Использование алгоритма на уроке литературы
методическая разработка (10 класс) на тему
Одним из наиболее важных и сложных видов работы на уроках литературы является анализ эпизода. На наш взгляд, помочь ученику в самостоятельном написании сочинения может работа по алгоритму, особенно в «слабых» и «средних» классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_algoritma.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование алгоритма при анализе эпизода.
(На примере изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза», 10 класс).
Одним из наиболее важных и сложных видов работы на уроках литературы является анализ эпизода. Он требует от ученика хорошего знания текста и свободного владения им, понимание идеи, сюжетно-композиционного построения, системы образов, авторской позиции и того, какое отражение находят все эти элементы в одном эпизоде художественного произведения.
Немалые затруднения вызывает у ученика и создание законченного, последовательного, грамотно и выразительно изложенного письменного ответа.
На наш взгляд, помочь ученику в самостоятельном написании сочинения может работа по алгоритму, особенно в «слабых» и «средних» классах. Привожу пример такой работы из собственной практики при изучении драмы А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе.
Для составления характеристики Катерины выбраны ключевые эпизоды. Работа может проводиться в группах, в парах, индивидуально в зависимости от уровня учащихся. Итогом станет написание сочинения. Большим «плюсом» такой работы становится то, что списывание из Интернета и др. источников исключается или сводится к минимуму.
Как душевное состояние Катерины передаёт трагедию «горячего сердца»?
(Анализ эпизодов пьесы А.Н. Островского «Гроза»).
I. Разговор Катерины с Кабановой-старшей (действие 1 явление 2):
1). С первого появления Катерины на сцене мы видим, каково …
2). Она выросла (в каких условиях?) … . (Какие качества характера?) … проявились в ней с детства.
3). На обидные замечания и упреки свекрови она отвечает …, но при этом сохраняет …
4). С помощью приёма антитезы Островский показывает читателю .., подчеркивает) …
5). По ответам Катерины мы понимаем, что в героине растёт (зреет) …
II. Разговор Катерины с Варварой (действие 2 явление 7):
1). Совсем по-другому Катерина чувствует себя с Варварой, которой она может …
2). Из их разговора мы узнаём о (каких интересах?), (каком свойстве её натуры?)
3). Катерина признаётся, что …, и это предвещает …
III. Монолог Катерины, сцена с ключом (действие 2 явление 10):
1). Оставшись одна в саду с ключом в руках, Катерина сначала хочет …
2). В ней борются два чувства — …
3). Но к концу монолога побеждает желание … , что ярко свидетельствует о (каком?) отношении к ( себе, вере, патриархальным устоям, нравственным принципам).
4). Талантливый драматург использует (какие предложения по цели высказывания, по интонации), чтобы подчеркнуть … в состоянии Катерины.
IV. Последнее свидание с Борисом (действие 5 явление 2, 3):
1). Последняя встреча с Борисом — яркое свидетельство …(мысли о разразившейся грозе, упомянуть разные значения этого слова).
2). Катерина прощается с Борисом, но в ней теплится надежда …
3). В просьбе Катерины не пропускать ни одного нищего, всякому подавать и молиться за её грешную душу звучит …(какое страшное решение), к которому она шла на протяжении …, так как не смогла противостоять …(цитата из ст. Добролюбова). Не смогла Катерина и …
4). Ей осталось одно — …
5). Ваше отношение к Катерине, «темному царству», к пьесе.
После проверки (это может быть конкурсное чтение своих сочинений на следующем уроке) класс обсуждает работы и выбирает лучшее, которое становится образцом для наиболее слабых учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка
Из опыта работы использование информационных технологий на уроках литературы и русского языка...
Использование ИКТ на уроках литературы.
Использование ИКТ делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную шк...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА
.Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов...
Использование алгоритмов на уроках математики при изучении темы «Производная»
Проблема формирования умения учиться затронута в работе А.К. Марковой «Актуальные проблемы педагогической психологии». Она отмечает, что основной недостаток в обучении состоит в том, что главная...
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование алгоритмов на уроках русского языка»
Использование алгоритмов при изучении орфографических тем в школе будет способствовать формированию прочных навыков в том случае, если работа по применению алгоритма правила и алгоритма действия будет...
Использование алгоритмов на уроках математики на примере алгоритма построения сечений многогранника
В статье представлен алгоритм построения сечений многогранника...