Статья "Использование моделирующих упражнений на уроках экономики".
статья по теме

Горицкова Светлана Васильевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В. Горицкова

учитель экономики МОУ СОШ №10

г. Арзамаса

Использование моделирующих упражнений

на уроках экономики.

   

     В условиях развития рыночных отношений в стране потребовалась необходимость в экономической подготовке современных учеников. Экономическое образование в нашей школе необходимо для воспитания у учащихся экономической культуры, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности общества.

     Сегодняшней школе необходимо адаптироваться к постоянно изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Развитие активной самостоятельной учебной деятельности школьников на уроках экономики увязано с потребностью применять игровые формы обучения. Их использование направлено на формирование творческой личности.  Игровая модель обучения способствует прочному усвоению учащимися учебного материала, а также практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

     Деловые игры обладают рядом преимуществ:

-c их помощью легко моделировать реальные жизненные ситуации, позволяющие детям включаться в практическую деятельность организаций и фирм;                                                                                                                                              

-игровое сопровождение изучения материала способствует развитию коммуникативных навыков учащихся: общительности, коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности;

-игра позволяет поддерживать постоянно высокий интерес у учащихся к содержанию учебного предмета.

     В учебной деятельности различают следующие виды игр:  

1. ролевые игры

2. моделирующие игры

3.игры-состязания

4.игры-направляемые и творческие дискуссии.

     В практике преподавания экономики в большей степени я использую моделирующие игры.

     Моделирующее упражнение – это опыт обучения, позволяющий учащимся принять участие в деятельности, упрощенно представляющей собой процессы, происходящие в реальном обществе.

     В социально-психологическом плане моделирующие игры способствуют формированию активной жизненной позиции, учат делать выбор, принимать обоснованные решения. Основные элементы урока, построенного по принципу моделирования.

  1. Ориентация.

Введение или повторение понятий, представленных в моделирующем упражнении.

Объяснение целей моделирующего упражнения.

2.Подготовка.

Роли.

Правила.

Порядок проведения игры.

Краткий тренировочный раунд (при необходимости).

3. Проведение игры.

Проведение упражнения.

Обеспечение обратной связи во время работы учащихся.

Исправление ошибок, вызванных неправильным пониманием.

Продолжение упражнения.

4. Разбор.

Подведение итогов происходивших событий.

Обсуждение трудностей и способов их преодоления.

Анализ процесса.

Сравнение упражнения с реальной жизнью. Установление связи между упражнением и общим содержанием курса.

 Моделирующие игры могут быть представлены в двух вариантах:

1. индивидуальный – показывает возможности применения имеющихся знаний на практике;

2. групповой – требует умелого распределения ролей и организации сотрудничества внутри групп.

     Желательно, чтобы учитель прошёл специальную курсовую подготовку, что значительно облегчило бы ему работу. Мне очень повезло, я принимала участие в работе регионального семинара «Методика организации современного урока экономики» по программе Национального Совета по Экономическому Образованию США. В ходе работы этого семинара учителя имели возможность побывать в роли учеников, стать участниками деловых игр, приобретая неоценимый опыт.

     В своей педагогической деятельности я использую моделирующее упражнение как отдельный элемент урока или занимаю весь урок:

- При выведении определения «альтернативная стоимость» (6 класс).  

1. Каждый ученик должен подготовить лист бумаги. Попросите учеников нарисовать с обеих сторон 2 предмета (фрукты, товар), каждый из которых они могли бы приобрести на определённую сумму денег.

2. Попросите учеников выбрать только один товар, т.к. у них нет лишних  денег. Учащиеся аккуратно обрывают только один товар, отказываясь от другого.

3. После этого упражнения вводится понятие «альтернативная стоимость».

- При изучении новой темы «Кругооборот денег» (6 класс).

Описание игры «Путешествие Денди Доллара» по материалам Национального Совета по Экономическому Образованию США.

1.Выберите из числа учащихся 5 человек – игроков. Каждому раздайте по одной карточке.

2.Указания. Это - Денди Доллар. Карточки рассказывают историю его путешествия. Внимательно прочтите каждую карточку. Затем расположите их в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

3.Учащиеся наглядно увидят, как одна денежка переходит из одних рук в другие (6 раз) и возвращается в исходное положение. Тем самым учащиеся наблюдают кругооборот денег.

