Использование алгоритма на уроке литературы
методическая разработка (10 класс) на тему

Федорова Ольга Леонидовна

Одним из наиболее важных и сложных видов работы на уроках литературы является анализ эпизода. На наш взгляд, помочь ученику в самостоятельном написании сочинения может работа по алгоритму, особенно в «слабых» и «средних» классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_algoritma.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование алгоритма при анализе эпизода.

(На примере изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза», 10 класс).

Одним из наиболее важных и сложных видов работы на уроках литературы является анализ эпизода. Он требует от ученика хорошего знания текста и свободного владения им, понимание идеи, сюжетно-композиционного построения, системы образов, авторской позиции  и того, какое отражение находят все  эти элементы  в одном эпизоде художественного произведения.

Немалые затруднения вызывает у ученика и создание  законченного, последовательного,  грамотно  и выразительно изложенного письменного ответа.

На наш взгляд, помочь ученику в самостоятельном написании сочинения может работа по алгоритму, особенно в «слабых» и «средних» классах. Привожу пример такой работы из  собственной практики при изучении драмы А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе.

Для составления характеристики Катерины выбраны ключевые эпизоды. Работа может проводиться в группах, в парах, индивидуально в зависимости от уровня учащихся. Итогом станет написание сочинения. Большим «плюсом» такой работы становится то, что списывание из Интернета и др. источников исключается или сводится к минимуму.

 

Как   душевное  состояние Катерины передаёт трагедию «горячего сердца»?

(Анализ эпизодов пьесы А.Н. Островского «Гроза»).

I. Разговор Катерины с Кабановой-старшей (действие 1 явление 2):

   1). С первого появления Катерины на сцене мы видим, каково …

   2). Она выросла (в каких условиях?) … .   (Какие качества характера?)  … проявились в ней с детства.

   3). На обидные замечания и упреки свекрови она отвечает …, но при этом сохраняет …

   4). С помощью приёма антитезы Островский показывает читателю ..,   подчеркивает) …

   5). По ответам Катерины мы понимаем, что в героине растёт (зреет) …

II. Разговор Катерины с Варварой (действие 2 явление 7):

   1). Совсем по-другому Катерина чувствует себя с Варварой, которой она может …

   2). Из их разговора мы узнаём о (каких интересах?), (каком свойстве её натуры?)

   3). Катерина признаётся, что …, и это предвещает …

III. Монолог Катерины, сцена с ключом (действие 2 явление 10):

   1). Оставшись одна  в саду с ключом в руках, Катерина сначала хочет …

   2). В ней борются два чувства — …

   3). Но к концу монолога побеждает желание … , что ярко свидетельствует о (каком?) отношении к ( себе, вере, патриархальным устоям, нравственным принципам).

   4). Талантливый драматург   использует  (какие предложения по цели высказывания, по интонации), чтобы подчеркнуть … в состоянии Катерины.

IV. Последнее свидание с Борисом (действие 5 явление 2, 3):

   1). Последняя встреча с Борисом — яркое свидетельство …(мысли о разразившейся грозе, упомянуть разные значения этого слова).

   2). Катерина прощается с Борисом, но в ней теплится надежда …

   3). В просьбе  Катерины не пропускать ни одного нищего, всякому подавать и молиться за её грешную душу звучит …(какое страшное решение), к которому она шла на протяжении …, так как не смогла противостоять …(цитата из ст. Добролюбова). Не смогла Катерина и …

   4). Ей осталось одно — …

   5). Ваше отношение к Катерине, «темному царству», к пьесе.

После проверки (это может быть конкурсное чтение своих сочинений на следующем уроке)  класс обсуждает работы и выбирает лучшее, которое становится образцом для наиболее слабых учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка

Из опыта работы использование информационных технологий на уроках литературы и русского языка...

Использование ИКТ на уроках литературы.

Использование ИКТ делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.  Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную шк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

.Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов...

Использование алгоритмов на уроках математики при изучении темы «Производная»

Проблема формирования умения учиться затронута  в работе А.К. Марковой «Актуальные проблемы педагогической психологии». Она отмечает, что основной недостаток в обучении состоит в том, что главная...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование алгоритмов на уроках русского языка»

Использование алгоритмов при изучении орфографических тем в школе будет способствовать формированию прочных навыков в том случае, если работа по применению алгоритма правила и алгоритма действия будет...