«Герб, флаг, гимн России»
план-конспект урока (6 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 19.10.2018г
Класс : 6 «б»
Конспект урока: «Герб, флаг, гимн России»
Цель: способствовать усвоению учащимися понятий «герб», «флаг», «гимн».
Задачи:
1. Образовательные: развивать познавательный интерес к отечественной истории;
2. Коррекционно-развивающие: выработке умений устанавливать причинно-следственные связи;
3. Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и активную гражданскую позицию.
План урока.
- Символы государства.
- Происхождение герба.
- Флаг.
- Гимн.
Основные понятия: геральдика, герб, флаг (знамя), гимн.
Оборудование урока: изображения российских флага, герба, музыкальная запись гимна Российской Федерации, слова текста гимна.
Ход урока:
- Беседа с классом.
-Дети, как называется государство, в котором мы живем?
- А какие другие государства вы знаете?
Любое государство имеет свои государственные символы - герб, флаг и гимн. Каждый из символов России имеет свою историю. Как же появились эти символы?
- а) Сообщение по теме «Происхождение герба».
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство» или «наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Гербы появились давным – давно в зарубежных странах.
Это был отличительный знак рыцарей. Он служил для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей. Специальные люди – герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Какой формы наш современный герб?
(фото)
б) Слово учителя: Наше государство не сразу стало таким сильным и единым. В период феодальной раздробленности в XII-XII веках каждое княжество имело свой герб. И когда государство стало единым, централизованным стали необходимы новые символы.
в) Сообщение о печати Ивана III, о Георгии Победоносце.
Считается, что гербы возникли в нашей стране давно. Сначала отличительными знаками русских князей были печати, которые впоследствии приняли значение герба. На них встречались изображения святых покровителей князя, изображения львов, олицетворяющих силу, вооруженных конных всадников, которые позже превратились в образ святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея (дракона). Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) – символ защиты Родины (страны) от врагов. (Учащиеся записывают в тетради)
(фото)
Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины – Москвы.
г) Учитель: Итак, что же символизировал всадник, поражающий змея? Что изображено на другой стороне печати?
Двуглавый орел стал символом русского государства более 500 лет назад.
Двуглавый орел был символом многих государств средневековья (монета монголов Золотой Орды). Двуглавый орел был заимствован нами из герба Священной Римской империи.
Страна не стояла на месте, она изменялась, изменялись и ее символы, являясь знаками царской власти и государства. При Иване Грозном знаками царской власти были три предмета: шапка Мономаха, скипетр и держава (фото).
При следующих царях, например, при Александре Михайловиче Романове Орел был окружен гербами присоединенных к Русскому государству земель.
В XIX в. в страну был приглашен известный специалист по геральдике Бернгард Кене. Под его руководством были составлены проекты Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи .
В XXв. произошло событие, которое коренным образом повлияло на будущее России. После революции возникла необходимость в новых символах нового государства. Проектов было много. У союзных республик были свои гербы отражающие характерные особенности территорий, занятий республик входящих в состав союза.
Рассмотрите герб СССР(1922г.). Что на нем изображено? (Щит заменен земным шаром, пролетарский девиз повторен на лентах, обвивающих колосья, по числу входящих в союз республик)
(фото)
В начале 90-х годов XXв. Советский Союз распался. В 1991 году наша страна вернула себе имя Россия и Правительством России было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. Восстановление двуглавого орла как традиционного государственного символа России вызывало немало споров и возражений. Несмотря на это вновь государственным символом стал двуглавый орел.
Итак, Что же изображено на гербе РФ?
Какой он формы? Откуда появилось изображение Георгия Победоносца? Как называется наука, изучающая гербы?
- Другой не менее важный символ государства – флаг.
а) Сообщение учащегося о возникновении флага ( о военном знамени – стяге, гербовом знамени Петра I, о триколоре флага Алексея Михайловича, флагах СССР и Российской Федерации,
значении цветов российского флага – белый- чистота, мир, правда, добро,
- синий – вера, верность,
- красный – огонь, смелость, честность, красота
22 августа 1991 года – день российского флага.
- Рассказ учителя о гимнах, прослушивание (по возможности) гимнов разных периодов истории нашей страны: марши, «Боже царя храни»(В.А.Жуковский, А.Ф. Львов), «Марсельеза», «Интернационал», гимн СССР, гимн России (А.В. Александров, С.В. Михалков – слушаем стоя).