-При закреплении изученного материала «Издержки производства и прибыль» (7 класс).

Описание игры «Разработка и производство нового продукта» по материалам Национального Совета по Экономическому Образованию США.

1. Класс делится на группы по 5-6 человек, каждая из которых представляет собой отдельную фирму. Цель каждой группы – произвести продукт, который захотят приобрести другие члены фирм. Каждый работник будет иметь возможность решить, какое изобретение он хотел бы купить.  

2. У каждой группы есть пакет с ресурсами, которые могут быть использованы для изготовления своего изобретения. Ресурсы всех фирм одинаковы.

Таблица производственных затрат

          фирмы      ____________________________________________

          по изобретению    _____________________________________

1

2

3

4

Ресурс

Цена единицы ресурса

(монет)

Количество использованных единиц ресурса

Общие затраты на ресурс(столбец 2 х столбец 3 ) (монет)

Лист цветного картона

0,7

Лист цветной бумаги

0,4

Брусок пластилина

0,1

Клей

0,4

Скотч

0,5

Ножницы

1

Труд (на одного работника)

1

Арендная плата на единицу продукта

1

Затраты на изобретение (затраты на производство одной единицы)

3. В течении 15 минут фирмы изготавливают свой продукт, который будет продаваться по цене 10 монет, готовят рекламу и рассчитывают себестоимость.

Примечание. Если фирма хочет получить наибольшую прибыль, ей необходимо по возможности максимально снизить производственные  затраты, но при этом произвести привлекательный для потребителей (одноклассников) продукт.

4.Реклама и демонстрация своего изобретения. Работы прикрепляются на доску, а под ними вешается конверт для покупки понравившегося изобретения. Изобретение собственной группы покупать запрещено.

5. Каждая фирма рассчитывает прибыль. 

Расчет прибыли

фирмы     __________________________________________________

по изобретению    __________________________________________

1. Цена продажи

10 монет

2. Проданное количество

3.     Цена продажи           х            Проданное количество     =               Общая выручка

                                                  х                                                                 =

4.    Затраты на изобретение х     Проданное количество     =             Общие затраты

                                                           х                                                           =

5.     Общая выручка          -            Общие затраты              =               Прибыль/убыток

                                                     -                                                           =

6. Подведение итогов:

-после демонстрации продукта определяется лучшее изобретение;

-после расчёта прибыли выбирается фирма, получившая наибольшую прибыль.

В результате учащиеся закрепляют понятие «издержек производства», делают вывод – почему одни фирмы получают прибыль, а другие несут убытки.

Деловые игры являются обязательной составляющей в экономическом образовании и воспитании школьников. Универсальность и эффективность игровой методики обусловлена тем, что именно в игре рождается активная и самостоятельная деятельность ученика, для которого учение становится интересным и личностно значимым.

Литература.

1.Р. С. Лукьянова. Система дидактических игр и творческих учебных заданий. Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

2. Экономика в действии. Активные формы обучения. Учебное пособие. Джейн С. Лопус и Эми М. Уиллис. Пер. с англ. С. Григорьева под ред. С. Равичева. МЦЭБО. Москва, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока экономики сказка "Экономика изумрудного государства"

В презентации, в форме сказки, рассмотрены  типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная....

Применением виртуального моделирующего эксперимента на уроке "Движение в гравитационном поле Земли"

        Использование ИКТ на уроках по общеучебным дисциплинам становится нормой для каждого учителя. В практике преподавания физики особое значение преобретает виртуа...

Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)

За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai)  – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...

Презентация к уроку экономики в 6 классе "Количество денег, необходимое для экономики страны."

1.Помочь овладеть минимальными  сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, исп...

Презентация к уроку экономики в 10 классе "Главные вопросы экономики"

Презентация к уроку экономики в 10 классе "Главные вопросы экономики"...

Разработка урока экономики в 6 классе"Количество денег, необходимое для экономики страны"

Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»Дата проведения: 06.09.2017.Тип урока: комбинированныйТехнология урока: исследование. Цели урока:·...

Презентация к уроку экономики "Количество денег, необходимое экономике страны"

Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»Дата проведения: 06.09.2017.Тип урока: комбинированныйТехнология урока: исследование. Цели урока:·...