Методическая разработка "Официальные символы г. Щёлково: герб, флаг, гимн"
методическая разработка (5, 6 класс) на тему
Данная методическая разработка является полным конспектом вводного занятия по программе "Патриот" (краеведческая направленность), на основе современных требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_moy_kray_shchyolkovo_1.docx | 80.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Наталья Владимировна Горлова,
воспитатель ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД Российской Федерации»
Авторская методическая разработка
по программе дополнительного образования «Патриот» (автор Н.В. Горлова)
Занятие 1
«Официальные символы г. Щёлково:
герб, флаг, гимн»
Краткая аннотация материала: данная разработка позволяет успешно реализовывать требования ФГОС, т.к. предполагает индивидуальный подход к воспитанникам; помимо предметных, дети усваивают метапредметные знания, достигая личностных результатов. На занятии используются наглядные пособия, опорные конспекты, тексты для работы. Детям даются задания на актуализацию необходимых предметных знаний для изучения темы, задания на развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий, а также задания на развитие памяти и внимания.
Московская область
Щёлковский район
31.08.2016г.
План занятия:
1. Стихотворение О.А. Новиченкова «С добрым утром, город мой родной».
2. Адрес нашей школы.
3. Беседа о терминах «герб», «гимн», «флаг».
4. Описание по картинкам герба, флага Щёлково.
5. Прослушивание гимна Щёлковского района.
6. Задание для самостоятельной работы: найти герб с. Анискино и его описание.
7. Стихотворение О.А. Новиченкова «Приезжайте в Подмосковье».
Техническое оснащение и необходимые материалы:
- Магнитофон.
- Ноутбук/проектор.
- Грамоты из «архива» с описанием герба и флага Щёлково.
- Запись гимна Щёлково.
- Карта Щёлковского района.
- Дневники юных краеведов.
- Канцелярские принадлежности.
- Планшеты с выходом в интернет.
- Книга О.А. Новиченкова «Душа поёт».
- Слайды с видами природы Щёлковского района.
Понятия и термины для изучения:
- краевед
- герб
- гимн
- флаг
- архив
- учётная запись
- историческая грамота
Цель:
- Воспитание любви к родному краю.
- Пробудить интерес к исследованию истории родного края.
- Познакомить воспитанников с официальными символами г. Щёлково
Задачи:
- развитие внимательности;
- расширение кругозора;
- развитие художественного восприятия;
- знакомство с новыми терминами;
- воспитание любви к поэзии родного края;
- развитие музыкального слуха.
Ход занятия
Слово педагога:
Как же наше Щёлково красиво!
Синева над Клязьмою-рекой.
Красота вокруг неповторима.
С добрым утром, город мой родной.
В небо краны башенные взмыли,
И туман над городом плывёт.
Улицы широкие, прямые.
Здесь душевный и простой народ.
Школы, стадионы и больницы,
Чудный сквер с часовней у реки.
Щелковчан приветливые лица.
Счастья вам, здоровья, земляки.
Это замечательное стихотворение щёлковского поэта Олега Алексеевича Новиченкова. Сколько любви, тепла, уважения к своему родному городу в этих строках.
Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас означает слово «Родина»? (ответы детей).
Педагог:
- И каждый человек считает свою Родину самой красивой, самой милой. Вот послушайте:
Живут здесь люди с добротой душевной –
Я Подмосковье родиной зову.
Ну как же не любить мне этот мир волшебный,
Где я родился, вырос и живу!
На свете есть немало мест красивых,
Но Подмосковье мне милей всего –
Любимый сердцу край красот неповторимых.
Не зря слагают песни про него.
Люди, которые увлекаются изучением истории своего города, называются краеведами. Сегодня мы с вами сможем побывать в роли таких исследователей.
У каждого города есть свои особенности, и они отражаются в его гербе, флаге и гимне. Скажите, пожалуйста, кому известно, что такое герб, гимн, флаг? (ответы детей).
