Использование ИКТ на уроках литературы.
методическая разработка (литература) по теме

Павлова Наталья Леонидовна

 

Использование ИКТ делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.  Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, выявили зависимость между способом усвоения материала и возможностью воспроизведения приобретенных знаний через какое-то время. Если материал воспринимался на слух, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании зрительного и слухового способов подачи материала запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение повышалось до 75 %.

Применение мультимедиа на уроках литературы  значительно повышает эффективность обучения.  При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий:                                                                                                                                                                                           образовательные:  - повышение качества образования учащихся  с ограниченными возможностями  в обучении литературе;

 - способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;

-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;

развивающие:

- развивать познавательную активность;

- содействовать творческому развитию каждого ученика;

воспитательные:

- способствовать воспитанию социально – активной личности.

Методы и приемы организации работы. Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, реже репродуктивный. Приемы - это познавательные акты, организуемые учителем и выполняемые учениками. Применяемые приемы – разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, решение задач, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.                       Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков.                             Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностям; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем.

Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
 Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, поместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы. Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности будет решена полностью, уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника. В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе.                                                                                                                                                        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....