г.
Государственная символика РФ: Федеральные конституционные законы. Официальный текст. М., 2005.
2. Великородная В. А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию:
- – 11 классы. М., ВАКО, 2006.
3. Кеверик Е. Государственные символы России. «Воспитание школьников», 2003 г., № 9, с. 27 – 31.
4. Гражданско-патриотическое воспитание в 6 – 7-х классах. Российская государственность. Беседы, классные вечера, праздники, игры. Волгоград: Учитель, 2007.
5. Плюснина С. Государственная символика России. «Школьная библиотека», 2003 г., № 3, с. 44 – 46
6. Рекомендации об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ.
«Вестник образования», 2002 г., № 11, с. 67 – 71;
«Народное образование», 2002 г., № 7, с. 255 – 257;
«Российское образование», 2002 г., № 4, с. 18 – 20.
Школьнику о символах Отечества. Москва «Просвещение», 2005 г.
3. Пчелов Е. В. Государственные символы России: флаг, герб, гимн: Учебное пособие. М.: «ТИД «Русское слово», 2002 г.
Для учащихся:
1. Голованова М. П. Герб, Флаг, гимн России. Москва, «РОСМЭН» 2003 г.
2. Кузнецов А. П.
Предварительный просмотр:
Школьный праздник
«Играй, гармонь! Звени, частушка!»,
посвящённый народному инструменту – гармонике.
Составили педагоги дополнительного образования
МБОУ "СОШ №84" г. Северска Томской области
Никиенко А. А. - руководитель школьного музея "Истоки",
Фаттахова О. Н. - старшая вожатая.
март 2018 г.
Цель: пропаганда и возрождение интереса у школьников к народному инструменту - гармони, гармонистам, воспитание уважения к гармонистам - землякам.
Задачи:
▪ рассказать в творческой форме о народном инструменте, любимом во все времена;
▪ познакомить учащихся и всех присутствующих на празднике гостей с гармонистами городского клуба "Играй, гармонь!";
▪ показать и рассказать о том, как гармонисты поднимали дух советских бойцов в годы войны;
▪ показать красоту пения под гармонь;
▪ дать возможность детям проявить свои музыкальные и танцевальные способности;
▪ создать атмосферу праздника;
▪ дать возможность отдохнуть всем присутствующим душой и интересно и с пользой для себя провести свой досуг.
Ведущие праздника - два человека: девушка - Д
парень - Ю
У входа в зал работают скоморохи, они кричат «зазывалки».
В зал входят ребята и гости, каждому входящему выдаются цветные жетоны.
Одновременно звучит мелодия песни «Завалинка».
Как только все гости собрались в зале, выходят двое ведущих в народных костюмах.
Исполняется песня или танец.
Д: Дорогие ребята!
Ю: Дорогие гости!
Вместе: Милости просим!
Ю: Поскорее проходите и места свои займите!
С радостью мы вас встречаем, праздник – начинаем!
Д: Там, где в травах ветер сладкий, где за полем бор стеной,
Собрали для вас мы загадки в кузовок берестяной.
Ю: У неё – вся душа нараспашку, и хоть пуговки есть – не рубашка!
Не индюшка, а надувается! И не птица, а заливается!
Она и с мехом, но не шуба! Худеет и толстеет!
Д: Она – звонкая, нарядная, русская, двухрядная!
Заиграет, только тронь. Как зовут её? … ГАР-МОНЬ!
Гармонь – название какое, в ней – молодость и старина!
Ю: Нашей встрече быть угодно! Спасибо, что отложили вы дела,
Вас гармоника сегодня на свиданье позвала!
Звучит наигрыш гармони.
Ю: Ах, гармонь, гармонь-услада! Ах ты, русская душа!
До чего же ты, гармошка, во всех смыслах хороша!
Д: Наш праздник «Играй, гармонь, звени, частушка!» объявляется открытым!
Будьте здоровы и счастливы! Веселья вам и радости!
Ю: Мы рады представить вам наших почётных гостей, без которых праздник не смог бы состояться. Кто они? Отвечайте! На плече висит ремень, а под мышкой инструмент. Наши северские артисты – это парни … гармонисты. У нас в гостях – северские виртуозы – гармонисты, участники клуба «Русская гармонь», который живёт и действует в Северске 23 года.
Д: Давайте все вместе познакомимся с ними. Это:
1. Президент клуба – Иглаков Василий Иванович.
2. Новосёло Николай Николаевич
3. Бушко Юрий Николаевич
4. ______________________________________________________________________
Давайте, друзья, поприветствуем гармонистов дружными и громкими аплодисментами!