(Учащиеся записывают названия гимнов в тетради)
Итак, назовите гимны нашей страны в той последовательности, как они существовали.
- Подведение итогов урока.
а) О каких символах государства мы говорили? Что нового вы узнали о государственных символах? Как вы думаете, почему когда звучит гимн государства, когда поднимают государственный флаг мы встаем? Зачем нужно знать символы своей страны? Где мы можем видеть наши герб и флаг? Где и когда может звучать гимн страны? Как мы должны относится в символам России?
В нашей стране существуют законы: «О государственном гербе», «Государственном флаге», «Государственном гимне», Основной закон нашей страны - Конституция. За осквернение символов государства наступает ответственность и наказание.
Б) Разгадывание кроссворда.
По горизонтали:
- Имя всадника, поразившего змея, изображенного на гос.символе? (Георгий)
2. Цвета современного флага. (Триколор)
4. Символ страны , состоящий из древка и полотнища. Синоним знамени. ( Стяг)
6. Наука о гербах (геральдика).
По вертикали:
- Эмблема государства, города, рода на документах, печатях, монетах. (Герб)
3.Документ (основной закон) нашей страны, фиксирующий символы герб, флаг, гимн как государственные. (Конституция)
5. Торжественное музыкальное произведение со словами или без слов-символ государства. (Гимн)
7. Предмет княжеской власти, на котором впервые были изображены символы – Георгий Победоносец и двуглавый орел. ( Печать).
Домашнее задание (Подготовить сообщение о гербе нашего города.)
Литература: Ю.А.Алексеев, М.Н.Зуев,В.Е.Ковалев «Государственные символы России. Моя Родина-Россия.-М.:-Триада-фарм», 2002.
Добрый день, ребята.
Наш урок сегодня мы начнем с игры «Ассоциация». Обратите ваше внимание на доску и скажите, какая страна вам приходит на ум, когда вы видите следующие изображения.
Изображение первое (Слайд №2) – ответ: Соединенные Штаты Америки
Изображение второе (Слайд № 3) – ответ: Франция.
Вопрос классу: почему мы так успешно справились с этой игрой?
Ответ: потому, что все ассоциации, являются символами стран.
Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение (Слайд №4). Записать в словарик значение термина.
А теперь, давайте сделаем наоборот. Я называю страну, и мы вместе подумаем, с какими символами она ассоциируется.
Страна – Россия.
Ассоциации – снежная морозная зима (Слайд№5); густые леса (Слайд №6); полноводные реки (слайд №7); Кремль (слайд №8).
Но все что мы назвали является неофициальным символом, кроме них есть еще символы государственные, вот о них мы и будем сегодня говорить. Давайте попробуем сформулировать тему урока.
Тема - Государственная Символика России. (Слайд №9). Записать в тетрадь.
II.
1. К государственным символам любой страны, в том числе и нашей, относятся – герб, флаг и гимн. Они являются своеобразной визитной карточкой государства. Они отражают историю нашей страны, воплощают ее настоящее, выражают патриотизм граждан. Пример: взмывающий вверх флаг и торжественные звуки гимна, звучащий при награждении наших спортсменов на олимпиадах вызывают в наших сердцах ощущение гордости за нашу страну и народ.
Вопрос классу: приведите примеры использования официальной государственной символики самостоятельно (официальные зарубежные визиты, открытие детского оздоровительного лагеря и т. д.)
Отношение к флагу и гербу – отношение к самому государству. У государства три символа, поэтому этой теме мы посвятим три урока. Сегодня на уроке мы остановимся на изучении нашего флага.
2. Жители стран по праву гордятся своими символами, но важно не только гордиться и знать, как выглядят символы, но и иметь представление об их истории.
(Слайд №10) Давайте обратимся к прошлому нашего флага. История отечественных флагов уходит корнями в глубокую древность. О первых русских знаменах имеются сведения уже в «Повести временных лет», русской летописи начала 12 века. Знамена в ней именуются стягами. «Стоять под стягом» понимается, как стоять в боевом порядке. С конца 12 века под «стягом» всё чаще имеется ввиду именно знамя.