Педагог:
- Действительно, это – символы, которые отражают особенности города. Давайте посмотрим на герб Щёлково и постараемся предположить – что означают символы на нём? (ответы детей).
Педагог:
- А теперь представьте, что в архиве вы нашли историческую грамоту, в которой написано о значении всех символов Щёлково. Давайте, прочитаем её - так мы узнаем, верны ли наши предположения. (Двое детей-исследователей по очереди зачитывают грамоты).
Содержание грамот (они изготовлены педагогом заранее, можно каким-либо особенным шрифтом, в углу документов указаны учётные данные, как в настоящем архиве):
Герб города Щёлково
Современная версия герба города Щёлково была утверждена 11 апреля 2007 года, когда городской совет депутатов принял соответствующее решение. Данный символ имеет весьма интересную и многозначную геральдическую характеристику. Согласно задумке авторов, на гербе изображены три золотые ткацкие лодочки, которые расположены на синем (голубом) поле. Сквозь все три челнока проходит шелковая лента, которая входит с правой стороны, а выходя слева, вьется и опускается в нижнюю часть композиции. Все челноки сопровождаются серебряными звездами, имеющие четыре маленьких и четыре больших луча.
Над гербом работал большой авторский коллектив, в котором главную идею подал Сергей Савельев, доработкой занимались Константин Моченов и Олег Агафонов, а компьютерный дизайн осуществляла Оксана Афанасьева.
Значение символов на гербе
Герб города Щёлково имеет многозначную символику. Три золотые ткацкие лодочки обозначают процветающее шелкоткацкое производство, которым славятся город. Наличие золота демонстрирует стабильность, богатство и успешность.
Река Клязьма, на берегах которой расположится город, изображен на гербе в виде серебряной ленты. Эта же шёлковая лента вместе с челноками напоминают о первой букве в названии города – букве «Щ».
Особое значение также имеют звёзды, которые всегда символизировали стремление вперед и возвышение ввысь, а серебряный цвет свидетельствует о чистоте и совершенстве. Серебряные звезды на гербе Щёлково также напоминают о Звездном городке, где находится одна из самых больших библиотек по истории космонавтики, а также центр по обучению космонавтов. Некоторые жители уверены, что эти звёзды обозначают Троицкую церковь, которая является одной из главных достопримечательностей Щёлково.
Флаг города Щёлково
Флаг городского поседения был также утвержден 11 апреля 2007 года. В тот же день он был внесён в Государственный регистр геральдики России. Сегодня это официальный опознавательно-правовой знак городского образования Щёлково, который регламентируется положением от 19 января 2011. В данном положении указываются основные положения, касающиеся порядка использования, содержания и символики.
Флаг Щелково имеют ту же авторскую группу, что и у герба, а именно:
- автор идеи – Сергей Савельев;
- доработка геральдики - Константин Моченов и Олег Агафонов;
- значение символов - Кирилл Переходенко;
- графический дизайн - Оксана Афанасьева.
Символическое значение флага
Все символы флага были сформированы в соответствии с историческими, культурными и национальными традициями края. Например, три золотые ткацкие лодочки и шёлковая лента являются прямым отображением успешной шелкоткацкой отрасли, которая известна на всю страну. Ведь первые фабрики были открыты еще в 19 веке. Ещё одним значением этого изображения является очертание буквы «Щ», первой буквы в названии города. На флаге используются серебряные и синие оттенки, несущие массу положительного. Например, синий цвет является символом благородства, честолюбия и духовного развития. Серебряный цвет олицетворяет мир, чистоту и совершенство.
Несколько значений также имеют три серебряные звезды, расположенные на флаге. Первым вариантом является обозначение широко известного Звёздного городка, где находится самое крупное в мире хранилище материалов по истории космонавтики. Второй версией считается символизм Собора Святой Троицы, храма построенного в начале 20 века в архитектурном стиле «русский модерн». Собор имеет богатую историю и весомое значение в становлении города Щёлково.