Ю: Гармонь, гармонь, гармошечка – русская душа!
Тронь её немножечко,
Сразу весела музыка польётся, запоют басы,
Хороши частушки, песни хороши!
Д: Ты играй, играй, гармошка! Золотые планочки!
Гармонист, бери скорей звонкую тальяночку!
Исполняется какая-нибудь мелодия на гармошке.
Ю: Инструмента звук певучий, озорной, лихой мотив,
Словно вихрем вас закрутит, пляской быстрою пленив!
Исполняется стихотворение «Горжусь земляками!»
Чтец:
В разных бывал я городах, Но сегодня скажу, не тая, Нет края милее на свете, Чем малая родина моя! Всё так близко мне и знакомо, | Голос ветра, шептание берёз. Лес да речка, тропинка у дома, Гармоники русской напев! Я горжусь земляками своими, Что живут по соседству со мной! |
Исполняется весёлый танец «Замечательный сосед».
Д: Мы найдем для песен место, их не спрячем про запас,
Никому не будет скучно с гармоникой у нас!
Ю: Говорят – гармонь не в моде, в моде – электроника!
Д: Брось шутить: живёт в народе русская гармоника!
Знаю точно – было время, на гармонях играла вся святая Русь!
Убедимся все мы в том, что жива у нас гармонь!
Ю: Русская гармонь – отечественная святыня, которую народ полюбил очень давно. С гармонью связан не один миллион людских судеб. Она веселила в праздники, помогала и в будни – поддерживала, поднимала настроение, украшала жизнь.
Д: С гармонью провожали новобранцев в армию, строили новые города, новосёлы осваивали нераспаханные земли. С неимоверным трепетом к гармони относились солдаты в годы Великой Отечественной войны, когда выдавалась свободная минутка
на привале.
Исполняется стихотворение «Дедова гармонь».
Чтец:
На войне мой дед Антон Был в свою гармонь влюблён. Он играл, не зная нот, Обожал его весь взвод. Песни дедовы звучали Перед боем, на привале, И в окопах, под обстрелом, И под вражеским прицелом. | Боль и ужасы войны, Стон обиженной страны, Вера крепкая в победу Были в песнях славных деда. Пал в сражении мой дед, Было деду 30 лет. Дедов друг гармонь забрал, Бабушке моей отдал. |
Вот гармонь – лежит в футляре,
В ватном старом одеяле.
Вся истёрта, прожжена,
Память о войне она.
Ю: Русская гармонь – верная наша подруга и вечная спутница.
Музыка гармони для многих людей звучит как история, несущая в себе воспоминания и заряд радости.
Д: Гармонь – не просто ящик музыкальный,
Она – хранительница русской старины,
Народной мудрости источник уникальный,
Культурное наследие страны!
Исполняется мелодия гармони.
Исполняется монтаж.
Выходят 3 человека и читают стихи:
1. После труда, в часы досуга или у праздного стола
Гармонь – любимая подруга, нам верной спутницей была.
2. Она не только развлекала и в даль тревожную звала.
Гармошка выжить помогала средь равнодушия и зла.
3. Она столетия копила в себе энергию людей
И очень бережно хранила мотивы стороны моей.
4. Когда пришли года лихие, запахло в воздухе войной
На фронт ребята молодые гармошку увезли с собой.
5. Десятки вёрст промчавшись в танках, пройдя сквозь тысячи преград,
Гармонь в окопах и землянках лечила музыкой солдат.
6. И в бой пехоту поднимая на разъярённого врага,
Она нам сделалась родная, как мать близка и дорога.
Звучит гармонь.
Инсценировка (автор, дед, внучок).
Автор: В конце учебного года третьеклассник Серёжа, гуляя со своим дедом по парку, обратился к нему с просьбой.
Внук: «Дедушка, а, дед! В нашей школе будет проходить концерт, и нам сказали пригласить своих родственников, чтобы они приняли в нём участие. А ты, дед, смог бы выступить на этом концерте?
Автор: Подумав немного, дед произнёс.
Дед: Конечно, внучок, выступлю. Зачем тебя подводить? Но для этого мы с тобой должны посетить музыкальный магазин..
Автор: В большом музыкальном магазине продавалось много гармошек, баянов и аккордеонов. И каждый инструмент каждому покупателю всем своим видом говорил: «Возьмите меня!»
Внук: Дедушка, давай купим красавца – баяна, у него больше всего кнопочек, и он самый нарядный.