(Слайд №11) В 14 веке стяги получают названия «знамения». Из описания следует, что русские воинские знамена несли изображения святых. Перед одним из таких знамен, начиная Куликовскую битву, упал на колени Дмитрий Донской, чтобы помолиться о победе над монголо-татарами. Некоторые знамена сохранились от времени Ивана Грозного.
(Слайд №12) При царе Алексее Михайловиче было создано знамя, соединяющее церковную символику со светской. В середине изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла изображен всадник, убивающий змея. Под орлом – вид Кремля. На верхней кайме изображен Иисус Христос.
(Слайд №13) При Петре I были сохранены старые знамена, но появились и новые, изображение орла на них сохранялось. Однако увлечение Петра морем и флотом и стало основой появления знакомого нам трехцветного знамени, т. к. именно полосатые знамена являлись знаменами корабле
(Слайд №14) В 19 веке наблюдалось одновременное существование двух государственных полосатых флагов: черно-желто-белого и бело-сине-красного. Но уже при Александре III второй вариант становится единственным.
(Слайд №15) Но в результате революции 1917 года Российская империя перестала существовать, вместо нее возникло другое государство – СССР. Поменялся и флаг – он стал ярко-красного цвета.
3. Теперь наша страна называется Российская Федерация и флаг у нее уже не красный, а вот какой давайте выясним с помощью «КонсультантПлюс: средняя школа».
В строке «Быстрый поиск» наберите то, что нас интересует – флаг РФ. Первый документ в списке уже соответствует нашему поиску. Давайте откроем этот документ – Федеральный конституционный закон о государственном флаге РФ и прочитаем его первую статью. А теперь, что бы увидеть наш флаг откроем приложение. (Зарисовать и подписать в тетради.)
Что же обозначают цвета нашего флага? Официальной трактовки триколора нет. Но есть наиболее распространенные объяснения значения цветов.
(Слайд №16) Белый цвет – благородство, совершенство.
(Слайд №17) Синий - верность
(Слайд №18) Красный - отвага, мужество, героизм.
Однако флаг как символ может быть не только у государства. Имеют свои флаги субъекты федерации, города, партии и даже организации и предприятия. Наша школа тоже имеет свое знамя. Оно символизирует нашу школу, приобщает нас к ее истории, которая насчитывает уже семьдесят пять лет. Знамя школы выноситься на все торжественные мероприятия, демонстрации. В знаменную группу входят только самые достойные ученики (слайд №19).
III
А как вы относитесь к идее создать знамя своего класса. Давайте попробуем. У вас есть все необходимое для создания эскиза. Семь минут вы можете думать, спорить, предлагать свои идеи и осуществлять их на бумаге. А за тем готовый проект один выбранный вами представитель объяснит.
Молодцы! У вас получился замечательный флаг, который будет помещен в классный уголок.
Теперь вы ответственны за доброе имя трех флагов: классного, школьного и российского. Я думаю, что каждый из вас внесет свой вклад в ощущение гордости за наш класс, школу и страну, которое возникает при поднятии флага!
IV
Домашнее задание: С помощью системы «КонсультантПлюс» найти и выписать в тетрадь дату принятия Федерального конституционного закона о государственном флаге РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Герб, флаг и гимн России"
Презентация "Герб, флаг и гимн России"...
Герб. Флаг. Гимн
Материал предназначен для учеников4 классов специальной (коррекционной) школы. Ребята знакомятся с главными символами государства: с историей возникновения государственного герба, первого флага и перв...
Конспект классного часа для 5 класса школы VIII вида по теме "Герб, флаг, гимн, Конституция"
Данный классный час решает задачу формирования представлений о происхождении и назначении государственных символов и Конституции....
Тематическая игра - "Музейная мозаика", посвящённая святыням Великой России - государственным символам страны: гербу, флагу, гимну.
Тематическая игра «Музейная мозаика», посвящённая Святыням Великой России – государственным символам страны: гербу, флагу...
Классный час "История герба, флага и гимна России"
Целью классного часа является воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России....
Методическая разработка "Официальные символы г. Щёлково: герб, флаг, гимн"
Данная методическая разработка является полным конспектом вводного занятия по программе "Патриот" (краеведческая направленность), на основе современных требований ФГОС....
Государственные символы России – флаг, гимн, герб
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию у детей представлений о государственных символах....