Педагог:
- Молодцы, наши упорные исследователи! Раньше историки, летописцы записывали всю информацию о происходящем или открытом вновь на бумаге, накопленные материалы архивировали, систематизировали для более быстрого поиска. В наше время к таким архивам добавились интернет-ресурсы: например, устаревшие документы хранятся с пометкой «архив». Много краеведческой информации располагается также на сайтах городов. Давайте, к примеру. Откроем сайт Щёлково. Найдём раздел «Культурное наследие» и прочитаем о Щёлковском краеведческом музее (работа в интернете, дети записывают название сайта в дневник).
Педагог: Сейчас я прошу зарисовать герб Щёлково в ваших дневниках юных краеведов, (дети рисуют).
Педагог:
- Наступило время музыкальной паузы. Предлагаю послушать гимн города Щёлково (звучит гимн, в это время на доске идёт слайд-шоу фотографий с видами Щёлковского района).
Гимн Щёлково
Стихи: И. Рудаков, Музыка: В. Комарова.
Это счастье огромное,
Это радость безмерная
Возвращаться на Родину
После дальних дорог.
Мы, конечно - же, помнили,
Как любовь свою первую,
Этот, тонущий в зелени,
Милый нам уголок.
Припев:
А вокруг земля в травах шёлковых
Красотой пьянит без вина.
Это наш с тобой город Щёлково,-
Подмосковная сторона
Мы навек с этим городом
Нитью связаны прочною:
Здесь до боли знакомы нам
Каждый кустик и дом
И счастливо, и молодо
Мы пройдемся по площади
И по улице Парковой
В наше детство войдем.
Припев.
Мимо клёнов с рябинами,
В ожидании трепетном,
Тихо спустимся к берегу нашей
Клязьмы - реки:
Может быть на тропиночке
С нашей юностью встретимся,
Всем земным испытаниям
И годам вопреки.
Припев.
Та тропинка влюблёнными
Возле речки протоптана,
Там и мы торопливые
Оставляли следы.
Помнишь ивы склонённые
Да березовых локонов
Тихий шелест доверчивый
У вечерней воды?
Припев 2 раза.
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами узнали об особенностях символов города Щёлково. Наша школа находится на территории Анискинского сельского поселения. Каждое поселение также имеет свой герб и флаг. Для тех, кому стало интересно, даю исследовательское задание: найти изображение герба села Анискино.
Закончить хочется такими строками из стихотворения Олега Алексеевича Новиченкова:
Приезжайте к нам и убедитесь
Как чудесно в этом сказочном краю!
Побродите, посмотрите и влюбитесь
В Подмосковье – Родину мою.
Всем желаю новых исследовательских находок!
Список использованной литературы/интернет-источники:
- Википедия.
- Сайт г. Щёлково.
- Учебные материалы по географии Москвы и Московской области (учебное пособие, М, 2012).
- «Душа поёт» Песни и стихи Олега Новиченкова. Щёлково, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герб. Флаг. Гимн
Материал предназначен для учеников4 классов специальной (коррекционной) школы. Ребята знакомятся с главными символами государства: с историей возникновения государственного герба, первого флага и перв...
Конспект классного часа для 5 класса школы VIII вида по теме "Герб, флаг, гимн, Конституция"
Данный классный час решает задачу формирования представлений о происхождении и назначении государственных символов и Конституции....
Тематическая игра - "Музейная мозаика", посвящённая святыням Великой России - государственным символам страны: гербу, флагу, гимну.
Тематическая игра «Музейная мозаика», посвящённая Святыням Великой России – государственным символам страны: гербу, флагу...
Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг
Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг...
Внеклассное мероприятие "Гимн, герб, флаг - символы государства"
Развернутый план внеклассного мероприятия патриотической направленности и презентация к нему....
Государственные символы России – флаг, гимн, герб
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию у детей представлений о государственных символах....
«Герб, флаг, гимн России»
«Герб, флаг, гимн России»...