Дед: Да, знатный баян. На нём можно сыграть любую мелодию, даже классическую. Поэтому его и назвали баяном – в честь легендарного сказителя и певца Баяна. Только мне не он нужен.
Внук: Дед, может купим этот аккордеон, с малиновой отделкой? Посмотри, у него и кнопочки есть, и клавиши!
Дед: Хороший аккордеон, сделан со вкусом. Но мне не он нужен.
Внук: Не пойму, я тебя, дед! Что тебе надо? И этот не тот, и этот не тот! Так ты ничего и не купишь! Подведёшь ты меня, дед. Ей-богу, подведёшь!
Автор: Дед не обратил внимания на слова внука, а продолжал разглядывать инструменты. Наконец, он остановился у гармошки.
Дед: Вот она, тульская двухрядка. Видишь, у неё с правой стороны два ряда кнопочек, за это её и прозвали – двухрядкой.
Внук: Почему ты купил какую-то гармошку?! Неужели для концерта нельзя было выбрать более нарядный инструмент?
Дед: Эх, Серёжка! Поймёшь ли? Да такая гармошка всю войну со мной прошла! А за концерт, ты не беспокойся, внучек!
Автор: Серёжка любил деда, дружил с ним, но стеснялся его внешнего вида. В день концерта в школу он побежал один.
Внук: Дедуль, я пораньше побегу, а ты сам дойдёшь. Спросишь актовый зал – тебе покажут.
Автор: Начался концерт. Один за другим поднимались на сцену бабушки и дедушки. Они читали стихи, пели песни. И вдруг ведущая громко объявила: выступает гвардии сержант Антонов Сергей Николаевич!
Дед: Дорогие ребята, друзья! Я не стану рассказывать про битвы и победы, а расскажу я вам о том, как нас гармошка спасла. Как-то я заметил, что стоило мне заиграть на гармошке, становилось тише. Однажды три дня не давал нам враг передышки. А у нас патроны кончились, в живых осталось совсем мало человек. Тогда я взял свою подружку – гармошку, заиграл и запел последний раз перед смертью. И вдруг всё стихло. Целый час я пел и играл. И целый час молчали враги, слушая музыку и песню. Ну а наши не зевали, подмогу нам прислали. С тех пор у нас появилась поговорка: «Когда играет гармошка, молчат пушки».
Д: Играй, гармонь! Победная, живая!
И песню с той войны нам донеси.
Меха в разлёт, как те салюты мая.
Звучит гармонь – царица всей Руси!
Исполняется военная песня под гармонь.
Ю: Россия, Россия – края дорогие! Здесь издавна мы – русские люди живём.
Мы прославляем просторы родные, раздольные песни поём.
Д: Пусть станет наш праздник светлей и чудесней,
Друзья, споём же все вместе любимую песню.
Исполняется песня всем залом
Слова песни – на экране.
Можно раздать печатные тексты.
Ю: Гармонь жива, и слава богу, что не даёт нам унывать.
А, собираясь в путь-дорогу, я громко говорю опять.
Играй, гармонь, назло стихии! Воюй за правду и добро.
В тебе живёт душа России, природных звуков серебро.
Инсценировка стихотворения «Гармонист»
Чтецы (девочка и мальчик)
Девочка: Ну-ка, гармонист Антошка! Доставай свою гармошку. Чтобы ноги в пляс пошли, Нас скорей развесели. Молодчина наш Антошка! | Мальчик: Так и быть, – сказал Антон. И достал гармошку он. Широко её развёл, из гармони звук пошёл. Развесёлый, удалой, всем знакомый и родной. Эге-гей, играй, гармошка! |
Д: Ах, гармошка, чудо-встряска! Пальцы вверх и пальцы вниз.
Где гармошка, там и пляска.
А без пляски что за жизнь?
Исполняется под гармонь танец «Валенки».
Д: Выручал не раз он нас – быстрый русский перепляс.
Говорят не зря в народе: перепляс и нынче в моде.
Потому он в этот час прозвучит сейчас для вас!
Исполняется игра на ложках.
Ю: Гармошка русская! Пусть никогда не угасает
В тебе ни удаль, ни задор.
И весели, не уставая, сердца частушкой озорной!
Исполняются частушки под гармонь.
Частушки:
А за рекою, за рекой, | У нас есть гармошке место, | Не давайте сладкий пряник, |
Эй, девчата-хохотушки, | Начинаем петь частушки, | Мы частушек много знаем Под разлив гармошечки, У нас куплетов в голове, Как в мешке картошечки. |
Мы частушек много знаем: И хороших, и плохих. Хорошо тому послушать, Кто не знает никаких! | Вы послушайте, ребята, Нескладуху буду петь: «На дубу свинья пасётся, В бане парится медведь». | Поглядите-ка, ребята, Что на крыше деется: Воробей в рожок играет, За соломку держится. |
Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. | Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. | Чтобы печка разгорелась, Чтоб частушка лучше пелась, |
Мы весёлые ребята, | Выйду-выйду я плясать | Уж я топну ногой, Да притопну другой. Выходи ко мне, Ванюша, Попляши-ка ты со мной! |
Встал наш Вася на носок. А потом на пятку, Стал он русскую плясать, А потом вприсядку. | Попляши-ка ты, Андрей! Не жалей своих лаптей. Сходим, лыка надерём, Лапти новые сплетём. | Топ, топ, топочок, Приударь-ка, башмачок! Так и этак, так и сяк! Вот и этак, вот и так! |
Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла, Я не удержалася. | Ах, гармошка хороша, Пляшут ноги под гармонь, | Не могу я без частушек, |
Если б не было воды, Не был б и кружки. Если б не было девчат. Кто бы пел частушки? | Ой, спасибо гармонисту, | Настоящий виртуоз, |
По России гармонистов гармонистов | Мы пропели вам частушки А теперь мы вас попросим, |
Д: Солнце нам светит и радость несёт.
Гармошка играет, всех забавляет.
А может, и ещё что-нибудь сыграет? Мелодия гармони.
Ю: Ах, сколько песен спето о гармони,
Не сосчитать написанных стихов!
Ну как, скажите, душу не затронет
Коронный звук развёрнутых мехов!
Д: Смех озорной заливистой тальянки,
Весёлой ливенки серебряный напев
«Цыганочку» дарили и «Смуглянку»,
Своим дыханьем сердце отогрев.
Ю: Друзья, коль такая сила у русской гармони, сохраним её нашим потомкам, продолжим жизнь великолепному русскому инструменту!
Д: На Руси никогда не умолкнут гармони,
Русь без голоса их, как трава без росы.
Ю: Музыкантам улыбнись. Вызывай гармонь на бис!
Исполнение гармонистов.
Д: Напоминаю, нас сегодня радовали самородки – гармонисты.
________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ю: Друзья, давайте искупаем гармонистов в дружных и громких овациях!
Д: Славится, как славилась прежде издавна
Гармонистами талантливыми наша сторона.
Люди, сердцем чистые, как дела свои,
Берегут и множат красоту Земли.
Ю: А также в нашем празднике сегодня приняли участие: (называются фамилии и имена учащихся и их руководители).
Д: Идея и сценарий праздника принадлежит педагогам дополнительного образования: руководителю музея – Адександре Аркадьевне, Ольге Николаевне.
Ю: Друзья, всем вам желаем с музыкой дружить, и песни петь –
Россию-матушку любить!
Д: Желаем красоту увидеть в некрасивом,
И разглядеть в ручьях разливы рек.
Кто умеет в будни быть красивым,
Только тот счастливый человек!
Ю: Говорим вам – до свидания, спасибо за внимание!
Вместе: До новых встреч!
Праздник длился ровно 60 минут
с коллективным пением после основной запланированной части!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герб. Флаг. Гимн
Материал предназначен для учеников4 классов специальной (коррекционной) школы. Ребята знакомятся с главными символами государства: с историей возникновения государственного герба, первого флага и перв...
Конспект классного часа для 5 класса школы VIII вида по теме "Герб, флаг, гимн, Конституция"
Данный классный час решает задачу формирования представлений о происхождении и назначении государственных символов и Конституции....
Тематическая игра - интеллектуальная мозаика "Наш адрес - Россия!"
Тематическая игра - интеллектуальная мозаика "Наш адрес - Россия!" Надеюсь, что идея...
Моя родина - Россия. Государственные символы России
В доступной форме дети знакомятся с понятиями малая и большая Родина, с государственными символами России...
Методическая разработка "Официальные символы г. Щёлково: герб, флаг, гимн"
Данная методическая разработка является полным конспектом вводного занятия по программе "Патриот" (краеведческая направленность), на основе современных требований ФГОС....
"Государственные символы. История герба России"
Методическая разработка классного часа на тему "Государственные символы. История герба России". Презентация к классному часу. ...
«Герб, флаг, гимн России»
«Герб, флаг, гимн России»...